Разрушение горных пород
план-конспект урока по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Учитель: Цилипоткина Наталия Александровна
- Тема урока: Разрушение горных пород
- Предмет: Окружающий мир
- Класс: 3
- Тип урока: комбинированный : урок приобретения новых знаний, умений и закрепления изученного материала.
- Формы работы: Фронтальная, работа в парах, метод иформационного поиска; метод самоконтроля, частично поисковый, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности, с элементами практической работы.
- Цель урока: Формировать представление о причинах и процессе разрушения горных пород
- Задачи урока:
1. Повторение материала прошлого урока – образование осадочных горных пород;
2. расширение знаний учащихся об образовании осадочных горных пород из вулканических при выветривании;
3. дальнейшее формирование навыков наблюдения при проведении опытов учителем, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды .
Оборудование и наглядные пособия : презентация, учебники, коллекция горных пород ,образцы гранита ,пинцет, спиртовка ,спички , дощечка с двумя вбитыми гвоздиками ,монета ,стаканы с холодной водой .
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Номер слайда |
I. Организационный момент. | Проверка готовности учащихся к уроку. 1, 2 – выше голова, 3, 4 – плечи шире, 5, 6 – тихо сесть. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. | Слайд № 1 | |
II.Актуализация знаний |
1. Этот мастep белый, белый, - В школе не лежит без дела, Пробегает по доске, Оставляет белый след. (известняк) 2. Росли на болоте растения... А теперь это топливо и удобрение. (торф) 3. Что за странный камень это? Непонятного он цвета... Он из зёрен состоит, Называется- ( гранит) 4. Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него в домах светло, Помогает плавить сталь, Делать краски и эмаль. (каменный уголь) - Как одним словом назвать – что это? - На какие группы можно разделить эти горные породы? - Что относим к магматическим породам? - Что относим к осадочным породам? - В чём отличие образования осадочных и вулканических пород? | - Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы. ( У) – горные породы. -На магматические и осадочные. - базальт, гранит. - каменный уголь, известняк, торф. - осадочные сформировались из остатков растений, живых организмов; магматические образуются при затвердении и остывании магмы, возникающей во время извержения вулканов | Слайд № 2 Слайд № 3 Слайд № 4 |
III. Формулирование учебной задачи. | -Что видите на фотографиях? - Что заметили особенного на этих фотографиях? -Как можно назвать эти изменения ? - Почему произошли разрушения? Проблема – Значит есть причины по которым происходит разрушение? – Какую цель ставим перед собой? | ( У ) – два камня. -….. - разрушения (Возможные версии детей) ( У ) - Узнать по каким причинам происходит разрушение камней . | Слайд № 5 Слайд № 6 Слайд № 7 |
IV. Открытие нового знания | - Какие горные породы вы можете встретить, гуляя по окрестностям своего села или города? - Выскажите предположение, как образуются эти горные породы? - Сейчас мы проведём опыты, давайте понаблюдаем за их результатами. ОПЫТ № 1. Проблема: Как ведут себя твёрдые тела при нагревании? Опыт: Монета проходит между гвоздями, после нагревания нет. Вывод: твёрдые тела при нагревании расширяются. А если остудить монету? Попробовать просунуть её между гвоздями? Вывод: при охлаждении твёрдые тела сжимаются. ОПЫТ 2. -Нагреем маленький кусочек гранита и опустим его в холодную воду. ( так делаем несколько раз) - Появляются трещины, если проделать эту процедуру много раз, то гранит раскрошится. Вывод: при нагревании твёрдые тела расширяются, а при охлаждении – сжимаются) Задумайтесь, почему именно сейчас об этих свойствах мы вспомнили? | ( У )- можно увидеть речную гальку, песок, огромный валун , кусочек каменного угля ,торф . ( У) - можем объяснить только, как образовались каменный уголь и торф Наблюдают за опытами и формулируют выводы. | Слайды № 8 - 10 |
V. Закрепление. | ПРЕЗЕНТАЦИЯ « Как разрушаются горы» Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжёт, не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печёт? ( солнце ) Неизвестно, где живёт, Налетит – деревья гнёт, Засвистит – по речке дрожь, Озорник, а не уймёшь (ветер) - Сильный ветер выдувает с поверхности скал маленькие частички. Этот процесс называется выветриванием. Выветриваются более рыхлые частички. Я и тучка, и туман, Я река и океан. Я летаю и бегу И стеклянной быть могу. (вода ) Работа в парах. 1-й ряд - Как влияет на горные породы солнце? 2-й ряд – Как влияет на горные породы ветер? 3-й ряд - Как влияет на горные породы вода? -Один ветер действовать на камни не может. Ему на помощь приходит вода. Вода проникает в любые трещины, она растворяет частицы многих минералов, вымывая их из горных пород. Как можете прокомментировать данную фотографию? Относится ли она к теме урока? - В трещины попадает вода. Зимой она замерзает и расширяется. Тем самым трещины еще больше расширяются и углубляются. Отдельные куски камней откалываются и падают к подножию скал. -В трещины скал ветер заносит семена растений. В результате на камнях вырастают пучки трав, кусты и даже деревца. Корни этих растений еще больше расширяют трещины, тем самым разрушая скалы и камни. -Вода есть не только на поверхности земли, но и под землей. Проходя под землей, вода образует разнообразные лабиринты и ходы. Каменная соль, известняк, гипс, мрамор – растворимы. Вода уносит их по маленькой частичке. Трещины расширяются и образуются подземные пещеры. • Чтение текста с. 11 (учебник) С ЗАДАНИЕМ 1.Назовите причины разрушения горных пород. (УСТНО) 2.Что остаётся после разрушения огромных скал? (ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА ПО ТЕКСТУ) - Какую роль играет солнце в разрушении горных пород? - Какую роль играет ветер в разрушении горных пород? - Какую роль играет вода в разрушении горных пород? - Какую роль играет растения в разрушении горных пород? - А эти породы, мы в какую группу отнесём? - Можно ли сказать, что осадочные горные породы образуются из магматических ( вулканических)? | Отгадывают загадки. Работают в парах по учебнику с. 11 с последующими ответами. (дополняют друг друга) Комментируют фотографию. Работают по тексту учебника и выполняют задания. ( У ) – солнце, ветер , вода , растения . ( У) - Песок, глина, галька. Отвечают на вопросы. ( У) – осадочные. ( У) – Да. | Слайды № 11 – 21 Слайд № 12 Слайд № 13 Слайд № 14 Слайд № 15 Слайд № 16 Слайд № 17 Слайды № 18-19 Слайды № 20 -21 Слайд № 22 Слайд № 23 |
VI. Итог урока. | Выполнили ли мы поставленную учебную задачу? Докажите. Давайте посмотрим на вопросы и сформулируем чёткий ответ на каждый из них. -Как можно назвать эти изменения (разрушения) - Почему произошли разрушения? Вывод: ОЦЕНИТЕ СЕБЯ. 1. Ответил на все поставленные вопросы правильно. Был активен весь урок. Работал в паре и в группе Самостоятельно сделал выводы в итоге урока «5» 2. Ответил на все поставленные вопросы, но допустил 1-2 ошибки Был активен весь урок. Работал в паре и в группе Сделал выводы в итоге урока «4» 3. Частично ответил на поставленные вопросы Был активен почти весь урок. Работал в паре и в группе Смог сделать выводы только с помощью учителя или одноклассников «3» | Чётко проговаривают ответы на поставленные в начале урока вопросы по проблеме. Оценивают свою работу | Слайд № 10 |
VII. Домашнее задание. | Учебник страницы 9-11 пересказ, задание в тетради №2,с 2-3 подготовить сообщение о любой горной породе | Записывают домашнее задание. | Слайд № 24 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Горные породы"
Испытание натуры (природы) трудно... однако приятно, полезно, свято. Чем больше таинства её разум постигает, тем вящее увеселение чувствует сердце. М. В. Ломоносов.Участие в исслед...
Проверочная работа по окружающему миру по теме "Горные породы".
Проверочная работа по окружающему миру по теме "Горные породы"....
Окружающий мир 2 класс " Горные породы"
Окружающий мир 2 класс " Горные породы"...
Урок-исследование по окружающему миру "Горные породы и минералы"
Урок-исследование по окружающему миру проведён в 4 классе. На уроке дети, работая в группах, исследовали горные породы, проводили опыты с мелом, песком и солью. Работая по карте Республики...
Горные породы
Ход урока = презентация...
Урок "Горные породы и минералы"
Урок окружающего мира в 4 классе с презентацией...
Изменение формы поверхности земли в результате разрушения горных пород
Урок по познанию мира для 4 класса...