Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Пожар!"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Гуляева Екатерина Федоровна

Представляю  технологическую карту  и мультимедийную презентацию  урока окружающего мира во 2 классе по теме "Пожар!"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ Урок окружающего мира для обучающихся 2 класса Учитель начальных классов МБОУСОШ №2 г. Советский Гуляева Екатерина Федоровна

Слайд 2

Отгадайте ребус Ж ,, ,

Слайд 3

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Слайд 5

Задачи: учиться предотвращать пожар; узнать, как правильно себя вести во время пожара; создать страницу правил по пожарной безопасности.

Слайд 6

ШКОЛА ЮНОГО ПОЖАРНОГО

Слайд 7

Правила работы в группе Говорим по очереди, не перебивая друг друга. 2. Четко высказываем свое мнение. 3. Работаем дружно, соблюдаем порядок в группе.

Слайд 8

1 урок 1 УРОК

Слайд 9

Правило 1: если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, или вылив кастрюлю воды.

Слайд 10

П равило 2: если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 (с сотового 112), или попроси об этом соседей .

Слайд 11

Правило 3 . П ри пожаре дым гораздо опаснее огня, большинство людей при пожаре погибает от дыма. В задымленном помещении – закрой нос и рот мокрой тряпкой, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу дыма меньше.

Слайд 12

Правило 4: при пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.

Слайд 13

Правило 5 : ожидая приезда пожарных, сохраняй спокойствие и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся.

Слайд 14

1 урок 2 УРОК

Слайд 15

ПОЖАРНЫЕ

Слайд 16

1 урок 3 УРОК

Слайд 18

Чтобы в ваш дом Не пришла беда, Будьте с огнем Осторожны всегда!

Слайд 19

переменка

Слайд 20

1 урок Экзамен для командиров

Слайд 21

Это может пригодиться при пожаре

Слайд 22

МОЛОДЦЫ!



Предварительный просмотр:

.

Технологическая карта учебного занятия

Предмет, УМК

Окружающий мир,  «Школа России»

Класс

2 класс

Тема урока

«Пожар!»

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Цель урока, задачи урока

Цель: закрепление знания правил пожарной безопасности.

Задачи:

Образовательные:

  • выработать у обучающихся последовательность действий при пожаре;
  • формировать умения правильно вести себя в экстремальных ситуациях;
  • создать страницу «Пожарная безопасность» для журнала «Моя безопасность.

Развивающие:

  • развивать способность осуществлять самостоятельный поиск информации;
  • развивать образное мышление, связную речь обучающихся;
  • формировать умение аргументировать своё мнение.

Воспитательные:

  • развивать  желание  и умение работать в коллективе;
  • воспитывать уважение к мнению собеседника;
  • развивать любознательность и интерес к учебной деятельности;
  • формировать у обучающихся навыки для сохранения своей жизни и жизни окружающих.

Средства обучения

Формы представления учебной задачи: наглядный образ (презентация, фильм), рисунок,  схема, слушание, чтение

Технологии формирования УУД

1) проблемно-диалогическая технология;

2) организация учебного сотрудничества;

3) технология оценки образовательных достижений;

4) информационно-коммуникативные технологии;

5) игровые технологии.

Методы:

  1. частично-поисковый метод обучения;
  2. метод проетирования.

Организационные формы:  фронтальная,  индивидуальная, групповая работа.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия), которые актуализируют/приобретут/

закрепят/ обучающиеся  в ходе урока

Предметные универсальные действия

- отрабатывать правила пожарной безопасности

Обучающийся научится:

- правилам поведения по предотвращению пожара и действий при пожаре.

 Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться организовывать и оценивать результаты своей деятельности.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к заданиям урока;

-представление об основных нормах поведения в жизни.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-оценки жизненных  ситуаций с точки зрения собственных ощущений в предложенных ситуациях.

Метапредметные универсальные учебные действия

  • Регулятивные УУД

Обучающийся научится:        

-принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

- в сотрудничестве с учителем, группой находить  варианты решения учебной задачи.

  • Познавательные УУД

- отвечать на простые вопросы учителя,  

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

- устанавливать на основе анализа логические связи между блоками извлечённой информации, делать обобщения и выводы, выявлять причинно-следственные связи, приводить  доказательства, практические действия.

  • Коммуникативные УУД

-  умение формулировать высказывание;

- умение принимать и учитывать иную точку зрения и способ действия, предложенный        другим; умение согласовывать позиции и находить общее решение;

-  умение адекватно использовать речевые средства для представления результата;

-  общаться с товарищами, выслушивать ответы одноклассников.

Межпредметные связи

Литературное чтение (развитие речи), русский язык, технология (проектирование  страницы журнала).

Предварительная подготовка

Предварительно класс разделен на группы по 5 человек, выбраны командиры групп. Двое детей подготовили краткую информацию о профессии пожарного.

Оборудование и материальное обеспечение:

Лист бумаги А-1, раздаточный материал для команд (картинки-ситуации, наборы правил ПБ, наборы качеств человека,  пазлы, условные знаки «Мы согласны!», «Мы не согласны!», « Нужна помощь!»), кубики с буквами, «Зачетные книжки», «значки» -наклейки, дипломы, предметы из набора «Юный пожарный» (каска, топор, фонарь, ведро, жилеты пожарных), телефон, одеяло, мокрое полотенце, клей; доска, мультимедийный проектор, компьютер, аудиоколонки.

Этапы учебного занятия

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент.

Цель этапа: обеспечить мотивацию и организовать внимание учащихся.

Девизом нашего урока  будут  следующие строки:                                                                   «Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»

Учитель  настраивает детей на урок, создает доброжелательную атмосферу в классе.

Дети приветствуют учителя.

II. Актуализация знаний.

Цель: научить определять тему занятия до начала выполнения работы.

- Сегодня мы продолжаем создание нашего классного журнала «Моя безопасность». Его первая страница посвящалась ПДД. Отгадайте ребус и вы узнаете, чему мы посвятим следующую  страницу.

Слайд 2.  Ребус «ПОЖАР».

- О какой безопасности мы сегодня будем говорить? Как можно назвать следующую страницу?  Сформулируйте тему урока.  

Слайд 3. Тема : Пожар! Пожарная безопасность.

Учитель демонстрирует пустую страницу журнала (А-1)

Учитель наклеива

ет название страницы журна

ла «Пожарная безопасность»

Дети отгадывают кроссворд, формулируют тему урока

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Цели:

- развивать мышление и грамотную речь учащихся;

желание  и умение работать в коллективе.

- Ребята, совсем скоро начнутся весенние каникулы и многие из вас останутся дома одни, как и герои мультфильма, который я  предлагаю вам посмотреть. Попробуйте  оценить поведение героев.

Слайд 4. Фильм. (Просмотр 2 мин)

- Что произошло с детьми? (Начался пожар, дети испугались)

- Правильно ли поступили дети? (Нет, спрятались за диван)

- Почему? ( Не знают как себя вести во время пожара)

- Кто догадался, чему мы должны сегодня научиться? Какие задачи  должны решить на уроке? (Уметь предотвращать пожар и узнать как правильно себя вести во время пожара, создать страницу правил ППБ)

Слайд 5 (по клавише после фильма) - задачи.

- Я предлагаю вам сегодня поиграть и пройти «Школу юного пожарного». В этой «Школе» вас ждут необычные уроки, а проводить их буду я - ваш инструктор.

Слайд 6. Каждая группа сегодня будет называться «ПОЖАРНАЯ КОМАНДА». В каждой команде есть свой командир (начальник отделения). Команды получат «Зачетные  книжки» (Приложение 6), в конце урока  каждый  оценит свою работу в команде. За правильно выполненное задание инструктор выдает команде «значок» (наклейка). В конце занятия мы подведем итоги и посмотрим, чья команда одержала победу. Давайте вспомним правила работы в команде.
1. Говорим по очереди, не перебивая друг друга.
2. Четко высказываем свое мнение.

3.Работаем дружно, соблюдаем порядок в группе.

Слайд 7. Правила.

- Для работы в группе используйте  условные знаки:

1.Просим помощи (инструктор оказывает помощь)

2.Мы согласны!

3.Мы не согласны!

Учитель демонстрирует отрывок фильма, задает вопросы.

Учитель обобщает ответы детей, зачитывает  задачи урока на слайде.

Учитель объясняет правила игры

Учитель обобщает правила работы в группе, напоминает об использовании  условных знаков.

Дети смотрят отрывок фильма, высказывают свои предположения, оценивают поведение героев, отвечают на вопросы учителя.

Дети формулируют задачи урока.

Дети знакомятся с правилами игры, командиры получают «Зачетные книжки» и жилеты пожарных.

Предлагают правила работы в команде

IV. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правил (определений).

Цели:

-развивать желание  и умение работать в коллективе;

- воспитывать уважение к мнению собеседника;

- развивать умения анализировать, делать выводы;

- развивать мышление и грамотную речь обучающихся;

- систематизиро

вать знания  обучающихся  о  правилах поведения во время пожара; углубить знания и представления о профессии пожарного.

Слайд 8. Урок 1.

1 задание.

Ситуации. По вашей картинке обсудите и сформулируйте                   правило поведения при пожаре. (Картинка и набор правил  даются для каждой команды). (Приложение 1)

Слайды 9,10,11,12,13 - 5 правил появляются по клику!

- Ребята, нужно ли всем знать эти правила? Давайте поместим их на нашей странице.

Ситуации

Правило 1: если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, или вылив кастрюлю воды. (Уточнить, если это не электроприборы)

Правило 2: если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.

Правило 3: при пожаре дым гораздо опаснее огня, большинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу дыма меньше.

Правило 4: при пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.

Правило 5 : ожидая приезда пожарных, не паникуй и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся.

(В случае затруднения команды обращаются за помощью к инструктору).

-Молодцы! Все «Пожарные команды» справились с заданием и получают «значки»!

Слайд14. Урок 2. 

2 задание.

- Отгадайте загадку. 

 Что за парень здоровенный? –

В форме он, а не военный,

В каске, как артиллерист,

Со стволом, а не танкист?

Если где-то вдруг случайно,

От огня грозит беда,

Этот паренек отчаянный

Сразу поспешит туда.

Ловко прыгнет он в окошко,

И спасет детей и кошку,

Победит огонь коварный,

Потому что он – (ПОЖАРНЫЙ)

- Что вы знаете о профессии пожарного?

Слайд 15. Пожарные.

- А сейчас, выберите из набора качеств те, которыми  должен обладать настоящий пожарный?

 (Приложение 2)

  О профессии пожарного дополняют подготовленные  ученики. (Приложение 3)

- А сейчас вам нужно построить  башню (слово «ПОЖАРНЫЙ») из кубиков.

- Молодцы! За работу каждая команда получает «значок».

Слайд 16. Урок 3.

3 задание.

- Сложить пазлы и объяснить, какое отношение это имеет к пожарной безопасности (Приложение 4).

  1. Номер 01.Номер 112.
  2. Спецодежда пожарного.
  3. Пожарная машина.

Слайд 17. Проверка (машина, пожарный, 01)

  1. Собрать строки стихотворения.

Чтобы в ваш дом

Не пришла беда,

Будьте с огнем

Осторожны всегда.

  1. Опасные предметы (спички, зажигалка, газ, утюг, питарды)

Слайд 18. Проверка (стих, опасные предметы).

-Что из этого  вы предлагаете поместить на нашу страницу безопасности?

-Молодцы! Сегодня вы прошли «Школу юного пожарного», отлично справились с моими уроками. Давайте немного отдохнем и  вспомним о тех бытовых приборах, которые тоже могут стать причиной пожара в доме.

Учитель выслушивает ответы детей и  демонстрирует правила на слайдах.

Учитель предлагает поместить правила на страницу журнала.

Учитель помогает детям разместить правила на странице журнала.

Учитель подводит итог 1 урока.

Каждая команда получает «значок»  в свою «Зачетную книжку»

Учитель читает загадку.

Предлагает каждой группе карточку с набором качеств

человека

Учитель подводит итог 2 урока.

Каждая группа получает «значок»  в свою «Зачетную книжку»

Учитель раздает каждой группе индивидуальное задание.

Учитель подводит итог 3 урока.

Каждая группа получает «значок»  в свою «Зачетную книжку».

Дети обсуждают ситуации, выбирают подходящие формулировки.

По очереди каждая группа озвучивает свое правило, остальные сигнальными карточками показывают «согласие» или «несогласие»

Дети наклеивают правила на страницу журнала.

Дети слушают и отгадывают загадку.

Ответы детей.

Обсуждение в группе.

 По очереди называют выбранные  качества, остальные сигнальными карточками показывают «согласие» или «несогласие»

Дети строят башню из кубиков, собирая слово «пожарный»

Работа в группах. Дети собирают пазлы.

Дети каждой команды по очереди объясняют отношение картинки к теме «Пожарная безопасность»

Всё  наклеивают  на страницу журнала.

Динамическая пауза.

Слайд 19. Физминутка «Кукутики».

-Не забывайте о правильном обращении с электроприборами.

Дети выполняют упражнения под музыку

V. Практическое закрепление нового материала.

Цель: закрепить знания правил ПБ,

- развивать умение  грамотно формули

ровать свои мысли,  мотивировать свою точку зрения;

-способствовать развитию внимания,  логического

мышления.

Слайд 20. Экзамен для командиров. (По клавише!)

4 задание

- Экзамен  для командиров.  Выбери нужный при пожаре предмет с завязанными глазами и объясни,  для чего он необходим (каска, топор, телефон, одеяло, фонарь, ведро, мокрое полотенце). В случае  затруднения  команда помогает своему командиру.

Слайд 21. Предметы необходимые при пожаре.

- Нужно ли нам запомнить эти предметы?

-Молодцы!

Учитель предлагает командирам отгадать предметы на ощупь.

Командиры участвуют в игре, отгадывают пред меты, объясняют, как нужно исполь зовать их во время пожара, закрепляя тем самым правила ПБ. Каждый командир получает«значок» в «Зачетную книжку»команды.

ΙV. Итог урока.

Цель: дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль;

определить,

 что усвоено

учащимися,

что вызвало

затруднения,

 что привлекло

внимание детей.

- Вспомните, какие задачи  мы ставили в начале занятия? Как вы считаете, удалось ли нам выполнить  поставленные задачи? Что особенно вам запомнилось? Что вызвало затруднения?

- Возьмите свои «Зачетные книжки» и оцените свою работу в группе.

- Посчитайте, сколько «значков» заработала ваша команда. Командиры, кого из команды вам бы хотелось особенно похвалить и за что?

-Все «Пожарные команды» сегодня достойно прошли «Школу юного пожарного»  и награждаются дипломами  «Юных пожарных»!( Приложение 5)

Слайд 22. Молодцы! 

- Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой.

Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности. Но если пожар все-таки произошел, надо четко знать, как себя вести.

- Посмотрите, какая замечательная страница по пожарной безопасности у нас получилась и все это благодаря вашей дружной работе. Хлопните в ладоши те, кому понравилась наша совместная работа. Спасибо вам за работу! Я желаю, чтобы вы были здоровы и никогда не забывали заботиться о своей безопасности.

Учитель предлагает ученикам оценить свою работу в группе.

Учитель подводит итог урока, награждает команды.

Дети отвечают на вопросы учителя, подсчитывают и сравнивают количество «значков».

 Дети анализируют свою работу в группе и оценивают в «Зачетной книжке».

Всем командам вручаются дипломы «Юных пожарных».

V. Домашнее задание.

1. Учебник с. 25; р.т. № 4,5 с. 14-17

2. Великан на поляне  с. 129-132, составить памятку (5-6 пунктов).

3. Соблюдать правила пожарной безопасности.




Предварительный просмотр:

ЗАЧЁТНАЯ
КНИЖКА

            Я все понял, я молодец!

             

            Не все удалось, я могу лучше!

 

            Мне надо больше стараться!

Пожарная безопасность

Имя, фамилия

Оценка

1

Командир

Гордиевских Богдан

2

Атянина Вера

3

Арамян Алина

4

Елкина Виталина

5

Муниров Тимур


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...