Когда появилась одежда
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Технологическая карта урока окружающего мира. 1 класс, Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kogda_poyavilas_odezhda_popovich_i.yu_.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1 класс
УМК «Школа России»
Окружающий мир
Технологическая карта урока
Автор разработки: Попович Ирина Юрьевна, учитель начальных классов, МОУ гимназии № 15 г.о. Орехово-Зуево, Московской обл.
Тема урока | Когда появилась одежда? | |||||
Цели | Образовательные: познакомить с историей одежды, с разнообразием современной одежды, её назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя). Способствовать развитию речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать внимательное отношение к своей одежде, культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах. | |||||
Тип урока | изучение нового материала. урок-исследование | |||||
Термины и понятия | Деловая, спортивная, рабочая одежда, одежда для дома. профессия. Настоящее, прошлое, будущее, сейчас, | |||||
Планируемые результаты | ||||||
Предметные Ученик научится:
| Метапредметные Познавательные умения: Ученик получит возможность научиться:
Регулятивные умения: Ученик научится:
Коммуникативные умения: Ученик получит возможность научиться:
| Личностные У учеников будут формироваться: положительное отношение к школе и учебной деятельности; потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе работы в паре, группе, со взрослым; доброжелательное, бесконфликтное поведение,. | ||||
Формирование УУД: | ||||||
Личностные Проявлять: - интерес к изучению темы; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - ответственное отношение к своему внешнему виду, использовать свои жизненные наблюдения и творческие способности в процессе работы над темой урока. | Метапредметные у Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. | Предметные умение прослеживать историю появления одежды и развития моды; подбирать подходящую одежду для конкретного случая; | ||||
Организация образовательного пространства | ||||||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | ||||
ИЗО «Как украшает себя человек» Математика «Временные отношения раньше, позже» | учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова; рабочая тетрадь на печатной основе; рисунки с костюмами разных эпох.фотографии людей в разных костюмах Технические средства обучения: презентация Microsoft PowerPoint «Когда появилась одежда?»; мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 1 класс. | Фронтальная. • индивидуальная • парная • групповая | ||||
Технологии: технология деятельностного метода изучения | ||||||
Ход урока | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Цель: проверка готовности учащихся, их настроя на работу. II. Актуализация знаний Цель: закрепление пройденного материала и подведение к изучаемой теме III. Самоопределение к деятельности. Формулирование темы и цели урока. | - Мы начинаем урок окружающего мира. На нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним, тихонечко поздоровайтесь и подарите гостям свои солнечные улыбки - Я предлагаю вам вспомнить, какие темы мы изучали на предыдущих уроках и на какие вопросы искали ответы? (Когда учиться интересно? Когда наступит лето? Когда придёт суббота?) ,т.е. мы искали ответ на вопрос КОГДА? (карточка со словом КОГДА вывешивается на доску) И сегодня это слово будет ключевым в нашей работе. - Чтобы узнать второе слово, отгадаем загадки: (Хорошо читающие дети достают загадки и читают их вслух, дети отгадывают, картинка с отгадкой крепится на доску)
Надевают дети … (куртку)
Пушиста, а не снег, Греет, а не печка. Если мёрзнут даже зубы, Значит, надевайте … (шубы)
Надеваем … (рукавички)
Надувает бока, Весь день на мне ездит. Не слезая сидит, А ночь придёт – Свернётся и спит. (Рубашка)
Надоели джинсы, брюки! Веселее стать мне Что поможет? (Платье)
Не знает лишь невежда: На теннисные корты Что надевают? (Шорты)
В чем мне спать, а в чем гулять: Днем на солнце я в панаме, Ночью сплю я в чем? — В… (Пижаме) Каждый знает В чем гулять, а в чем играть, В чем укладываться спать, Что зимой надеть, что летом - В этом нет для вас секрета, Только время не теряйте - Поскорее отгадайте! Что же это? - Назовите эти предметы одним словом. - Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? - Что вы знаете об одежде? - Что бы вы хотели узнать? - Хотите ли вы узнать об одежде еще больше? - Итак, сегодня на уроке мы расширим наши знания об одежде, ответив на вопросы «Когда появилась одежда? Зачем нам нужна одежда? Какая одежда бы- вает?» - А Мудрая Черепаха опять приготовила вопрос, в котором и подсказала вам тему урока. Прочитайте тему сегодняшнего урока. (На доске открывается тема урока) - Откройте учебник на стр. 20 и прочитайте, какие учебные задачи мы будем выполнять. - Ребята, а что такое «одежда»? - Где мы можем посмотреть точное значение этого слова? (в словаре) -Давайте послушаем, как в словаре дается толкование этого слова. Одежда – совокупность изделий, которые люди надевают на себя для прикрытия тела. (В Ожегов) | Учащиеся - понимают учебную задачу урока и стремятся её выполнить (Уч. с.20, 22, 24); - разгадывают загадки
– прослеживают с помощью рисунков учебника историю появления одежды и развития моды; описывают одежду людей по рисунку (Уч. с.20); | ||||
IV. Работа над новым материалом |
Наш друг Муравьишка принес в наш класс крошечного малыша. Какая на нем одежда? (пупс завернут в пеленки) - Малыш стал подрастать, какая ему теперь нужна одежда? (распашонка, ползунки) - Наш малыш растет не по дням, а по часам, какая одежда теперь стала ему нужна? (рубашка, брюки,свитер) - Мы сейчас с вами увидели как меняется одежда одного человека за короткое время. - А как вы думаете менялась ли одежда со временем у всего человечества или она всегда была неизменной?
- Сегодня мы попробуем заглянуть в прошлое и узнать историю одежды. - Рассмотрите рисунки на стр. 20. Что объединяет всю эту одежду? - Как вы думаете, какая одежда появилась самой первой, и из чего она была сделана? - Почему люди делали одежду из шкур? ( потому что ещё не было ткани) - Люди стали одеваться в шкуры животных примерно 30 тысяч лет назад и с тех пор мех и кожу используют в одежде. … Люди научились делать ткани! Сколько на свете стало разных вещей из тканей! А сами ткани какие разные: гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие... (Учитель) Но раз их называют одним именем - ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи, верно? Сейчас мы узнаем тайну тканей! Дети работают в паре. -Возьмите образец ткани. Рассмотрим их. -Из чего же сделана ткань? Правильно, все нити у тканей крепко держатся друг за друга. -Кто же их переплел? (ответы учеников) -Правильно специальный станок! А называется он ткацкий станок! Раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки. Отсюда и само слово «ткач»: ведь он тыкал палкой с нитью то в одну сторону, то в другую. Уберем из слова «тыкать» букву «ы»….И получится? (ткать) Физкультминутка. - Молодцы! Продолжим! Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся? Практическая работа Возьми кусочек ваты, намочи и скручивай пальцами, а при этом немножко растягивай. Что получилось? Нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата - это хлопок, только очищенный. Волоконца у хлопка ворсистые, и, когда ты сжал их пальцами, да ещё и скрутил, они сцепились своими ворсинками.
Посмотрите на человека, обёрнутого в кусок ткани. Кто так одевался? (Жители Древней Греции) - Эту одежду(тунику) делали из большого прямоугольного куска ткани, который искусно оборачивали вокруг тела, а на одном плече (а иногда и на двух) закрепляли брошью или просто завязывали узлом. Муравьишка принёс нам сегодня два куска ткани и очень хочет посмотреть, как вы сможете превратиться в древних греков. Мы разделимся на две группы – мальчиков и девочек. От каждой группы мне нужны два человека. ) -Легко ли вам было одеться так, как одевались древние греки? - Почему? (потому что вы привыкли к современной одежде) б)Работа по учебнику с. 20 - Рассмотрите остальные фигуры людей. Как выглядела одежда женщин и девочек в прошлые времена? (пышные платья с широкими юбками) - Одеваются ли современные мужчины так, как одеты мужчины на рисунках? (Мужчины тоже одевались не так, как сейчас.) Менялись времена, менялась одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Перья, банты, кружевные воротники, пышные юбки ….. Нарядная одежда во все времена подчеркивала достоинства человека, его красоту1)определение назначения одежды а) беседа - Посмотрите, а во что одет Муравьишка? (в доспехи рыцаря) - Кто из людей на рисунке в учебнике имеет одежду для защиты в бою? (русский богатырь, у него кольчуга, на голове шлем, в руках щит и меч) - Из чего делали такую одежду? (из металла) - Почему? (она защищала) - А какая одежда на Мудрой Черепахе? (современная, спасающая от дождя) - Всегда ли мы одеваемся одинаково? - Какая одежда нужна нам для разных случаев? Современная одежда очень разнообразна. По одежде можно узнать, где живёт человек, кем работает. Для каждого случая нужна определённая одежда. -Сравните одежду людей, изображённых на рисунках с.21. назовите предметы одежды каждого вида. национальная одежда -Есть ещё один вид одежды это- национальная одежда. (русская) У каждого народа есть своя национальная одежда. По одежде мы можем определить, где этот человек живет. Например, у русских основной женской одеждой была рубаха украшенная вышивкой или обшитая цветной материей по краям. Сверх рубашки надевали сарафан, также украшенный. Девушки вокруг головы повязывали ленту, а иногда носили венец, расшитый бусами жемчугом. Зимой они носили шапки, опушенные мехом. Взрослые женщины должны были всегда покрывать голову, прятать свои волосы. Ни дома, ни на людях не должны были появляться без головного убора. . В это же время на Руси у мужчин, и у женщин одежда была достаточно свободной, чтобы удобно было двигаться. Но рубахи и сарафаны обязательно подпоясывали. Повседневная одежда была чаще всего белого цвета, так как ткань не красили. - Всегда ли мы одеваемся одинаково? - Какая одежда нужна нам для разных случаев? - По одежде можно узнать, где живёт человек, кем работает. Для каждого случая нужна определённая одежда.
- Перед сегодняшним уроком вы самостоятельно разделились на пять групп, каждая из которых получила своё задание. Давайте посмотрим, как наши ребята справились со своими заданиями. (к доске поочерёдно выходят группы учеников и представляют одежду для разных случаев: деловую, спортивную, рабочую, праздничную, домашнюю) - Вы все прекрасно справились с заданиями и показали друг другу, когда и как нужно одеваться. в) работа в тетради (в парах) (стр.15 №1) - Посоветуйтесь с соседом по парте и выполните задание. - В каких районах Земли живут люди, изображённые на первой картинке? - Почему вы так решили? - Что вы скажете о других картинках? -Определите, кто хозяин каждого костюма?(врач, водолаз, клоун) -Делаем вывод: (по одежде можно узнать профессию человека). -Подумайте, почему одежду надо беречь? (она дорого стоит, на аккуратного человека приятнее смотреть). -Как нужно ухаживать за своей одеждой? (стирать, гладить, пришивать пуговицы, чистить брюки и т. д.) -А как вы ухаживаете за своей одеждой? Делаем вывод: (за одеждой должен быть особый уход) | - определяют по одежде, в каких районах (жарких или холодных) живёт человек и род его занятий (профессию) (РТ с. 15-16 № 1,2); - работают в паре: различают типы одежды в зависимости от ее назначения, подбирают одежду для разных случаев (Уч. с.21); - рассказывают, когда появилась одежда и как она менялась со временем; Выполняют практическую работу (один ученик пробует одеть другого - подбирают подходящую одежду для разных случаев; работа в группах (представление проектов одежды) | ||||
V. Рефлексия Цель: Формирование у учащихся самооценки, самоконтроля. | - Мы сегодня говорили про одежду. Закончите предложение: Я узнал(а), что… - Что вам было интересно на уроке? | |||||
VI. Подведение итогов урока. Цель: обобщение и систематизация изученного на уроке. | - Сегодня на уроке мы побывали в прошлом и вернулись в настоящее время. - Так когда же появилась одежда? (история одежды начинается с того момента, когда появился разумный человек.) - Расскажите своим родителям, какая бывает одежда. И как правильно одеваться. - Всем спасибо, молодцы. | -проверяют себя. Продолжите предложения: В древности люди одевались в ….. (шкуры животных). В наши дни одежду делают из …. (ткани). Для защиты в бою используется особая одежда - …. (кольчуга). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Когда появилась одежда?
Урок окружающего мира в 1 классе....
открытый урок "Когда появилась одежда"
Урок с применением музейной технологии....
презентация "Когда появилась одежда"
в красочной интересной форме презентация служит хорошим материалом к уроку окружающего мира, 2 класс...
Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед?
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе....
"Когда появилась одежда?"
Урок первичного предъявления знаний с элементом исследования....
Презентация к уроку окружающего мира "когда появилась одежда?" 1 класс
Данную презентацию можно использовать в дополнение к основному материалу....
Урок по окружающему миру "Когда появилась одежда?" 1 класс
Урок по окружающему миру "Когда появилась одежда?" 1 класс...