КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Холмы и овраги», УМК «Перспективная начальная школа»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Тема: «Холмы и овраги»
Цели деятельности учителя: формирование понятий «холмы», «овраги», «части холма», «части оврага», формирование умения определять виды склонов, части холма и оврага, называть их.
Планируемые результаты:
Предметные:
-знать понятия «холмы», «овраги», способы изображения земной поверхности, виды склонов холмов и оврагов.
-уметь называть части холма, определять виды склонов.
Личностные:
-положительно относиться к учению;
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Тип урока: «Открытие» нового знания.
Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа», Федотова О.Н., 3 кл., 1 ч., стр.31-34, рабочая тетрадь 1 ч., стр. 11-12, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_3-6_klass.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 28.09.18 ФИО учителя: Пискунова Ирина Викторовна
Школа: 95 ФИ студента: Марцениус Елена
Класс: 3-6 ФИО методиста: Горячева Светлана Леонидовна
Кабинет: 102
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Тема: «Холмы и овраги»
Цели деятельности учителя: формирование понятий «холмы», «овраги», «части холма», «части оврага», формирование умения определять виды склонов, части холма и оврага, называть их.
Планируемые результаты:
Предметные:
-знать понятия «холмы», «овраги», способы изображения земной поверхности, виды склонов холмов и оврагов.
-уметь называть части холма, определять виды склонов.
Личностные:
-положительно относиться к учению;
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Тип урока: «Открытие» нового знания.
Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа», Федотова О.Н., 3 кл., 1 ч., стр.31-34, рабочая тетрадь 1 ч., стр. 11-12, презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности (Словесный – беседа) | 1-2 мин | -Здравствуйте, ребята. Встали ровно, подравнялись. | -Здравствуйте. -Желаю тебе успехов на уроке» | Л: нравственно-этическая ориентация. |
II. Актуализация знаний и мотивация (Наглядный – демонстрация) (Словесный-беседа) | 2-3 мин | Повторение пройденного материала: -Как должен сидеть ученик? Вот и покажите своей посадкой, что вы готовы работать. -Ответьте мне на вопросы: -Какие есть способы изображения земной поверхности? -Какой из способов изображения земной поверхности самый подробный? -А сейчас я буду вам показывать фото условных обозначений на слайде, а вы будете мне их называть. | -Ноги на полу, спину прямо, руки вместе, между партой и животом 1 кулачок. -План местности, глобус, карта, аэрофотоснимок. -План местности. (река, мост, овраг, обрыв, леса, кустарники) | Р: саморегуляция:
|
III. Постановка учебной задачи (Словесный – беседа) (Проблемное изложение) (Наглядный-иллюстрация) (Словесный-беседа) | 5 мин | Объяснение нового материала: -Посмотрите на слайд, там вы видите разные фото нашей планеты Земля. Как красива и разнообразна поверхность нашей Земли! Идеально ровной поверхности нет. Неровности есть везде, но разных форм и размеров. Самые маленькие неровности, такие как отдельно лежащий камешек или трещина в почве, могут заметить лишь муравей или гусеница. Человек обращает внимание на большие неровности, которые сопоставимы с его собственными размерами, то есть на неровности от 10-15 см до 1-1,5 м высотой; правда, они часто скрыты травой, кустарником или лесом. Это самые разнообразные кочки, бугры, рытвины. -А сейчас прослушайте загадки и скажите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке: А я большим не вышел ростом, Нет снега, да не крут и склон, И называюсь очень просто Меня все узнают, как ….. (холм) От дождей, текучих вод Он растет из года в год Он полей равнинных враг А зовут его ….. (овраг) -Так о чем мы сегодня с вами будем говорить? Или какой будет тема нашего сегодняшнего урока? -Хорошо, тогда какие вы поставите себе цели на этот урок? | -Равнина. -Холмы. -Овраги. -«Холмы и овраги» -Узнать, что такое холмы и овраги. Научиться их различать. | Л: анализ и синтез; Р: целеполагание; планирование. П: осознание и произвольное построение речи. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
IV. Открытие нового знания (Словесный – объяснение, беседа) (Наглядный – демонстрация) | 3 мин | -Как вы думаете, что такое холм? -Верно. А что такое холмы и как они могут располагаться? Для того, чтобы ответить, посмотрите на слайд, там вам изображена подсказка (на слайде фото одиночного и групповых холмов). -Вы правы. Но холмы, также, могут располагаться поодиночке или группами. Нередко холмы сливаются между собой, образуя возвышения, которые тянутся на десятки километров. | -Небольшое возвышение. -Холмы – это небольшие возвышения, которые могут располагаться по одному или группами. | Л: анализ; синтез; П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; |
V. Первичное закрепление во внешней речи (Словесный – беседа) (Практический – упражнение) (Наглядный-демонстрация) (Парная работа) | 9 мин | Работа с учебником: -Прочитайте текст перед картинкой на странице 31. -Расскажите друг другу в парах, о чем в нем говорится. - А сейчас, рассмотрите холм на иллюстрации (с. 31). -Покажите мне на доске (слайд), где у данного холма вершина, а где подошва. -Хорошо, а теперь, глядя на этот холм, скажите, с какой стороны на него удобнее подниматься? Почему? -Хорошо, давайте теперь проверим ваши убеждения, прочитав текст на странице 32 про себя. -В парах обсудите, что же вы узнали из этого текста. Кто-то один скажет всем, что он узнал. -Хорошо, а теперь кто-то один покажет на слайде, а все остальные внимательно посмотрят, где же на нашем холме склон пологий, а где крутой. И объяснит нам все, почему он так решил. | -О холмах. О том, что самое высокое место на холме – это его Вершина, а место, где холм переходит в равнину – подошва. -С левой стороны. Потому что подошва холма более плавно перетекает в равнину именно с левой стороны. -Что, если равнина плавно переходит в склон, то по нему легко дойти до вершины, и что такой склон называется пологим. А если на вершины холма взобраться трудно, то такой склон называется пологим. -Слева склон пологий, а справа крутой. | Л: анализ, синтез. К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; П: осознанное и произвольное построение речи. Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата. |
Динамическая пауза (Наглядный-демонстрация) | 2 мин | -А сейчас вставайте со своих мест и повторяйте за мной. Ровно встали все ребята Маршируем, как солдаты. Руки вверх и руки вниз На носочки поднимись. Поднимись еще разок, Улыбнись-ка всем, дружок. И с хорошим настроением, Ты за стол опять садись. | Ровно встали все ребята Маршируем, как солдаты. Руки вверх и руки вниз На носочки поднимись. Поднимись еще разок, Улыбнись-ка всем, дружок. И с хорошим настроением, Ты за стол опять садись. | Р: саморегуляция. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (Словесный – беседа) (Практический – упражнение) (Наглядный – демонстрация) | 7 мин | Работа с рабочей тетрадью: -А сейчас, откройте свои тетради на странице (11), №16. Прочитайте к нему задание. -Хорошо, то есть вам нужно сначала догадаться, о каком же склоне идет речь: о пологом или о крутом. Затем найти этот склон и нарисовать на нем простым карандашом стрелочку. Это задание мы выполняем самостоятельно и даю я вам на него 2 минуты. Приступаем к работе. СЛАБОУСПЕВАЮЩИЕ УЧЕНИКИ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ С УЧЕБНИКОМИ -Проверяем. Кто выйдет к доске и указкой на слайде покажет, какой же он склон отметил, и скажет его правильное название? -Верно. А как будет называться другой склон? И где он будет располагаться? -Хорошо, у кого иначе? Почему? | -Рассмотри рисунок холма. Покажи стрелкой склон, по которому во время дождя потом воды будет сильнее. Такой склон холма называется……склоном. -Этот склон называется пологим и крутым и располагается он по правой стороне холма. -Другой склон называется пологим и располагается он прямо посредине холма. -У меня, потому что….. | К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; Л: анализ, синтез, сравнение; |
VII. Включение в систему знаний (Словесный – беседа) (Наглядный – демонстрация) (Работа с книгой) (Работа в парах) | 10 мин | -Хорошо, мы многое узнали о холме, но нам еще предстоит узнать кое-что об овраге. Для этого откройте учебник на странице 32. Там вы видите рисунок. Посмотрите на него и скажите, как, по вашему мнению, образуется овраг? -Хорошо, давайте проверим ваши предположения, прочитав текст на странице 33. -А сейчас посмотрите на слайд, там вы видите рисунок оврага на берегу реки Тальянка (картинка с учебника на стр.33). Посмотрите внимательно, у оврага этого есть вершина – это место, где овраг начинается, устье – где овраг заканчивается, и дно – это самая низкая часть оврага. -Склоны его также бывают крутыми и обрывистыми. -Сейчас повторите в паре, какие части есть у оврага и покажите их на картинке (стр.33) своему соседу по парте. -Хорошо, кто выйдет, покажет и назовет эти часты оврага у доски? -Хорошо, а вы знаете, как остановить рост оврага? Что нужно сделать для этого? -А я вам скажу, что во время сильных дождей по дну оврага течет быстрей мутный поток воды. По склонам оврага стекает вода, которая размывает земную поверхность, и для того, чтобы остановить рост оврага, по его склонам сажают деревья и кустарники, сеют травы. -А как можно бороться с маленькими оврагами? | -Когда скапливается дождевая вода, то она давит на почву, и та размывается, образуя овраг. -Вершина – это место, где овраг начинается, устье – где овраг заканчивается, и дно – это самая низкая часть оврага. -По его склонам нужно сажать деревья и кустарники, сеять травы. -Засыпать их камнями. | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. П: анализ и синтез. Р: Выбор наиболее эффективных способов действий. |
Домашнее задание | 1 мин | -Откройте свои дневники и спишите домашнее задание: -Рабочая тетрадь №1, задание №17 (стр.12) | - Рабочая тетрадь №1, задание №17 (стр.12) | Р: Саморегуляция. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) (Словесный – беседа) (Наглядный – демонстрация)
| 5 мин | -Итак, наш урок подходит к концу. Сели ровно, подравнялись. -Ответьте полным предложением по поднятой руке мне на вопросы: -Какие склоны есть у холма? -Какие склоны есть у оврага? -Чем отличается холм от оврага? -Какая была тема нашего урока? -Какие я поставил перед собой цели? -Посмотрите на слайд. На нем вы видите лестницу успеха. На верхней ступени стоят те ученики, которые активно работали на уроке, поняли тему и смогут о ней рассказать. На средней ступени будут те ученики, которые не очень активно работали на уроки, и которые поняли тему, но нуждаются в повторении. На нижней ступени будут те ученики, которые совсем не поняли новую тему. -Кто стоит на верхней ступени, поднимите руку. На средней? На нижней? -Спасибо за работу на уроке. Вы все большие молодцы. | -Пологие и крутые. -Крутые и обрывистые. -Холм – возвышенность, овраг - глубокая длинная впадина на поверхности земли. -«Холмы и овраги». - Узнать, что такое холмы и овраги. Научиться их различать. | К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; П: рефлексия способов и условий действия. Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата. |
Запасные задания (Словесный-беседа) (Наглядный-демонстрация) (Практический – упражнение) | -Рабочая тетрадь, страница 12 №17. -Что на необходимо сделать в этом задании? -Показывать, где можно остановить его рост, вы будете при помощи рисунков деревьев и кустарников там, где это необходимо. Делаем это задание самостоятельно, на его выполнение даю вам 5 минут. -Проверяем. Кто пойдем, покажет и еще раз назовет на слайде все части оврага, которые он подписал. -У кого иначе, почему? -Хорошо, а сейчас посмотрите на карточки, которые я вам раздала. На них вы видите холм. Ваша задача подписать его части. -Кто выйдет, покажет и объяснит это на слайде? -У кого иначе, почему? | -Рассмотреть рисунок оврага и отметить его части при помощи цифр, а также дополнить его, показав, где можно остановить рост оврага. -Я отметил и подписал части оврага так, потому что….. -У меня иначе, потому что…. | П: анализ и синтез; П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по окружающему миру для 2 класса по УМК " Перспективная начальная школа"
Урок окружающего мира по теме " Кто такие звери"...
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе по УМК Перспективная начальная школа "Советы школьного врача"
Заседание научного клуба "Мы и окружающий мир". Презентация содержит полезные советы для младших школьников (здоровый образ жизни)...
"ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА" Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по УМК "Перспективная начальная школа"
Конспект урока разработан в соответствии с концепцией УМК "Перспективная начальная школа". На уроке используется учебник "Окружающий мир" 1 класс (авторы Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, О.Н. Федо...
план-конспект урока по окружающему миру 4 класс "Зона степей" УМК "Перспективная начальная школа"
Цель урока :Ø Создать условия для формирования у учащихся представлений о степи, её растительном мире, животном мире.Предметные задачи:Ø Способствовать развитию умений у учащихся наблюдать...
Конспект урока литературного чтения на тему: "И. Крылов. Квартет" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с басней И.А. Крылова «Квартет»; формирование умений: анализировать художественный текст и видеть жанровые особенности басни; осознанно и выразитель...
Конспект урока математики (2 класс). Тема: "Сложение круглых сотен". УМК "Перспективная начальная школа"
Цели деятельности учителя: формирование представления о «круглых» сотнях; развитие умения складывать «круглые» сотни через поиск и анализ информации; совершенствовани...
Конспект урока математики (3 класс). Тема: «Вычисление площади прямоугольника». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: закрепление знаний на тему нахождения площади прямоугольника; выполнение самостоятельной работы.Планируемые результатыПредметные: знать единицы измерения площади, формулу;ум...