Средние века: время рыцарей и замков
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Чооду Аясмаа Чан-ооловна

Урок окружающего мира в 4 классе, УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srednie_veka_vremya_rytsarey_i_zamkov.docx40.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ОМ

  1. Ф.И.О. учителя: Чооду Аясмаа Чан-ооловна

  1. Класс: 4, Программа: «Школа России», Предмет: Окружающий мир, Авторы учебника: А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. Раздел «Страницы всемирной истории», 3 урок.

Тема урока:

Тип урока:

«Средние века: время рыцарей и замков»

Открытие новых знаний

Основное содержание темы:

Термины и понятия:

Знакомство с эпохой Средневековья.

рыцарь, замок, изобретения и открытия

Цели урока:

  • Определить характерные черты эпохи Средних веков, учить находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившиеся со времён Средних веков;
  • Развитие творческих способностей учащихся;
  • Воспитание у учащихся положительных качеств: храбрости, мужества, благородства, любви к Родине.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • Принятие социальной роли обучающегося;
  • Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;
  • Формирование готовности к саморазвитию.

  • Умение формулировать учебные задачи, оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения;
  • Умение оперировать понятиями, находить информацию в тексте, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
  • Готовность получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работать в группе, умение скорректировать свои действия.
  • Иметь представление о периоде Средних веков, его историческом времени и месте;
  • Оценивать последствия открытий, достижений, сохранившихся со времён средних веков;
  • Устанавливать взаимосвязь мира средневековья и современной жизни общества.

Организация образовательного пространства

Ресурсы:

-Интерактивный материал

-Информационный материал

мультимедийная презентация.

 раздаточный материал; опорные слова (рыцарь, замок, изобретения и открытия)

Формы работы:

фронтальная, парная, индивидуальная.

Технология изучения темы

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организация и мотивирование учащихся.

Создание благоприятного климата на уроке

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей.

       Начинается урок,

       Он пойдёт ребятам впрок,

       Постарайтесь всё понять,

       Интересное узнать.

– Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит вам открыть много нового.

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Личностные:  психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение

1.Актуализация опорных знаний

3. Создание проблемной ситуации

Актуализация опорных знаний и способов действий и формулирование темы и цели урока

Мы с вами начали изучать раздел истории человечества.

- Какие открытия мы сделали на прошлых уроках? Что мы узнали нового о Мире древности? (что люди жили в хижинах, охотились и т.д.)

-Посмотрите на Ленту времени (слайд 1). 

-Какие эпохи мы с вами изучили? (Изучали Мир древности)

- А как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Средние века) 

-Что вам известно о Средних веках? (мы ничего не знаем)

-На какие вопросы мы должны узнать ответ? (Чем отличается от других эпох? Как жили тогда люди, чем занимались?)

- Действительно, тема нашего урока:

 «Средние века: время рыцарей и замков» (слайд 2). 

- Прочитав тему, о чем вы захотите узнать на уроке?

( Кто такие рыцари? Как жили рыцари?

Чем они занимались? Какие были замки?

Что появилось и развивалось в Средние века?  Какое культурное наследие оставила эпоха?)

- Какое предположение  мы можем выдвинуть? (Предположим, что средние века были не интересны, без особых достижений, средние века находятся посередине, в центре всемирной истории)

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

.

 

Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные: развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Коммуникативные: ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать

Личностные:  развитие логического мышления, знание основных моральных норм

4. Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы

- Путешествуя по Средневековью мы с вами будем использовать маршрутный лист. В первый столбик вы будете записывать опорное слово, а после изучения материала, вы поставите себе отметку, на какую вы оцените свою работу.

Опорное слово

Отметка

- Средние века охватывает время между Древним миром и Новым временем с 5 (476 год) по 15 века (Рассказ по Слайду 3-4). 

-А теперь представьте: по средневековому городу, по узеньким улочкам мчится всадник, закованный в латы, с копьем в руке.

- Кто это может быть? (1-е опорное слово РЫЦАРЬ). Запишите на маршрутный лист.

Опорное слово

Отметка

рыцарь

- А кто же это такие? Расскажет нам о рыцарях  Алина.

- Что из текста вы узнали нового? 

- Давайте посмотрим, какое толкование этого слова дается в словаре.

- В средние века рыцарь (нем. Ritter - всадник) – это благородный воин на коне, закованный в латы, в шлеме, с мечом и щитом.  Рыцарь – благородный, самоотверженный человек. 

- Какие люди становились рыцарями? (Достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы)

- Кому они служили? (королю, герцогам, графам, баронам)

- Со сколько лет начинали готовиться к рыцарству? (с 7 лет мальчики становились слугами знатных феодалов, обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья и танцам. Умение читать и писать было необязательно).

- Когда становились оруженосцами рыцаря? (В 15 лет. Ухаживал за лошадьми, собаками рыцаря. В походе нес доспехи рыцаря, находился за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать запасное оружие)

- Оцените себя, правильно ли вы ответили на этот вопрос. 

Опорное слово

Отметка

рыцарь

5,4,3 и т.д.

- Давайте посмотрим на рыцаря (Рассказ по слайдам 5-8)

- Как вы думаете, где жили рыцари? (В замках) 

- Во время Средневековья было построено множество замков (записать опорное слово ЗАМОК).

Опорное слово

Отметка

рыцарь

5,4,3 и т.д.

замок

- О замках прочитает Дан-Хаяа.

- Где строили замки? (в хорошо защищенных местах: на холме, на обрывистом утесе, на острове посреди реки)

-Как было в замке? (холодно и сыро)

- Зачем сроили замки? (чтобы защититься от врагов)

- Какие были ворота? (крепкие, с подъемным мостом)

- Оцените себя, правильно ли вы ответили на этот вопрос.

Опорное слово

Отметка

рыцарь

5,4,3 и т.д.

замок

5,4,3 и т.д.

- Многие рыцарские замки сохранились до наших дней. Сейчас они являются памятниками архитектуры, в некоторых находятся музеи. (Показ слайдов 9-10)

Самостоятельная работа по заданию, ответы на вопросы по прослушанному тексту.

 

Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанных, прочитанных текстов

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата

Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения

Коммуникативные: умение работать в группах, развитие диалогической речи

5.Физминутка

Эмоциональная разрядка

Динамическая физминутка “Оружие рыцаря”.

- Представим себя рыцарями.

  • Стреляем из лука.
  • Метаем копье (правой и левой рукой).
  • Сражаемся мечом.
  • Защищаемся щитом.

Выполняют физкультминутку за учителем для снятия утомления 

Имитируют стрельбу из лука, копьём, сражения мечом  движениями.

Здоровьесберегающая технология для снятия утомления.

6.Самостоятель-ная творческая работа

 

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

- Эпоха Средневековья – это не только эпоха рыцарей, это ещё эпоха изобретений и открытий  (пишем опорное слово ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ).

Опорное слово

Отметка

рыцарь

5,4,3 и т.д.

замок

открытия и изобретения

Работа в парах.

- Вам предстоит побывать исследователями.  Объединитесь в пары и решите филворд, и вы вспомните, что изобрели люди в Средневековье. В филворде слова читают по горизонтали, вертикали, вправо влево. Слова не пересекаются.

(Слайд 11-й)

П

У

М

Ы

Л

П

Г

О

В

О

О

О

В

И

Ч

Р

Ч

И

Л

А

О

К

Ц

К

С

Х

И

Ы

И

Ы

Проверка задания (слайд 12-й). Учитель читает слова: часы, очки, пуговицы, вилки, мыло, порох.

- Оцените себя по маршрутному листу. 

Групповая  работа: 1) Кто такой рыцарь?  -первая группа            

 2)  Что такое замок? –вторая группа

- Обратите внимание на вооружение рыцаря.  

3) - Дополните ответы другой группы.                                

1.Просмотр слайдов

Оценивают свою работу по маршрутному листу и делают выводы.

2.Работают в парах. Оценивают работу пары.

3. Работа в 2 группах. Представление рассказов и составление общей картины. (5 минут)

На бумагах, розданных учителем, отвечают на вопросы. Договариваются, советуются и отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные: умение применять и сохранять цель, выбор наиболее эффективных способов выполнения задания в рамках предложенных условий
Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество со сверстниками и согласовывать свои действия.
 Личностные: формирование умений систематизации,
строить логические рассуждения, высказывать свое мнение, владение устной монологической речью, исторической речью,
взаимоконтроль

7. Рефлексия учебной деятельности, итог урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

- С какой эпохой мы сегодня познакомились? (С эпохой Средневековья)

-Кого называли рыцарем? (рыцарь-это воин на коне, закованный в латы, в шлеме, с мечом и щитом)

-Где жили рыцари? (в замках)

-Где строили замки? (их воздвигали на высоком холме, обрывистом утесе, острове посреди реки)

- Кто первым нашел способ создать книгу? (немец Иоганн Гутенберг)

-Назовите основные религии средних веков (христианство, ислам, буддизм)

-У нас, у тувинцев, какая религия? (буддизм).

- Действительно, Средневековье длилось тысячу лет, 10 веков. Особенностью средневековья являются замки, храмы, религиозная и рыцарская культура, “кодекс чести”. Много создано изобретений: фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы, возникло книгопечатание.

- Давайте прочитаем вывод на странице 21 учебника.

- Подтвердилось ли наше предположение, что средние века были не интересны, без особых достижений, средние века находятся посередине, в центре всемирной истории? (1-е не подтвердилось, Средние века по своему очень интересная эпоха, со своими особенностями.  2-е подтвердилось: действительно находится посередине, в центре всемирной истории)

1. Ответы на вопросы, выводы, подтверждение предположения.

2. Самооценка работы учащихся на уроке.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности

8. Домашняя работа

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

 «5»: Сообщение о каком-нибудь замке или знаменитом рыцаре Средневековья.

«4»: нарисует средневековый замок или рыцаря.

«3»: нарисовать изобретения Средневековья.

«2»: получит тот, кто ничего не сделал. (слайд 14)

Выбор домашнего задания

Личностные: формирование готовности к саморазвитию, формирования навыков самоорганизации, формирование навыков письма, умение ставить цель и подбирать методы и средства для её решения

 Литература:

  1. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Часть 2/ А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций.Часть 2/ А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2013.             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс

Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...

Средние века: время рыцарей и замков (Окружающий мир, 4 класс)

Конспект урока с мультимедийным приложением по окружающему миру, 4 класс УМК "Школа России"...

Урок по Окружающему миру "Средние века. Время рыцарей и замков"

На уроке дети узнают о эпохе средневековья. Выполняют мини -проекты по созданию гербов рыцарей....

Средние века – времена рыцарей и замков.

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме " Средние века – времена рыцарей и замков". УМК "Школа России" 4 класс....

"Средние века :время рыцарей и замков" 4 класс "Школа России"

Методическая разработка  по окружающему миру с применением технологии развития критического мышления.На уроке учащиеся ведут работу в группах. Дети используют прием "Верю не верю" на стадии вызов...

Урок окружающего мира в 4 классе. Тема: Средние века. Время рыцарей и замков.

Урок с использованием интерактивной доски по программе "Школа России"....