Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме "Вода - растворитель"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Разработка урока составлена в виде технологической карты для УМК "Перспективная начальная школа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzh.mira_voda_rastvoritel.docx | 36.82 КБ |
voda_rastvoritel.pptx | 917.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Вода – растворитель»
Место урока в теме: урок изучается в разделе «Чудесные превращения воды в природе». 1час.
Тип урока: изучение нового материала, урок – заседание клуба «Мы и окружающий мир»
Цель урока: формирование представления о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах.
Задачи урока:
1. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс;
2.Организовать формулировку и согласование цели урока;
3. Организовать открытие новых знаний;
4. Способствовать формированию рефлексии.
Оборудование: стеклянные стаканы, ложечки, воронки, бумажные салфетки, вещества для проведения опытов: соль, сахар, речной песок. Вещества для закрепления темы: сок, кофе, мыло, уксус, молоко, мел, акварельные краски, таблетки, сода. Учебник «Окружающий мир» 3 класс часть 1, карточки – « Свойства воды», исследовательские дневники – инструкции.
Технологическая карта урока
Этапы урока, задачи в деятельности обучающихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат, универсальные учебные действия |
Задача: создать внутреннюю потребность включения в учебный процесс | - Добрый день! Ну а что это значит? Значит, день был по-доброму начат, Значит, день принесёт и удачу. Посмотрите друг на друга и пожелайте мысленно всего самого доброго. Мы будем исследовать и наблюдать, Выводы делать и рассуждать, А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся дружок. | Выполнение задания | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
Задача: актуализировать ранее изученные сведения по теме «Свойства воды» | - А начать наш урок я хотела бы с загадки: «С горы сбегая без труда, она гремит как гром. В морозный день она тверда - руби хоть топором. Нагрей её – и к небесам она взлетит тогда. Теперь ты мне ответишь сам: зовут её … Слайд №3 - Вода – самая популярная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на Земле. «Сок жизни» - так называл воду итальянский художник Леонардо да Винчи. Слайд №4 - Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. - Ребята, как вы думаете, а всё ли вы знаете о воде? Ученица нашего класса проводила небольшое исследование о воде. Сейчас она нам расскажет. - Да мы много знаем о воде. Давайте вспомним свойства, которыми обладает вода. Для это необходимо выбрать из списка правильный вариант. (Список свойств) Слайд № 5. Учитель прикрепляет на доску (таблички) свойства воды, выбранные учащимися. (Приложение №1) - Растворитель - это свойство воды или нет? - Возникает проблема - кто – то согласен, а кто-то нет. А хотите узнать «Растворитель – это свойство или нет?» - Я думаю, что в конце урока мы придём к общему мнению, а пока карточку со свойством «растворитель» поместим на доске в стороне от свойств воды. - Раскрыть новое свойство воды нам поможет очередное заседание клуба «Мы и окружающий мир», которое объявляю открытым. | Вода Выступление ученицы. Обучающиеся выбирают свойства воды. Ответы детей. | Познавательные: установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: обоснование своего суждения. Личностные: уважительное отношение к мнению одноклассника. Регулятивные: выбор действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: извлечение из памяти сохранённой информации. |
Задачи: сформулировать и согласовать цель урока, определить средства достижения результата. | - Чтобы определить тему нашего заседания послушайте, пожалуйста, древнюю историю. «Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый осёл, едва передвигал ноги, так тяжела была его ноша. Второй – шёл весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осёл, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться. Он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Другой осёл, глядя на первого тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него ват». - Ребята, почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее? Соль растворилась в воде, а вата от воды стала тяжелее. - Попробуем сформулировать тему нашего заседания. Прочитаем слова Кости. (Слайд №6) - Постарайтесь определить, какова цель нашего заседания. - Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели урока, прочитайте слова Маши. - Что сегодня будет объектом исследования? Объект – вода. | Ответы детей «Вода – растворитель» Чтение текста. (Костя и Маша) Проверить, обладает ли вода свойством растворять разные вещества. Провести опыты. | Познавательные: анализ текста, извлечение необходимой информации, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательной задачи. |
Задачи: расширить представления о растворимых и нерастворимых в воде веществах. | - Ребята, хотите узнать больше о воде и её свойствах? - Предлагаю наш класс на сегодня для исследования превратить на время в научный центр, а работать в нём будут три исследовательские группы. - В каждой группе есть руководитель, докладчик и лаборант. Вы должны будете распределить обязанности между собой. - Давайте напомним всем, какая у нас задача? Наша задача – провести опыты и проверить свойство воды растворять разные вещества. Все готовы? О каких правилах безопасности вы должны помнить, приступая к работе. Прочитаем инструктаж по работе над опытом. (Слайд № 7) - Выводы, которые сделают группы, приведут к нашей конечной цели. Напомню алгоритм работы: - внимательно изучить задание, - провести опыт, сделать вывод, - оформить результаты опытов, - обмениваться мнением друг с другом тихо, не мешая другим. - Сейчас группы получат задания. Подойдите ко мне руководители групп и выберите задание для своей группы, с каким веществом вы будете работать. (Задание с отгадыванием загадки) 1 группа Отдельно - я не так вкусна, Но в пище — каждому нужна. (Соль) 2 группа Что же это за песочек, Сладок с ним у нас чаёчек, В каждой кухне проживает, Всем хозяйкам угождает. (Сахар) 3 группа Он и желтый, и сыпучий, Во дворе насыпан кучей, Если хочешь, можешь брать И играть. (Песок)
- Группы получили задание. Могут приступать к работе. У вас на столах находится всё необходимое для опытов. Изучите инструкцию и выполните исследования. Внимательно читаем порядок действий – ход работы. Всё понятно? Проводим опыты. Затем делаем выводы. Куда запишем выводы? И так все готовы? Все исследователи приступают к работе. (Приложение №2) | Дети в каждой группе распределяют роли. Ответы детей - Необходимо бережно относиться ко всем приборам и материалам, - во время проведения опыта можно не толь сидеть, но и стоять, - работать аккуратно. Ученики подходят и получают задание. Потом озвучивают его. В колонку «Вывод» | Познавательные: формулирование проблемы, доказательность правильности своих мыслей. Регулятивные: выбор действия в соответствии с поставленной задачей, умение работать по алгоритму, наблюдать, делать выводы. Коммуникативные: умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности, умение предлагать помощь. Личностные: умение соблюдать установленные правила, сотрудничество в разных ситуациях. |
| - А теперь каждая лаборатория продемонстрирует результаты своего опыта и озвучит выводы о возможностях воды растворять разные вещества. Сделаем вывод. - Вода - прекрасный растворитель. Учёные считают, что вода в состоянии растворять даже стекло. Но этот процесс происходит очень-очень медленно. - Вспомните вопрос, который стоял перед научным центром. - Мы должны были узнать является ли вода – растворителем. Можно ли добавить новое свойство воды. (Вода – растворитель?) - Как вы сейчас ответите на него? | 1 группа. В стакане нет соли, при этом прозрачность и цвет воды не изменились. Мы пробовали воду на вкус. Она солёная. Значит, соль не исчезла, а растворилась в воде. 2 группа. В стакане нет сахара, при этом прозрачность и цвет воды не изменились. Мы пробовали воду на вкус. Она сладкая. Значит, сахар не исчез, а растворился в воде. 3 группа. Песок не растворился в воде, он лежит на дне стакана. Вода стала мутной и грязной, в ней плавают мелкие частицы. Вода не смогла растворить песок. Выводы: Вещества могут быть растворимыми и нерастворимыми в воде. Растворимые вещества: соль, сахар. Речной песок в воде не растворяется. Вода – растворитель, но она растворяет не все вещества. | Познавательные: формулирование проблемы, умение выделять существенное, умение наблюдать, делать выводы. Регулятивные: контроль, выбор действий в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, умение предлагать помощь. |
| - Итак, вы узнали новое свойство воды. Ещё раз проконтролируем результаты наших действий на материале учебника. - Открываем учебник, находим тему «Вода – растворитель» с.87. Читаем самостоятельно текст и делаем вывод. Совпали наши выводы с выводами в учебнике? Какое свойство воды вы можете добавить к списку свойств. (растворитель) - Теперь это свойство попробуем применить в жизни. - Я, как руководитель, даю каждой группе объект. Ваша задача – прокомментировать, как он связан с водой и её свойством – «растворитель». Учитель выдаёт по группам: 1 группа.
2 группа. 1.Мыло 2.Пакетик растворимого кофе 3. Сода. (в баночке) 3 группа.
- Ваша задача выбрать вещества, которые растворяются в воде. - Итак, делаем вывод: в воде растворяются не только твёрдые, но и жидкие вещества. | Дети читают текст на с.87, делают вывод. Идёт обсуждение в группах с последующим озвучиванием. Группа №1. Акварельные краски, таблетки растворяются в воде. Мел не растворяется. Группа №2. Мыло, кофе, сода растворяются в воде. Группа №3. Молоко, сок, уксус растворяются в воде. Учащиеся делают вывод. | Познавательные общеучебные: умение использовать полученные знания в практической деятельности Коммуникативные: построение речевых высказываний |
| - Вы проделали огромную работу, ставили опыты, наблюдали, совещались и как результат – открыли новое для себя свойство воды. Назовите его ещё раз. (Вода – растворитель) - Достигла ли цели ваша лаборатория? - Ребята, у меня в руке стакан воды. Я утверждаю, что вода в нём абсолютно чистая. Кто со мной согласен? А у кого другая точка зрения? - А как вы думаете, что нам может помочь в этом. Поможет опыт «Очистки воды». Вы можете его провести в домашних условиях. Для этого вам понадобится воронка, фильтр, чистый стакан. Я зачитаю, какое значение слову «фильтр» даёт толковый словарь. Фильтр – прибор, устройство или сооружение для очистки жидкостей, от ненужных примесей. Слайд № 8 - Изготовить фильтр можно самим. Взять салфетку и сложить её в несколько раз, можно использовать вату, а также ватный диск. Этот опыт будет вашим домашним заданием. На следующем уроке я послушаю ваши выводы. | Ответы детей. | Регулятивные: самооценка |
| - Ребята, как вам работалось в группе? Легко ли вам было заполнять карточку? Были проблемы в работе с опытами? Хорошо ли группа вас подготовила к докладу? - А скажите ребята, мы столько сегодня узнали много о воде. А пригодятся ли вам в жизни эти знания? Где вы можете их применить? - Учёными было доказано, что вода способна впитывать человеческие мысли и эмоции. Пусть ваши мысли и слова всегда будут добрыми! И тогда вода будет вам другом и помощником! Спасибо за урок! | Высказывание детей. | Познавательные: работа с информацией. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: «Вода – растворитель» Провести опыты и наблюдения, сформировать представление о воде – растворителе. Задание:
Леонардо да Винчи
С войства воды не имеет формы имеет форму бесцветна белая прозрачная текучая упругая без запаха без вкуса растворитель
Заседание школьного клуба «Мы и окружающий мир» по теме Задание всем присутствующим: Подготовить доклад по теме «Вода – растворитель» Многие вещества в воде могут распадаться на невидимые мельчайшие частицы, то есть растворяться. Следовательно, для многих веществ вода – хороший растворитель. Предлагаю провести опыты и выявить способы, с помощью которых можно будет получить ответ на вопрос, растворяется вещество в воде или нет. Что берём? Что наблюдаем? Поваренная соль ? Сах ар ный песок ? Речной песок ? Глина ?
Инструктаж по работе в группе - необходимо бережно относиться ко всем приборам и материалам, - во врем проведения опытов можно не только сидеть, но и стоять, - работать аккуратно, - умей слушать и понимать других, - умей договариваться и приходить к общему мнению.
ФИЛЬТР, –а, м. - П рибор , устройство или сооружение для очистки жидкостей, от ненужных примесей.
Приготовлении пищи
Умываемся и стираем одежду
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока окружающего мира 3 класс
разработка урока окружающего мира по теме "Свойства аоды. Роль воды в природе" 3 класс УМК Гармония...
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс
Тема: Родной край. Река Чир....
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"...
Разработка урока окружающего мира 3 класс по системе Л.В.Занкова «Природное сообщество - озеро»
Этот урок формирует представления учащихся об озере как о природном сообществе. Знакомит с разнообразием живых организмов озера....
План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"
План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...
Разработка урока окружающего мира 3 класс по теме "Древнерусское государство" УМК "Начальная школа 21 века"
На уроке в ходе фронтальной и групповой работы учащиеся подходят осознанному пониманию понятий «Древнерусское государство», «роль личности в истории». К уроку есть необходимое приложение + презентация...