Окружающий мир «КАК ПОСТРОИТЬ ДОМ»
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Бехтева Альбина Николаевна

Урок окружающего мира для учащихся 2 класса УМК"Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 29
ТЕМА: «КАК ПОСТРОИТЬ ДОМ»

Цели деятельности учителя

Создать условия для формирования у учащихся представления о видах домов, формирование умения выявлять характерные особенности возведения деревянных, кирпичных и панельных домов.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые
образовательные результаты

Личностные:формирование ценностного отношения к одноклассникам через признание иных мнений, повышение культуры речевого общения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД – понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Познавательные УУД – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализируют информацию, строят рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД – умение работать в парах, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

Предметные: научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного деревянных, кирпичных и панельных домов, использования личных наблюдений в решении учебных задач.

Методы и формы обучения

Методы и методические приёмы: объяснительно-иллюстративный; словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/А.А. Плешаков. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2015.

-Рабочая тетрадь для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2015.,

-Тетрадь тестов для 2 класса М.. Просвещение, 2015.

- Презентация;

Мультимедийное оборудование, карточки с иллюстрацией строительства домов, карточки с названием материалов, техники, строителей.


Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формы

совзаимо-

действия

Универсальные

учебные действия

Промежу-

точный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и учащихся. Организация внимания и внутренней готовности

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Создаёт эмоциональный настрой на начало урока

Подготовка класса к работе

Приветствие учащихся

УУД личностные: освоить личностный смысл учения, желание учиться.самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний

Выяснить степень выполнения рекомендаций для работы в семье. Ликвидировать обнаруженные недочёты

Проверка различными методами объёма и качества усвоенного материала, характера мышления учеников, степени сформированности общеучебных умений и навыков. Комментирование отчётов учащихся. Оценка ЗУН

Побуждает к высказыванию своего мнения

Напоминает обучающимся, как нужно работать в паре

Обеспечивает мотивацию выполнения работы в паре

Осуществляет индивидуальный контроль, выборочный контроль

Организует коллективную проверку

Побуждает к высказыванию своего мнения

Отвечают на вопросы учителя

Объясняют свой выбор

Принятие цели урока, планирование деятельности

Выполняют задания по карточкам

Высказывают свои предположения в паре

По очереди комментируют

Фронтальная, индивидуальная

УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач

Устные ответы

III. Изучение

нового материала

Сообщение темы, цели и задач изучения нового материала. Показ его практической значимости. Постановка перед учащимися учебной проблемы

Организация внимания. Сообщение учителем нового материала. Обеспечение восприятия, осознания, систематизации обобщения этого материала учащимися

Озвучивает тему и цель урока
Выдвигает проблему
Проводит параллель с раннее изученным материалом
Побуждает к высказыванию своего мнения

Даёт задание на поиск в тексте особенностей

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в

Подводит обучающихся к выводу о форме, цвете луны
Читают текст

Отвечают на вопросы учителя

Рассматривают дома на слайде.

Отвечают на вопрос, что дома бывают разные: кирпичные, деревянные, панельные.

Отвечают, что на строительство каждого дома идут определённые строительные материалы.

Рассуждают

Фронтальная, индивидуальная

УУД регулятивные:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с электронным приложением;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. учебной деятельности

УУД познавательные:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

отвечать на вопросы учителя

УУД личностные: желание учиться

Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление

Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей, сущности новых понятий

Закрепление полученных  знаний и умений, методики изучения нового материала, методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний

Напоминает обучающимся, как нужно работать в группе

Обеспечивает мотивацию выполнения работы в группе

Осуществляет индивидуальный контроль, выборочный контроль

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников

Напоминает обучающимся, как нужно работать в паре

Организует взаимопроверку

Подводит обучающихся к выводу о том, почему луна выглядит по-разному

Побуждает к высказыванию своего мнения

Устанавливают связь материала с изделием, выходят к доске, соединяют материал с домом.

Делают вывод, что хорошие дома – это дома прочные и надежные

Находят в тексте понятия, информацию

Высказывают своё мнение

Высказывают свои предположения в паре

Ребята выбирают правильный вариант ответа

Осуществляют взаимопроверку

Фронтальная, индивидуальная

Работа в парах

УУД коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга

УУД регулятивные: принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи

УУД коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы

УУД познавательные: умение моделировать и анализировать;

умение наблюдать и делать простые выводы

УУД познавательные: умение находить необходимую информацию

УУД коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи

УУД регулятивные: умение корректировать выполнение задания

УУД регулятивные:

умение соотносить правильность выполнения задания с образцом

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре, группе

Самостоятельная работа

V. Итоги урока. Рефлексия

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Проверка понимания учащимися содержания работы и способов её выполнения.

Подведение итогов урока. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках

Выдвигает проблему

Даёт комментарий к домашнему заданию

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке

Принимают поставленную задачу

Отвечают на вопросы учителя

Осуществляют самооценку

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему

Фронтальная, индивидуальная

УУД регулятивные: Формировать умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, создавать модель для выполнения учебного задания.

Личностные УУД: личностный рост, личные достижения; освоить личностный смысл учения, желание учиться

УУД регулятивные:

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Оценивание учащихся за работу на уроке

Приложение

Ход урока (время каждого вида деятельности)

  1. Организационный момент (2 мин)

- Здравствуйте ребята! Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что и сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания.

  1. Актуализация знаний (3 мин)

- О чем вы узнали на предыдущем уроке?

- Из каких материалов могут быть сделаны предметы:

- из глины (чайник, ваза),

- из шерсти (свитер, шарф),

- из металла (ложка, кастрюля),

- из древесины (линейка, шкаф, тетрадь и книга)

- У вас на столах лежат карточки, переверните их и выполните тест. (Приложение 1)

- Подпишите карточки.

  1. Изучение нового материала (25 мин)

- Послушайте стихотворение.

Мы входим в дом, а в доме том

Тепло, вода и свет.

Красив, уютен, прочен дом.

А сколько дому лет?

Пять лет назад дом возведён –

И дом, и весь квартал.

Но кто построил этот дом?

И как он домом стал?

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

- О чем хочется узнать при изучении темы? Используйте для этого фразу:

«Я думаю, что узнаю …»

- Давайте откроем учебник на странице 112 и еще раз прочитаем тему урока, о чем узнаем на уроке.

- Я предлагаю Вам очень внимательно посмотреть небольшой отрывок из мультфильма и ответить на вопрос: в каком доме вы бы сами предпочли жить?

Просмотр мультфильма «Три поросенка»

- Вы все узнали сказку. Скажите, в каком доме вам бы хотелось жить?

- Почему?

- Почему волку удалось сломать дома поросят?

- Каким должен быть дом? (Дом должен быть прочным и надёжным)

- Ребята, а вы знаете, что сначала люди устраивали жилище в пещерах. Потом из шкур зверей делали дома-палатки. 

- Посмотрите на экран и скажите: все ли дома одинаковы? Какие бывают дома?

- Верно, дома бывают разные: кирпичные, деревянные, каменные.

- А почему же мы их так называем: деревянные, кирпичные, каменные?

- Правильно, на строительство каждого дома идут определённые строительные материалы.

- Человек подходит к строительству жилища очень ответственно. Ведь от него зависит прочность и красота дома.

- Что необходимо для строительства дома? (люди, строительная техника и строительные материалы)

Работа в парах

  1. Рассмотрите рисунки на стр. 112-113 учебника.

2. Обсудите, какие материалы нужны для строительства городского дома, а какие – для строительства сельского дома.

- Какие материалы нужны для строительства сельского дома?

(БРЕВНА, ДОСКИ, ШИФЕР, КИРПИЧИ, ПЕСОК, ЦЕМЕНТ)

- Какие материалы нужны для строительства городского дома?

(ДОСКИ, КИРПИЧИ, ПЕСОК, ЦЕМЕНТ, БЕТОННЫЕ ПЛИТЫ)

Физкультурная минутка

- Давайте немного разомнемся, встаём.

Раз, два, три, четыре, пять.            (Дети выполняют прыжки на месте)

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим.   (Встают на носочки и тянутся руками вверх)

Окна ставим, крышу кроем.          (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)

Вот какой красивый дом!              (Указательным жестом вытягивают руки вперед)

Будет жить в нем старый гном.    (Приседают)

- Молодцы, садитесь!

- Дома строят по определенным правилам. Делают это мастера. Давайте поиграем. Игра называется: «Кто работает на стройке?»

- кладет стены (из камня, кирпича) — каменщик;

- белит и красит стены, двери... — маляр- штукатур;

- поднимает грузы подъемным краном — крановщик;

- сваривает металлические конструкции — электросварщик;

- кроет крышу — кровельщик;

- делает рамы, двери — плотник;

- Очень важно, чтобы все строители работали слаженно и дружно. Только тогда дом будет строиться быстро и качественно. Это значит, что водитель должен вовремя подвезти кирпичи и цемент, крановщик сразу всё поднимет наверх, и каменщики уложат кирпич за кирпичом.

- Какие строительные машины облегчают труд человека?

Современный дом не построить без помощников – строительных машин. Экскаваторы, подъёмные краны, самосвалы, бетономешалки, бульдозеры, башенный кран, погрузчик, автокран – все они работают на стройке.

- Давайте прочитаем текст на стр. 114 учебника

- Почему на современной стойке нельзя обойтись без строительных машин?

Первичное осмысление и закрепление (5 мин)

Работа в парах

- У вас на столах маленькие конверты. Откройте конверты и достаньте карточки, разбейте их на три группы. (Приложение 2)

- Время закончилось. Назовите слова, которые вы отнесли к первой группе, второй, третьей.

 1. кирпич, песок, цемент, брёвна, шифер, доски. 2. самосвал, экскаватор, бетономешалка. 3. кровельщик, плотник, каменщик.

- Как можно назвать перечисленные предметы первой группы? Второй? Третьей?

- Давайте прочитаем вывод на стр. 115.

- В очень далекие времена, дом, прежде всего, должен был спасать хозяина от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей. И строить можно было только из того материала, который был под рукой. Было дерево — из дерева. Были камни — дома строили из камней.

- Ребята, строительство, тоже является одной из частей экономики. Строители возводят не только жилые дома, но и мосты, заводы, фермы, больницы. Они же прокладывают и ремонтируют дорогу.

  1. Итоги урока. Рефлексия (5 мин)

Продолжите фразу:

- Было интересно узнать, что…

- Меня удивило …

- Было трудно…

- Теперь я знаю, что…

- Откройте дневники и запишите домашнее задание, в рабочей тетради стр.72-73 №1, №2, №3.

Приложение 1

Ф.И. ________________________________________

1.Как называют людей, которые делают глиняную и керамическую посуду?

1) Гончары

2) Строители

3) Продавцы

2.Какая страна считается родиной фарфора?

1) Древний Китай

2) Древняя Русь

3) Древняя Греция

3.Напиши, что делают из металла?

______________________________________________________________________________

4.Что делают из стекла?

1) Посуда, зеркала, украшения.

2) Одежда, игрушки, цветы.

3) Галоши, сапоги, спасательные круги.

5.Что делают из дерева?

1) Одеяло

2) Книгу

3) Сковороду

Ф.И. ________________________________________

1.Как называют людей, которые делают глиняную и керамическую посуду?

1) Гончары

2) Строители

3) Продавцы

2.Какая страна считается родиной фарфора?

1) Древний Китай

2) Древняя Русь

3) Древняя Греция

3.Напиши, что делают из металла?

______________________________________________________________________________

4.Что делают из стекла?

1) Посуда, зеркала, украшения.

2) Одежда, игрушки, цветы.

3) Галоши, сапоги, спасательные круги.

5.Что делают из дерева?

1) Одеяло

2) Книгу

3) Сковороду

Приложение 2

кирпич

кирпич

кирпич

самосвал

самосвал

самосвал

кровельщик

кровельщик

кровельщик

песок

песок

песок

цемент

цемент

цемент

экскаватор

экскаватор

экскаватор

плотник

плотник

плотник

брёвна

брёвна

брёвна

шифер

шифер

шифер

бетономешалка

бетономешалка

бетономешалка

доски

доски

доски

каменщик

каменщик

каменщик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Кто какой построил дом"

Презентация к уроку окружающий мир в 1 классе по УМК Виноградовой Н. Ф.  Тема: "Кто какой построил дом"...

Тест "Как построить новый дом" (окружающий мир 1 класс)

Тест "Как построить новый дом" (окружающий мир 1 класс)...

Конспект урока по окружающему миру "Как построить дом" 2 класс

Конспект урока по предмету "Окружающий мир". На уроке используется презентация и видеофрагменты....

Конспект урока по окружающему миру "Как построить дом" 2 класс

Конспект урока по предмету "Окружающий мир". На уроке используется презентация и видеофрагменты....

Тест по окружающему миру_Как построить дом_2 кл

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Как построить дом". Программа "Школа России" 2 класс....

Технологическая карта урока окружающего мира "Как построить дом"

При изучении материала учащиеся узнают, какие машины работают на стройке, люди каких профессий работают на стройке....