Экологический урок.
план-конспект урока по окружающему миру

 Наталья Николаевна Макарова

Экологический урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_urok.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический урок  

Оформление: плакаты, детские рисунки, карандаши, фломастеры, альбомные листы.

РОЛИ:

Судья: учитель.

Обвинители: учащиеся. Защитники: ученики. Чтецы.

 Ход мероприятия.

Учитель. Кто может назвать точную дату сегодняшнего дня? В каком веке мы живём, какое тысячелетие грядёт? Удивительное время! И, наверное, можем считать себя везунчиками, счастливчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но конец столетия, а тем более тысячелетия - время подводить итоги, анализировать достижения, промахи, ошибки. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.

- Что ждёт нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам даёт. Выживет ли  человек, если лишится самого дорогого и необходимого на Земле. Экологический кризис коснулся всех стран и народов. Всем неизбежно придётся принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто идёт за нами, нашу прекрасную планету.

- Эти вопросы мы обсудим на нашем уроке, задумаемся, сделаем выводы. (Звучит фонограмма «Голоса птиц».)

- Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как легко и свободно дышится в лесу'.

Слышите запахи?

Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озёра и моря!

Здравствуйте, птицы - соловьи, воробьи, жаворонки! Здравствуйте, звери -   волки, зайцы, лисицы, медведи! Если бы человек вот так здоровался каждый день родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили бы все животные и растения, которых мы уже никогда больше не увидим, т. К. люди уничтожили их.


Чтец.

Есть просто храм.

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь!

Учитель. Есть у Маршака стихи, которые начинаются словами: «Что мы сажаем, сажая леса?». Люди разных специальностей ответили бы на этот вопрос каждый по-своему. Постарайтесь ответить за кораблестроителя, столяра, работника бумажного комбината, железнодорожника, учителя.

(Высказывания детей.)

- И химик нашёл бы добрые слова о лесе, о древесине, из которой на комбинате получают лаки, нитки, лекарства.

- И музыканты бы воскликнули: «Спасибо тебе, лес! Твоё дерево, которое гудело от ветра и слушало пение птиц, теперь само запело, зазвучало голосами сделанных из дерева рояля, скрипки, балалайки.

- А что бы ответил врач, ребята? (Высказывание детей.)

- А лесничий закончил бы стихами:

Что мы сажаем, Сажая леса? Чащу, где бродят Барсук и лиса.

Лист, на который ложится роса, Свежесть лесную,

И влагу, и тень-

Вот что сажаем

В сегодняшний день.

- Ребята, а что страшнее всего для леса? (Высказывание детей: пожар, мусор, рубка.)

Очень важно, чтобы вы осознавали, что людская беспечность - вот главная причина беды. К сожалению, многие рассуждают так: чего- чего, а уж лесов на белом свете видимо-невидимо, никто их не сеял, не сажал - сами выросли. Так всегда бывало, так и впредь будет.

- Но будет ли?

Чтец

Мы порой безбожно

Не храним, что имеем, Не щадим, не жалеем.

Ни за что не в ответе, Словно самую малость Нам на этой планете Жить и править осталось. Не хозяева вроде,

Так добро своё сгубим, А гордимся природой И отечество любим.

(Дети рисуют плакаты в защиту природы.)

- Своими плакатами вы говорите: «Нет - разбою, нет - беспечности. Мы за природу, мы - дети природы!».

- Иногда слышишь: «Человек - царь природы».

- Согласны ли вы с этим утверждением?

(Высказывания детей.)

Исполнение песни «Раненая птица»:

Раненая птица в руки не давал ась, Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

На траве кровавой вздрагивает птица.

Припев:

Птицы, рыбы и звери в душу людям смотрят. Вы их пожалейте, люди, не убивайте зря. Ведь небо без птиц не небо,

А море без рыб не море,

И земля без зверей не земля, не земля, не земля.

- Да, вы правы. Кто поставил человека перед природой? Сам человек? А что он представляет собой без природы - без воздуха, воды, пения птиц, ароматов цветов, шелеста листвы? Всё это щедро дарит людям мать-природа и не просит взамен никакой платы, только от нас ждёт бережного отношения к себе.

- К сожалению, ни растения, ни животные не могут с нами говорить, а сколько могли бы нам сказать.

Давайте пофантазируем и проведём суд над людьми. (Назначаются судья, обвинители, защитники.)

Судья. В чём причина образования озоновых дыр?

Выступление обвинителя «Воздух».

 - За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 млрд тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра - над Антарктидой", временами расширяющаяся и уменьшающаяся - над Арктикой, Европой,. Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания.

Кислород. Его становится на Земле всё меньше и меньше. А выхлопные газы заводов чёрной и химической промышленности, котельных, транспорта.                            I

Судья. Какие меры необходимо предпринимать, чтобы воздух стал чище?

(Высказывания детей.)

1 - Очистительные сооружения; посадка зелени; предприятия замкнутого производства; двигатели на газе, на солнечных батарейках; электростанции, использующие источники энергии - солнечную энергию, ветер, приливно-отливные волны и т. д.

Выступления обвинителя «Вода».

- Ребята, почему медики все чаще запрещают нам купаться в речках, отчего погибают рыба и другие животные в морях и океанах:

(Высказывания детей.)

~ Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 1 О  тыс. товарных поездов. В результате деятельности человека в реках Европы - Сене, Дунае, Рейне, Волге - нельзя купаться. Озеро Байкал, который содержит 1/3 мировых запасов пресной воды, в результате работы целлюлозно-бумажного комбината ныне потеряло способность самоочищаться.

Судья. Предлагаю решить экологическую задачу.

Из неисправного крана постоянно течет вода. Школьники подсчитали, что за 1 минуту воды вытекает 8 л - целое ведро. А сколько чистой воды вытечет в канализацию за перемену в 1 О минут? (Задачу решают участники мероприятия.)

Судья. Прошу сделать вывод.

(Высказывания детей.)

Судья. Да, аргументы весомые. Но ведь человеку нужна вода.

Чтобы получить 1 т стали, необходимо израсходовать 150 т воды, а чтобы получить 1 т бумаги, нужно 250 т воды. В некоторых странах начали строить предприятия с замкнутым циклом производства. На таких предприятиях вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и снова используют. У нас таких предприятий, к сожалению, мало.

Выступление обвинителя «Растения. Почва». Демонстрация Красной книги.

- Вам знакома эта книга? Как вы думаете, почему она такого цвета?

(Высказывания детей.)

- Почему же исчезают растения? В чем причина?  

Ученица.   Я хотела бы ответить так:

Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок,

 Если мы сорвём цветы-  Опустеют все поляны,

И не будет красоты.

Обвинитель. Давайте представим, что в лес пришли горетуристы. Что произойдёт? Что останется после них?

(Ответы детей: вытаптывают травы, рвут цветы, жгут костры, оставляют мусор, ломают или рубят деревья и т. д.)

Обвинитель. Почва образуется очень медленно, для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить её можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено примерно третья часть всех плодородных почв. Неправильно внося минеральные удобрения, люди во многих местах испортили почвы.

У нас в стране произрастает 18 тыс. видов травянистых растений. Многие из них занесены в Красную книгу. Среди них подснежник, уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, газов и дыма - в 2 раза.

А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25 тыс. видов растений. А без растений нет жизни многим видам насекомых.

Ученик. Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьёзным и грозным он был

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его не известно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду, Жука моего по рисунку найду. Узнаю, где водится, как он живёт, Зачем ему крылья, и что он жуёт.

И будут страницы, как травы шуметь, И будут, как птицы, трамваи звенеть.

И всем расскажу про жука моего,

Как славно, что я не обидел его.

Заключение судьи. Итак, выслушав обвинителей, мы установили, что 2500 видов высших растений планеты на грани уничтожения.

В состоянии, приближающемся к катастрофическому, находятся Москва, Санкт-Петербург, Среднее Поволжье, промышленная зона Урала.

Загрязнены Чёрное море, Азовское море, вода в бассейне Волги и Каспийское море. На озере Байкал кризисная ситуация.

Люди виновны в нарушении многих статей Конституции. Конечно, мы не можем всех людей взять под стражу и наложить на них штрафы. Человечество само себя наказывает.

Поэтому выносим решение - пусть люди исправят то, что ещё можно пока исправить. Чтобы поколения следующих тысячелетий могли увидеть ясное чистое небо, утреннюю росу, и не в зоопарке и в Красной книге встретиться со своими собратьями.


Ученик.      Я люблю тебя, большое время,

                    Пусть гуляет в тёмной глубине.

                    Не губи последнего болота,

                    Загнанного волка пощади,

                   Чтобы на земле осталось что-то,

                    От чего щемит в моей груди!

 Дополнительный материал

(экологические задачи).

1. Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько потребуется для дыхания трёх человек в течение этого же времени. Какое количество , деревьев могут удовлетворить потребность в кислороде в течение суток всех учащихся вашего класса?

2. Брошенная на землю бумага разлагается через 2 года. В школе вам предстоит учиться 11 лет. Если каждый год вы будете бросать в лесу, на реке, обёртки, газету, пакеты, сколько лет потребуется для того, чтобы весь бумажный мусор разложился?

3. Зелёные насаждения с 1 га земли за 1 час поглощают 8 кг углекислого газа. Сколько кг углекислого газа поглощают растения с 1 га земли за световой день - 12 часов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический урок-игра в 4-м классе "Берегите природу"

Цели: через эмоциональное восприятие создать условия для воспитания бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей. Оборудование: слайды картин художников-пейзажистов, ...

Экологический урок - проект "Природа в опасности!"

Материал для проектной деятельности по окружающему миру...

Экологический урок. Природа в опасности. Охрана природы.

Познакомить  учащихся  с  понятием  «экология»;                      помочь...

Экологический урок:По страницам Красной книги.

Познакомить учащихся с историей появления Красной книги как государственного документа.Раскрыть основные причины сокращения видов животных....

экологический урок-передача "Берегите Землю"

пояснительная записка к экологическому уроку-передаче "Берегите Землю"...

Экологический урок-игра "Путешествие на лесную поляну"

Экологический урок-игра "Путешествие на лесную поляну" ориентирован на учащихся 2-3 классов. Архив содержит подробную разработку урока и презентацию к нему. Этот материал можно использовать педагогам ...