Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Волженина Светлана Анатольевна

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr_mir.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру

3 «Б» класс

по теме: «Птицы»

Учитель:   Волженина С.А.

Тема: Птицы.

Цели деятельности педагога: создать условия для обобщения полученных представлений о птицах, ознакомить с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полёту.

 Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся обобщать полученные представления о птицах;

 дать понятие о перелетных, зимующих, оседлых птицах, строение пера, значение птиц в жизни человека.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, ориентироваться учебнике.

Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и оценивать процесс и результат деятельности, осуществлять смысловое чтение; предметные – обобщать полученные представления о птицах; уточнять представления о том, что птицы это теплокровное животное, которое живёт (существует), то есть дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище, даёт потомство; уметь объяснить и доказать необходимость бережного отношения к живым организмам;  понять пользу  птиц для человека;  логические – строить рассуждения, делать выводы; информационные – осуществлять поиск и выделение необходимой информации из опытов.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – ставить вопросы, обращаться за помощью в случае затруднений; развивать навыки работы с источниками информации, устную связную речь, внимание, мышление, память, любознательность, фантазию, находчивость познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки и способности; управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль, работать в группах; задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Личностные: самоопределение – проявлять ценностное отношение к природному миру, демонстрировать готовность следовать нормам природоохранного поведения.  воспитывать уважение к друг другу, бережное отношение к окружающему миру, к птицам; позитивное отношение к учёбе, интерес к уроку, самостоятельность  в получении знаний. 

Методы: проблемно-поисковый, словарно-наглядный

Оборудование: учебник “Окружающий мир” 3класс, картинки с изображением птиц, карточки с заданиями, таблички с терминами, запись «Голоса птиц», презентация, перья, вода, детские рисунки животных (дом задание), Сказка В.Бианки «Чей клюв лучше?»

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать ваша любознательность.

2. Актуализация знаний.       

1.На предыдущих уроках мы знакомились с разнообразием животных. Дома нужно было нарисовать любое животное. Давайте распределим эти  рисунки по группам, вспомним отличительные черты каждой группы животных. (5 человек)

  1. Одноклеточные

2.Многоклеточные:

     Беспозвоночные (червь, улитка, осьминог, кальмар, медуза, насекомые, паук, (нет позвоночника)

           Позвоночные: рыбы, земноводные (амфибии) –лягушки, тритоны(живут на суше и в воде),  пресмыкающие (рептилии) –змея, ящерица, черепаха, крокодилы, хамелеон ( холоднокровные, размножаются на суше, откладывая яйца)

  1. « Кто такие пресмыкающиеся?»
  2. Индивид. Карточки

Сухопутные членистоногие с шестью ногами и

крыльями.

Паукообразные

Животные с восемью конечностями плетут паутину

Рыбы

Водные позвоночные животные с  обтекаемой формой

тела , покрыты чешуёй. Дышат с помощью жабр.

Пресмыкающиеся

Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат лёгкими.

Насекомые

Сухопутные позвоночные животные , покрытые чешуёй.

Дышат с помощью лёгких. Откладывают яйца.

Земноводные

3. Постановка проблемы и цели урока

- Ребята, мы продолжаем работу по изучению позвоночных животных, чтобы узнать, о ком пойдет речь сегодня, отгадайте загадку:

Кто отправляется в полет
В клюве веточку несет?
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…(
птица)  Слайд 2

- Приходилось ли вам слышать птичьи голоса? Когда птичьих голосов слышно больше – летом или зимой? Почему зимой меньше? (часть птиц улетает)

(Звучит запись «Голоса птиц»).

- Наш класс наполнился приятными звуками – пением и голосами птиц.

Мы будем говорить о пернатых друзьях. Они всегда привлекали людей своим мелодичным пением. Птиц очень много на земле - около 9 тыс. видов

4. Создание проблемной ситуации.

- Давайте мы с вами руками помашем,

И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

А вдруг это будет?

А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем, что мы сидим?

(Учащиеся машут руками, подражают голосам птиц).

– Не вышло? Почему? (Дети объясняют, почему не могут взлететь).

Как вы считаете, что мы должны узнать на уроке, и какие задачи нам предстоит решить? Давайте сформулируем их.

(Узнать, кто такие птицы, как живут эти очаровательные создания и чем отличаются они от других живых существ? Выяснить, какие «изобретения» помогают птицам летать, и почему многие из них улетают в теплые края?)

Слайд 3

  • Орнитология- наука, изучающая жизнь и повадки птиц.
  • Орнитолог – учёный, который занимается изучением жизни и повадок птиц.

5. Изучение нового материала.

1.-Посмотрите на доску и скажите какая птица лишняя и почему?

(воробей, сорока, голубь, скворец)

- Итак, как называются птицы, которые улетают на зиму в теплые края? (перелетные)
- Те, которые всю жизнь живут на одном месте? (зимующие)
- А птицы, которые не улетают, но и не живут на одном месте?
- Оседлые и кочующие птицы остаются на зиму в своих родных краях. 

2. Работа с учебником.

Давайте ответ на этот вопрос найдем в учебнике на стр131.

(В ходе опроса на доске появляются таблички:)

-У вас на столах есть картинка птицы.  Вам нужно будет узнать к какой группе она относится (сова, синица, ласточка)

-Мы разделились на три группы.  Вы догадались, как будет называться ваша группа.

-Опрос названий групп (перелетные, кочующие, осёдлые)-раздать карточки с названием групп.

-Так кто такие перелетные, кочующие, осёдлые птицы? (ответы детей из учебника)

- А почему улетают перелетные птицы? (нет корма)

- Правильно. Осенью, когда исчезают насекомые, перелетные птицы отправляются в далекий путь в поисках корма.  Раньше всех улетают насекомоядные птицы, потом растительноядные.

-А как вы думаете, легко ли нашим зимующим птицам?

- Чем питаются те птицы, которые не улетают на зиму?

- Этого корма очень мало. Птицам с трудом удается утолить свой голод. Поэтому  они перелетают ближе к жилью человека.

-Как мы можем помочь им?

- А сейчас немножко отдохнем и заодно проверим как вы знаете названия птиц.

6. Игра “ Птицы” (физминутка)

Учитель называет разных птиц. Если он называет что-то другое, дети должны хлопнуть в ладоши.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы,
Аисты, вороны
Галки,
макароны
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи
Аисты, кукушки,
Даже совы,  
плюшки.
Лебеди и утки
И спасибо шутке!

7. Работа в группах

- Я предлагаю вам выполнить задания в группах.

1 группа – кроссворд.

  

1.

Спинка темноватая,
Животик желтоватый,
Черненькая шапочка,
Вы меня узнайте-ка.
(Синица)

2.

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает.
(Воробей)

3.

На шесте дворец,
Во дворце – жилец,
А зовут его …
(Скворец)

4.

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)

2 группа

- Подумайте, кто, чем занимается зимой, соедините стрелками.

СОЛОВЬИ               отлеживаются в сугробах

СНЕГИРИ                 ищут нетронутый ягодник

ТЕТЕРЕВА               улетают в теплые страны

Ответ:

СОЛОВЕЙ                 улетает в теплые страны

СНЕГИРИ                 ищут нетронутый ягодник

ТЕТЕРЕВА               отлеживаются в сугробах

3 группа

 разделите птиц на две группы (на соответствие )                                                                           воробей, скворец, синица, аист, снегирь,                                                                                ворона, журавль, грач    

Зимующие

Перелетные

 Воробей

Синица

Снегирь

Ворона

Скворец

Аист

Журавль

Грач

                                                                                       

8. Совместное открытие знаний. Объяснение нового материала.

(На доске постепенно появляются   карточки) поют песни, имеют клюв, умеют летать,  вьют гнёзда, хорошее зрение, несут яйца , тело покрыто перьями

- А кто из вас задавал себе вопрос: кто такие птицы? Чтобы лучше узнать и понять их, мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц.

- Попробуйте дать определение : Птицы – это….    

– А в чем их главная особенность?

Птицы поют песни, имеют клюв, умеют летать,  вьют гнёзда, хорошее зрение, несут яйца , тело покрыто перьями

– Согласны ли вы, что птицы – это все те, которые поют песни?

(Песни поют не только птицы, но и люди, даже дельфины и касатки, а они – не птицы. Значит, это не главная особенность птиц!)

– Умеют летать только птицы?

(Птицы умеют летать, но летают и бабочки, стрекозы, мухи, а страусы и пингвины не могут летать. Значит, мы не можем утверждать, что умение летать – главная особенность птиц).

– Птицы вьют гнезда. Что скажете? Согласны?

Птицы – прекрасные родители, кроме кукушки, которая подкладывает свои яйца другим птицам. Как умело, они строят гнезда.

Гнезда у птиц разные.

Иволга строит гнездо – гамачок.

Есть птицы, которые не гнезда вьют, а норки роют – ласточка береговушка.

Грач строит гнездо на вершине дерева.

Степной орел откладывает яйца прямо на землю, лишь изредка, подстилая, сухими ветками, обрывком шкуры, перьями, костями животных.

Очень сложные гнезда у сороки. Вначале из веток складывается объемная шаровидная камера с одним – двумя входами, затем внутри из сырой почвы.

Заслуживают внимания и гнездо – камышовки. Она строит гнездо на вертикальных стеблях, вьет гнездо из травинок и листьев тростника.

Рыжие печники. Они делают их из комочков глины, смешанной с навозом. Высохшее на солнце гнездо можно разбить разве что кувалдой

Самые искусные строители гнезд – ткачики. Они научились не только переплетать, но и связывать узлами растительные волокна и травинки. Они могут за несколько минут распустить на волокна большой пальмовый лист.

(Да, вьют гнезда, но есть такие птицы, которые кладут яйца на камни, а еще «вьют» гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса. Значит, «вить гнезда» – это не главная особенность птиц?)

– Птицы имеют хорошее зрение. Согласны?

Давайте проверим наши выводы с учебником на стр. 130. (пока дети читают, учитель вывешивает картинки птиц- орел, сокол, ястреб, коршун, гриф, сова)

-Какие это птицы? (хищники)

-Только птицы имеют клюв? Вы согласны? Слайд 4

Это удивительное млекопитающее живет в Австралии, имеет клюв, похожий на утиный, перепонки на лапках, да к тому же несет яйца. (Утконос.) 

Морда ехидны вытянута в узкий «клюв» длиной 75 мм, прямой или чуть изогнутый. Он представляет собой адаптацию к поиску добычи в узких щелях и норах, откуда ехидна достает её своим длинным липким языком. 

- Для чего нужны клюв  птице?  А у всех ли птиц клюв одинаковый? Как вы думаете?

С помощью клюва птицы  добывают пищу,  чистят  перья, собирают  материал для  постройки  гнезда  и  защищаются от врагов.

 По  форме  клюва  можно судить,  каким  кормом питается  птица.

Птичьи клювы приспособлены для схватывания и удержания самого разного корма.

Загнутый вниз клюв пернатых  хищников удобен для разрывания мяса.

 Клювы рыбоядных птиц напоминает по форме дротик или пинцет.              

У зерноядных птиц клюв короткий и крепкий. Им они разбивают твердые семена.  

Клюв у насекомоядных тонкий и острый. Им удобно доставать насекомых из трещин.

Водоплавающие птицы питаются водорослями и мелкими водными животными. В поисках пищи они широким клювом процеживают воду.

Клюв с мешком у пеликанов используется в качестве сети для ловли рыбы.

-Более подробно написано в книге . Сказка В.Бианки «Чей клюв лучше?»

– Только птицы несут яйца. Так ли это?

(Птицы несут яйца, но откладывают яйца еще и крокодилы, черепахи, змеи.)

- Можно утверждать, что это главные умения птиц? (Нет.)

– Есть еще что-то? А как считаете вы, что является главной особенностью птиц? Чем отличаются они от других живых существ?

Слайд 5

Вывод: тело птиц покрыто перьями – это главный отличительный признак.

9. Исследовательская работа Опыт с перьями.

Слайд 6

Как вы думаете из чего состоит перо?
У вас у каждого на парте лежит перо.

1. строение пера

Для птицы перья играют  важную роль. У больших перьев есть ствол (или стержень), волоски – бородки. Стержень внутри пустой, поэтому перья легкие.

2. Значение пера

- Большие перья на крыльях помогают птицам летать. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку. Это маховые и рулевые перья. 

- Маленькие перья (пух). Они удерживают воздух вокруг тела и заменяют птицам одежду.  У маленьких перьев есть стержень, волоски – бородки.

- Эти перья находятся на туловище и защищают тело от механических повреждений , придают ему форму, под ними пух согревает тело. t тела постоянная. Птицы – теплокровные животные.

Попробуйте его окунуть в воду.

Что вы видите?

Перо не намокает. Оно сухое, капельки скатываются с него.

- Перья птицы смазывают жиром, который выделяется из сальной железы
около хвоста, поэтому вода скатывается по ним. В народе существует
поговорка «как с гуся вода».

Вы замечал, что куры перед дождем перебирают перья. Это птицы смазывают оперение жиром, чтобы оно не намокало.

Слайд 7

3. Вывод

Мы исследовали и получали информацию о перьях разного размера.

 Какой можно сделать вывод?

-все они имеют одинаковое строение.

-они легкие,

-наличие крыльев позволяют птицам летать.

-У разных птиц разное количество перьев. У лебедя их 25 тысяч, а у голубя в 10 раз меньше. 

-Перья сохраняют тепло,  t тела постоянная. Птицы – теплокровные животные.

10. Игра “да-нет”

Учащиеся отвечают на вопросы, , если ответ « да», то поднимают руку, если ответ «нет», то руку не поднимают.

Вопросы:

1. Прячутся ли насекомые к зиме? да

2. Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? нет

3. Зимующие птицы это те птицы, которые зимуют на родине. Так ли это? да

4Ласточка, соловей, скворец- это зимующие птицы? нет

5.Верно ли, что зимой у клестов появляются птенцы? да

6.Нужно ли птиц подкармливать? да

7.Верно ли, что птицы зимой не погибают от голода и холода? нет

11. Подведение итога: Нужны ли нам птицы?

 Так давайте проголосуем: Нужны нам птицы или нет?

За

Против

Почему вы отдали свой голос за птиц?

Вывод: Птицы дороги нам не только приносимой пользой, но и как украшение нашей Родины.

- Какую помощь птицам мы можем оказать?

Чтобы создать условия пернатым, надо принять активное участие в озеленении местности, в котором мы живем.

 12. Рефлексия «Дерево творчества»

-Мы сейчас с вами вместе сделаем дерево творчества.  И тем самым подведем итог урока. У вас на столах нарисовано дерево, есть птички.

-Если вам работа на уроке была интересная, творческая  - птички на верхних веточках

- Если  вам  не все было понятно, но в целом было интересно - птички на нижних веточках 

- Если многое не понятно, трудно было работать на уроке - птички внизу дерева

Слайд 8

13. Итог урока.

И закончить наш урок я бы хотела вот таким стихотворением:

Берегите птиц,
Птиц вы берегите, 
Ласточек, стрижей,
Ворон и синичек,
В поле, и в саду
В степи, и в пустыне,
Где только можно – 
Люди, берегите!

14. Д/з: .подобрать интересные факты из жизни птиц.

Игра “Покорми птиц”

На птичках пишутся вопросы, связанные с темой урока. Ученик и , ответив на вопросы, сажает птичку в кормушку, “кормит” ее- так подводится итог.

1. Какая птица самая большая в мире? (Страус)

2. Какая из птиц считается самой умной? (Ворона)

3. Какая птица благодаря скрещенному клюву может доставать семена из сосновых шишек? (Клест)

4. Какая птичка помогла Дюймовочке, а та потом помогла ей? (Ласточка)

5. Какая из птиц строит гнездо на крыше дома? (Аист)

6. Дарит нам яйца (Курица)

7. Доставляет почту (Голубь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...