Какие бывают растения?
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №262 Красносельского района г. Санкт – Петербурга Бердышева Гульнара Рауфовна
Учитель начальных классов: Бердышева Гульнара Рауфовна
ГБОУ СОШ №262 г. Санкт – Петербурга, Красносельского района.
Класс: 2
УМК: «Школа России».
Технологии: коммуникативная.
Учебный предмет: Окружающий мир.
Автор учебника, учебных пособий: Плешаков А.А.
Тема урока: «Какие бывают растения?»
Тип урока: урок «открытия новых знаний»
Цель урока:
- формировать представление о многообразии растений, умении их группировать по внешнему виду(дерево, кустарник, трава); воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру.
Задачи урока:
Предметные:
- классифицировать растения (деревья, кустарники, травы).
- Приводить примеры растений каждой группы.
Метапредметные:
Познавательные:
- Находить и выделять при помощи учителя информацию, необходимую для выполнения заданий;
- Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, схем;
- Выделять существенные признаки и проводить на их основе классификацию;
Регулятивные:
- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата;
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
Коммуникативные:
- формировать умение работать в парах;
- формировать умение слушать партнёра и вступать в диалог;
- формировать умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Личностные УУД:
- создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.
Методы и формы обучения:репродуктивный,частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный; фронтальная работа, индивидуальная, парная, групповая;
Образовательные ресурсы:учебник и рабочая тетрадь Плешакова А.А. «Окружающий мир 2 класс,презентация на тему «Какие бывают растения ?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://festival.1september.ru/articles/532870
Планируемые результаты учащиеся: научатся сравнивать растения, делить их на группы; приводить примеры деревьев, кустарников,трав; определять растения с помощью атласа-определителя; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания;понимать учебную задачу урокаи стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; делать выводы, оценивать свои достижения на уроке;
Структура урока
Этапы урока | Обучающие | Деятельность | Деятельность учащихся | Формы совзаимо-действия | Универсальные | Промежу-точный | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая | Включение в деловой ритм и игровую деятельность. *эмоциональный настрой (музыкотерапия «Звуки леса») *проверка готовности к уроку *концентрация внимания | Подготовка к работе; Прослушивают звуки леса и воды; | Фронтальная | Личностные:самоопределение; понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям. | Устный опрос | |
II. Актуализация знаний | Повторение пройденного материала. Слайд 1 Слайд 2 Слайд3 Слайд4 Слайд 5 | -Вы внимательно послушали музыку, какие знакомые звуки вы услышали в ней? (звуки воды, звуки леса). -Где в природе встречается вода? Тест по теме «Вода» Проверка домашнего задания-тестирование (вопросы теста позволяют сделать переход от изученной темы к новой). Инструкция: необходимы для работы 3 карандаша (зеленый, желтый, красный), отвечая на вопросы, закрашивайте круг тем цветом, на котором написан правильный ответ. - К какой природе относится вода?(неживой) - На слайде назовите предметы, которые относятся к живой природе. -Природа- это небо, речка, жучок, ветерок, который шевелит ветви деревьев; это мы с вами. На прошлых занятиях мы говорили с вами о звездах, планетах. Да прекрасен этот мир, но так далек. Но прекраснее и разнообразнее мир на нашей планете. Вот мы и начнем с вами путешествие в этот чудесный и загадочный мир. А куда вы узнаете отгадав загадку: -Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт Заходи в зеленый дом. Чудеса увидишь в нем. (лес) | Отвечают на вопросы учителя; Индивидуально решают тест; Осуществляют взаимопроверку Выделяют объекты живой природы | Фронтальная | Познавательные: --самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале; | Устные ответы | |
Слайд 6 Слайд 7 | Рассмотрите изображение леса, как он выглядит? - Что в нем растет? - О чем пойдёт речь на уроке. - Прочитайте тему урока на с.56 учебника. - Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой. -Наша задача –разделить все эти растения на группы. Отгадайте какая группа будет самая первая.
Средь подруг стоит она. Вся в кудряжках и сережках. Это белая….. | -деревья -растения Ель Осина березка | |||||
III. Изучение нового материала | Слайд 8 Слайд 9 Работа по материалам учебника (с. 56). Слайд 10 Слайд 11 Слайд14 | - Мы с вами отгадали загадки, как можно назвать отгадки одним словом? - Чем взрослое дерево отличается от других растений? Вспомните, все ли деревья одинаковы в лесу? - Чем ель отличается от других деревьев? - Сделайте вывод на какие две группы можно разделить деревья? -Хвойные- листья в виде иголочек(хвоинка). -Лиственные- листья в виде пластинки. Поясняет задание, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. - Рассмотрите схему на с56. -Прочтите текст. -Что вы здесь видите? - какие виды растений образуют вторую группу? - чем кустарники отличаются от деревьев? -Какие растения могут быть еще кроме деревьев и кустарников? Это третья группа растений. (просмотр презентации) - чем отличаются травы от деревьев и кустарников? (нет ствола) | деревья учащиеся Отвечают - У ели иголки(хвоя)вместо листьев. -хвойные -лиственные Деревья, кустарники, травы. травы Стебли сочные и мягкие | Фронтальная. Работа в парах | Познавательные: общеучебные–извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное. Познавательные:общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное. | Устные ответы. Проверка заданий, взаимопроверка |
Физкультминутка | - Какие травы мы можем увидеть в лесу? Мы сажаем кусты
| -одуванчик -ромашку -колокольчик … (высота на уровне пояса) (несколько ниже пояса) (на уровне колен) (имитируют полив) (на уровне плеч) (руки над головой) (показать, поднявшись на цыпочки) | фронтальная | Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя | ||
Практическаяработа «Исследование мира растений» Слайд 12 | - Рассмотрите схему на с.56. - Что общего у разных растений? -Сейчас мы с вами сравним и узнаем чем же они отличаются растения из разных групп? Мы объединимся в три группы. Каждая группа получит конверт с заданием с вопросом на который должна ответить.
-Договоритесь кто будет открывать полученные сведения. -Что будем сравнивать? Работа с гербариями и картинками. Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания Показ презентации | -корень стебель (ствол) -цветок -плод -листья Работа в группах Отчет группы Просмотр презентации | Работа | |||
Слайд 13 Слайд 15 | - Повторите общие части растений. - Муравьишка Вопросик пошёл гулять в лес, чтобы познакомиться с растениями. Отгадайте загадку, что увидел он в лесу? Зелёные листья с усами, В садах и лесах прорастает, Цвет розово-красный её украшает, И вкус бесподобный все обожают! (землянику) -Кто из них прав? Может быть оба правы? -ответ поясните. Лесная земляника - ценное растение. Эта лесная ягода - копилка витаминов. Плоды содержат полезные для организма человека вещества: витамин С, каротин, кислоты (яблочная, лимонная, салициловая), дубильные вещества, эфирные масла и микроэлементы: медь, марганец, хром. Особенно много железа, которое находится в семенах. | Просмотр презентации -корень стебель (ствол) -цветок -плод -листья -земляника | Рассказученика | |||
Физкультминутка Учебник с.57 Слайд 8,10,11 | Проводит физкультминутку Зарядка бельчат В лесной глуши на ёлке Жили – были два бельчонка. Жили дружно, не тужили И с зарядкою дружили. Вставали рано поутру, Изображали кенгуру. За уши лапками хватались И вправо – влево наклонялись. Дружно хлопали в ладошки И тянулись, словно кошки. Ножками топали, Глазками хлопали, Головками крутили, Друг за другом вслед ходили. - Рассмотрите рисунок на с.39 учебника. Назовите известных зверей. Посоветуйтесь с соседом по парте. Показ презентации | Потянуться Прыжки Руки поднести к ушам Наклоны в стороны Хлопки в ладоши Круговые движения руками, потянуться) Ходьба на месте с притопом Поморгать глазами Повороты головы вправо влево Ходьба на месте Просмотр | Работа в парах | |||
IV. Первичное осмысление и закрепление | Выполнить задания 3 в рабочей тетради (с.39) Игра «Волшебный клубочек». Слайд 7 Практическая работа. Учебник с. 58-59 | Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания. Дети передают друг другу клубок ниток и называют по рядам: 1 ряд – деревья 2 ряд -травы 3 ряд – кустарники Посмотрите как красивы растения! Перед вами растения. Какие чувства они у вас вызывают? Нужно определить их название и разделить их на группы растений с помощью атласа-определителя. | Выполняют задания Дети рассматривают и рассказывают о своих впечатлениях, эмоциях. | Индивидуальная Работа в парах | Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию,допускают существование различных точек зрения. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщитьполученные на уроке сведения и определить свое эмоциональное состояние на уроке | Проводит беседу по вопросам: - Скажите, где мы можем встретить растения из всех групп? Представьте, что лес это многоэтажный дом. - Какие растения будут находиться на верхнем этаже? - Какие растения располагаются на следующем этаже? - Что находится на нижнемэтаже? -Лес - состоит из трех ярусов или этажей деревья кустарники и травы. - На какие группы можно разделить растения? -- Оцените свои достижения на уроке. - У вас на столах лежат цветные квадратики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их) - Кто для себя сделал открытие? (Синий) - Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный) - Кому на уроке было интересно? (Зелёный) - Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый) | Отвечают Определяют свое эмоциональное состояние в лесу деревья кустарники травы | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся |
VI. Домашнее Задание. | В раб.тетради с.39 (№1,№2) Творческое задание. | 1 уровень. Нарисовать растение и подобрать к нему стихотворение или загадку. 2 уровень. Нарисовать растение и подготовить краткий рассказ о нем. - Молодцы ,ребята. Спасибо за урок! Сегодня вас по праву можно назвать исследователями- друзьями природы. |
Список используемой литературы:
- Плешаков, А. А. Зелёные страницы : кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.
- Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2012.
- Плешаков, А. А.Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
- Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений : 1 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012.
- Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2012
- Нуждина Т. Д. Чудо всюду. Мир животных и растений: Энциклопедия для малышей / Худож. В. Г. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия К., 1999.
- Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир : пособие для учителя. Новое издание. – М. ВАКО, 2012.
Использованные материалы и Интернет –ресурсы
http://nnm.ru/blogs/BlackWolfik/wonderful-plants-wallpapers/
http://7oom.ru/delfiny.html
http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/okruzhajushhijj-mir.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Какие бывают военные
Праздник к дню защитника Отечества....
Какие бывают рыбы?
Для урока Обучения грамоте 1 класс Школа 2100....
Интегрированный урок чтение, окружающий мир "Какие бывают часы"
Цель этого урока - познакомить учащихся с видами часов. Этот познавательный материал можно использовать и во внеклассной работе....
Урок по математике "Какая бывает форма."
Урок по математике УМК "Перспектива" 1 класс...
Интегрированный урок "Какие бывают правила"
Интегрированный урок во 2 класссе "Окружающий мир","Толерантность", "Экология"...
Что такое профессия. Какие бывают профессии. (игровой час)
Выявить уровень знаний учащихся о профессиях; развить интерес к профессиям; воспитывать уважение к людям труда. Используя загадки, пословицы, иллюстрации расширить знания детей о профессиях. При пом...
Презентация "Какие бывают растения? Какие бывают животные?"
В презентации дана классификация растений и животных. Она может использоваться на уроках окружающего мира на этапе ознакомления с новым материалом, так же и на этапе закрепления изученного. В презента...