III.Сообщение темы и постановка целей урока. М.ц. подвести к теме и определить ее, настроить учеников на работу(3-5 минут) | -Для того,чтобы определить тему урока,послушайте отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» - Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! - Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! -Знакомо ли вам это произведение? -Как вы думаете, о чем этот отрывок?(молодой человек расспрашивает своего дядю о военных событиях) -А кто-нибудь знает, какой именно войне посвящено это стихотворение?(Отечественной войне 1812 года или войне с Наполеоном) -Правильно. Как вы уже догадались, тема урока – Отечественная война 1812 года. | Слушают .
Отвечают на вопросы.
Выявляют тему урока. |
IV.Изучение нового материала.(25-27 мин.)
М.ц. отработать умения ориентироваться по карте.
М.ц. подкрепить полученные знания с помощью ТСО
М.ц. познакомиться с неизвестными словами,учиться применять их в ходе урока.
М.ц. познакомиться более подробно с личностью М.И. Кутузова
М.ц. ознакомиться с памятниками культуры, посвященными данной войне.
| -В начале 19 века императором Франции стал Наполеон Бонапарт.У него была сильная, могущественная армия, с которой воевали А.В.Суворов,Ф.Ф.Ушаков. Наполеон мечтал стать императором всего мира. Ему удалось захватить многие европейские страны. Окрыленный успехом французский император решил напасть на Российскую империю. Это случилось 12 июня 1812 года. Его огромная армия переправилась через реку Неман и вступила на русскую землю. Работа с картой. -У вас на парте лежит карта,посмотрите на первую. -Ознакомьтесь с легендой карты(условными обозначениями)(проговорить,как обозначены русская и французская армии на карте) -Итак, покажите границы Российской империи. -Откуда началось наступление Наполеоновской армии?(с запада) -Верно, огромная армия Наполеона двигалась с запада.610 тыс. солдат двигались к нашей границе. Армия России была меньше. Основные силы наших войск были в Турции. Оставшаяся армия была разделена на три части: 1-я Западная армия под командование генерала Барклая де Толли(ок.120 тыч.солдат),2-я Западная армия под командованием П.И.Багратиона(ок.48 тыс.солдат) и 3-я Западная армия под командованием генерала А.П.Тормасова (46 тыс. солдат). - Первый бой разгорелся под Смоленском. -Найдите г.Смоленск на карте. Героически сражались защитники нашей страны, но силы были не равны, нашим воинам пришлось поджечь Смоленск и отступить. Наполеон никак не ожидал такого отчаянного сопротивления. -Когда началась война?(12 июня 1812 года) -Как повела себя русская армия?(они не давали крупных сражений, потому что не были готовы к войне,заманивали противника вглубь страны) -Какой первое крупное сражение было в этой войне?(Сражение под Смоленском) -Чтобы узнать, как развивались дальнейшие события, откроем учебник на с.52 3-й абзац и прочитаем вместе (чтение по абзацам) -Что отмечено на карте красным флажком?(Принятие М.И.Кутузовым командования русской армией). - Кутузов вернулся с войны, которая была в Турции и принял на себя командование армией. Солдаты и народ очень любили Кутузова. И когда узнали, что он возглавит армию, радостно кричали: «Едет Кутузов бить французов!». Все были уверены, что он даст решающий бой противнику, но он дает приказ отступить. -Скажите, после Смоленска куда отступила русская армия?(к селу Бородино).Кутузов отступил к Бородино,чтобы дать сражение. Просмотр видеофрагмента Бородинского сражения. -В ролике вам встретятся незнакомые слова, поэтому давайте разберем их сразу: Фланг- правая или левая стороны шеренги или боевого расположения войск, обращенных к фронту. Артиллерия – род войск, основным оружием которого являются пушки, миномёты. Батарея - подразделение в артиллерии. Манёвр - организованное передвижение войск. Рейд - выполнение боевой задачи в условиях отрыва от основных сил армии. -Почему М.И.Кутузов выбрал Бородинское поле?(оно было удобно расположено) -Когда произошло Бородинской сражение?(26 августа 1812 года) -Каковы были силы обеих сторон?(силы сторон были примерно равны, но русские имели небольшой перевес в артиллерии) -Каков итог сражения?(русская армия потеряла все основные укрепления, но сохранила боеспособность) -Какое решение принимает Кутузов?(он решил отступать).Почему?(потому что все резервы русской армии были израсходованы) -Скажите, какой город Наполеон называл «сердцем России»?(Москву). -А почему он хотел захватить именно его?Ведь он больше не был столицей(он хотел захватить именно Москву, потому что это историческая столица России.) -Верно, захватив Москву, он хотел ослабить дух русских. -Но мечта Наполеона все ближе: бородинское поле всего в 110 км от сердца нашей страны.Русская армия устала.Битва при Бородино отняла последние силы.Что делать?Отступить и отдать Москву или бросить остатки армии на верную смерть,но попытаться защитить древнюю столицу? Чтобы принять важнейшее решение 1 сентября 1812 года состоялось собрание в селе Фили(недалеко от Москвы),которое вошло в историю как Совет в Филях. На нем присутствовали генералы русской армии и ,конечно же, Кутузов М.И. Скажите, а как бы вы поступили?(варианты детей) -Ваши мнения разошлись. Точно также они разошлись и у русских генералов. Все выступали за то, чтобы дать французам бой под Москвой, но лишь Михаил Илларионович настаивал на отступлении и оставлении Москвы врагу. Решение принято.Москва была оставлена без боя. -Как вы думаете,правильно ли поступил Кутузов?(правильно,ведь русская армия могла проиграть французам в сражении,тогда бы они спокойно смогли захватить нашу страну,потому что сопротивления нет.Кутузов выиграл время для подготовки армии к наступлению) -Узнав о таком тяжелом, но верном решении, жители Москвы покидали город, были эвакуированы стратегически важные объекты города. -А что же Наполеон? Давайте узнаем, каковы были его действия. Откройте учебники на с.53 2-й абзац. Давайте прочитаем.(чтение по абзацам) -Сбылась мечта Наполеона.Но рад ли он?В своих мыслях он победоносно въезжал в древнюю столицу России.Но в реальности его встречала опустошенная Москва. -Скажите,что сделал Наполеон, когда пришел в Москву?(он сжег ее) -Почему?(потому что не получил никакого ответа от российского императора Александра I на предложение о перемирии) -А как повели себя русские крестьяне?Поддались ли они натиску врагов?(нет,они героически переносили все тяготы войны,не сотрудничали с французами: не давали им еды,сена для лошадей,одежды).Обратите внимание: воевали не только армия, но и простые люди. Каждый хотел защитить свою родину.И вот голодная армия Бонапарта покидает Москву. -Какое решение принял Наполеон?(обойти русскую армию и выйти на юг) -Удалось ли выполнить этот план?(нет, потому что Кутузов с армией дали бой под Малоярославцем, который переломил ход войны) -Каков итог войны?(Великая армия Наполеона проиграла)Обратимся ко второй карте, на которой написано «Изгнание Наполеона из России».Синими стрелками обозначено отступление войск Наполеона. Вот так закончилось существование «непобедимой» армии «непобедимого» императора. -Прочитайте, как называется эта война(Отечественная война) -Как вы понимаете «отечественная война»? (в ней принимали участие не только армия, но и народ) Отечественная война – это война, в которой свое отечество защищает весь народ.) -Кто сыграл наиболее важную роль в победоносном итоге? (М.И.Кутузов) Работа с портретом. Посмотрите на его портрет. Что вы можете сказать?(он уже пожилой человек,у него есть ордена,значит,уже участвовал в военных действиях и отличился храбростью и умом). Он был генералом-фельмаршалом русской армии.Это высший военный чин России того времени.Родился он в семье военного.Поэтому сомнений не было,что маленький Миша будет обучаться военному делу.Находился в подчинении у А.В.Суворова,считает его своим учителем. -На всех портретах Кутузов изображен в профиль, т.е. боком, всегда левым. Кто-нибудь знает, почему?(у него нет одного глаза) -Действительно, у него было серьезное ранение. Пуля прошла между глаз. То, что он выжил, все считают чудом, потому что медицина была тогда еще очень слабой, а рана – крайне опасной. Несмотря на все невзгоды он вскоре смог вернуться в армию. -Победа в этой войне-большое достижение для России.Она смогла доказать,что сильна и могущественна не только оружием,но и духом своего народа. -В память об этом событии было создано немало памятников. Например,Храм Христа Спасителя в Москве, Казанский собор в Санкт-Петербурге, Александровская колонна, Триумфальная арка. Это наиболее известные памятники, в учебнике говорится о еще нескольких, но это вы прочтете дома. Помимо скульптур также были созданы бессмертные произведения, такие как «Война и мир» Л.Н.Толстого. С этим произведением вы познакомитесь в старшей школе. -А.С. Пушкин в произведении «Евгений Онегин» тоже затронул тему войны: -Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого кремля: Нет,не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник,не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою. -Какое событие войны 1812 года описано в этом отрывке?(сожжение Москвы Наполеоном) -В память о событиях тех лет ежегодно происходит реконструкция военных действий 1812 года. Люди переодеваются в воинов и показывают сражение. Все точно как было на самом деле. | Слушают.
Работают с картой.
Отвечают на вопросы по карте.
Отвечают на вопросы.
Читают текст параграфа.
Смотрят фрагмент сражения у села Бородино.
Словарная работа.
Отвечают на вопросы по видеофрагменту.
Отвечают на вопросы по тексту.
Слушают.
Высказывают свои варианты.
Отвечают на вопросы.
Чтение параграфа.
Ответы на вопросы по тексту.
Работа с картой.
Отвечают. Знакомятся с новым термином.
Рассматривают портрет.
Слушают.
Читают самостоятельно.
Отвечают.
|