Экономика и экология
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Экономика и экология»
Цель: познакомить учащихся с двумя сторонами экономики и влиянием экономики на окружающую среду.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать об «экологической катастрофе», «экологическом прогнозе»,
«экономике»;
- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию об «экологической катастрофе»;
- приводить примеры;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Метапредметные:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;
- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- овладение базовыми предметными понятиями.
Регулятивные:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные:
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные:
- овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Материально-техническое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, видеоролик, плакаты, раздаточный материал.
- Самоопределение к деятельности
- Добрый день, ребята, напоминаю меня зовут Оксана Владимировна, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Посмотрите на себя, на свою парту. Всё ли в порядке, всё ли готово к уроку? Я желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы на уроке.
- Актуализация знаний
Фронтальная беседа
- Ребята, но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке? (семейный бюджет).
- Что такое семейный бюджет? (Сумма, заработанная членами семьи за месяц)
- Для чего он нужен? (мнения учащихся)
- Какие виды доходов может получать семья? (з/плата, пенсия, пособия)
- Перечислите самые необходимые семейные расходы (на питание, на одежду и обувь, на оплату жилья, транспорта, на обучение и лечение)
- Постановка проблемной учебной задачи
Я начну урок словами
- А вы, внимательно послушайте и скажите, какие мысли у вас возникли после прослушивания.
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню, кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал их и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».
- Итак, какие мысли у вас возникли?
(Человек без природы не может существовать).
(На доске иллюстрации).
- Внимательно посмотрите на рисунок.
- Что вы видите?
- Что общего вы видите на рисунках?
(Природа под угрозой).
- Человек не может существовать как без природы и ее богатств, так и без развитой экономики, тем самым не нанося ей вред.
Ребята давайте вспомним.
- Что такое окружающая среда? ( все, что нас окружает)
2. Экология – это… (наука о связях между живыми существами и окружающей средой)
3. Экономика – это…(наука, которая изучает правила и законы ведения хозяйства)
- Связаны ли между собой экономика и экология? Приведите пример
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (экономика и экология).
- Какие задачи мы поставим сегодня перед собой на уроке?
(Рассмотреть две стороны экономики и как влияет экономика на экологию).
- Открытие новых знаний
- Вот мы и вспомнили, что такое экономика, экология и окружающая среда.
- Назовите главную задачу экономики.
(Удовлетворение потребностей людей).
- Дом, который мы называем экономикой, имеет две стороны.
- Одна сторона – это та необходимая и полезная продукция, без которой ни отдельному человеку, ни всему обществу не прожить.
- Это положительная сторона экономики.
- Вторую сторону экономики вы назовете сейчас сами.
- Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей?
- бутылка пластиковая;
- пакет.
(Демонстрирую пластиковую бутылку и пакет).
- Как?
- Что делает человек с этими предметами, когда их использует?
(Выбросит)
- Куда выбросит?
- Все ли люди так поступают?
- Что произойдет с планетой, если все будут разбрасывать мусор?
- Ребята, сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма и ответим на вопрос «Какой вред нанесла экономика экологии?»
Просмотр видеоролика
- Так какая же вторая сторона экономики? (отрицательная, загрязнение окружающей среды)
- Чему учит экология? (Вести правильную экономическую деятельность)
- Давайте откроем учебник на странице 80.
- Прочитайте заголовок.
(Две стороны экономики).
- Так какими же могут быть эти две стороны экономики. Прочитайте в этом в учебнике самостоятельно
(Положительные и отрицательные).
- Исходя из этих позиций, ответьте на вопрос:
- Какой вред хозяйственная деятельность людей наносит воздуху, воде, почве, растениям, животным, здоровью людей?
(Высыхание водоемов, загрязнение воздуха, отравление почвы ядохимикатами, истребление цветов, гибель животных, заболевание людей)
- Физминутка.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
- Закрепление полученного материала
Теперь давайте поработаем в рабочих тетрадях. Откройте страницу 51. Выполним 1 задание
Выпишите из текста учебника (с. 79) какие живые существа пострадают от аварии нефтеналивного танкера.
От разлива нефти в море пострадают: птицы, рыбы, водоросли, морские моллюски, крабы.
Устно объясни, какой ущерб понесут при этом люди.
- Люди теперь не смогут отдыхать в этих местах, не смогут ловить рыбу.
Задание № 2
Папа Серёжи и Нади подготовил к уроку рисунок. Рассмотри его. Напиши экологический прогноз для этой ситуации. (Что нас ожидает, если такое случится)
_____________________________________________
Устно предложи меры охраны окружающей среды, необходимые в этом случае.
Исследовательская работа
– Сейчас мы будем работать группами по рядами решать экологические задачи. Как только группа подготовится и определит кто будет отвечать, садимся на места, она сразу говорит о своей готовности.
Задача 1.
Какие цветы можно дарить на день рождения?
а) Любые цветы, которые тебе нравятся;
б) Букет можно составить только из тех растений и цветов, которые выращены человеком.
Задача 2.
Не будет ли природе вреда, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток орешника или сорвешь всего три – четыре цветка?
а) Нет, природе не будет хуже. Природные богатства неисчерпаемы;
б) Да, природе будет нанесен вред! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе.
Задача 3.
Нанесешь ли ты вред природе, выискивая мелкие грибочки?
а) Да, нанесешь. Выискивая мелкие грибочки, ты разроешь весь мох и подстилку, погубишь грибницу, возраст которой может достигать 300 – 500 лет.
б) Нет, а мелкие грибочки очень вкусные.
- Итог урока.
- Какую тему изучали на уроке?
- Как связаны между собой экономика и экология?
- Какие стороны экономики существуют? В чем заключается полезная сторона?
- В чём заключается опасная сторона? Что вы нового для себя узнали?
- Над чем данный урок заставил вас задуматься?
(Гибнет природа, ее нужно сохранить).
- Сможет ли современный человек развивать экономику, не причиняя вреда экологии?
- Домашнее задание
Читать стр. 79-83, р.т. стр. 51 № 3
- Рефлексия
-Поняли ли вы материал?
- Какие были затруднения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические катастрофы.Экономика и экология.
Презентация может быть использована на уроках окружающего мира в начальной школе при изучении тем о влиянии экономики на экологию,внеклассных мероприятий по экологии....
Урок окружающего мира "Экономика и экология"
Урок окружающегомира , 3 класс (УМК "Школа России"). Урок изучения нового материала с применением ИКТ и приемов технологии развития критического мышления(ТРКМ), направлен на развитие универсальных уче...
Урок окружающего мира в 3 классе «Экономика и экология»
Цели и задачи. Учитель: - организовывает понимание задач экологии, двух сторон экономики; - создаёт проблемную ситуацию, выводящую уч-ся на изучение нового материала...
Урок по окружающему миру А.А. Плешаков 3 класс "Экономика и экология"
Цель: познакомить обучающихся с двумя сторонами экономики, влиянием экономики на окружающую среду. ...
Презентация к уроку по окружающему миру А.А. Плешаков 3 класс "Экономика и экология"
Цель: познакомить с двумя сторонами экономики, влиянием экономики на окружающую среду. ...
Экономика и экология
Обобщение по теме: "Чему учит экономика?"3 класс...
Экономика и экология
Обобщающий урок по окружающему миру 3 класс...