Окружающий мир "Разнообразие облаков"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Тема урока: Небесные странники (Разнообразие облаков)

Тип урока: «открытие нового знания»

Цель: создать условие для формирования представлений об облаках и их разнообразии.

Задачи:

Образовательные: сформировать представления о кучевых, слоистых и перистых облаках и о содержании этих облаков.

Развивающие:  развивать  внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы; развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;  словарный запас.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к природе; желание учиться и делать открытия.

Планируемый результат

Предметный: уточнить и расширить представления учащихся о тучах и облаках, о круговороте воды в природе; развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов, учить описанию природных объектов; научить различать виды облаков.

Личностные УУД: формировать представление о едином, целостном образе мира; формировать воображение и чувство прекрасного; развивать познавательный интерес, учебные мотивы; формировать стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений, положительное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные УУД:  развивать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; формировать умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, различных позиций, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение работать в парах  и сохранять дружеские отношения.

Познавательные УУД: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать; формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); учить формулировать проблему, определять тему урока и учить решать поставленную проблему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kryshkova_l.s.oblaka_2_klass.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Крышкова Л.С., учитель начальных классов ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования» Урок окружающего мира  во 2 классе.

Тема урока: Небесные странники (Разнообразие облаков)

Тип урока: «открытие нового знания»

Цель: создать условие для формирования представлений об облаках и их разнообразии.

Задачи: 

Образовательные: сформировать представления о кучевых, слоистых и перистых облаках и о содержании этих облаков.

Развивающие:  развивать  внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы; развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;  словарный запас.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к природе; желание учиться и делать открытия.

Планируемый результат

Предметный: уточнить и расширить представления учащихся о тучах и облаках, о круговороте воды в природе; развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов, учить описанию природных объектов; научить различать виды облаков.

Личностные УУД: формировать представление о едином, целостном образе мира; формировать воображение и чувство прекрасного; развивать познавательный интерес, учебные мотивы; формировать стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений, положительное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные УУД:  развивать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; формировать умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, различных позиций, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение работать в парах  и сохранять дружеские отношения.

Познавательные УУД: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать; формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); учить формулировать проблему, определять тему урока и учить решать поставленную проблему.

Межпредметные связи: Литература, технология

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: учебник, интерактивная доска, презентация, словари, материалы для опыта, фильм про облака, фишки.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

- Прозвенел уже звонок.                                                                                                                                                                              Начинаем наш урок.                                                                                                                                                                    - Сегодня  на уроке у нас гости, а гости это всегда радость и хорошее настроение. Поприветствуем наших гостей улыбкой.    Я предлагаю начать нашу работу с пожелания удач друг другу.                                                                                                                                                                              Я желаю тебе  сегодня удач!                                                                                                                                                                                  Ты желаешь мне сегодня удач.                                                                                                                                                            Мы желаем друг другу удач.                                                                                                                                            Если тебе будет трудно, я тебе помогу.                                                                                                                - Спасибо, присядьте тихонечко за парты.

Приветствие учащихся. Эмоционально- положительный настрой на урок, создание ситуации доверия.

Личностные: формировать, положительное отношение к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и подведение к целеполаганию

- Сегодня нам с вами предстоит сделать очередное, очень интересное открытие.  Чтобы понять, о чем пойдет речь, давайте обратимся к теме урока  и попробуем поразмышлять, о чем мы будем говорить.  

Для начала выясним, кто такие странники?

Как их можно назвать по-другому?

Где путешествуют наши странники?

Почему вы так решили?  

Теперь давайте попробуем предположить, о каких небесных странниках именно на уроке окружающего мира  пойдет речь.                                                                   А вот подтвердить  или опровергнуть наши предположения нам помогут загадки, отгадки на которые вы будете находить, работая в паре. Сначала вместе с соседом по парте внимательно  прочитаете загадку, затем выслушиваете мнения друг друга, запишите рядом  с загадкой отгадку   и просигнализируете о готовности.     (зачитывается 3 загадки)                                                                                                             Какую учебную задачу перед  собой поставим? Учитель фиксирует на доске  Что такое облака?

        

Читают название темы с доски

(слайд)

путешественники

по небу

т.к. небесные

Работа в парах

Учащиеся формулируют тему урока. 

- Узнать, что такое   облака.

Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы.                             Регулятивные: формировать умение взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные: развивать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать.    Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга; чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение работать в паре  и сохранять дружеские отношения.

3. Целеполагание и фиксация затруднения

 знаний

 

 

 

 

 

 

4. Планирование выхода из затруднения.

Я нашла в интернете красивые фотографии  облаков и хочу поделиться с вами. ( Показ слайдов)                                                                                                                                                                                            - Облака, пожалуй, самое замечательное и удивительное красивое явление, которое  придумала природа. К ним нельзя прикоснуться, но можно бесконечно долго наблюдать за ними, любоваться ими.                                                                                                     Облака, облака                         (слайд)                                                                                                  Пышные, белые.                                                                                                                 Расскажите облака,                                                                                                                                   Из чего вы сделаны?                                                                                                                       Ребята, а может быть кто-то уже знает ответ на этот вопрос?  Или попробует предположить?

Скажите, пожалуйста, глядя на облака, на какие вопросы вы бы хотели получить ответ? Что бы хотели      

                                                                                                      узнать? (вопросы фиксируются на учебной лесенке)

Сегодня мы будем не просто исследователями, а даже наверно чуть-чуть и учеными,  и попытаемся открыть тайну  появления облаков.

 Закройте глазки  и представьте, что на целый урок мы стали самыми настоящими учеными- исследователями, а наш класс превратился в научно- исследовательскую  лабораторию. (На столах детей появляются шапочки ученых, на столе учителя пробирки, колбы и т д)

Дети просматривают видеоролик

.

 

 

 

 

 

 

 Как образуются?

Какие бывают облака?

 

дети одевают шапочки

Регулятивные: формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Познавательные: формировать умение формулировать проблему, определять тему урока и решать поставленную проблему.

5. Открытие нового знания.

Физминутка для глаз «Круговорот воды в природе»

Сейчас опытным путем мы постараемся получить облако в банке и тем самым попробуем ответить на вопрос: Что такое облако?

Как вы думаете, что мне понадобится   для опыта?  (кипяток, большая банка, лед).

Наливаем в банку чуть - чуть кипяченой воды, сверху кладем лед и начинаем внимательно наблюдать.

Что вы видите?  

Пар поднимается вверх или опускается вниз?

Смотрите внимательно, воздух с капельками воды внутри банки поднимается вверх, охлаждается о лед. Наверху капелькам становится холодно, они жмутся друг  к другу образуя облачко.

А как вы думаете, что произойдет, когда капелек станет очень- очень много, когда они станут тяжелыми?

Так из чего состоят облака? ( Из капелек воды).    

Как получается облако в банке?

Интересно, а как это происходит в природе?

 Может ответ на этот вопрос нам поможет найти следующий слайд. 

Рассмотрите его внимательно, у кого какие мысли возникли?  

Сейчас мы с вами с помощью фишек попробуем разобраться, как же это происходит в природе.

 Один из вас мне будет помогать у доски, остальные работают на местах.

Разложите и рассмотрите внимательно фишки.

Что вы видите?

Главным создателем облаков является солнце.  Положите его перед собой.

Солнышко пригревает землю, вода в водоемах начинает испаряться, как вода в нашем кипящем чайнике, образуются мелкие капельки- пар, которые поднимаются  в небо.

Чем выше поднимаются, тем холоднее становится и пар превращается в капельки воды, которые жмутся друг к другу, образуя облака.

Ветер сгоняет облака в тучки. А из тучек  вода опять падает на землю в виде дождя или снега.

Такое движение ученые называют круговоротом воды в природе.

Проверка знания теории в процессе выполнения практических упражнений.

образуется пар 

ответы детей

упадут вниз - как дождик 

ответы детей

ребенок у доски остальные в парах работают с фишками

солнце, капли, стрелки, облака, тучи, речку 

Познавательные: развивать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать.

6. Самостоятельное открытие новых знаний

7.Первичное закрепление знаний

Ну что ребята, нам с вами осталось подняться  на последнюю ступеньку наше ученой лестницы.

На какой вопрос будем искать ответ?

 Если вы внимательно наблюдали за облаками, то наверно замечали, что нет похожих облаков. Они постоянно меняю форму.

 Итак, ответ на вопрос какие бывают облака, вы  будете искать самостоятельно, работая в группах.

 1 группа – ищет в Интернете

2 группа – в учебнике

3 группа – энциклопедии

 Внимательно читайте задания. На работу вам дается 5 минут. Начнете по моему сигналу ( звонок), но помните, что если не знаю, то могу обратиться к взрослому за помощью.

- Ну что, открыли для себя что-то новенькое? Поделитесь с нами.

 Хорошо, из ваших ответов я узнала, что облака бывают кучевые, перистые, слоистые (на слайде)

Давайте охарактеризуем облака. (На слайде появляется таблица)

 Теперь посмотрите внимательно, я правильно распределила облака на небе? (на слайде таблички с названиями облаков )

 Исправьте, пожалуйста.  

Ну а теперь к каждой табличке подберите соответствующее облако.  

Давайте еще раз проверим свои знания.(слайд с группой облаков).

Ребята, а вы можете сделать сами различные виды облаков?

А давайте посмотрим, из чего ребята  сделали облака.

А мы можем так сделать? Давайте попробуем.

Что нам понадобится для работы? Соблюдаем ТБ.

 

 

 Какие бывают облака?

 

 

 

 

 

работают группами

высказывания детей

нет

таблички меняют местами

высказывания детей

из ваты

Выполняют работу и объясняют какие облака у них получились.

Личностные: формировать стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений; формировать воображение и чувство прекрасного.

Предметные: научить различать виды облаков. Коммуникативные: формировать умение объяснять свой выбор.

8. Рефлексия деятельности на уроке

9.Домашнее задание

От сегодняшнего урока у меня только самые теплые впечатления (На доске появляется изображение улыбающегося солнца).

У вас на партах облачко. Если вам было интересно на уроке, то пусть ваше облачко улыбнется нам всем, если не очень, то она будет грустить.

Подойдите по очереди к доске и прикрепите его возле моего солнышка.

А еще ваше облачко приготовили для вас домашние задания, их несколько, вы можете выбрать и выполнить любое, какое захотите.(1. прочитать текст учебника, 2. выучить стихотворение про облака, 3. приготовить сообщение.)

Рисуют на тучках эмоциональную оценку.

Регулятивные: способствовать адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

10. Оценивание

-  На правую руку мысленно положите знания, с которыми вы пришли на урок, а на левую- те, которые получили на уроке. Соедините ладошки в «хлопке» и скажите друг другу «Спасибо!», « Молодец!».

Спасибо вам, дорогие мои, за урок!

Вызвать у детей чувство удовлетворенности результатами работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира: "Вода в природе. Туман, облака, осадки"

Мультимедийный урок по окружающему миру в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"...

Урок окружающего мира во 2 классе "Разнообразие облаков"

Урок окружающего мира во 2 классе по программе Гармония. На уроке дети знакомятся с видами и разнообразием облаков. Идет разговор о поведении во время грозы....

Урок окружающего мира по теме: Разнообразие облаков"

Урок "открытия" новых знаний  2 класс...

Презентация к уроку окружающего мира "Интересные явления природы: облака, роса, иней, туман" 3 класс программа "Планета знаний"

Презентация к уроку окружающего мира "Интересные явления природы: облака, роса, иней, туман" 3 класс программа "Планета знаний"...

Открытый урок по предмету «Окружающий мир» на тему «Разнообразие облаков». 2 класс

Открытый урок по предмету «Окружающий мир» на тему «Разнообразие облаков» для 2 класса по программе «Гармония» -  это урок открытия нового знания. Использована технология деятельностного метода, ...

Презентация к уроку окружающего мира "Виды облаков"

В презентацию включены загадки о природных телах и явлениях и фотографии разных видов облаков: перистых, кучевых, слоистых и т.д. В текстовом файле отгадки, которые можно разделить на две группы: прир...