Урок окружающего мира "Круговорот воды в природе" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Макарова Валентина Викторовна

Данная тема изучается в разделе "Прироодные сообщества" по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет : Окружающий мир

ТЕМА: КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.  2 класс

ЦЕЛЬ:  создать условия для формирования понятия о круговороте воды в природе.

ЗАДАЧИ

1.Показать взаимосвязь круговорота воды со свойством воды переходить из одного состояния в другое.

2.Развивать  речь, мышление, умение анализировать, делать выводы и оценивать достижения, активизировать познавательную деятельность учащихся посредством организации  опыта  и обобщения увиденного.

3.Воспитывать готовность к сотрудничеству через организацию коммуникативной деятельности в паре, команде.

УУД:

Познавательные:  

формировать умение извлекать, перерабатывать и представлять информацию, делать обобщения и выводы на основе полученной информации.

Коммуникативные: формировать умение формулировать собственное мнение  и позицию, строить понятные для партнёра высказывания, слушать собеседника, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные: создать условия для умения  формулировать познавательную цель в сотрудничестве с учителем, формирование самооценки своей деятельности.

 Личностные: принятие образа «хорошего ученика»


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Я желаю всем удачи –

За работу! В добрый час!

Садитесь.

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Повернитесь к нашим гостям и улыбнитесь.

Зонтик буду я держать,
И стараться их считать,
Раз, два, три, четыре, пять,
Что же падает опять?

Ребята, жила-была маленькая водяная капелька, звали её Капитошка. А вы знаете кто такой Капитошка?

Приветствуют гостей. Садятся.

Капля

Это капелька воды

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)

2.Актуализация знаний

Ребята, отгадайте  загадку, которую приготовил Капитошка:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и  бегу,

И стеклянной быть могу!

- Почему она так  о себе говорит?

В каких состояниях может находиться вода?

Капитошка предлагает распределить разные состояния воды по группам.

- А может ли вода переходить из одного состояния в другое?

- Как называются эти процессы?

- При каком условии происходят превращения воды.

А почему я загадала именно такую загадку?

Как вы думаете, мы всё узнали о воде?

А зачем нам нужны знания о воде, чем она так нужна, важна? Продолжите фразу «Вода нужна…»

А что бы вы хотели ещё узнать о воде?

Сегодня на уроке мы сделаем ещё одно открытие о воде. И чуть позже узнаем тему урока.

Вода

Вода может находиться в трёх состояниях: жидкое, твёрдое, газообразное

Дети распределяют картинки по группам:

Жидкое - дождь, роса, ручей

Твёрдое – снег, град, сосулька, иней

Газообразное – пар, облако, туман

Может

Испарение, конденсация, замерзание, таяние

При изменении температуры

Изучаем раздел «Вода и водные жители»

Нет

Вода нужна…

Ответы детей

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Умение классифицировать объекты по заданным признакам (Познавательные УУД)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

(Регулятивные УУД)

Постановка проблемы

Много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Она впадает в реки. Реки несут свои воды в море.

Почему  же моря не переполняются?

Ваши мнения мы проверим в ходе нашего  урока.

Ответы детей

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Открытие новых знаний

Словарная работа

Физкультминутка

Закрепление полученных знаний

Работа в парах

А сейчас я вам предлагаю понаблюдать за опытом. Будем нагревать воду, над которой закреплён холодный предмет. Наблюдаем. Что происходит с водой?

Откуда появились капельки воды?

Почему они образовались?

Кипит, идёт пар. Пар поднимается к стеклу, появляются капельки воды

Из пара

Пар соприкоснулся с холодным предметом и снова превратились в воду

- А можем ли мы наблюдать такой процесс в природе. Давайте послушаем сказку.

- Жила-была Капелька на цветке, а может быть и в море, а может в океане, а может быть и в луже, ведь надо где то жить. Жила и мечтала увидеть мир.

(На доску в процессе рассказа крепятся рисунки-иллюстрации.)

Пригрело как-то яркое солнышко.

- Что произошло с нашей Капелькой? 

- Да. Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озер, рек, из почвы Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные.

Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз.

Вот и наша Капелька (показ на схеме) устремилась вверх. Летит она вверх, рассматривает красоты земли, а ветер несет ее все дальше и дальше, и на пути встречается много капель – сестричек. Вскоре их было целое облако. А сестрички-капли все прибывают и прибывают. Тесно им стало, потемнело облако, превратилось в тучку.

- В виде каких осадков выпадает накопившаяся влага? 

- И полетела наша Капелька вниз. Летит и думает, куда же она попадет, где еще побывает и что нового увидит.

- Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море. Прилетела наша Капелька на землю и снова встретилась с капельками-сестричками. Снова стали они весело жить и играть. Капельке так понравилось путешествовать, что она стала ждать подходящий момент, чтобы вновь отправиться в путь.

- Можно ли сказать, что вода вращается по кругу?

- Как можно назвать это явление в природе?

Вывешивается карточка со словом «КРУГОВОРОТ».

- Какие слова спрятались в этом слове? (КРУГ и ВОРОТ.)

- ВОРОТ – вращение. Так происходит и в природе.

Вы, наверное, устали сидеть.

А давайте представим, что мы с вами капельки.

Итак, где у нас живут капельки?

Солнышко речку пригревает, наши капельки поднимаются вверх в небо.

Теперь мы с вами облака, ветер несет нас по небу.

Пошел дождь и мы снова попали в речку.

Прочитайте текст и расскажите о процессах, происходящих с водой в природе.

Я живу в открытом море,

Там гуляю на просторе.

Путешествовать люблю,

И подруг с собой беру.

Лишь пригреет солнце жарко,

В море мне сидеть уж парко.

Рвусь из водной той среды

К солнцу паром из воды.

До небес я поднимаюсь,

Там с подругами встречаюсь

Образуя облака.

Ветер нас несет, пока

В туче нам не станет тесно.

И тогда, скажу вам честно,

То дождинкой, то снежинкой

Я стремлюсь на землю вниз.

Ну, дружок, теперь держись!

В лесу, в городе и в поле,

В речке, в озере и в море,

И на тоненькой травинке,
Каплей маленькой росинки.

Побывала я не раз.

И теперь в гостях у вас.

Летом все понятно: испарение, конденсация, осадки и вновь испарение..., а зимой дождей нет, значит, и круговорота воды нет.

- Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой. 

- Может ли вода испаряться при низких температурах? (Нет.)

- Для чего хозяйки зимой вывешивают выстиранное белье на улицу? 

- Высыхает? 

Какой можно сделать вывод?

В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твердого: из снега и льда.

- Зимой в виде чего возвращается вода на землю? 

А снег – это вода. Круговорот воды бесконечен.

Кевва Арина

Ответы детей.

Львова Вероника

Коростина Даша

Дождь, снег, град.

Кевва Арина

Русова Карина

Да

Круговорот

Сели

В реке.

Подтянулись, подтянулись встали

Покружились, покружились

Сели

Ответы детей.

Да, нет

Нет

Сушить

Да

Значит, вода испаряется и в мороз.

В виде снега

Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Выполнение упражнений необходимых для эмоционального настроя  и снятия напряжения.

(Регулятивные УУД)

Умение работать в парах (Личностные, регулятивные, коммуникативные УУД)

Самостоятельное применение знаний. Творческая работа.

Работать будем в группах. Вспомним правила работы в группах.

У вас на столах листочки в виде капельки.

И сейчас вы попробуете изобразить схему того процесса, который мы с вами обсуждали.

Используйте  стрелки и свои условные обозначения. Подумайте, как изобразить пар, дождь, облачко.

Покажите, что у вас получилось.

Ребята,  как называется этот процесс, который мы с вами получили.

 Подпишите свои проекты.

1.Уважай своего товарища.

2. Слушай других.

3. Не согласен – предлагай!

Представляют проекты

Круговорот воды

Умение работать в группе (Личностные, регулятивные, коммуникативные УУД)

Контроль и самоконтроль

А теперь Капитошка предлагает поиграть в игру «Да или нет» и проверим, хорошо ли вы работали на уроке. Капитошка приготовил для вас вопросы. Возьмите полоску с кружочками. Если вы считаете высказывание верным, то закрасьте кружок зелёным цветом, если неверным – красным.

1.Вода поднимается вверх в виде пара.

2.Процесс превращения воды в пар называется испарением.

3.К осадкам относятся дождь, снег, град.

4.После сильных дождей море не выходит из берегов, потому что вода вытекает из моря в реки.

5.Вода в реках никогда не кончается, потому что существует круговорот воды в природе.

6.В круговорот воды в природе входит смена времён года.

А сейчас мы узнаем, доволен ли Капитошка вашими ответами. Если ответили правильно на все вопросы, закрасьте седьмой кружок зелёным цветом, если допустили 1-2 ошибки закрасьте жёлтым. Если ошиблись 3 и более раз – красным.

Выполняют.

Проверяют: седьмой кружок закрашивают

Оценивать правильность выполнения действий (Регулятивные УУД)

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 (Личностные УУД)

Итог урока.

Рефлексия

Ребята, а как сейчас  бы ответили на вопрос «Почему моря не переполняются водой?»

А если бы круговорот воды исчез?

Что вы узнали о воде? Какое открытие вы сделали?

Что было интересно на уроке?

Что было трудно на уроке?

Давайте устроим свой круговорот в классе. Если вам на уроке все было понятно, ваши капельки опускаются вниз, если что – то осталась непонятным, есть вопросы – капельки расположены вверх. Посмотри на наши капельки. Какой вывод можно сделать?

Ребята, берегите воду!  Вода – это источник жизни на Земле.

Оценивание.

Происходит круговорот воды

Прекратятся дожди, пересохнут реки, иссякнут подземные воды, исчезнет растительность, меньше станет кислорода

Ответы детей

Оформлять свои мысли в устной   форме (Коммуникативные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

Домашнее задание

Учебник, с.83-84 читать

Р.т.с .29 (портфельчик)

*Придумать сказку о путешествии капельки воды.

Спасибо за работу. Урок окончен.

Записывают домашнее задание



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

Урок окружающего мира "Вода в природе. Свойства воды".

Урок окружающего мира по  учебнику А.А.Плешакова с описанием опытов, проведённых для объяснения свойств воды....

Урок окружающего мира.Вода. Свойства воды.

Конспект и презентация к уроку....

Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока окружающего мира "Вода- путешественница" 3 класс ШР

конспект урока окружающего мира в 3 классе по умк "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира «Вода и водные жители. Вода-вещество. Путешествие капельки» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Вода и водные жители. Вода-вещество. Путешествие капельки» Цели деятельности учителя: формирование представлений о роли воды для человека и всех живых организмов; о разных состояния...

Технологическая карта урока окружающего мира "Вода. Свойства воды" (УМК "Школа России", 3 класс 1 часть)

Цель урока: формирование у обучающихся о свойстве воды и её значения для растений, животных, человека.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1 Познакомить обучающихся со свойствами воды;2 Выя...