Урок окружающего мира "Круговорот воды в природе" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Данная тема изучается в разделе "Прироодные сообщества" по программе "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 29.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет : Окружающий мир
ТЕМА: КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. 2 класс
ЦЕЛЬ: создать условия для формирования понятия о круговороте воды в природе.
ЗАДАЧИ:
1.Показать взаимосвязь круговорота воды со свойством воды переходить из одного состояния в другое.
2.Развивать речь, мышление, умение анализировать, делать выводы и оценивать достижения, активизировать познавательную деятельность учащихся посредством организации опыта и обобщения увиденного.
3.Воспитывать готовность к сотрудничеству через организацию коммуникативной деятельности в паре, команде.
УУД:
Познавательные:
формировать умение извлекать, перерабатывать и представлять информацию, делать обобщения и выводы на основе полученной информации.
Коммуникативные: формировать умение формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнёра высказывания, слушать собеседника, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные: создать условия для умения формулировать познавательную цель в сотрудничестве с учителем, формирование самооценки своей деятельности.
Личностные: принятие образа «хорошего ученика»
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности | Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Я желаю всем удачи – За работу! В добрый час! Садитесь. Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Повернитесь к нашим гостям и улыбнитесь. Зонтик буду я держать, Ребята, жила-была маленькая водяная капелька, звали её Капитошка. А вы знаете кто такой Капитошка? | Приветствуют гостей. Садятся. Капля Это капелька воды | Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД) |
2.Актуализация знаний | Ребята, отгадайте загадку, которую приготовил Капитошка: Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! - Почему она так о себе говорит? В каких состояниях может находиться вода? Капитошка предлагает распределить разные состояния воды по группам. - А может ли вода переходить из одного состояния в другое? - Как называются эти процессы? - При каком условии происходят превращения воды. А почему я загадала именно такую загадку? Как вы думаете, мы всё узнали о воде? А зачем нам нужны знания о воде, чем она так нужна, важна? Продолжите фразу «Вода нужна…» А что бы вы хотели ещё узнать о воде? Сегодня на уроке мы сделаем ещё одно открытие о воде. И чуть позже узнаем тему урока. | Вода Вода может находиться в трёх состояниях: жидкое, твёрдое, газообразное Дети распределяют картинки по группам: Жидкое - дождь, роса, ручей Твёрдое – снег, град, сосулька, иней Газообразное – пар, облако, туман Может Испарение, конденсация, замерзание, таяние При изменении температуры Изучаем раздел «Вода и водные жители» Нет Вода нужна… Ответы детей | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Умение классифицировать объекты по заданным признакам (Познавательные УУД) Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД) |
Постановка проблемы | Много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Она впадает в реки. Реки несут свои воды в море. Почему же моря не переполняются? Ваши мнения мы проверим в ходе нашего урока. | Ответы детей | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
Открытие новых знаний Словарная работа Физкультминутка Закрепление полученных знаний Работа в парах | А сейчас я вам предлагаю понаблюдать за опытом. Будем нагревать воду, над которой закреплён холодный предмет. Наблюдаем. Что происходит с водой? Откуда появились капельки воды? Почему они образовались? | Кипит, идёт пар. Пар поднимается к стеклу, появляются капельки воды Из пара Пар соприкоснулся с холодным предметом и снова превратились в воду | |
- А можем ли мы наблюдать такой процесс в природе. Давайте послушаем сказку. - Жила-была Капелька на цветке, а может быть и в море, а может в океане, а может быть и в луже, ведь надо где то жить. Жила и мечтала увидеть мир. (На доску в процессе рассказа крепятся рисунки-иллюстрации.) Пригрело как-то яркое солнышко. - Что произошло с нашей Капелькой? - Да. Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озер, рек, из почвы Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз. Вот и наша Капелька (показ на схеме) устремилась вверх. Летит она вверх, рассматривает красоты земли, а ветер несет ее все дальше и дальше, и на пути встречается много капель – сестричек. Вскоре их было целое облако. А сестрички-капли все прибывают и прибывают. Тесно им стало, потемнело облако, превратилось в тучку. - В виде каких осадков выпадает накопившаяся влага? - И полетела наша Капелька вниз. Летит и думает, куда же она попадет, где еще побывает и что нового увидит. - Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море. Прилетела наша Капелька на землю и снова встретилась с капельками-сестричками. Снова стали они весело жить и играть. Капельке так понравилось путешествовать, что она стала ждать подходящий момент, чтобы вновь отправиться в путь. - Можно ли сказать, что вода вращается по кругу? - Как можно назвать это явление в природе? Вывешивается карточка со словом «КРУГОВОРОТ». - Какие слова спрятались в этом слове? (КРУГ и ВОРОТ.) - ВОРОТ – вращение. Так происходит и в природе. Вы, наверное, устали сидеть. А давайте представим, что мы с вами капельки. Итак, где у нас живут капельки? Солнышко речку пригревает, наши капельки поднимаются вверх в небо. Теперь мы с вами облака, ветер несет нас по небу. Пошел дождь и мы снова попали в речку. Прочитайте текст и расскажите о процессах, происходящих с водой в природе. Я живу в открытом море, Там гуляю на просторе. Путешествовать люблю, И подруг с собой беру. Лишь пригреет солнце жарко, В море мне сидеть уж парко. Рвусь из водной той среды К солнцу паром из воды. До небес я поднимаюсь, Там с подругами встречаюсь Образуя облака. Ветер нас несет, пока В туче нам не станет тесно. И тогда, скажу вам честно, То дождинкой, то снежинкой Я стремлюсь на землю вниз. Ну, дружок, теперь держись! В лесу, в городе и в поле, В речке, в озере и в море, И на тоненькой травинке, Побывала я не раз. И теперь в гостях у вас. Летом все понятно: испарение, конденсация, осадки и вновь испарение..., а зимой дождей нет, значит, и круговорота воды нет. - Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой. - Может ли вода испаряться при низких температурах? (Нет.) - Для чего хозяйки зимой вывешивают выстиранное белье на улицу? - Высыхает? Какой можно сделать вывод? В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твердого: из снега и льда. - Зимой в виде чего возвращается вода на землю? А снег – это вода. Круговорот воды бесконечен. | Кевва Арина Ответы детей. Львова Вероника Коростина Даша Дождь, снег, град. Кевва Арина Русова Карина Да Круговорот Сели В реке. Подтянулись, подтянулись встали Покружились, покружились Сели Ответы детей. Да, нет Нет Сушить Да Значит, вода испаряется и в мороз. В виде снега | Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт (Познавательные УУД) Выполнение упражнений необходимых для эмоционального настроя и снятия напряжения. (Регулятивные УУД) Умение работать в парах (Личностные, регулятивные, коммуникативные УУД) | |
Самостоятельное применение знаний. Творческая работа. | Работать будем в группах. Вспомним правила работы в группах. У вас на столах листочки в виде капельки. И сейчас вы попробуете изобразить схему того процесса, который мы с вами обсуждали. Используйте стрелки и свои условные обозначения. Подумайте, как изобразить пар, дождь, облачко. Покажите, что у вас получилось. Ребята, как называется этот процесс, который мы с вами получили. Подпишите свои проекты. | 1.Уважай своего товарища. 2. Слушай других. 3. Не согласен – предлагай! Представляют проекты Круговорот воды | Умение работать в группе (Личностные, регулятивные, коммуникативные УУД) |
Контроль и самоконтроль | А теперь Капитошка предлагает поиграть в игру «Да или нет» и проверим, хорошо ли вы работали на уроке. Капитошка приготовил для вас вопросы. Возьмите полоску с кружочками. Если вы считаете высказывание верным, то закрасьте кружок зелёным цветом, если неверным – красным. 1.Вода поднимается вверх в виде пара. 2.Процесс превращения воды в пар называется испарением. 3.К осадкам относятся дождь, снег, град. 4.После сильных дождей море не выходит из берегов, потому что вода вытекает из моря в реки. 5.Вода в реках никогда не кончается, потому что существует круговорот воды в природе. 6.В круговорот воды в природе входит смена времён года. А сейчас мы узнаем, доволен ли Капитошка вашими ответами. Если ответили правильно на все вопросы, закрасьте седьмой кружок зелёным цветом, если допустили 1-2 ошибки закрасьте жёлтым. Если ошиблись 3 и более раз – красным. | Выполняют. Проверяют: седьмой кружок закрашивают | Оценивать правильность выполнения действий (Регулятивные УУД) Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД) |
Итог урока. Рефлексия | Ребята, а как сейчас бы ответили на вопрос «Почему моря не переполняются водой?» А если бы круговорот воды исчез? Что вы узнали о воде? Какое открытие вы сделали? Что было интересно на уроке? Что было трудно на уроке? Давайте устроим свой круговорот в классе. Если вам на уроке все было понятно, ваши капельки опускаются вниз, если что – то осталась непонятным, есть вопросы – капельки расположены вверх. Посмотри на наши капельки. Какой вывод можно сделать? Ребята, берегите воду! Вода – это источник жизни на Земле. Оценивание. | Происходит круговорот воды Прекратятся дожди, пересохнут реки, иссякнут подземные воды, исчезнет растительность, меньше станет кислорода Ответы детей | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
Домашнее задание | Учебник, с.83-84 читать Р.т.с .29 (портфельчик) *Придумать сказку о путешествии капельки воды. Спасибо за работу. Урок окончен. | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»
Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...
Урок окружающего мира "Вода в природе. Свойства воды".
Урок окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова с описанием опытов, проведённых для объяснения свойств воды....
Урок окружающего мира.Вода. Свойства воды.
Конспект и презентация к уроку....
Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс
Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...
Конспект урока окружающего мира "Вода- путешественница" 3 класс ШР
конспект урока окружающего мира в 3 классе по умк "Школа России"...
Конспект урока окружающего мира «Вода и водные жители. Вода-вещество. Путешествие капельки» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )
Тема: «Вода и водные жители. Вода-вещество. Путешествие капельки» Цели деятельности учителя: формирование представлений о роли воды для человека и всех живых организмов; о разных состояния...
Технологическая карта урока окружающего мира "Вода. Свойства воды" (УМК "Школа России", 3 класс 1 часть)
Цель урока: формирование у обучающихся о свойстве воды и её значения для растений, животных, человека.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1 Познакомить обучающихся со свойствами воды;2 Выя...