Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Планета Знаний"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx | 40.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании».
- «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования».0т 17.12 2010г приказ МО и науки РФ №1897.
- Приказ МО РФ от 31.12.2015г. № 1576 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального образования».
- Положение о рабочей программе по окружающему миру. Приказ ОУ
- Образовательная программа школы – Протокол педсовета
- Учебный план ОУ на 2018 – 2019 учебный год. Протокол педсовета
- Локальный акт школы.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
- Письмо Минобрнауки России «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».
Характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи курса:
• систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
• формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
• знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
• социализация ребёнка;
• развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
• воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
• формирование самостоятельной познавательной деятельности;
• развитие мышления, воображения и творческих способностей;
• формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
• формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
• формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
• формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
• формирование основ экологической культуры;
• патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение окружающего мира в 3 классе отводится 2 часа в неделю, 34 учебные недели, согласно годовому календарному учебному плану, в год-68 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
• ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей
взаимодействия человека и природы;
• ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
• осознание своей этнической принадлежности;
• восприятие историко-географического образа России;
• чувство гордости за свою Родину.
Могут быть сформированы:
• осознание себя как гражданина России;
• уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;
• понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
• приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
• объяснять, что такое экология;
• понимать, что такое горизонт, линия горизонта;
• называть основные и промежуточные стороны горизонта;
• находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
• объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;
• рассказывать о трёх состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе;
• устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы;
• характеризовать различные водные объекты (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан);
• объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;
• рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования;
• характеризовать органы растений и животных и их значение;
• характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;
• различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
• приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;
• рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах её охраны;
• характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;
• выполнять основные правила личной гигиены;
• проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.
Учащиеся получат возможность научиться:
• различать существенные и несущественные признаки;
• приводить примеры физических и химических явлений природы;
• рассказывать об использовании энергии воды и ветра;
• рассказывать о четырёх царствах живой природы;
• рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;
• рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;
• объяснять особенности питания и дыхания растений;
• характеризовать условия прорастания семян;
• рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;
• приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;
• выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
• характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической карты;
• рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей страны;
• описывать устройство города, жизнь и быт горожан;
• различать символы государства;
• показывать на политической карте РФ столицу России — город Москву;
• описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении;
• характеризовать главный закон страны;
• рассказывать об устройстве нашего государства;
• раскрывать основные права и обязанности ребёнка.
Учащиеся получат возможность научиться:
• узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и обычаев;
• устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона;
• рассказывать об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках культуры своего города, села, края;
• рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и
культурной жизнью города;
• объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;
• приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• понимать цель познавательной деятельности;
• планировать свои действия при выполнении заданий учебника;
• осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Учащиеся могут научиться:
• самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
• самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
• ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать её (в рамках проектной деятельности).
Познавательные
Учащиеся научатся:
доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путём постановки несложных опытов;
• сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
• находить необходимую информацию в учебнике;
• получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
• моделировать процессы развития растений и животных
по заданиям учебника и рабочих тетрадей;
• понимать информацию, представленную на исторической карте.
Учащиеся могут научиться:
• получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;
• самостоятельно моделировать некоторые природные процессы;
• ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических
процессов;
• устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
• сравнивать исторические события.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;
• совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.
Учащиеся могут научиться:
• распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и проектов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ по учебному предмету (68ч)
Природа вокруг нас (8 ч)
Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.
Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.
Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.
Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.
Вода, воздух, горные породы и почва (17 ч)
Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.
Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.
Вода в природе: родники, водные объекты (озеро, река, море, океан — естественные водные объекты; пруд, водохранилище — искусственные). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.
Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.
Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.
Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Ветер. Использование энергии ветра человеком.
Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.
Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные. Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.
Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие.
Как образуется почва. Значение и охрана почвы.
О царствах живой природы (15 ч)
Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.
Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.
Первые представления о растении как организме.
Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.
Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.
Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.
Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.
Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений. Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,
птицы, млекопитающие. Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.
Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие
животных. Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.
Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.
Бактерии, их значение в природе и жизни человека.
Человек (10 ч)
Человек— часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.
Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку.
Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.
Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.
Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.
Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.
Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.
Органы чувств, их значение и гигиена.
Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.
Человек в обществе (18 ч)
Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.
Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.
Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.
Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.
Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы
власти.
Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях
школы, изучение влияния деятельности человека на природу.
Учебно-тематический план
№ | Содержание программного материала | Количество часов | Проверочная работа |
1 | Природа вокруг нас. | 8 | 2 |
2 | Вода, воздух, горные породы и почва. | 16 | 1 |
3 | О царствах живой природы. | 16 | 1 |
4 | Человек. | 10 | 1 |
5 | Человек в обществе. | 18 | 2 |
Итого: | 68 | 7 |
Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и знание новых понятий, выполнение мини-тестов, самостоятельных работ (задания типа «вставь пропущенное слово», «допиши определение» и т. п.), подготовленных учителем.
Тематический контроль осуществляется в виде обязательной проверочной работы (тестирования), которая предусмотрена в рабочих тетрадях либо составляется учителем, а также в форме защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).
Итоговый контроль осуществляется в виде итоговой проверочной работы (тестирование), а также защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).
Календарно-тематическое планирование
Окружающий мир (68 ч)
П№ | Тема раздела. Тема урока | Кол.часов | ||||||||||
Тема: Природа вокруг нас – 8 ч. | ||||||||||||
1 | Что нас окружает. | 1 | ||||||||||
2 | Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы» | 1 | ||||||||||
3 | Входной срез знаний. | 1 | ||||||||||
4 | Экскурсия. «Изучение влияния деятельности человека на природу» | 1 | ||||||||||
5 | Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по компасу и местным признакам | 1 | ||||||||||
6 | Экскурсия «Ориентирование на местности» | 1 | ||||||||||
7 | Свойства тел и веществ. Практическая работа. | 1 | ||||||||||
8 | Явления природы. Проверочная работа. | 1 | ||||||||||
Тема: Вода, воздух, горные породы и почва – 16 ч. | ||||||||||||
9 | Свойства воды в жидком состоянии. Практическая работа. | 1 | ||||||||||
10 | Вода – растворитель. Практическая работа. | 1 | ||||||||||
11 | Свойства льда, снега и пара. | 1 | ||||||||||
12 | Родники. Водоёмы и водотоки (река, озеро, море, пруд, водохранилище) | 1 | ||||||||||
13 | Облака, роса, туман, иней, изморозь. | 1 | ||||||||||
14 | Круговорот воды в природе. Использование и охрана воды. | 1 | ||||||||||
15 | Проверочная работа по теме «Вода и её свойства» | 1 | ||||||||||
16 | Значение воздуха для жизни. | 1 | ||||||||||
17 | Свойства воздуха. Практическая работа. | 1 | ||||||||||
18 | Ветер. Охрана воздуха. | 1 | ||||||||||
19 | Почва. Охрана почвы. | 1 | ||||||||||
20 | Горные породы. | 1 | ||||||||||
21 | Полезные ископаемы (песок, глина, гранит, известняк) | 1 | ||||||||||
22 | Использование, добыча и охрана полезных ископаемых. Проверочная работа. | 1 | ||||||||||
Проект Освоение воздушного пространства человеком. | ||||||||||||
Тема: О царствах живой природы – 16 ч. | ||||||||||||
23 | Четыре царства живой природы | 1 | ||||||||||
24 | Строение растений. Практическая работа. | 1 | ||||||||||
25 | Разнообразие растений. | 1 | ||||||||||
26 | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | ||||||||||
27 | Жизнь растений. | 1 | ||||||||||
28 | Размножение и развитие растений. | 1 | ||||||||||
29 | Развитие растения из семени. Охрана растений. | 1 | ||||||||||
30 | Строение животных. Практическая работа. | 1 | ||||||||||
31 | Разнообразие животных. | 1 | ||||||||||
32 | Домашние и дикие животные. | 1 | ||||||||||
33 | Как животные воспринимают мир. | 1 | ||||||||||
34 | Передвижение и дыхание животных. | 1 | ||||||||||
35 | Питание животных. | 1 | ||||||||||
36 | Размножение и развитие животных. | 1 | ||||||||||
37 | Охрана животных. Проверочная работа по теме «Растения и животные» | 1 | ||||||||||
38 | Грибы и бактерии. | 1 | ||||||||||
Сохраним мир живой природы. Проект | ||||||||||||
Тема: Человек – 10 ч. | ||||||||||||
39 | Человек – часть живой природы. | 1 | ||||||||||
40 | Кожа – первая «одежда». Практическая работа. | 1 | ||||||||||
41 | Скелет. Практическая работа. | 1 | ||||||||||
42 | Мышцы. Практическая работа. | 1 | ||||||||||
43 | Кровеносная система. Практическая работа. | 1 | ||||||||||
44 | Дыхание. | 1 | ||||||||||
45 | Питание и выделение. | 1 | ||||||||||
46 | Органы чувств. Практическая работа. | 1 | ||||||||||
47 | Нервная система. | 1 | ||||||||||
48 | Эмоции и темперамент. Проверочная работа. | 1 | ||||||||||
Проект Физкультура и спорт | ||||||||||||
Тема: Человек в обществе – 18ч. | ||||||||||||
49 | Народы нашей страны. | 1 | ||||||||||
50 | Традиции народов нашей страны. | 1 | ||||||||||
51 | Путешествие по ленте времени. | 1 | ||||||||||
52 | Города и сёла. | 1 | ||||||||||
53 | Названия городов. | 1 | ||||||||||
54 | Кремль – центр города. | 1 | ||||||||||
55 | Улицы города. | 1 | ||||||||||
56 | Герб – символ города. | 1 | ||||||||||
57 | Памятные места городов. | 1 | ||||||||||
58 | Современный город. | 1 | ||||||||||
59 | Москва – столица России. Проверочная работа. | 1 | ||||||||||
60 | Что такое государство. | 1 | ||||||||||
61 | Конституция – основной закон нашей страны. | 1 | ||||||||||
64 65 66 67-68 | 62 | Права ребёнка. | 1 | |||||||||
63 | Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России. | 1 | ||||||||||
64 | Государственный гимн России. Итоговая проверочная работа. | 1 | ||||||||||
65 | Государственные награды. | 1 | ||||||||||
66- | Проект «Мой родной край» | 1 | ||||||||||
67 68 | Итоговое повторение | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...
рабочая программа по окружающему миру (УМК"планета знаний) 1 класс
рабочая программа по окружающему миру(УМК"планета знаний) 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Планета знаний», 3 класс
Программа по окружающему миру 3 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Планета знаний», 4 класс
В помощь учителю...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Планета знаний"
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной п...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...