Рабочие программы по УМК "Гармония" 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа № 4
с углубленным изучением отдельных предметов
Программа рассмотрена на заседании УВЦ «Начальная школа» Протокол № 1 от «28» августа 2018 года ______________________ руководитель УВЦ Щербакова Л.Г. | Согласовано. «28» августа 2018 года ___________________ Зам. директора по УВР Хлебникова О.А | Утверждаю. ______________________ Директор школы Белякова М.Н. Приказ № _01-10/100______ «29» августа 2018года |
Рабочая программа по окружающему миру
Класс-2В
Учитель Колесникова Н.А высшая квалификационная категория
срок реализации - 2018-2019 учебный год
количество часов в неделю- 2
количество часов в год – 68
тип школы- с углублённым изучением отдельных предметов
автор программы- (ФГОС) Гармония Окружающий мир Традиционная система. Программа для четырёхлетней начальной школы. Смоленск. «Ассоциация XXIвек»
УМК Гармония Окружающий мир О.Т.Поглазова; Традиционная система. Программа для четырёхлетней начальной школы. Смоленск.: «Ассоциация XXIвек».2013.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и авторской программы под редакцией О.Т.Поглазовой к учебникам О.Т.Поглазовой «Окружающий мир» (Смоленск .Ассоциация XXIвек. 2013 год) для 2 класса общеобразовательных учреждений без изменений её содержания Гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» (УМК «Гармония»).
Программа рассчитана на 68 часов в год; 2часа в неделю.
Структура данной рабочей программы соответствует требованиям пункта 18.1.2 ФГОС и изменениями ( приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577) в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования ( далее ФГОС НОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 и представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела:
- планируемые результаты освоения учебного материала;
- содержание учебного материала;
- календарно-тематическое планирование с указанием количества часов , отводимых на освоение каждой темы;
- учебно– методическое обеспечение
Планируемые результаты изучения курса
Предметные результаты
Ученик научится
-различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звёзда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
-приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
-описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);
-сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
-различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
-различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;
-характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
-использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
-находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;
-объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
-находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, -участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
-вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
-выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
-использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
-исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
-измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
-выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).
-рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;
-вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
-объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;
-готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных;
-обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
-ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
-моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
-участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и собственных вариантов), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.
В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится:
-воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;
-ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
-рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
-использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;
-узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;
-находить на карте Российскую Федерацию, её столицу город Москву, свой регион и его административный центр; показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;
-понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; -описывать (пересказывать) изученные события из истории России;
-готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;
- рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
-объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;
различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;
-рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).
-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
-соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
-заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
-различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
-составлять родословную своей семьи;
-объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;
-рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);
-находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;
-использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;
-моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.
В результате изучения правил безопасной жизни ученик научится:
-осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
-оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
-соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
-соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
-объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
-составлять и выполнять режим дня.
-сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
-следовать правилам здорового образа жизни;
-соблюдать правила противопожарной безопасности;
-оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).
Ученик получит возможность научиться:
– различать по существенным признакам природные объекты и изделия человека; объекты живой и неживой природы, тела и явления; небесные тела, формы суши, виды водоёмов; виды жилищ и транспорта, средства связи, профессии людей; симметричные и несимметричные предметы; эстетические и нравственные категории, эмоциональные состояния, формы общения; государственную символику России;
– приводить примеры государственных законов и праздников, городов России, народов, населяющих родной край, наиболее многочисленных народов России; объектов неживой и живой природы, изделий человека; явлений, происходящих в неживой и живой природе, небесных тел, форм суши, естественных и искусственных, пресных и солёных водоёмов; объектов городского хозяйства, музеев, культурных центров, достопримечательностей родного города (посёлка); наземного, водного, воздушного, общественного, грузового и специального транспорта, разных профессий; симметричных и несимметричных предметов окружающего мира;
– описывать изучаемые природные и социальные объекты, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида; характеризовать черты характера человека;
– сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их сходства и различия;
– определять принадлежность изучаемых природных и социальных объектов к конкретным систематическим группам по существенным признакам;
– объяснять отличия человека от животных; различие эстетических, этических, моральных категорий (красивое – безобразное, нравственное – безнравственное, культурное – некультурное, вежливое – грубое и др.); значение природы для здоровья человека, положительные и отрицательные воздействия человека на природу;
– наблюдать тела и явления природы, небесные тела, формы земной поверхности, виды водоёмов, признаки экологического неблагополучия в природе; объекты городского хозяйства, культуры, спортивные сооружения, виды строений, улиц, транспорта, музейные экспонаты; вести простейшие наблюдения социальных отношений в быту, в обществе;
– извлекать полезную учебную информацию из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, схемы, таблицы, диаграммы, карты;
– представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, аппликация, условный знак, схема, таблица, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану);
– формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, нравственного поведения в быту и обществе;
– создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сообщения), участвовать в проектной деятельности;
– оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.
Личностные
Ученик научится:
– положительному отношению, учебно-познавательному интересу к приобретению знаний о природе и истории России, к способам познания окружающего мира, к исследовательской деятельности, к способам отображения полученной информации в разных формах; к освоению регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
– познавательной активности, наблюдательности, внимательности, любознательности, воображению, фантазии, развитию творческих способностей;
– осознанию себя как гражданина своего Отечества; пониманию важности знания истории своей страны;
– осознанию того, что наша Родина имеет более чем тысячелетнюю историю, что её народы прошли вместе трудный и славный путь создания своего государства и отстояли его независимость;
– чувству любви к родной стране, к её природе, культуре;
– чувству гордости наследием предков, достижениями российских учёных, деятелей культуры и искусства, путешественников, внёсших большой вклад в открытие новых земель на нашей планете, в освоение космического пространства;
– пониманию того, что родной край – частица России, многонационального государства; что родной край имеет свою богатую историю;
– уважительному отношение к другим странам, народам, их традициям;
– умению выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами, способность оценивать свои поступки, высказывать суждения о поступках наших предшественников, исторических деятелей;
– экологической культуре, готовности следовать этическим, экологически грамотным и безопасным правилам поведения в обществе и природе;
– чувству прекрасного, восхищению красотой объектов природы и культуры; пониманию того, что природа нужна человеку не только для удовлетворения потребностей жизни, но и для проявления эстетических чувств, создания произведений искусства;
– пониманию личной ответственности и способности оценивать свой вклад в дело сохранения памятников природы, культуры, истории;
– пониманию того, что объединяет жителей родного края, граждан всей страны, всех людей Земли;
– способности оценивать и желание улучшать результаты своего учебного труда, развивать свои творческие способности.
-
-Ученик получит возможность научиться
-рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, о растительном и животном мире
-объяснять отличие человека от животного, круговорот веществ в природе причины разных климатических условий на Земле.
-готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе
-пользоваться масштабом при чтении карт
-участвовать в проектной деятельности.
Метапредметные:
Ученик научится:
– самостоятельно (или с одноклассниками) определять задачи урока, намечать план «открытия» новых знаний, освоения новых учебных действий;
– обнаруживать (совместно с учителем и одноклассниками) возникшую познавательную проблему, высказывать свою гипотезу и предлагать способ её проверки;
– оценивать недостаточность знаний и после обсуждения с одноклассниками (с учителем) формулировать задачи урока (домашней работы);
– планировать свои учебные действия (с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;
– следовать намеченному плану, решая учебные задачи, корректировать свои действия самостоятельно (или с помощью учителя), проверять правильность выполнения действий;
– делать выводы по результатам выполненных действий, сверять их с поставленными задачами, вносить необходимые коррективы, выявлять причины ошибок и самостоятельно (или с помощью учителя) исправлять их;
– предлагать совместно с одноклассниками (с учителем) систему оценки успешности выполнения учебных и творческих заданий, в соответствии с ней оценивать результаты своего труда и одноклассников;
– осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений
Ученик получит возможность научиться:
– осознавать познавательную (практическую, исследовательскую) задачу и целенаправленно решать её;
– выбирать источники информации (самостоятельно, с учителем, с одноклассниками) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, находить в них примеры применения знаний;
– извлекать информацию, представленную в разных формах: в словесной, изобразительной, схематической, табличной, модельной, условно-знаковой;
– критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом, использовать словари и другую справочную литературу;
– обобщать и систематизировать знания об изучаемых объектах и явлениях, которые получены из разных источников: из учебной статьи, по результатам наблюдений, эксперимента, проектной деятельности;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую, в том числе в знаково-символическую; – пользоваться таблицами, схемами, моделями; – характеризовать, описывать природные объекты и явления, исторические и социальные события, выделяя их сущностные стороны;
Содержание курса
2 класс- (68 часов).
Человек и его здоровье-10 час.
– человек – часть живой природы и член общества, условия, обеспечивающие его здоровье и эмоциональное благополучие, значение труда и творчества в его развитии, качества, определяющие его физическую и духовную красоту; профессии людей, связанные с природой и с работой с людьми, наиболее распространённые профессии в родном крае;
– правила безопасного поведения в природе и социальной среде (водоём, лес, горы, ядовитые растения и грибы, опасные животные; улица, двор, подъезд, лифт, квартира, незнакомые люди), в чрезвычайных ситуациях;
Человек и общество- 8 час.
– основные нормы морали, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье, правила вежливого общения с окружающими людьми, элементарные приёмы управления своим эмоциональным состоянием;
– правила личной гигиены, способы сохранения и укрепления своего здоровья; приёмы оказания первой помощи при лёгких травмах, простудных заболеваниях;
Природные тела и явления- 29час.
– природные тела и явления, способы их изучения; основные наблюдаемые космические тела (звезда, планета, спутник);
- виды земной поверхности (океаны и материки, горы и равнины, холмы и овраги);
-виды естественных и искусственных водоёмов (море, река, озеро, пруд, водохранилище);
- условные изображения на карте гор, равнин, водоёмов, городов, границ государств, особенности поверхности и водоёмов родного края (города, села, пригорода) на основе наблюдений;
– взаимоотношения в обществе, семья – ячейка общества, родственные и семейные отношения; Родина, государство, его столица, государственные символы; основные права и обязанности российских граждан, права ребёнка;
Наша Родина- Россия- 10час.
– названия наиболее многочисленных народов, населяющих территорию России, её крупных городов, своего края (области, республики), его центра, своего города (села, деревни);
– 2–4 представителя изучаемых систематических групп природных и социальных объектов своей местности, их достопримечательности;
– экологические проблемы современного города и пути их решения, необходимые меры по сохранению чистоты и красоты природы;
– смысл понятий: тело, явление, облако, звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг; океан, море, озеро, река, пруд, водохранилище, болото; семья, родственники, Родина, государство, столица, граница, Конституция, гражданин, право, обязанность; город, посёлок, транспорт, средство связи, музей, профессия, искусство; симметричное, несимметричное, линия и центр симметрии предметов;
Человек-творец -11час
-человек -создатель и носитель культуры.
-творчество и мастерство человека
-музеи. Их значение в жизни общества
-коллекции старинных предметов быта
-значение письменности, счета, средств связи
-бережное отношение к книге
-современные средства связи.
-мир искусства
-виды художественного творчества
-художественные музеи мира.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Плановые сроки | Фактические сроки | |
Раздел I Человек и его здоровье (10 часов) | ||||
1 | Что нас окружает. | |||
2 | Человек – часть живой природы.. | |||
3 | Человек – разумное существо | |||
4 | Здоровье человека. Значение природы для здоровья. | |||
5 | Органы чувств, их гигиена. | |||
6 | Органы чувств и их гигиена. | |||
7 | Чистота – залог здоровья. | |||
8. | Зеленая аптека | |||
9 | Азбука безопасного поведения. | |||
10. | Азбука безопасного поведения. Тест | |||
Раздел II Человек и общество (8часов) | ||||
11 | Человек- член общества. | 05.10 | ||
12 | Разнообразие профессий людей. | 11.10 | ||
13 | Как мы общаемся. Правила этикета.. | 12.10 | ||
14 | Физическая и духовная красота человека. | 18.10 | ||
15 | Друзья, их значение в жизни людей.. | 19.10 | ||
16 | Семья. Родственники.. | 25.10 | ||
17 | Семейные заботы и традиции. | 26.10 | ||
18 | Родословная семьи. Проект. | |||
Раздел III Природные тела и явления (29 час.) | ||||
19 | Кто и как изучает природу | |||
20 | Природные тела и явления. | |||
21 | Разнообразие облаков.. | |||
22 | Разнообразие облаков. | |||
23 | Солнце- ближайшая к Земле звезда. | |||
24 | Солнце и жизнь. | |||
25 | Звезды и созвездия. | |||
26 | Кометы, метеоры, метеориты. | |||
27 | Земля-планета. | |||
28 | Движение Земли. | |||
29 | Луна- естественный спутник Земли.. | |||
30 | Исследования Луны. Человек на Луне. | |||
31. | Планеты, движущиеся вокруг Солнца. | |||
32- | Разнообразие космических тел. Обобщающий урок. Проект. | |||
33- | Поверхность Земли. Материки и океаны. | |||
34 | Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними. | |||
35 | Горы, их разнообразие. | |||
36 | Горы и люди. Безопасное поведение в горах. | |||
37 | Экскурсия. Формы суши родного края.. | |||
38 | Земля и её поверхность. Обобщающий урок | |||
39 | Вода на Земле. Океаны и моря. | |||
40 | Значение моря для жизни людей.. | |||
41 | Пресные воды суши. Река, её части. | |||
42 | Значение рек для людей.. | |||
43 | Озера, пруды, болота. | |||
44 | Байкал- жемчужина России. | |||
45 | Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоемов. | |||
46 | Экскурсия. Водоемы родного края. | |||
47 | Разнообразие водоёмов. Обобщающий урок. | |||
Раздел IV Наша Родина – Россия (10 часов) | ||||
48 | Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство. | |||
49 | Российская Федерация, её государственные символы | |||
50 | Конституция – основной закон государства. Государственные праздники. Практическая работа. | |||
51 | Москва – столица России. Виртуальная экскурсия | |||
52 | Российские города | |||
53 | Родной город (село), его достопримечательности. Проект.. | |||
54 | Горожане и селяне. | |||
55 | Проблемы современного города | |||
56 | Наземный, водный, воздушный транспорт.. | |||
57 | Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании. | |||
Раздел V Человек – творец (11 часов) | ||||
58 | Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. Профессия археолог. Виртуальная экскурсия. | |||
59 | Старинные и современные предметы одежды и быта. | |||
60 | Старинные и современные средства письменности, счёта, связи. | |||
61 | Мир искусства. Художественное творчество человека. . | |||
62 | Природа в произведениях литературы, живописи, музыки. | |||
63 | Красота природная и рукотворная. Гармония и симметрия. | |||
64 | Осевая симметрия. Ось симметрии. Предметы с осевой симметрией в окружающем мире. Практическая работа. | |||
65 | Центральная (поворотная) симметрия. Центр симметрии. Практическая работа. | |||
66 | Виды симметрии в изделиях людей. | |||
67 | Экскурсия «Красота природная и рукотворная». | |||
68 | Обобщающий урок. Что узнали, чему научились во 2 классе. |
Учебно-методическое обеспечение:
1.Печатные пособия
Учебник Поглазова О.Т .Окружающий мир 2 класс Часть1 и 2 –Смоленск Ассоциация XXI век, 2013.
Для организации работы с разными источниками информации научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи. В соответствии с содержанием программы
– таблицы («Строение растения», «Организм человека», «Стадии развития животных» и др.);
– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков, репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
- портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
– географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
– рельефные модели равнины, холма, оврага;
– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
– модель торса человека с внутренними органами;
– муляжи грибов, фруктов и овощей;
– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
– коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
- демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.
2.Информационно-коммуникативные средства:
Электронное приложение к учебнику Поглазовой О.Т. Окружающий мир 2 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...