1.Организация и мотивирование учащихся. | Создание благоприятного климата на уроке | Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Интересное узнать. – Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит вам открыть много нового. | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками
Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение |
1.Актуализация опорных знаний
3. Создание проблемной ситуации | Актуализация опорных знаний и способов действий и формулирование темы и цели урока | Мы с вами начали изучать раздел истории человечества. - Какие открытия мы сделали на прошлых уроках? Что мы узнали нового о Мире древности? (что люди жили в хижинах, охотились и т.д.) -Посмотрите на Ленту времени (слайд 1). -Какие эпохи мы с вами изучили? (Изучали Мир древности) - А как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Средние века) -Что вам известно о Средних веках? (мы ничего не знаем) -На какие вопросы мы должны узнать ответ? (Чем отличается от других эпох? Как жили тогда люди, чем занимались?) - Действительно, тема нашего урока: «Средние века: время рыцарей и замков» (слайд 2). - Прочитав тему, о чем вы захотите узнать на уроке? ( Кто такие рыцари? Как жили рыцари? Чем они занимались? Какие были замки? Что появилось и развивалось в Средние века? Какое культурное наследие оставила эпоха?) - Какое предположение мы можем выдвинуть? (Предположим, что средние века были не интересны, без особых достижений, средние века находятся посередине, в центре всемирной истории)
| Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
.
| Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка Коммуникативные: ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать Личностные: развитие логического мышления, знание основных моральных норм |
4. Усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы | - Путешествуя по Средневековью мы с вами будем использовать маршрутный лист. В первый столбик вы будете записывать опорное слово, а после изучения материала, вы поставите себе отметку, на какую вы оцените свою работу. - Средние века охватывает время между Древним миром и Новым временем с 5 (476 год) по 15 века (Рассказ по Слайду 3-4). -А теперь представьте: по средневековому городу, по узеньким улочкам мчится всадник, закованный в латы, с копьем в руке. - Кто это может быть? (1-е опорное слово РЫЦАРЬ). Запишите на маршрутный лист. Опорное слово | Отметка | рыцарь |
|
|
|
|
|
- А кто же это такие? Расскажет нам о рыцарях Алина. - Что из текста вы узнали нового? - Давайте посмотрим, какое толкование этого слова дается в словаре. - В средние века рыцарь (нем. Ritter - всадник) – это благородный воин на коне, закованный в латы, в шлеме, с мечом и щитом. Рыцарь – благородный, самоотверженный человек. - Какие люди становились рыцарями? (Достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы) - Кому они служили? (королю, герцогам, графам, баронам) - Со сколько лет начинали готовиться к рыцарству? (с 7 лет мальчики становились слугами знатных феодалов, обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья и танцам. Умение читать и писать было необязательно). - Когда становились оруженосцами рыцаря? (В 15 лет. Ухаживал за лошадьми, собаками рыцаря. В походе нес доспехи рыцаря, находился за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать запасное оружие) - Оцените себя, правильно ли вы ответили на этот вопрос. Опорное слово | Отметка | рыцарь | 5,4,3 и т.д. |
|
|
|
|
- Давайте посмотрим на рыцаря (Рассказ по слайдам 5-8) - Как вы думаете, где жили рыцари? (В замках) - Во время Средневековья было построено множество замков (записать опорное слово ЗАМОК). Опорное слово | Отметка | рыцарь | 5,4,3 и т.д. | замок |
|
|
|
- О замках прочитает Дан-Хаяа. - Где строили замки? (в хорошо защищенных местах: на холме, на обрывистом утесе, на острове посреди реки) -Как было в замке? (холодно и сыро) - Зачем сроили замки? (чтобы защититься от врагов) - Какие были ворота? (крепкие, с подъемным мостом) - Оцените себя, правильно ли вы ответили на этот вопрос. Опорное слово | Отметка | рыцарь | 5,4,3 и т.д. | замок | 5,4,3 и т.д. |
|
|
- Многие рыцарские замки сохранились до наших дней. Сейчас они являются памятниками архитектуры, в некоторых находятся музеи. (Показ слайдов 9-10) | Самостоятельная работа по заданию, ответы на вопросы по прослушанному тексту.
| Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанных, прочитанных текстов Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения Коммуникативные: умение работать в группах, развитие диалогической речи |
6.Самостоятель-ная творческая работа
| Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | - Эпоха Средневековья – это не только эпоха рыцарей, это ещё эпоха изобретений и открытий (пишем опорное слово ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ). Опорное слово | Отметка | рыцарь | 5,4,3 и т.д. | замок |
| открытия и изобретения |
|
Работа в парах. - Вам предстоит побывать исследователями. Объединитесь в пары и решите филворд, и вы вспомните, что изобрели люди в Средневековье. В филворде слова читают по горизонтали, вертикали, вправо влево. Слова не пересекаются. (Слайд 11-й) П | У | М | Ы | Л | П | Г | О | В | О | О | О | В | И | Ч | Р | Ч | И | Л | А | О | К | Ц | К | С | Х | И | Ы | И | Ы |
Проверка задания (слайд 12-й). Учитель читает слова: часы, очки, пуговицы, вилки, мыло, порох. - Оцените себя по маршрутному листу. Групповая работа: 1) Кто такой рыцарь? -первая группа 2) Что такое замок? –вторая группа - Обратите внимание на вооружение рыцаря. 3) - Дополните ответы другой группы. | 1.Просмотр слайдов
Оценивают свою работу по маршрутному листу и делают выводы.
2.Работают в парах. Оценивают работу пары.
3. Работа в 2 группах. Представление рассказов и составление общей картины. (5 минут) На бумагах, розданных учителем, отвечают на вопросы. Договариваются, советуются и отвечают на поставленные вопросы. | Познавательные: умение применять и сохранять цель, выбор наиболее эффективных способов выполнения задания в рамках предложенных условий Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество со сверстниками и согласовывать свои действия. Личностные: формирование умений систематизации, строить логические рассуждения, высказывать свое мнение, владение устной монологической речью, исторической речью, взаимоконтроль
|
7. Рефлексия учебной деятельности, итог урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | - С какой эпохой мы сегодня познакомились? (С эпохой Средневековья) -Кого называли рыцарем? (рыцарь-это воин на коне, закованный в латы, в шлеме, с мечом и щитом) -Где жили рыцари? (в замках) -Где строили замки? (их воздвигали на высоком холме, обрывистом утесе, острове посреди реки) - Кто первым нашел способ создать книгу? (немец Иоганн Гутенберг) -Назовите основные религии средних веков (христианство, ислам, буддизм) -У нас, у тувинцев, какая религия? (буддизм). - Действительно, Средневековье длилось тысячу лет, 10 веков. Особенностью средневековья являются замки, храмы, религиозная и рыцарская культура, “кодекс чести”. Много создано изобретений: фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы, возникло книгопечатание. - Давайте прочитаем вывод на странице 21 учебника. - Подтвердилось ли наше предположение, что средние века были не интересны, без особых достижений, средние века находятся посередине, в центре всемирной истории? (1-е не подтвердилось, Средние века по своему очень интересная эпоха, со своими особенностями. 2-е подтвердилось: действительно находится посередине, в центре всемирной истории) | 1. Ответы на вопросы, выводы, подтверждение предположения. 2. Самооценка работы учащихся на уроке. | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности |
8. Домашняя работа | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | «5»: Сообщение о каком-нибудь замке или знаменитом рыцаре Средневековья. «4»: нарисует средневековый замок или рыцаря. «3»: нарисовать изобретения Средневековья. «2»: получит тот, кто ничего не сделал. (слайд 14) | Выбор домашнего задания | Личностные: формирование готовности к саморазвитию, формирования навыков самоорганизации, формирование навыков письма, умение ставить цель и подбирать методы и средства для её решения
|