Растениеводство в нашем крае
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
разработка урока по окружающему миру для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 78.64 КБ |
Предварительный просмотр:
РАСТЕНИЕВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ
Цели | Создать условия для ознакомления с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство); определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию понятия «сорта культурных растений», представления о растениеводстве в нашем крае; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | http://download8.proshkolu.ru http://b-track.ru/song/17663/Детские-Песни/Что-Нам-Осень-Принесет?/ |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; гербарий полевых культур; зерна полевых культур; рисунки и фотографии с изображением растений; схема «Растениеводство» |
Основные | Полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство, сорта культурных растений |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | Звучит в записи песня «Что нам осень принесёт» – О чём поётся в песне? – Мы узнаем, как появились культурные растения, какие группы культурных растений выделяют, познакомимся с отраслями производства | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка Работа | – Почему водоем является природным сообществом? – Какую роль в водоеме играют растения? – Как люди могут нарушить экологическое равновесие в водоеме? – Расскажите о правилах поведения у водоема. – Надо ли охранять болота? Предлагает, используя схему, доказать, что водо- ем – это природное сообщество . | Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собствен- | Устные ответы, выполненные задания |
| Самостоятельная работа по карточкам | Предлагает выполнить самостоятельную работу | Выполняют самостоятельную работу | ные знания; осуществляют логические действия; владеют способами решения проблем поискового характера; понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют | ||
III. Изучение | Беседа на основе прослушанного стихотворения. Рассказ учителя с опорой на наглядность. | Предлагает послушать стихотворение удмуртского поэта Флора Васильева и ответить на вопрос: – К каким группам относятся эти растения? – Какие растения называют культурными, а какие – дикорастущими? – За разведение культурных растений и их выращивание отвечает растениеводство. Как же возникло растениеводство? – Ребята, сядем поудобнее в «машину времени» и от- правимся путешествовать в далекое прошлое. Начали отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, пуск! И вот мы очутились – Как они выглядят? Чем питаются? – Вы правы, люди собирают плоды, съедобные коренья, ягоды, орехи, съедобные листья. Но с каждым годом поселение людей увеличивается, все больше рождается детей, все меньше съедобной растительности остается в округе. Приходится ходить за пропитани- | Читает стихотворение заранее подготовленный ученик. Отвечают Внимательно слушают. | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы, записи | |
| ем все дальше и дальше. И вот одному из членов человеческой общины пришла в голову мысль о том, что некоторые растения можно посадить ближе к пещере, к своему жилью. Посадить и ухаживать за ними, поливать, оберегать их от птиц и зверей. Так зародилось растениеводство. Правда, это всего лишь легенда, но в действительности было примерно так. Люди стали отбирать, сохранять и сеять лучшие семена. Так человек научился выводить разные сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те дикорастущие растения, от которых они происходят. И сейчас наука продолжает заниматься выведением новых сортов. Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство (демонстрирует схему). – Познакомимся с каждой отраслью. Посмотрите, какие растения выращивает отрасль полеводство. Демонстрирует гербарий (фотографии растений): пшеница, рожь, овес, ячмень, гречиха, лен, кукуруза, подсолнечник, картофель. – Где выращивают эти растения? Как называют эти культуры? | Записывают схему и объясняют, чем, | ют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; владеют начальными формами познавательной и личностной рефлексии; определяют наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, | |||
| Проводит обсуждение: что получают из каждого растения (при необходимости, дополняет высказывания). Из ржи и пшеницы получают муку и пекут хлеб. Пшеница – самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Из пшеницы делают муку, манную крупу и макароны. Рожь выше пшеницы. Ее стебель выше человеческого роста. Зерна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Из зерна ржи получают муку, из которой выпекают черный хлеб. Кроме муки, из ржи получают отруби, солому, которыми кормят домашних животных. А из длинных соломенных стеблей делают красивые летние шляпы. Зерна овса продолговатые, из них варят кашу. Гречиха отличается зернами коричневого цвета и необычной формы. Из нее получают гречневую крупу. Гречихой растение назвали потому, что привезли его на Русь из Греции. Из ячменя получают перловую кашу, а из проса – пшено. Из подсолнечника получают подсолнечное масло и семечки. Из льна получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду. У картофеля в пищу используют подземные части – клубни. Еще из картофеля получают крахмал. – Посмотрите, какие растения выращивает отрасль овощеводство. | Высказывают свои предположения. | уважают мнение других участников образовательного процесса; излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему; владеют навыками конструктивного Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес | |||
| Работа | Демонстрирует рисунки и фотографии с изображением растений: капуста, огурцы, кабачки, морковь, свекла, лук. – Овощи играют огромную роль в питании человека. Лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, так как содержат фитонциды. Поэтому их употребляют в сыром виде во время эпидемии гриппа. Демонстрирует рисунки и фотографии с изображением плодовых растений: яблоня, груша, слива, малина, вишня и др. – Как называется отрасль растениеводства, которая занимается выращиванием этих растений? – Плодоводство – это выращивание плодовых культур. Так называют растения, которые выращивают для получения фруктов. Человек использует в пищу плоды этих растений. Предлагает учащимся самостоятельно прочитать текст о цветоводстве в учебнике (с. 206). – Почему одни растения выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи – в комнате? – Мир цветов прекрасен и разнообразен! (Демонстрирует рисунки и фотографии цветов.) | Рассматривают рисунки Самостоятельно читают статью в учебнике | взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; проявляют самостоятельность и личную | ||
IV. Практическая деятельность | Загадки. Составление схемы. Задания | – Угадайте растение и назовите отрасль растениеводства, которая занимается его выращиванием . Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | Отгадывают загадки. Самостоятельно оформляют схему «Растениеводство», записывая названия культур, которые выращиваются каж- дой отраслью. Выполняют | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя). Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения | Устные ответы, записи |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Над какой темой работали? – О каких отраслях растениеводства вы узнали? – Для чего вам нужна данная информация? – Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему? – Выполнение каких заданий не вызвало затруднений? – Как оцениваете свою деятельность? | Читают вывод в учебнике (с. 207). Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое Регулятивные: оценивают собственную деятельность | Устные ответы |
Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся | ||||||
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 201–207. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Подготовить сообщение о культурном растении, выращиваемом на территории нашего края | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
Ресурсный материал
Схема «Водоем – природное сообщество»
Задания для самостоятельной работы по теме «Природное сообщество водоема» (на карточках)
№ 1. Укажите стрелками, в каких частях водоема обитают эти животные.
№ 2. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:
Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками, называется… (стрелолист).
Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на весло. Это – … (бобер).
Санитарами пресных водоемов считают … , … (рака, беззубку).
С водоемами связана жизнь птиц – … , … (цапель, уток).
Стихотворение для обсуждения проблемы
К красоте равнодушным он не был,
Тот, кто легким движеньем руки,
Как осколки бездонного неба,
Бросил в спелую рожь васильки.
В этом желто-зеленом море –
Синие островки.
Смотрит небо взглядом влюбленным
На детей своих – на васильки.
Синий цвет не полезный, не хлебный,
Есть другие цветы и цвета,
Но бывает порою целебной
Бесполезная их красота.
Понимаю, что сорняки,
Но как поле они украшают,
Голубые глаза-васильки!
(Флор Васильев.)
Загадки
1. Балерина вышла, Сборки да оборки. Складки да подкладки… А имя у артистки – Небесной прописки. (Астра, цветоводство.) 2. Росло – красно, цвело – бело, А снял зерно – почти черно. (Гречиха, полеводство.) 3. В садочке есть плод, Он сладок, как мед, Румян, как калач, Но не круглый, как мяч, – Он под самой ножкой Вытянут немножко. (Груша, плодоводство.) 4. Закутан ребенок В сто пеленок (Капуста, овощеводство.) 5. Солнце жжет мою макушку, Хочет сделать погремушку. (Мак, цветоводство.) | 6. Вырастаю всем на диво, Высока, стройна, красива. Прячу в светлые перчатки Золотистые початки. (Кукуруза, полеводство.) 7. В чистом поле – не в лесу Хворостинок припасу: Чтоб семья оделась, Чтобы вкусно елось, Чтобы хата грелась. (Лен, полеводство.) 8. Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина, плодоводство.) 9. Живет в поле усан – Ус длиннее, чем сам. Пока молодой – ус золотой, А как перемелется – Цвет изменится. (Рожь, полеводство.) | 10. Не корень, а в земле; Не хлеб, а на столе; И к пище приправа, И на микробов – управа. (Чеснок, овощеводство.) 11. Три сестры. Летом зеленые, К осени одна краснеет, Другая белеет, третья чернеет. (Смородина, плодоводство.) 12. Щеки красные, нос белый, В темноте сижу день целый, А рубашка зелена, Вся на солнышке она. (Редис, овощеводство.) 13. Посадили зернышко, Вырастили солнышко. (Подсолнечник, полеводство.) 14. На клумбе у окошка Посажена картошка, Цветы ее огромные, И светлые, и темные. (Георгин, цветоводство.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Растениеводство в нашем крае.
Растениеводство в нашем крае. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России" 4 класс....
"Растениеводство в нашем крае" , 4 класс
Презентация к окружающему мирув 4 классе (Школа России)....
Растениеводство в нашем крае
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе (с презентацией) (УМК "Школа России")...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Растениеводство в нашем крае".
Технология проблемного обучения на данном уроке дает возможность учащимся самостоятельно добывать знани и я и работать в группе. Материал урока содержит большой объем информации, позволяющий расширить...
Тест по окружающему миру по теме «Растениеводство в нашем крае»
Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Растениеводство в нашем крае". Программа "Школа России" 4 класс....
Растениеводство в нашем крае - презентация к уроку
ЦЕЛЬ: формирование представления учащихся о растениеводстве в нашем крае путем создания ситуации интереса к предмету на основе частично-поисковой деятельности.ЗАДАЧИ:ознакомить с отраслями растениевод...
Конспект урока по предмету "Окружающий мир" "Растениеводство в нашем крае"
Урок-конференция на базе исследовательских работ учащихся по теме "Растениеводство в нашем крае" (Тульская область")....