Исследовательская работа:"Спорт? Игра? Наука? Что такое шахматы?"
проект по окружающему миру (1 класс)

Костылева Елена Николаевна

И в далекие времена и в современном мире шахматы были и остаются популярными и известными, привлекают к себе внимание и детей и взрослых. Они продаются в магазине игрушек, в сувенирных магазинах, в магазинах спортивных товаров. Люди по всему миру, независимо от расы, национальности, возраста играют в шахматы, дарят их друг другу. И даже в нашем современном мире, где много компьютеров и техники не пропадает интерес к шахматам. Есть компьютерные шахматные игры, люди научили играть в шахматы даже роботов. Мне стало интересно, почему интерес к шахматам не пропадает на протяжении многих веков, что же такое шахматы?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №4 Ворошиловского района Волгограда»

«СПОРТ? ИГРА? НАУКА?

ЧТО ТАКОЕ ШАХМАТЫ?»

                                                  Работа выполнена:  

                                                    Курин Исай Ильич,

                                                  ученик 1-г класса

                                            Руководитель:

                                                                    Костылева Елена Николаевна

                                                               учитель начальных классов

Волгоград

2018-2019 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Глава 1.  История шахмат

4

1.1 Кто придумал шахматы

4

1.2 Чемпионы по шахматам

4

Глава 2. Рассуждаем вместе

5

2.1. Что знают мои сверстники о шахматах?

5

2.2. Интервью с тренером

7

Глава 3. Делаем выводы и отвечаем на вопрос: «Шахматы это спорт, наука игра или наука?»

9

3.1. Шахматы спорт?

9

3.2. Шахматы игра?

9

3.3. Шахматы наука?

9

3.4. Неожиданно! Шахматы искусство?

9

Заключение

10

Список источников и литературы

11

Приложение 1

12

     

ВВЕДЕНИЕ

Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни играл в шахматы. Ну если не играл, то слышал о шахматах точно.

Я занимаюсь шахматами недавно, всего полгода, но за это время я очень увлекся этой игрой. Мне нравится ходить на занятия по шахматам, играть дома с родителями, играть с друзьями. Даже когда я еду в путешествие, то всегда беру с собой шахматы. У меня есть маленькая доска с магнитными фигурами, специально предназначенная для поездок. И где бы я ни был, куда бы ни поехал, везде знают эту игру и знают основные правила этой игры. Ее знают и взрослые и дети.

И в далекие времена и в современном мире шахматы были и остаются популярными и известными, привлекают к себе внимание и детей и взрослых. Они продаются в магазине игрушек, в сувенирных магазинах, в магазинах спортивных товаров. Люди по всему миру, независимо от расы, национальности, возраста играют в шахматы, дарят их друг другу. И даже в нашем современном мире, где много компьютеров и техники не пропадает интерес к шахматам. Есть компьютерные шахматные игры, люди научили играть в шахматы даже роботов. Мне стало интересно, почему интерес к шахматам не пропадает на протяжении многих веков, что же такое шахматы?

Цель моего исследования:

постараться узнать ответ на вопрос «Что такое шахматы – спорт, игра или наука?.

Цель исследования определила следующие задачи:

- изучить и проанализировать в литературе информацию о шахматах;

- провести анкетирование и опросы среди моих сверстников, а также узнать мнение профессионалов;

- сделать выводы и постараться дать ответ на вопрос: «Что такое шахматы?»

Объект исследования: шахматы.

Предмет исследования: значение шахмат.

Я использовал следующие методы исследования:

- теоретические: изучение литературы, сравнительный анализ информации;

- практические: анкетирование, опрос, интервьюирование.

Гипотеза исследования: шахматы - это спорт, наука, игра.

В своей работе я изучил историю возникновения и развития шахмат, узнал почему они стали и остаются популярными.

Глава 1.

История шахмат

  1.  Кто придумал шахматы

Игру в шахматы придумали много веков назад в Индии. Но эта игра не была такой, какой мы видим ее сейчас. Сначала она называлась Чатуранга. Переводится как «четыре подразделения войска». В этой игре была квадратная игровая доска 8х8 клеток, 16 фигур и 16 пешек. Фигуры были четырех цветов: черные, зеленые, желтые и красные. Играли в нее четыре игрока сразу. У каждого игрока было по четыре фигуры – колесница (ладья), конь, слон, король и по четыре пешки. Игрок не сам решал, какой фигурой ему ходить. Он бросал кости и они определяли, какой фигурой ходить игроку. Для того чтобы выиграть, надо было уничтожить все войско противников.

Постепенно игра в шахматы распространялась по всему миру. В 7 веке игра пришла в Персию. Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили «Шах» (это по-персидски «король») и «Мат» (это по-персидски «конец»). Она была очень популярной игрой в королевских дворах.

Церковь запрещала игру в шахматы, т.к. считалось, что это азартная ирга.  И тогда в 1125 году была придумана складная шахматная доска. Один изобретательный священник просто складывал доску пополам, чтобы она казалась похожей на лежащие друг на друге книги. Шахматы были очень популярной игрой в королевских дворах. Русские цари и их придворные умели и играли в шахматы.

С 16 века стали появляться шахматные клубы. Сначала игра в шахматы не предполагала наличие часов. Игроки могли играть несколько дней подряд до изнеможения. Однажды во время турнира по шахматам бой не закончился, потому-то в итоге игроки уснули. Поэтому в 19 веке появились первые шахматные часы.

     

1.2 Чемпионы по шахматам

Международные турниры по шахматам начали проводиться в 19 веке. На первом турнире, который проходил в Лондоне, победителем стал Адольф Андерсен. Именно его называли первым шахматным королем на протяжении многих лет. На некоторое время корону у него отнял Пол Морфии, который выиграл матч у Андерсена в 1858 году, но «корона» чемпиона находилась у него только один год. В 1959 году Андерсен вновь стал первым.

Первым официальным чемпионом мира по шахматам был Вильгельм Стейниц. Он сразился с Андерсеном и выиграл.

Вторым чемпионом стал Эммануил Ласкер. Он был ученым, доктором математики и философии.

Третьим чемпионом мира был Хосе Рауль Капабланка. Его назвали «шахматной машиной".

Среди чемпионов по шахматам были и журналисты, и философы, и математики, и юристы.

Самым юным чемпионом по шахматам является Руслан Пономарев, который стал чемпионом в 2002 году.

Действующим чемпионом мира с 2013 года является Магнус Карлсен. Играть в шахматы его научил отец, когда Мангусу было пять лет. Когда ему было восемь, он стал заниматься шахматами серьезно, читал много книг на эту тему и занимался по  2-3 часа каждый день.

Глава 2.

Рассуждаем вместе

2.1 Что знают мои сверстники о шахматах

Среди всех моих соперников, с которыми у меня были матчи, нет единого мнения о том, что же такое шахматы. Кто-то считает, что это увлекательная настольная игра, кто-то говорит, что это спорт, который требует тренировок, кто-то утверждает, что это целая наука. И я решил подробно разобраться в этом вопросе. Что же такое шахматы – спорт, наука, или игра?

Чтобы информации было  больше, я решил провести опрос среди своих одноклассников и ребят, которые занимаются со мной в шахматной школе.

Получилось две группы: те, кто занимается шахматами, регулярно посещают занятия в шахматной школе (назовем их «профессионалами» ) и любители, т.е те кто знает что есть игра шахматы, знает правила, но играет в них редко. Анкеты для любителей и профессионалов я решил сделать немного разными. Любителей я попросил высказать мнение о том, что они думают об игре шахматы: это спорт, наука, или игра, и почему они так считают. А профессионалов я попросил добавить еще и определение шахмат, по их мнению, если бы они были автором энциклопедии. И вот что у меня получилось:

Среди учащихся 1 «г» класса я провел анкетирование по следующим вопросам:

1.Знаешь ли ты игру «Шахматы»?

2. Умеешь ли ты играть в шахматы?

3.Что развивает игра в шахматы?

4.Как ты считаешь шахматы это спорт, игра или наука? Почему ты так считаешь?

Было опрошено 30 учащихся.

Результаты оказались следующие:

Игру  «Шахматы» знают – 100%.

Умеют играть в шахматы – 80%.

На вопрос: «Что развивает игра в шахматы?» были получены следующие ответы:

Ум, мышление, память – 80%

Моторику, внимательность – 10%

зрение – 10%

На вопрос: «Как ты считаешь шахматы это спорт, игра или наука?» я получил вот такие результаты:

Считают, что шахматы – это спорт -  30 %

Считают, что шахматы – это игра – 60%

Считают что шахматы это наука – 10%

После анкетирования ребят я сделал следующий вывод: большинство учащихся моего класса знают правила и умеют играть в шахматы. Но мнение о том, что такое шахматы, разделилось. Большинство считают шахматы игрой, однако есть и те, кто считает, что шахматы - это спорт и наука.

Среди учащихся младшей группы шахматной школы я провел анкетирование по следующим вопросам:

1.Как долго ты занимаешься шахматами?

2. Что развивает игра в шахматы?  

3.Как ты считаешь шахматы это спорт, игра или наука? Почему ты так считаешь?

4. Если бы тебя попросили дать характеристику шахмат для энциклопедии, что бы ты предложил?

Было опрошено 16 учащихся.

Результаты оказались следующие:

Менее одного года занимаются шахматами  – 75%.

Более одного года занимаются шахматами – 25%

На вопрос: «Что развивает игра в шахматы?» были получены следующие ответы:

Ум, логическое мышление, память, внимательность – 87,5%

терпение – 12,5%

На вопрос: «Как ты считаешь шахматы это спорт, игра или наука?» я получил вот такие результаты:

Считают, что шахматы – это и спорт и игра -  18,75 %

Считают, что шахматы – спорт, игра и наука  – 81,5%

В ответе на четвертый вопрос анкеты ребята ответили, что шахматы - это очень интересная настольная игра, которая развивает умственные способности человека, помогает мыслить логически, шахматы являются сложным и тяжелым видом спорта, шахматы - это наука, очень близкая к математике.

Вывод: большинство ребят, занимающихся шахматами постоянно, уверены, что шахматы можно назвать и спортом. и игрой, и наукой, потому что они сочетают в себе характеристики трех этих понятий.

2.2 Интервью с тренером.

На данном этапе исследования я попытался выяснить суть вопроса у профессионального шахматиста. Для этого я взял интервью у своего тренера, участника чемпионата мира, Европы, призёра ЮФО, чемпиона Волгоградской области Любименко Григория Геннадьевича.

 Он подробно объяснил мне свое мнение по каждому пункту:

«Шахматы появились как игра много столетий назад и до сих пор ею и являются. Люди развлекаются, получают удовольствие от игры в шахматы. С появлением компьютеров многие игры начали забываться, а шахматы только приобрели больше. Сейчас у нас есть возможность играть в шахматы не только с друзьями, которые находятся рядом, но и с людьми со всего мира. Мы можем, не выходя из дома, найти себе новых сильных интересных соперников из любой точки мира, проводить он-лайн матчи.

Профессионалы, конечно же, считают шахматы спортом. Кажущийся на первый взгляд легким, похожим на игру, на самом деле это один из сложнейших видов спорта, высоких результатов в котором добиваются единицы. Люди обычно сомневаются, правильно ли называть шахматы спортом. Думают, что раз при игре в шахматы нет состязания мышц и мускулов, то как тогда их можно называть спортом. Но задумайтесь: игра в шахматы требует больших затрат энергии, человек должен быть физически подготовлен. На тренировках некоторые спортсмены проводят много часов подряд. При игре в шахматы мы стремимся быть первыми, соперничаем с противником. Профессиональные игроки должны соблюдать режим, чтобы быть в форме. Шахматы официально признаны видом спорта.

Шахматы можно косвенно отнести к науке. Так как шахматы сами по себе ничего не изучают и не доказывают, в отличие от других наук. Однако шахматы тесно связаны с такой наукой как математика. В процессе игры важно просчитать варианты развития игры на несколько ходов вперед, выбрать подходящий ход и комбинацию. На тренировках шахматисты решают много задач. Известно, что человек, который играет в шахматы, всегда будет успешен в математике, т.к. мышление при игре в шахматы и при решении математических задач очень  похоже»

Его ответ окончательно подвел меня к мысли, что шахматы это и спорт, и игра, и наука.

Но дальше случилось неожиданное. Я был очень удивлен, что при рассказе о шахматах он упомянул  слово искусство. Раньше я думал, что к слову искусство можно отнести картины, поделки, танец, пение, но шахматы никак не ассоциировались у меня со словом искусство.

Однако, Григорий Геннадьевич сказал следующее:

«Шахматы, безусловно, спорт, а из всех ранее перечисленных характеристик, шахматы более всего приближены к искусству. Давай порассуждаем. Если перед двумя художниками поставить натюрморт и попросить его нарисовать, то получатся совершенно разные картины. Если двух музыкантов попросить исполнить одно и тоже произведение, то звучание и темп будет немного разным. Никогда не получится двух идеально равных произведений. Так и в шахматах. Если две пары соперников будут играть одновременно партии, у них никогда не получится одинаковой. Каждая партия всегда индивидуальна и неповторима, так же как и картины, танцы, литературные произведения. На уроках мы часто решаем задачи – шахматные композиции, так вот, люди которые составляют эти композиции, тоже занимаются своего рода искусством. Они творят, сочиняют, придумывают»

Теперь вспоминаю, что часто слышал: «Это была красивая партия, необычная партия, классическая игра» Все эти понятия также применимы к произведениям искусства!

И я задумался, может, шахматы - это еще и искусство?

И действительно, мыслить правильно, четко, не торопясь, опережая противника на несколько ходов, предугадывать его игру, наверное, это можно назвать искусством мысли. Но шахматы еще и вдохновляют! Сколько много видов фигур и шахматных досок в мире: деревянные, стеклянные, металлические, ледяные, в виде фигур людей, вооруженного войска, классические, в виде домов, цветов и т.д. Встречаются даже шахматные парки и дома, архитектурные формы в виде шахмат. Люди стремятся создать самые большие и самые маленькие шахматы. Написано много стихов про шахматы, литературных произведений, сказок. Дети наряжаются шахматными фигурами на новый год. Люди делают произведения искусства на тему шахмат, применяют шахматную тему в интерьерах домов.

Глава 3.

Делаем выводы и отвечаем на вопрос: «Шахматы это спорт,  игра или наука?»

3.1 Шахматы - спорт?

Шахматы это очень сложный, официально признанный вид спорта, который требует не только наличие отличной физической формы,но и интеллектуальных способностей, тренированности ума

3.2 Шахматы - игра?

Шахматы очень интересная, популярная во всем мире игра, не зависимо от возраста и национальности.

3.3 Шахматы - наука?

Для победы в шахматах требуется точность, расчетливость и внимательность. Те же характеристики необходимы для изучения наук. Думаю, шахматы можно назвать наукой, которая развивает ум человечества.

3.4. Неожиданно! Шахматы - искусство?

Шахматы очень необычное искусство. Искусство мысли, искусство противостояния, искусство интеллектуальной борьбы.

Вывод:

Шахматы, безусловно, являются очень увлекательной игрой, тяжелым видом спорта, занимательной наукой и необычным видом искусства.

Заключение

В заключении я хотел бы призвать всех начать играть в шахматы. Они сделают вас умнее, смелее, успешнее.

Если ты имеешь цель и будешь стремиться к ее достижению, тренируясь, совершенствуясь, стараясь как в СПОРТЕ, то ты обязательно добьешься своей цели.

Добиваясь цели, надо рассчитывать только на свои силы, с уважением относиться к соперникам, если придется то и уметь достойно проигрывать, как бы сложно ни было, как в честной ИГРЕ.

Не стоит зря тратить время на бесполезные дела и не нужные действия, надо опираться на классические правила, но и постоянно совершенствоваться, как в НАУКЕ. Ведь за потраченное время так много можно сделать

Не надо бояться быть не похожим на других. Относись к поставленным, даже самым обычным делам и задачам творчески, как в ИСКУССТВЕ, и тогда своей индивидуальностью и  необычным  подходом к делу, которое ты делаешь, сможешь добиться самых высоких целей.

Шахматы учат нас верить в свои силы, стараться преодолевать препятствия и добиваться успеха.

 

Список литературы:

1. Зак В., Длуголенский Я.  Я играю в шахматы. – Ленинград. Детская литература 1985

2. Линдер И. Ваша любимая игра? Шахматы. – М.:Изд-во «Знание», 1962

3. Петрушина Н. Шахматный учебник для детей. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2015

4. Джон Сондерс Шахматы. История, правила, навки и тактики М.: Изд-во «Эксмо» 2015г.

4. Интернет-ресурсы

Приложение 1

Анкета для учащихся 1-г класса МОУ гимназии №4

Ворошиловского района г. Волгограда

Дата проведения анкетирования: 12.02.2019г.

Фамилия, имя:_____________________

Вопросы:

1.Знаешь ли ты игру «Шахматы»?  

2. Умеешь ли ты играть в «Шахматы»?

3.Что развивает игра в шахматы?

4. Как ты считаешь, шахматы это спорт, ирга или наука? Почему ты так считаешь?

Анкета для учащихся младшей группы МУ ДО ДЮСШ №20

Ворошиловского района г. Волгограда

Дата проведения анкетирования: 12.02.2019г.

Фамилия, имя:_____________________

Вопросы:

1.Как долго ты занимаешься шахматами?

2.Что развивает игра в шахматы?

3. Как ты считаешь, шахматы это спорт, ирга или наука? Почему ты так считаешь?

4. Если бы тебя попросили дать характеристику шахмат для энциклопедии, что бы ты предложил?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Такая ли замечательная белка"

Белка — это, пожалуй, самый грациозный и подвижный обитатель леса. Она совершенно не боится человека и легко приручается. Но приручением увлекаться не стоит. Белка - лесной зверек и место ее в лесу....

Проектно-исследовательская работа "Такая обычная пластиковая бутылка"

В данной работе проведено исследование о пользе и вреде пластиковой бутылки, приведены примеры вторичного использования пластика....

Исследовательская работа "Что такое счастье?" Автор Акбашев Альберт

В ходе  своего исследования я очень многое узнал и переосмыслил. Оказывается,  чтобы быть счастливым не обязательно  иметь  компьютер, канал Дисней и сладости, счастье порой ...

Исследовательская работа "Что такое витамины?"

Весной, когда природа просыпается от зимней спячки, а солнышко с каждым днем дает нам все больше тепла, многие из детей, как ни странно, вместо того, чтобы радоваться пробуждению природы, испытывают о...

Исследовательская работа "Когда они были такими как я..."

Работа ученицы 1 класса Кириличевой Вероники. Собрать как можно больше интересного материала о школьных годах родителей и рассказать ребятам, какими были родители в 1 классе. Рекомендовать детям узнат...

Проектно-исследовательская работа "Что такое Бенилюкс?"

Проектно-исследовательская работа для 3 класса по теме "Что такое Бенилюкс?"...