Окружающий мир «КАК ПОСТРОИТЬ ДОМ»
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)
Урок окружающего мира для учащихся 2 класса УМК"Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_.docx | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока № 29
ТЕМА: «КАК ПОСТРОИТЬ ДОМ»
Цели деятельности учителя | Создать условия для формирования у учащихся представления о видах домов, формирование умения выявлять характерные особенности возведения деревянных, кирпичных и панельных домов. |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Планируемые | Личностные:формирование ценностного отношения к одноклассникам через признание иных мнений, повышение культуры речевого общения. Метапредметные: Регулятивные УУД – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Познавательные УУД – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализируют информацию, строят рассуждения в форме простых суждений об объекте. Коммуникативные УУД – умение работать в парах, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности Предметные: научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного деревянных, кирпичных и панельных домов, использования личных наблюдений в решении учебных задач. |
Методы и формы обучения | Методы и методические приёмы: объяснительно-иллюстративный; словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы | Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/А.А. Плешаков. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2015. -Рабочая тетрадь для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2015., -Тетрадь тестов для 2 класса М.. Просвещение, 2015. - Презентация; Мультимедийное оборудование, карточки с иллюстрацией строительства домов, карточки с названием материалов, техники, строителей. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимо- действия | Универсальные учебные действия | Промежу- точный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Взаимные приветствия учителя и учащихся. Организация внимания и внутренней готовности | Проверяет готовность обучающихся к уроку Создаёт эмоциональный настрой на начало урока | Подготовка класса к работе | Приветствие учащихся | УУД личностные: освоить личностный смысл учения, желание учиться.самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
II. Актуализация знаний | Выяснить степень выполнения рекомендаций для работы в семье. Ликвидировать обнаруженные недочёты Проверка различными методами объёма и качества усвоенного материала, характера мышления учеников, степени сформированности общеучебных умений и навыков. Комментирование отчётов учащихся. Оценка ЗУН | Побуждает к высказыванию своего мнения Напоминает обучающимся, как нужно работать в паре Обеспечивает мотивацию выполнения работы в паре Осуществляет индивидуальный контроль, выборочный контроль Организует коллективную проверку Побуждает к высказыванию своего мнения | Отвечают на вопросы учителя Объясняют свой выбор Принятие цели урока, планирование деятельности Выполняют задания по карточкам Высказывают свои предположения в паре По очереди комментируют | Фронтальная, индивидуальная | УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Сообщение темы, цели и задач изучения нового материала. Показ его практической значимости. Постановка перед учащимися учебной проблемы Организация внимания. Сообщение учителем нового материала. Обеспечение восприятия, осознания, систематизации обобщения этого материала учащимися | Озвучивает тему и цель урока Даёт задание на поиск в тексте особенностей Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в Подводит обучающихся к выводу о форме, цвете луны | Отвечают на вопросы учителя Рассматривают дома на слайде. Отвечают на вопрос, что дома бывают разные: кирпичные, деревянные, панельные. Отвечают, что на строительство каждого дома идут определённые строительные материалы. Рассуждают | Фронтальная, индивидуальная | УУД регулятивные: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с электронным приложением; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. учебной деятельности УУД познавательные: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. отвечать на вопросы учителя УУД личностные: желание учиться | Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей, сущности новых понятий Закрепление полученных знаний и умений, методики изучения нового материала, методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний | Напоминает обучающимся, как нужно работать в группе Обеспечивает мотивацию выполнения работы в группе Осуществляет индивидуальный контроль, выборочный контроль Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников Напоминает обучающимся, как нужно работать в паре Организует взаимопроверку Подводит обучающихся к выводу о том, почему луна выглядит по-разному Побуждает к высказыванию своего мнения | Устанавливают связь материала с изделием, выходят к доске, соединяют материал с домом. Делают вывод, что хорошие дома – это дома прочные и надежные Находят в тексте понятия, информацию Высказывают своё мнение Высказывают свои предположения в паре Ребята выбирают правильный вариант ответа Осуществляют взаимопроверку | Фронтальная, индивидуальная Работа в парах | УУД коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга УУД регулятивные: принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи УУД коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы УУД познавательные: умение моделировать и анализировать; умение наблюдать и делать простые выводы УУД познавательные: умение находить необходимую информацию УУД коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи УУД регулятивные: умение корректировать выполнение задания УУД регулятивные: умение соотносить правильность выполнения задания с образцом Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре, группе | Самостоятельная работа |
V. Итоги урока. Рефлексия | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Проверка понимания учащимися содержания работы и способов её выполнения. Подведение итогов урока. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках | Выдвигает проблему Даёт комментарий к домашнему заданию Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке | Принимают поставленную задачу Отвечают на вопросы учителя Осуществляют самооценку Формулируют конечный результат своей работы на уроке Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему | Фронтальная, индивидуальная | УУД регулятивные: Формировать умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, создавать модель для выполнения учебного задания. Личностные УУД: личностный рост, личные достижения; освоить личностный смысл учения, желание учиться УУД регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Приложение
Ход урока (время каждого вида деятельности)
- Организационный момент (2 мин)
- Здравствуйте ребята! Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что и сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания.
- Актуализация знаний (3 мин)
- О чем вы узнали на предыдущем уроке?
- Из каких материалов могут быть сделаны предметы:
- из глины (чайник, ваза),
- из шерсти (свитер, шарф),
- из металла (ложка, кастрюля),
- из древесины (линейка, шкаф, тетрадь и книга)
- У вас на столах лежат карточки, переверните их и выполните тест. (Приложение 1)
- Подпишите карточки.
- Изучение нового материала (25 мин)
- Послушайте стихотворение.
Мы входим в дом, а в доме том
Тепло, вода и свет.
Красив, уютен, прочен дом.
А сколько дому лет?
Пять лет назад дом возведён –
И дом, и весь квартал.
Но кто построил этот дом?
И как он домом стал?
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
- О чем хочется узнать при изучении темы? Используйте для этого фразу:
«Я думаю, что узнаю …»
- Давайте откроем учебник на странице 112 и еще раз прочитаем тему урока, о чем узнаем на уроке.
- Я предлагаю Вам очень внимательно посмотреть небольшой отрывок из мультфильма и ответить на вопрос: в каком доме вы бы сами предпочли жить?
Просмотр мультфильма «Три поросенка»
- Вы все узнали сказку. Скажите, в каком доме вам бы хотелось жить?
- Почему?
- Почему волку удалось сломать дома поросят?
- Каким должен быть дом? (Дом должен быть прочным и надёжным)
- Ребята, а вы знаете, что сначала люди устраивали жилище в пещерах. Потом из шкур зверей делали дома-палатки.
- Посмотрите на экран и скажите: все ли дома одинаковы? Какие бывают дома?
- Верно, дома бывают разные: кирпичные, деревянные, каменные.
- А почему же мы их так называем: деревянные, кирпичные, каменные?
- Правильно, на строительство каждого дома идут определённые строительные материалы.
- Человек подходит к строительству жилища очень ответственно. Ведь от него зависит прочность и красота дома.
- Что необходимо для строительства дома? (люди, строительная техника и строительные материалы)
Работа в парах
- Рассмотрите рисунки на стр. 112-113 учебника.
2. Обсудите, какие материалы нужны для строительства городского дома, а какие – для строительства сельского дома.
- Какие материалы нужны для строительства сельского дома?
(БРЕВНА, ДОСКИ, ШИФЕР, КИРПИЧИ, ПЕСОК, ЦЕМЕНТ)
- Какие материалы нужны для строительства городского дома?
(ДОСКИ, КИРПИЧИ, ПЕСОК, ЦЕМЕНТ, БЕТОННЫЕ ПЛИТЫ)
Физкультурная минутка
- Давайте немного разомнемся, встаём.
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет жить в нем старый гном. (Приседают)
- Молодцы, садитесь!
- Дома строят по определенным правилам. Делают это мастера. Давайте поиграем. Игра называется: «Кто работает на стройке?»
- кладет стены (из камня, кирпича) — каменщик;
- белит и красит стены, двери... — маляр- штукатур;
- поднимает грузы подъемным краном — крановщик;
- сваривает металлические конструкции — электросварщик;
- кроет крышу — кровельщик;
- делает рамы, двери — плотник;
- Очень важно, чтобы все строители работали слаженно и дружно. Только тогда дом будет строиться быстро и качественно. Это значит, что водитель должен вовремя подвезти кирпичи и цемент, крановщик сразу всё поднимет наверх, и каменщики уложат кирпич за кирпичом.
- Какие строительные машины облегчают труд человека?
Современный дом не построить без помощников – строительных машин. Экскаваторы, подъёмные краны, самосвалы, бетономешалки, бульдозеры, башенный кран, погрузчик, автокран – все они работают на стройке.
- Давайте прочитаем текст на стр. 114 учебника
- Почему на современной стойке нельзя обойтись без строительных машин?
Первичное осмысление и закрепление (5 мин)
Работа в парах
- У вас на столах маленькие конверты. Откройте конверты и достаньте карточки, разбейте их на три группы. (Приложение 2)
- Время закончилось. Назовите слова, которые вы отнесли к первой группе, второй, третьей.
1. кирпич, песок, цемент, брёвна, шифер, доски. 2. самосвал, экскаватор, бетономешалка. 3. кровельщик, плотник, каменщик.
- Как можно назвать перечисленные предметы первой группы? Второй? Третьей?
- Давайте прочитаем вывод на стр. 115.
- В очень далекие времена, дом, прежде всего, должен был спасать хозяина от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей. И строить можно было только из того материала, который был под рукой. Было дерево — из дерева. Были камни — дома строили из камней.
- Ребята, строительство, тоже является одной из частей экономики. Строители возводят не только жилые дома, но и мосты, заводы, фермы, больницы. Они же прокладывают и ремонтируют дорогу.
- Итоги урока. Рефлексия (5 мин)
Продолжите фразу:
- Было интересно узнать, что…
- Меня удивило …
- Было трудно…
- Теперь я знаю, что…
- Откройте дневники и запишите домашнее задание, в рабочей тетради стр.72-73 №1, №2, №3.
Приложение 1
Ф.И. ________________________________________ 1.Как называют людей, которые делают глиняную и керамическую посуду? 1) Гончары 2) Строители 3) Продавцы 2.Какая страна считается родиной фарфора? 1) Древний Китай 2) Древняя Русь 3) Древняя Греция 3.Напиши, что делают из металла? ______________________________________________________________________________ 4.Что делают из стекла? 1) Посуда, зеркала, украшения. 2) Одежда, игрушки, цветы. 3) Галоши, сапоги, спасательные круги. 5.Что делают из дерева? 1) Одеяло 2) Книгу 3) Сковороду |
Ф.И. ________________________________________ 1.Как называют людей, которые делают глиняную и керамическую посуду? 1) Гончары 2) Строители 3) Продавцы 2.Какая страна считается родиной фарфора? 1) Древний Китай 2) Древняя Русь 3) Древняя Греция 3.Напиши, что делают из металла? ______________________________________________________________________________ 4.Что делают из стекла? 1) Посуда, зеркала, украшения. 2) Одежда, игрушки, цветы. 3) Галоши, сапоги, спасательные круги. 5.Что делают из дерева? 1) Одеяло 2) Книгу 3) Сковороду |
Приложение 2
кирпич | кирпич | кирпич |
самосвал | самосвал | самосвал |
кровельщик | кровельщик | кровельщик |
песок | песок | песок |
цемент | цемент | цемент |
экскаватор | экскаватор | экскаватор |
плотник | плотник | плотник |
брёвна | брёвна | брёвна |
шифер | шифер | шифер |
бетономешалка | бетономешалка | бетономешалка |
доски | доски | доски |
каменщик | каменщик | каменщик |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира "Кто какой построил дом"
Презентация к уроку окружающий мир в 1 классе по УМК Виноградовой Н. Ф. Тема: "Кто какой построил дом"...
Тест "Как построить новый дом" (окружающий мир 1 класс)
Тест "Как построить новый дом" (окружающий мир 1 класс)...
Конспект урока по окружающему миру "Как построить дом" 2 класс
Конспект урока по предмету "Окружающий мир". На уроке используется презентация и видеофрагменты....
Конспект урока по окружающему миру "Как построить дом" 2 класс
Конспект урока по предмету "Окружающий мир". На уроке используется презентация и видеофрагменты....
Тест по окружающему миру_Как построить дом_2 кл
Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Как построить дом". Программа "Школа России" 2 класс....
Технологическая карта урока окружающего мира "Как построить дом"
При изучении материала учащиеся узнают, какие машины работают на стройке, люди каких профессий работают на стройке....