тема: Жаркие пустыни
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Цели: познакомить учащихся с географическим положением природной зоны пустынь,
с растительным и животным миром пустынь
Задачи:
личностные: эстетическое восприятие зоны пустынь;
регулятивные: управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность;
познавательные: работа с информацией. выбирать нужную информацию из учебного текста, поиск информации из дополнительной литературы, презентация «Жаркая пустыня»;
коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками и учителем;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Жаркие пустыни Гармония | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающий мир 4 класс УМК Гармония 2014
тема: Жаркие пустыни
Форма урока: урок — исследование
Цели: познакомить учащихся с географическим положением природной зоны пустынь,
с растительным и животным миром пустынь
Задачи:
личностные: эстетическое восприятие зоны пустынь;
регулятивные: управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность;
познавательные: работа с информацией. выбирать нужную информацию из учебного текста, поиск информации из дополнительной литературы, презентация «Жаркая пустыня»;
коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками и учителем;
Оборудование:
учебник «Окружающий мир» ПоглазоваО.Т., Шилин В.Д. И рабочая тетрадь №1;
карта природных зон России;
правила» работа в группе»;
карточки со словами:
- медведь. тетерев, тигр
- лемминг, северный олень, полярная сова
- сайгак. дрофа, журавль — красавка
- белый медведь, морж, тюлень
- чистый лист
рисунки учащихся природных зон;
гербарии: верблюжья колючка;
Большая энциклопедия природы «Жизнь растений» том №6 — верблюжья колючка стр.,38;
№7 — саксаул стр.,160;
Организационная структура урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | У УД |
.Мотивационно — целевой этап | Ребята, вы добры, спокойны, уверены в себе? Я думаю, что наш урок принесёт вам новые знания. Удачи вам! | Личностные у у д | |
Вызов введение в тему через проблемную ситуацию Сообщение темы, целеполагание | Проведём игру «Кто где живёт?» Сейчас вы получите карточки с записанными животными. - Как вы думаете, что с ними нужно сделать? Докажите! Значит у нас проблема. - Что нужно узнать? Угадайте тему нашего урока. Разгадайте ребус.Слайд1 Докажите! -Правильно! Сегодня мы будем исследовать природную зону — пустыню. Закройте глаза и попытайтесь себе её представить. Какая она? Послушайте стихотворение. Слайд 2 Солнечный, жаркий Жёлтый поток. Льётся в пустыне На жёлтый песок. В воздухе жёлтом И плотном, как мёд. Жёлтая птица Неслышно плывёт. - А почему всё жёлтое? | - Надо расселить их по природным зонам.( выполняют) Арктика: белый медведь ,морж, тюлень. Тундра: лемминг, полярная сова, северный олень Зона лесов: медведь, тетерев, тигр Степь: сайгак., дрофа, журавль — красавка Остались: суслики, фазан, варан В какой природной зоне они живут. Пустыня. П ус (ы) — убираем, подставляем местоимение 2 лица ед.,ч.,- ты; олени — три запятые- убираем три первые буквы — остаётся ни. П ус ты ни Жёлтая пустыня. Жёлтое солнце, песок, воздух, птица. Жарко, значит тема жаркие пустыни | Коммуникативные у у д коммуникативные ууд личностные ууд |
- Составим таблицу ЗХУ 1. Знаю. 2.Хочу узнать. 3.Что осталось узнать. | Дети отвечают | Личностные ууд познавательные ууд | |
- Ставим цели: | Личн., - эстетическое восприятие природы пустыни; регул., - управлять своей деятельностью проявлять инициативу и самостоятельность; Познав., - работа с информацией ,выбирать нужную информацию из учебного текста, из дополнительной литературы; Ком., - сотрудничать в паре, группе; вести диалог с одноклассниками и учителем; | ||
2.Смысловая стадия | Вам нужно провести свою исследовательскую работу. В каждом путешествии есть свои научные исследовательские группы. - Давайте составим план работы: С чего начнём своё исследование. 1 группа «Географы» - Что такое пустыня? Слайд 3 -Что ты обычно представляешь, когда говоришь слово «пустыня»? - Давайте воспользуемся дополнительной литературой. Сайд 4 Откройте Р/Т стр.,42 поясните схему. Что для себя возьмут «Географы» | - высказываются. ( пишем план) 1. Географическое положение 2.Климат (сравнить со степью) 3.Почва 4.Растения 5.Животные 6.Население и чем занимается 7.Экологические проблемы высказывание детей - находим и читаем в универсальном словаре. «Пустыней называют любое место, где очень сухо и нет почти земли.» Рельеф, погодные условия, почва. водоёмы | Коммуникативные ууд
личностные ууд |
Работа с картой | -Откроем учебник и прочитаем вопросы. 1 вопрос: найдите на карте природных зон, где располагаются пустыни. | Располагаются южнее степей, на берегу Средиземного моря. Отмечены жёлтым цветом. | Регулятивные ууд |
| Читаем текст и выделяем самое главное. - Сделайте вывод. Р/Т №1 стр.55 задание33 — заполните Слайд 5 | Солнце высоко поднимается над горизонтом( покажите); Лучи прямо падают на песок и очень жарко. Дополняют таблицу и делают вывод: в пустыне очень жарко днём, чем в степи. А ночи холодные. В степи - 4 времени года, здесь — 2. | |
Приём «Инсерт» | Стр. 144 - Значки для маркировки на полях. «v» - уже знал «+» - новое «-» - думал иначе « ?» - не понял, есть вопросы Слайд 6(каменистые пустыни) Слайд 7 ( песчаные бури) - Объясните значение слова « оазисы»* Слайд 8 ( оазис) | Работают самостоятельно и высказываются. Пустыни песчаные и каменистые смотрят в словаре учебника | Регулятивные ууд познавательные ууд |
Физминутка | Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем, А потом их разведём. Их скорей к себе прижмём. А потом быстрей, быстрей, Хлопай, хлопай веселей. | Выполняют с движениями | Коммуникативные ууд |
Приём «Кластер» | Как вы думаете, пусто ли в пустыне? | Наверное там есть растительность и водятся животные. | |
Физминутка | Делимся на 2 группы 1. - «Ботаники» -с.144 -145 2 - «Зоологи»- с.146 - 147 - Используем учебный материал. Слайд 9, 10, 11,
Слайд 12 - Слайд На мне люди ездят И возят поклажу. В пустыне безводной Могу идти даже. Сколько важности в походке! По пустыне — сковородке, По колючке — босиком Кто идёт с горбом — мешком. | 1 — представляют растительный мир пустынь, рассказывают, о том как приспособились растения в данной природной зоне. Энциклопедия №7 — саксаул чёрный, верблюжья колючка 2 — рассказывают о жизни животных пустынь, о приспособлении животных к жизни в данной природной зоне. Энциклопедия — караван верблюдов строятся друг за другом, наклонились. Посередине ученик стоит -горб. Двигаются важно. | Познавательные ууд |
Работа в паре | - Чем занимаются жители пустынь? Девочки «Социологи» - Закончите «кластер»
Мальчики «Экологи» - Закончите схему | - работают «Социологи» с учебным материалом; - рассказывают:
виноград дыни финики земледелие -- человек------животноводство хлопчатник коза овца масло верблюд вата мясо молоко шерсть
пряжа помощник ткани передвигаются ситец сатин батист грузы - работают «Экологи» рассказывают: Экологические ----много соли в почве проблемы ----подвижные пески — барханы -----браконьерство | Познавательные ууд коммуникативные ууд |
- Что нужно сделать, чтобы сохранить природу этой зоны? | Провести каналы с водой; создавать заповедники; строить водохранилища; | ||
Приём «Толстые вопросы» | Наше исследование подошло к концу. А вот, как вы поняли тему и что запомнили, проверим. 1. Как вы считаете, почему у лисицы — корсака и ежа длинные уши? 2.Как вы думаете, какие растения пустыни люди используют, как топливо? 3. Предположите, какие животные пустыни помогают лечить людей? 4. Дайте объяснение, в какой природной зоне дожди не успевают долететь до земли. - Составьте «Синквейн» | Они охотятся в ночное время и им надо хорошо слышать. - Используют саксаул, так как это самое большое дерево в пустыне - сковородке. змеи в пустыне, так как очень жарко и в полёте капельки испаряются. Пустыня жаркая безводная печёт, греет, холодит В пустыне надо выживать Тайна | Личностные ууд познавательные ууд |
3.Рефлексия | Получили мы ответы на свои вопросы? | Проверяем таблицу «Хочу знать» | |
Самооценка д/з | Оцените свою работу. Кому до конца урока удалось сохранить хорошее деловое настроение. - Сегодня вы хорошо поработали? Приготовить сообщение про любое животное или насекомое пустынь | Оценивают по схеме Дети выбирают самостоятельно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Жаркая пустыня"
Природные зоны...
Жаркие пустыни
К юго - востоку от степей находится полоса пустынь. она занимает обширные пространства к востоку от Каспийского моря.Поверхность пустыни холмистая. Самой характерной особенностью пустыни является сухо...
Методическая разработка урока окружающего мира по теме «В жаркой пустыне» для обучающихся 4 класса
Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о природной зоне пустынь.Данный урок по типологии является уроком открытия новых знаний. На этапе проверки домашнего задания, ц...
Конспект урока по окружающему миру 4 класс. Тема:"В жаркой пустыне". УМК"Перспектива"
Урок по окружающему миру. 4 класс. УМК"Перспектива" Тема:"В жаркой пустыне"...
Учебная презентация на тему" В жаркой пустыне"
В данной презентации описывается климат, флора и фауна пустыни....
Урок по окружающему миру 4 класс. Тема "В жаркой пустыне"
Урок соответствует требованиям ФГОС...
Урок по окружающему миру в 4 классе. УМК "Школа России". Тема: "Природные зоны. Жаркая пустыня"
В это учебном матреиале предоставленно: технологическая карта урока в которой обозначены цели,задачи и планируемые результаты; конспект урока;раздаточный материал;задачи урока для детей....