Рабочие программы по УМК "Гармония" 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Колесникова Наталия Аркадьевна

Окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл garmoniya2v_okruzh.mirkolesnikova.docx58.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное   общеобразовательное   учреждение

Домодедовская  средняя   общеобразовательная  школа № 4

с  углубленным  изучением   отдельных  предметов

Программа рассмотрена  на

заседании  

УВЦ «Начальная школа»

 Протокол № 1  от «28» августа  2018 года

______________________

руководитель  УВЦ

Щербакова Л.Г.

Согласовано.

«28» августа  2018 года

___________________

Зам. директора  по  УВР

Хлебникова О.А

Утверждаю.

______________________

Директор   школы

Белякова М.Н.

Приказ № _01-10/100______

«29» августа 2018года

Рабочая   программа   по  окружающему миру

Класс-2В

Учитель Колесникова Н.А высшая квалификационная категория

срок  реализации -  2018-2019 учебный год

количество часов в неделю- 2

количество часов  в  год – 68

тип  школы- с  углублённым  изучением  отдельных  предметов

автор  программы- (ФГОС) Гармония Окружающий мир Традиционная система. Программа для четырёхлетней начальной школы. Смоленск. «Ассоциация XXIвек»

УМК Гармония Окружающий мир  О.Т.Поглазова; Традиционная система. Программа для четырёхлетней начальной школы. Смоленск.: «Ассоциация XXIвек».2013.


              Рабочая программа составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и авторской программы под редакцией  О.Т.Поглазовой к учебникам О.Т.Поглазовой  «Окружающий мир»  (Смоленск .Ассоциация XXIвек. 2013 год) для 2 класса общеобразовательных учреждений без изменений её содержания Гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» (УМК «Гармония»).

Программа рассчитана на 68 часов в год; 2часа в неделю.

Структура  данной рабочей  программы  соответствует требованиям пункта 18.1.2 ФГОС и изменениями ( приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577) в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования ( далее ФГОС НОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 и представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела:

  1. планируемые результаты освоения учебного материала;
  2. содержание учебного материала;
  3. календарно-тематическое планирование с указанием  количества  часов , отводимых на освоение каждой темы;
  4. учебно– методическое обеспечение

Планируемые результаты изучения курса

Предметные результаты

      Ученик   научится

-различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звёзда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);

-приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

-описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);

-сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;

-различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;

-различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;

-характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;

-использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);

-находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;

-объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека; 

-находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу,                             -участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

-вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;

-выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;

-использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;

-исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);

-измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;

-выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).

-рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;

-вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;

-объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;

-готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных;

-обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);

-ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);

-моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);

-участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и собственных вариантов), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.

В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится:

-воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;

-ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

-рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;

-использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;

-узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;

-находить на карте Российскую Федерацию, её столицу город Москву, свой регион и его административный центр; показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;

-понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;

анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин;                   -описывать (пересказывать) изученные события из истории России;

-готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;

- рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;

-объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;

различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;

-рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).

-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;

-соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;

-заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;

-различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

-составлять родословную своей семьи;

-объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;

-рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);

-находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;

-использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;

-моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.

В результате изучения правил безопасной жизни ученик научится:

-осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни; 

-оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

-соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

-соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

-объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;

-составлять и выполнять режим дня.

-сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

-следовать правилам здорового образа жизни;

-соблюдать правила противопожарной безопасности;

-оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).

Ученик получит возможность научиться:

– различать по существенным признакам природные объекты и изделия человека; объекты живой и неживой природы, тела и явления; небесные тела, формы суши, виды водоёмов; виды жилищ и транспорта, средства связи, профессии людей; симметричные и несимметричные предметы; эстетические и нравственные категории, эмоциональные состояния, формы общения; государственную символику России;

– приводить примеры государственных законов и праздников, городов России, народов, населяющих родной край, наиболее многочисленных народов России; объектов неживой и живой природы, изделий человека; явлений, происходящих в неживой и живой природе, небесных тел, форм суши, естественных и искусственных, пресных и солёных водоёмов; объектов городского хозяйства, музеев, культурных центров, достопримечательностей родного города (посёлка); наземного, водного, воздушного, общественного, грузового и специального транспорта, разных профессий; симметричных и несимметричных предметов окружающего мира;

– описывать изучаемые природные и социальные объекты, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида; характеризовать черты характера человека;

– сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их сходства и различия;

– определять принадлежность изучаемых природных и социальных объектов к конкретным систематическим группам по существенным признакам;

– объяснять отличия человека от животных; различие эстетических, этических, моральных категорий (красивое – безобразное, нравственное – безнравственное, культурное – некультурное, вежливое – грубое и др.); значение природы для здоровья человека, положительные и отрицательные воздействия человека на природу;

– наблюдать тела и явления природы, небесные тела, формы земной поверхности, виды водоёмов, признаки экологического неблагополучия в природе; объекты городского хозяйства, культуры, спортивные сооружения, виды строений, улиц, транспорта, музейные экспонаты; вести простейшие наблюдения социальных отношений в быту, в обществе;

– извлекать полезную учебную информацию из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, схемы, таблицы, диаграммы, карты;

– представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, аппликация, условный знак, схема, таблица, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану);

– формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, нравственного поведения в быту и обществе;

– создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сообщения), участвовать в проектной деятельности;

– оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.

Личностные

Ученик научится:

– положительному отношению, учебно-познавательному интересу к приобретению знаний о природе и истории России, к способам познания окружающего мира, к исследовательской деятельности, к способам отображения полученной информации в разных формах; к освоению регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

– познавательной активности, наблюдательности, внимательности, любознательности, воображению, фантазии, развитию творческих способностей;

– осознанию себя как гражданина своего Отечества; пониманию важности знания истории своей страны;

– осознанию того, что наша Родина имеет более чем тысячелетнюю историю, что её народы прошли вместе трудный и славный путь создания своего государства и отстояли его независимость;

 – чувству любви к родной стране, к её природе, культуре;

– чувству гордости наследием предков, достижениями российских учёных, деятелей культуры и искусства, путешественников, внёсших большой вклад в открытие новых земель на нашей планете, в освоение космического пространства;

– пониманию того, что родной край – частица России, многонационального государства; что родной край имеет свою богатую историю;

– уважительному отношение к другим странам, народам, их традициям;

 – умению выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами, способность оценивать свои поступки, высказывать суждения о поступках наших предшественников, исторических деятелей;

– экологической культуре, готовности следовать этическим, экологически грамотным и безопасным правилам поведения в обществе и природе;

– чувству прекрасного, восхищению красотой объектов природы и культуры; пониманию того, что природа нужна человеку не только для удовлетворения потребностей жизни, но и для проявления эстетических чувств, создания произведений искусства;

– пониманию личной ответственности и способности оценивать свой вклад в дело сохранения памятников природы, культуры, истории;

– пониманию того, что объединяет жителей родного края, граждан всей страны, всех людей Земли;

 – способности оценивать и желание улучшать результаты своего учебного труда, развивать свои творческие способности.

-

-Ученик получит возможность научиться

-рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, о растительном и животном мире

-объяснять отличие человека от животного, круговорот веществ в природе причины разных климатических условий на Земле.

-готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе

-пользоваться масштабом при чтении карт

-участвовать в проектной деятельности.

         Метапредметные:

Ученик научится:

– самостоятельно (или с одноклассниками) определять задачи урока, намечать план «открытия» новых знаний, освоения новых учебных действий;

– обнаруживать (совместно с учителем и одноклассниками) возникшую познавательную проблему, высказывать свою гипотезу и предлагать способ её проверки;

 – оценивать недостаточность знаний и после обсуждения с одноклассниками (с учителем) формулировать задачи урока (домашней работы);

– планировать свои учебные действия (с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач;

следовать намеченному плану, решая учебные задачи, корректировать свои действия самостоятельно (или с помощью учителя), проверять правильность выполнения действий;

– делать выводы по результатам выполненных действий, сверять их с поставленными задачами, вносить необходимые коррективы, выявлять причины ошибок и самостоятельно (или с помощью учителя) исправлять их;

– предлагать совместно с одноклассниками (с учителем) систему оценки успешности выполнения учебных и творческих заданий, в соответствии с ней оценивать результаты своего труда и одноклассников;

 – осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений

Ученик получит возможность научиться:

– осознавать познавательную (практическую, исследовательскую) задачу и целенаправленно решать её;

– выбирать источники информации (самостоятельно, с учителем, с одноклассниками) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, находить в них примеры применения знаний;

– извлекать информацию, представленную в разных формах: в словесной, изобразительной, схематической, табличной, модельной, условно-знаковой;

– критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом, использовать словари и другую справочную литературу;

 – обобщать и систематизировать знания об изучаемых объектах и явлениях, которые получены из разных источников: из учебной статьи, по результатам наблюдений, эксперимента, проектной деятельности;

 – преобразовывать информацию из одной формы в другую, в том числе в знаково-символическую; – пользоваться таблицами, схемами, моделями; – характеризовать, описывать природные объекты и явления, исторические и социальные события, выделяя их сущностные стороны;

Содержание курса

2 класс- (68 часов).

                                                         

Человек и его здоровье-10 час.

– человек – часть живой природы и член общества, условия, обеспечивающие его здоровье и эмоциональное благополучие, значение труда и творчества в его развитии, качества, определяющие его физическую и духовную красоту; профессии людей, связанные с природой и с работой с людьми, наиболее распространённые профессии в родном крае;

– правила безопасного поведения в природе и социальной среде (водоём, лес, горы, ядовитые растения и грибы, опасные животные; улица, двор, подъезд, лифт, квартира, незнакомые люди), в чрезвычайных ситуациях;

Человек и общество- 8 час.

– основные нормы морали, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье, правила вежливого общения с окружающими людьми, элементарные приёмы управления своим эмоциональным состоянием;

– правила личной гигиены, способы сохранения и укрепления своего здоровья; приёмы оказания первой помощи при лёгких травмах, простудных заболеваниях;

Природные тела и явления- 29час.

– природные тела и явления, способы их изучения; основные наблюдаемые космические тела (звезда, планета, спутник);

- виды земной поверхности (океаны и материки, горы и равнины, холмы и овраги);

-виды естественных и искусственных водоёмов (море, река, озеро, пруд, водохранилище);

- условные изображения на карте гор, равнин, водоёмов, городов, границ государств, особенности поверхности и водоёмов родного края (города, села, пригорода) на основе наблюдений;

– взаимоотношения в обществе, семья – ячейка общества, родственные и семейные отношения; Родина, государство, его столица, государственные символы; основные права и обязанности российских граждан, права ребёнка;

Наша Родина- Россия- 10час.

– названия наиболее многочисленных народов, населяющих территорию России, её крупных городов, своего края (области, республики), его центра, своего города (села, деревни);

– 2–4 представителя изучаемых систематических групп природных и социальных объектов своей местности, их достопримечательности;

– экологические проблемы современного города и пути их решения, необходимые меры по сохранению чистоты и красоты природы;

– смысл понятий: тело, явление, облако, звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг; океан, море, озеро, река, пруд, водохранилище, болото; семья, родственники, Родина, государство, столица, граница, Конституция, гражданин, право, обязанность; город, посёлок, транспорт, средство связи, музей, профессия, искусство; симметричное, несимметричное, линия и центр симметрии предметов;

Человек-творец -11час

-человек -создатель и носитель культуры.

-творчество и мастерство человека

-музеи. Их значение в жизни общества

-коллекции старинных предметов быта

-значение письменности, счета, средств связи

-бережное отношение к книге

-современные средства связи.

-мир искусства

-виды художественного творчества

-художественные музеи мира.

 

Календарно-тематическое  планирование.

Тема урока

Плановые сроки

Фактические сроки

Раздел I Человек и его здоровье (10 часов)

1

Что нас окружает.

2

Человек – часть живой природы..

3

Человек – разумное существо

4

Здоровье человека. Значение природы для здоровья.

5

Органы чувств, их гигиена.

6

Органы чувств и их гигиена.

7

Чистота – залог здоровья.

8.

Зеленая аптека

9

Азбука безопасного поведения.

10.

Азбука безопасного поведения. Тест

Раздел II Человек и общество (8часов)

11

Человек- член общества.

05.10

12

Разнообразие профессий людей.

11.10

13

Как мы общаемся. Правила этикета..

12.10

14

Физическая и духовная красота человека.

18.10

15

Друзья, их значение в жизни людей..

19.10

16

Семья. Родственники..

25.10

17

Семейные заботы и традиции.

26.10

18

Родословная семьи. Проект.

Раздел III Природные тела и явления (29 час.)

19

Кто и как изучает природу

20

Природные тела и явления.

21

Разнообразие облаков..

22

Разнообразие облаков. 

23

Солнце- ближайшая к Земле звезда. 

24

Солнце и жизнь. 

25

Звезды и созвездия.

26

Кометы, метеоры, метеориты.

27

Земля-планета. 

28

Движение Земли.

29

Луна- естественный спутник Земли..

30

Исследования Луны. Человек на Луне.

 31.

Планеты, движущиеся вокруг Солнца.

32-

Разнообразие космических тел. Обобщающий урок. Проект.

 33-

Поверхность Земли. Материки и океаны.

34

Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними.

35

Горы, их разнообразие.

36

Горы и люди. Безопасное поведение в горах. 

37

Экскурсия. Формы суши родного края..

38

Земля и её поверхность. Обобщающий урок

39

Вода на Земле. Океаны и моря.

40

Значение моря для жизни людей..

41

Пресные воды суши. Река, её части.

42

Значение рек для людей..

43

Озера, пруды, болота.

44

Байкал- жемчужина России.

45

Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоемов.

46

Экскурсия. Водоемы родного края.

47

Разнообразие водоёмов. Обобщающий урок.

Раздел IV Наша Родина – Россия (10 часов)

48

Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство.

49

Российская Федерация, её государственные символы

50

Конституция – основной закон государства. Государственные праздники. Практическая работа.

51

Москва – столица России. Виртуальная экскурсия

52

Российские города

53

Родной город (село), его достопримечательности.

Проект..

54

Горожане и селяне.

55

Проблемы современного города

56

Наземный, водный, воздушный транспорт..

57

Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании.

Раздел V Человек – творец (11 часов)

58

Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. Профессия археолог. Виртуальная экскурсия.

59

Старинные и современные предметы одежды и быта.

60

Старинные и современные средства письменности, счёта, связи.

61

Мир искусства. Художественное творчество человека.

.

62

Природа в произведениях литературы, живописи, музыки.

63

Красота природная и рукотворная. Гармония и симметрия.

64

Осевая симметрия. Ось симметрии. Предметы с осевой симметрией в окружающем мире.

Практическая работа.

65

Центральная (поворотная) симметрия. Центр симметрии. Практическая работа.

66

Виды симметрии в изделиях людей.

67

Экскурсия «Красота природная и рукотворная».

68

Обобщающий урок. Что узнали, чему научились во 2 классе.

Учебно-методическое обеспечение:

1.Печатные пособия

Учебник   Поглазова О.Т .Окружающий мир 2 класс Часть1 и 2 –Смоленск Ассоциация XXI век, 2013.

Для организации работы с разными источниками информации научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи. В соответствии с содержанием программы

– таблицы («Строение растения», «Организм человека», «Стадии развития животных» и др.);

– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков, репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);

- портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);

– географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);

– рельефные модели равнины, холма, оврага;

– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;

– модель торса человека с внутренними органами;

– муляжи грибов, фруктов и овощей;

– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);

– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;

– коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;

– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;

– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);

– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).

- демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.

коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.

2.Информационно-коммуникативные средства:

Электронное приложение к учебнику Поглазовой О.Т. Окружающий мир 2 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...