Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Планета Знаний"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Косова Нина Владимировна

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

    Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx40.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального  образования».0т 17.12 2010г приказ МО и науки РФ №1897.
  3. Приказ МО РФ от 31.12.2015г.  № 1576  «Об утверждении федерального компонента государственных  стандартов начального образования».
  4. Положение о рабочей программе по окружающему миру.  Приказ ОУ
  5.  Образовательная программа школы – Протокол педсовета
  6. Учебный план ОУ на 2018 – 2019 учебный год. Протокол педсовета
  7. Локальный акт школы.
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
  9. Письмо Минобрнауки России «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».

   

        Характеристика учебного предмета

  Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

    Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

   Задачи курса:

• систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

• формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

• знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

• социализация ребёнка;

• развитие познавательных  процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

• воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

• формирование самостоятельной познавательной деятельности;

• развитие мышления, воображения и творческих способностей;

• формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);

• формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;

• формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);

• формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);

• формирование основ экологической культуры;

• патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение окружающего мира в 3 классе отводится 2 часа в неделю, 34 учебные недели, согласно годовому календарному учебному плану, в год-68 часов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

• понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

• ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей

взаимодействия человека и природы;

• ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;

• осознание своей этнической принадлежности;

• восприятие историко-географического образа России;

• чувство гордости за свою Родину.

Могут быть сформированы:

• осознание себя как гражданина России;

• уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;

• понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

• приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;

• объяснять, что такое экология;

• понимать, что такое горизонт, линия горизонта;

• называть основные и промежуточные стороны горизонта;

• находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;

• объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;

• рассказывать о трёх состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе;

• устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы;

• характеризовать различные водные объекты (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан);

• объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;

• рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования;

• характеризовать органы растений и животных и их значение;

• характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;

• различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

• приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;

• рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах её охраны;

• характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;

• выполнять основные правила личной гигиены;

• проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.

Учащиеся получат возможность научиться:

• различать существенные и несущественные признаки;

• приводить примеры физических и химических явлений природы;

• рассказывать об использовании энергии воды и ветра;

• рассказывать о четырёх царствах живой природы;

• рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;

• рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;

• объяснять особенности питания и дыхания растений;

• характеризовать условия прорастания семян;

• рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;

• приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;

• выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

• характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической карты;

• рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей страны;

• описывать устройство города, жизнь и быт горожан;

• различать символы государства;

• показывать на политической карте РФ столицу России — город Москву;

• описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении;

• характеризовать главный закон страны;

• рассказывать об устройстве нашего государства;

• раскрывать основные права и обязанности ребёнка.

Учащиеся получат возможность научиться:

• узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и обычаев;

• устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона;

• рассказывать об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках культуры своего города, села, края;

• рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и

культурной жизнью города;

• объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;

• приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

• понимать цель познавательной деятельности;

• планировать свои действия при выполнении заданий учебника;

• осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.

Учащиеся могут научиться:

• самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;

• самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

• ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать её (в рамках проектной деятельности).

Познавательные

Учащиеся научатся:

доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путём постановки несложных опытов;

• сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;

• находить необходимую информацию в учебнике;

• получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

• моделировать процессы развития растений и животных

по заданиям учебника и рабочих тетрадей;

• понимать информацию, представленную на исторической карте.

Учащиеся могут научиться:

• получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;

• самостоятельно моделировать некоторые природные процессы;

• ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических

процессов;

• устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);

• сравнивать исторические события.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;

• совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.

Учащиеся могут научиться:

• распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и проектов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ по учебному предмету (68ч)

Природа вокруг нас (8 ч)

Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.

Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.

Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.

Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.

Вода, воздух, горные породы и почва (17 ч)

Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.

Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.

Вода в природе: родники, водные объекты (озеро, река, море, океан — естественные водные объекты; пруд, водохранилище — искусственные). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.

Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.

Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.

Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Ветер. Использование энергии ветра человеком.

Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.

Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные. Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.

Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие.

Как образуется почва. Значение и охрана почвы.

О царствах живой природы (15 ч)

Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.

Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.

Первые представления о растении как организме.

Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.

Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.

Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.

Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.

Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений. Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,

птицы, млекопитающие. Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.

Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие

животных. Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.

Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.

Бактерии, их значение в природе и жизни человека. 

Человек (10 ч)

Человек— часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.

Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.

Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку.

Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.

Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.

Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.

Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.

Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.

Органы чувств, их значение и гигиена.

Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.

Человек в обществе (18 ч)

Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.

Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.

Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.

Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.

Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы

власти.

Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях

школы, изучение влияния деятельности человека на природу.

Учебно-тематический план

Содержание программного материала

Количество

часов

Проверочная работа

1

Природа вокруг нас.

8

2

2

Вода, воздух, горные породы и почва.

16

1

3

О царствах живой природы.

16

1

4

Человек.

10

1

5

Человек в обществе.

18

2

Итого:

68

7

Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и знание новых понятий, выполнение мини-тестов, самостоятельных работ (задания типа «вставь пропущенное слово», «допиши определение» и т. п.), подготовленных учителем.

   Тематический контроль осуществляется в  виде обязательной проверочной работы (тестирования), которая предусмотрена в рабочих тетрадях либо составляется учителем, а также в форме защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).

   Итоговый контроль осуществляется в виде итоговой проверочной работы (тестирование), а также защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).

         

Календарно-тематическое планирование

Окружающий мир (68 ч)

П№

Тема раздела. Тема урока

Кол.часов

                                                                          Тема: Природа вокруг нас – 8 ч.

1

Что нас окружает.

1

2

Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы»

1

3

Входной срез знаний.

1

4

 Экскурсия. «Изучение влияния деятельности человека на природу»

1

5

Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по компасу и местным признакам

1

6

Экскурсия «Ориентирование на местности»

1

7

Свойства тел и веществ. Практическая работа.

1

8

Явления природы. Проверочная работа.

1

Тема: Вода, воздух, горные породы и почва – 16 ч.

9

Свойства воды в жидком состоянии. Практическая работа.

1

10

Вода – растворитель. Практическая работа.

1

11

Свойства льда, снега и пара.

1

12

Родники. Водоёмы и водотоки (река, озеро, море, пруд, водохранилище)

1

13

Облака, роса, туман, иней, изморозь.

1

14

Круговорот воды в природе. Использование и охрана воды.

1

15

Проверочная работа по теме «Вода и её свойства»

1

16

Значение воздуха для жизни.

1

17

Свойства воздуха. Практическая работа.

1

18

Ветер. Охрана воздуха.

1

19

Почва. Охрана почвы.

1

20

Горные породы.

1

21

Полезные ископаемы (песок, глина, гранит, известняк)

1

22

Использование, добыча и охрана полезных ископаемых. Проверочная работа.

1

Проект Освоение воздушного пространства человеком.

                                                 Тема: О царствах живой природы – 16 ч.

23

Четыре царства живой природы

1

24

Строение растений. Практическая работа.

1

25

Разнообразие растений.

1

26

Дикорастущие и культурные растения.

1

27

Жизнь растений.

1

28

Размножение и развитие растений.

1

29

Развитие растения из семени. Охрана растений.

1

30

Строение животных. Практическая работа.

1

31

Разнообразие животных.

1

32

Домашние и дикие животные.

1

33

Как животные воспринимают мир.

1

34

Передвижение и дыхание животных.

1

35

Питание животных.

1

36

Размножение и развитие животных.

1

37

Охрана животных. Проверочная работа по теме «Растения и животные»

1

38

Грибы и бактерии.

1

Сохраним мир живой природы. Проект

Тема: Человек – 10 ч.

39

Человек – часть живой природы.

1

40

Кожа – первая «одежда». Практическая работа.

1

41

Скелет. Практическая работа.

1

42

Мышцы. Практическая работа.

1

43

Кровеносная система. Практическая работа.

1

44

Дыхание.

1

45

Питание и выделение.

1

46

Органы чувств. Практическая работа.

1

47

Нервная система.

1

48

Эмоции и темперамент. Проверочная работа.

1

Проект Физкультура и спорт

Тема: Человек в обществе – 18ч.

49

Народы нашей страны.

1

50

Традиции народов нашей страны.

1

51

Путешествие по ленте времени.

1

52

Города и сёла.

1

53

Названия городов.

1

54

Кремль – центр города.

1

55

Улицы города.

1

56

Герб – символ города.

1

57

Памятные места городов.

1

58

Современный город.

1

59

Москва – столица России. Проверочная работа.

1

60

Что такое государство.

1

61

Конституция – основной закон нашей страны.

1

64

65

66

67-68

62

Права ребёнка.

1

63

Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России.

1

64

Государственный гимн России. Итоговая проверочная работа.

1

65

Государственные награды.

1

66-

Проект «Мой родной край»

1

67

68

Итоговое повторение

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...

рабочая программа по окружающему миру (УМК"планета знаний) 1 класс

рабочая программа по окружающему миру(УМК"планета знаний) 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Планета знаний"

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной п...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...