Урок окружающего мира во 2 классе "Живой уголок"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Представлен конспект урока во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа". Урок проходил в форме заседания клуба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Живой уголок» (десятое заседание клуба)
(окружающий мир, 2 класс)
Класс: 2
Предмет: Окружающий мир
Тема учебного занятия: Живой уголок (десятое заседание клуба)
Место урока в теме: заключительный урок (№44) в изучении темы «Разнообразие животных» содержательного блока «Человек и природа»
Тип урока: комбинированный
Цель: учить осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение (на примере возможных обитателей живого уголка)
Планируемый результат: в области предметных планируемых результатов обучающиеся получат возможность научиться: осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение (на примере возможных обитателей живого уголка).
Задачи урока:
- знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними;
- составление плана доклада об одном из возможных обитателей живого уголка;
- индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба;
- формирование:
- личностных УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
- познавательных УУД: - умение работать с текстом; - сравнение; - установление причинно-следственных связей.
- коммуникативных УУД: - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- регулятивных УУД: - умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; - умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Оборудование к уроку: учебники «Окружающий мир», ч.2, учебники «Русский язык», ч.2, цветные сигнальные карточки (зелёная, красная, жёлтая), карточки с дополнительным материалом об обитателях живого уголка, проектор.
Методы обучения: поисковый, частично- поисковый
Ход урока:
Этап урока, задачи в деятельности обучающихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. - Проверьте свою готовность к уроку. У вас на парте должен лежать учебник, хрестоматия, дневник, пенал, сигнальчики. Поднимите руку, кто готов. Приветствует присутствующих | УЧИТЕЛЬ ПРИВЕТСВУЕТ ДЕТЕЙ | коммуникативные УУД: - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Актуализация знаний. | -Сейчас мы с вами вспомним все, что знаем о животных. - С какой темой познакомились на прошлом уроке? - Каких животные называют домашними? (которые были одомашнены человеком и которые приносят человеку пользу) - Каких домашних животных знаете? | Фронтальный опрос | коммуникативные УУД: - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Определение темы и задач занятия Задача: индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба | - Ребята, буквально недавно я прочитывала книгу «Маленький принц» знаменитого французского писателя Антуана де Сент Экзюпери. Поэтому книгу девизом сегодняшнего урока я выбрала слова этого писателя «Мы в ответе за тех, кого приручили». - Как вы понимаете смысл этого высказывания? - Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь на уроке? - Уточните в содержании учебника тему урока. = Живой уголок - А какой уголок дома, квартиры можно назвать живым? (место, где живут живые существа) - В какой форме пройдет наш урок? (заседания клуба) -Ребята, прочитайте первое задание для членов клуба на стр. 32 в учебнике. - прочитайте 1 и 2 абзац Каких обитателей живого уголка знаем (хомяки, морские свинки, попугайчики волнистые, канарейки, рыбки и черепаха) 1 абзац -Прочитайте второй вопрос? - Что такое доклад? -Какая же цель перед нами стоит? (изучить материалы о животных живого уголка. Задачи: Найти информацию о животных живого уголка. Изучить условия их жизни, чем питаются и как за ними ухаживать.) | Дети читает задание по учебнику Второклассники предлагают записать задание на доске Обращают внимание на слово со звёздочкой: доклад*, предлагают узнать его значение в Толковом словаре (учебник «Русский язык», ч.2, стр.104), читают «вслух» значение данного слова. | коммуникативные УУД: - умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности регулятивные УУД: - умение соотносить правильность планирования с требованиями конкретной задачи познавательные УУД: - умение работать с текстом; |
Актуализация темы занятия Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними Задача: индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба | + Где будем искать информацию? ( в учебнике, хрестоматии, журнале, справочнике)
- Ответив на эти вопросы, мы сможем составить доклад о животном из живого уголка? | Читают «про себя», отвечают на вопросы Читают «про себя» 2 и 3 абзацы; Председатель с помощью карточки-подсказки задаёт вопросы: -Почему ребята содержат своих животных в помещении? -Почему члены клуба не могут выполнить просьбу маленького Коленьки выпустить всех животных из клеток? Ребята отвечают на вопросы председателя | познавательные УУД: - умение работать с текстом; регулятивные УУД: - умение соотносить правильность планирования с требованиями конкретной задачи познавательные УУД: - умение работать с текстом; - сравнение; - установление причинно-следственных связей личностные УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения |
Получение новых знаний Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними Задача: индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба | Организует работу в группах + Для работы я предлагаю вам объединиться в четыре группы. -Давайте вместе вспомним правила работы в группе. ∙ Работать должны все. ∙ Каждый может высказать своё мнение. ∙ Один говорит, остальные внимательно слушают и мысленно анализируют то, что будут говорить - Первая группа готовит доклад о канарейке. 2 группа – о морской свинке. 3 группа – о волнистом попугайчике 4 группа – о черепашке. Наблюдает за работой, при необходимости оказывает индивидуальную помощь в выборе основных моментов выступления. + Много интересного рассказала о возможных обитателях живого уголка каждая группа. Пожалуйста, оцените выступления товарищей цветными сигналами: «зелёный» - это знать необходимо «жёлтый» - не обязательные сведения «красный» - можно и не знать | Распределяют работу в группах. Председатель даёт задание каждой группе (Приложение 3) Самостоятельное чтение¸ подготовка к рассказу о прочитанном Председатель предоставляет слово каждой группе. Ребята рассказывают о том, что узнали об обитателях живого уголка После выступления каждой группы с помощью сигнальных карточек оценивают выступления товарищей цветными сигналами:
| коммуникативные УУД: - умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности регулятивные УУД: - умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи познавательные УУД: - умение работать с текстом; регулятивные УУД: - умение соотносить правильность планирования с требованиями конкретной задачи |
Закрепление полученных знаний Задача: индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними | При необходимости помогает правильно сформулировать ответ на вопрос Обобщает знания детей + Ребята, что такое, по-вашему, живой уголок? +Только ли домашних животных в нём содержат? Подводит промежуточный итог урока + Какие задания для членов клуба выполнили? Что осталось выполнить? | Председатель с помощью карточки-помощницы задаёт вопросы ребятам: - Сравните клетки хомяков и попугаев. Почему у птиц в клетках есть жёрдочки? - Зачем в аквариум помещают зелёные растения? - Что такое террариум*? Второклассники отвечают на вопросы | личностные УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения коммуникативные УУД: - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; |
Подготовка к составлению доклада Задача: составление плана доклада об одном из возможных обитателей живого уголка; Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними | + Для того, чтобы составление доклада не вызвало у вас затруднений, я предлагаю составить его план.
+ Ребята, у некоторых из вас дома есть экзотические животные. Кто хочет рассказать о своём подопечном, используя данный план? | Предлагают порядок, закрепляя на доске каждый пункт 1-2 ученика рассказывают о своих животных, остальные – слушают и анализируют выступления. (Приложение 5) | регулятивные УУД: - умение соотносить правильность планирования с требованиями конкретной задачи личностные УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения коммуникативные УУД: - умение определять способы взаимодействия; |
Закрепление изученного. Задача: | Председатель: Заседание клуба подходит к концу, вы хорошо поработали, много узнали об обитателях живого уголка, давайте проверим свои знания. Предлагаю выполнить тест. Вам надо выбрать правильный ответ и записать в “окошечко” букву правильного ответа. Тест: 1. Я устраиваюсь ловко: у меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой! л) попугай м) хомяк н) морская свинка 2.Этот обитатель живого уголка может подражать человеческой речи. н) морская свинка о) волнистый попугайчик п) хомячок 3.У какого обитателя живого уголка в клетке есть зеркальце? л) у попугаев м) у хомячков н) у морских свинок 4. Стеклянный дом, а в доме том во все концы снуют жильцы. н) клетка о) аквариум 5.Длинное ухо, комочек пуха. Прыгает ловко, любит морковку. д) кролик ж) хомяк з) попугай 6. Морских свинок так назвали х) потому, что они хорошо плавают ц) потому, что их привезли из-за моря 7. Угадай, чьё это “меню”: овёс, семечки, сыр, постное мясо, капуста, морковь, варёные яйца. ш) кролика щ) попугайчика ы) хомячка 7 – «5» 6-5 – «4» 4-3 – «3» | Дети на листочках пишут правильные ответы. Затем взаимопроверка в парах и оценивание Оценивание в парах. | коммуникативные УУД: умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности личностные УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция; |
Домашнее задание Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними | + Ребята, я предлагаю желающим подготовить доклад о своём домашнем питомце к следующему уроку. Какое ещё задание вам захотелось выполнить дома? | Предлагают и записывают варианты домашнего задания: - нарисовать своего домашнего питомца; -подготовить сообщения о других обитателях живых уголков; -сделать плакат с фотографиями домашних любимцев; -найти интересные сведения о животных живого уголка - выполнить задания в Тетради для самостоятельной работы | коммуникативные УУД: умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Итог урока, рефлексия Задача: индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба | + Ребята, какие задания клуба нам удалось сегодня выполнить? + Оцените пользу нашей работы с помощью сигнальной карточки: «зелёной» - эти знания мне нужны «жёлтый» - возможно, когда-нибудь, эти знания мне пригодятся «красный» - эти знания мне не нужны + Спасибо за работу всем членам нашего заседания. + Всегда были и есть люди, которые любят животных. Многие заводят домашних питомцев по своему желанию или по просьбе детей. Хочется, чтобы, приняв сегодня такое решение, не пришлось завтра об этом жалеть и тяготиться. Слушайте свое сердце и не забывайте известную, но очень важную истину: «Мы в ответе за тех, кого мы приручили» | Называют выполненные задания Оценивают пользу полученных знаний Слушают оценку председателя Слушают | регулятивные УУД: - умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; - умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи коммуникативные УУД: - умение определять способы взаимодействия; личностные УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения |
Приложение 1 (задание для членов клуба)
- Познакомиться с возможными обитателями живого уголка.
- Составить план доклад об одном из возможных обитателей живого уголка;
Задание для группы №1:
Прочитать и подготовить рассказ о содержании морских свинок и хомячков (стр. 33 в учебнике), дополнительно – на карточках, при возможности, с использованием сети Интернет (по ссылкам)*.
О хомячках: Хомяки – настоящие артисты. И в мультфильмах они главные герои, и в рекламе снимаются. Они очень любят двигаться. Эти малыши, весом всего лишь в 100 граммов, обожают карабкаться по туннелям, крутиться в колесе или просто смешно бегать. Они запросто за раз могут пробежать шесть километров в том же колесе. А может они просто надеются куда-нибудь добежать? Ведь время от времени они останавливаются, выпрыгивают из колеса, осматриваются… и бегут дальше.
Домашние хомяки очень отличаются от тех, кто живет в дикой природе. Те целый день заняты, чем бы набить свое брюшко. Они очень любят зернышки пшеницы и тем самым наносят серьезный вред сельскому хозяйству. Даже само слово «хомяк» - означает «враг, который нагибает стебли к земле».
О морских свинках: Морская свинка была привезена в Россию из-за моря, из-за чего первоначально и называлась "заморская". Впоследствии же слово "заморская" изменилось в "морская".
Морская свинка не имеет никакого отношения и к свиньям. Мнения, почему животные получили такое название, расходятся. Одни источники утверждают, что свинки были так названы из-за строения головы зверьков. Другие объясняют это тем, что звуки, издаваемые свинками, похожи на похрюкивание и повизгивание свиней.
Морские свинки - самые большие домашние грызуны. Морским свинкам необходима большая клетка. Животных необходимо регулярно выпускать на волю, чтобы они могли размяться и порезвиться. Этим животным нужно уделять как можно больше внимания.
Это одомашненный грызун семейства свинковые, Животное представляет собой небольшого, обычно до полутора килограммов, упитанного зверька с висячими ушами, выпуклыми большими глазками и широкой мордочкой. Размеры: длина туловища – 25 – 35 см; вес – от 700 до 1500 гр. Зверек нуждается в просторной клетке или террариуме. Минимальные размера пола клетки для содержания одной особи составляют 30×60 см. В клетке обязательно Должно быть кормушка и поилка, сено. Наполнитель, и камень для стачивания зубов.
Основным продуктом питания травоядных морских свинок является сено и растения (одуванчик, клевер, крапиву). В их ежедневном меню также обязательно должны присутствовать сырые овощи. (тыква, кабачок, морковь, огурец, свекла, помидор, сельдерей, капуста); свежие ягоды и фрукты (яблоко, банан, груша, вишня, клубника). Легкую уборку клетки проводят раз в три-четыре дня, а генеральную – раз в месяц;
О хомячках: http://www.filipoc.ru/interesting/homyaki-v-prirode
О морских свинках: http://www.zooclub.ru/faq/show.php?id=3235
Задание для группы №2:
Прочитать и подготовить рассказ о содержании канареек и попугайчиков (стр. 33-34 в учебнике), дополнительно – на карточке, при возможности, с использованием сети Интернет (по ссылкам)*.
О канарейках: Как нам уже подсказывает название «канарейка» — её родиной являются Канарские острова. У каждого пернатого питомца должна быть удобная клетка, оборудованная всем необходимым: кормушками, поилкой, жердочками. Клетку лучше поставить около стены, находящейся напротив окна. Стена подарит канарейке чувство защищенности, а окно – много солнечного света, Чтобы канарейка хорошо себя чувствовала в вашем доме, поддерживайте для нее температуру в 18-22 градуса . Основной пищей канареек являются смеси, состоящие из овса, проса, конопляного и канареечного семени и других зерен и семян. В клетку нужно повесить специальный точильный камень и жёрдочки с корой чтобы точить когти. Еще можно ставить купальню, чтобы канарейка купалась. Вода должна быть комнатной температуры.
В кустарниках и деревьях строят они свои гнёзда, в которых выводят и выращивают своих птенцов. Чаще всего у них появляются 4-5 птенцов и важной задачей для родителей является добыча корма для всей семьи.
Как попали предки наших пернатых друзей в наши края? Причина — в их прекрасном пении. Испанские мореплаватели сразу обратили своё внимание на красивое пение канареек и уже в 1450 году начали привозить их с собой в Испанию, где и продавали их.
О попугаях: На самом деле попугаев очень много, более 350 видов. Самый большой попугай – амазонский. Его рост – метр. Самый маленький попугайчик в мире - размером всего 9 см (это меньше 2 спичечных коробков), а уж масса его и вовсе 11 с половиной граммов.
Теперь расскажем про клюв. Самый гигантский клюв в мире десяти сантиметров в длину! И принадлежит он черному какаду. Своим клювом, словно кусачками, какаду может переламывать многие твердые предметы. И не всегда это палки. Поэтому теперь задумайтесь, а нужно ли совать палец в клетку к незнакомому попугаю?
О канарейках: http://canaria.msk.ru/detyam/o-kanarejkax-detyam.html
О попугаях: http://popugai.info/13-interesnyx-faktov-pro-popugaev/
Задание для группы №3:
Прочитать и подготовить рассказ о содержании черепах и рыбок (стр. 34 в учебнике), дополнительно – на карточке, при возможности, с использованием сети Интернет (по ссылкам)*.
О черепахах: Черепахи – долгожители: могут жить более 100 лет. О возрасте черепах могут рассказать кольца, которые появляются ежегодно на щитках, из которых состоит панцирь. Черепах можно встретить на всех материках, кроме Антарктиды.
Общаясь с людьми, черепахи запоминают их лица. Вытягивание шеи, внимательное слушание – реакция черепахи на ласковую речь. На грубую речь реакция другая – черепаха прячется в панцирь.
Морские черепашки требуют наличие воды и суши. Поэтому первым делом приобретают аквариум по объёму не меньше 150 литров. В аквариум помещают островок суши, он продаётся в специализированном магазине. Питомец будет периодически выползать и греться под установленной лампой. В аквариум помещают островок суши, он продаётся в специализированном магазине. Питомец будет периодически выползать и греться под установленной лампой. Рацион морской черепашки разнообразный: искусственный корм;рыба; корм для рыбок; насекомые; растения для аквариума. В рационе водяных черепах обязательно должно быть постное мясо (говядина, курица, индейка) и измельченные овощи. Воду нужно менять раз в неделю. На дно аквариума надо положить гальку. Для поддержания нужной температуры аквариум оборудуют лампой накаливания.
Об аквариумных рыбках: Где живут рыбы? В морях, озёрах, реках. Но есть рыбы, которые живут у нас дома - в аквариуме. Поэтому их так и называют - аквариумные рыбы. И видов этих рыб сегодня насчитывается очень много.
Самые обычные аквариумные рыбки - гуппи - бывают различной окраски, от серебристо - серой до золотисто - оранжевой, голубой, зеленой, разноцветной.
О черепахах: http://dikiymir.ru/interesniefaktiozivotnix/165-interesno-o-cherepaxax.html
Об аквариумных рыбках: http://www.chudesnayastrana.ru/domashnie-jivotnie-ribki.htm
Приложение 4 (План доклада)
- Название животного, его кличка
- Содержание животного и уход за ним
- Особенности животного
- Для чего вы держите это животное*
Приложение 5 (примерные выступления учеников)
Выступление Димы М.: «У нас дома есть хомячок Хомка. Он живёт в клетке, там ему безопасно. В клетке есть домик-коробка, в которой Хомка прячется, когда спит. На дне коробки опилки. Я меняю их каждый день. Звёрёк любит есть семечки, варёные овощи. Я ставлю ему маленькую ванночку с водой. Хомка не любит, когда его берут на руки – он хочет сразу убежать. Этого зверька мне подарили на День рождения, я люблю смотреть на него и ухаживать за ним».
Выступление Димы Н.: «У нас в хлеву живёт ослик Яшка. Мы купили его в Ярославском зоопарке. Яшка любит есть сено, овёс, хлеб и сахар. Я часто кормлю его. Яшка добрый, на него часто приходят посмотреть другие ребята. Летом мы бегаем с ним по лужайке, катаемся на нём».
О птицах Попугайчики – очень красивые птицы. Они легко переносят неволю и живут в клетке по нескольку десятков лет. Всего известно более 300 видов попугаев. Попугаи общаются резкими, громкими криками или нежным щебетанием. Но они могут научиться подражать человеческой речи, повторяя отдельные слова или целые фразы. Попугаи любознательны, сообразительны, хорошо приручаются. Основное питание – просо с примесью канареечной смеси и небольшого количества овса. Попугайчики любят булочку, смоченную в воде или молоке, яблоки, тертую морковь и белокочанную капусту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "Живой уголок класса"
урок окружающего мира в 4 классе. Содержит материал о растениях и животных, которые содержаться в классе....
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
презентация к уроку окружающего мира во 2 классе "Живой уголок. Аквариумные рыбки"
Презентация познакомит с аквариумными рыбками....
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Тест по окружающему миру, тема "Живой уголок". УМК "Перспектива". 1 класс.
Вопросы по теме урока....
Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс
Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...
Технологическая карта урока окружающего мира «Родной дом – уголок Отчизны» (3 класс УМК: "Перспектива")
Тема урока «Родной дом – уголок Отчизны»Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель урока: формирование у обучающихся представления о ценности родного дома.Задачи урока...