программа по окружающему миру 4класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе курса «Окружающий мир»
4 класс
- Нормативная основа программы
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральным Законом 273 – ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373; в ред. приказов 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357)
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 г. "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
- Учебным планом МБОУ Средней школы №7 г. Рославля на 2015-2016 год (Приказ №__189____ от 29.08.2015 г.)
- Годовым календарным графиком МБОУ Средней школы №7 г. Рославля на 2015 - 2016 учебный год (Приказ №__189______ от __29.08.2015 г.)
- Примерной программой начального общего образования по окружающему миру (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1.— 4-е изд., перераб.– М.: Просвещение, 2011. – с.247. - (Стандарты второго поколения)).
- Образовательной программой школы (Протокол педсовета №1 от 27.08.2015 г., приказ директора № __189_____ от 28.08.2015)
- Программой курса В.А.Самковой, Н.И.Романовой (Окружающий мир программа: 1-4 классы/ - М: ООО «Русское слово - учебник».
- Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по общеобразовательным предметам МБОУ средней школы №7.
- Сведения об учебной программе
«Окружающий мир» представляет собой интегрированный предмет, в содержании которого отражены идеи сближения и взаимопроникновения естественно-научных и обществоведческих дисциплин. Под интеграцией в данном случае понимается функциональное объединение различных областей научного знания (науки о природе, социальные и гуманитарные науки) и других сфер культуры (прежде всего искусства), имеющих своей целью сформировать у младших школьников целостное представление о социоприродном окружении человека, о своем месте в окружающем мире.
Предлагаемый курс имеет ряд особенностей. Прежде всего его отличает аксиологический подход к отбору содержания, ориентирующий педагога на формирование у младших школьников системы потребностей, ценностей, установок. В содержание предмета включены как объективные знания о природе и обществе, так и те знания, которые несут в своей основе нормативно-ценностную нагрузку. Содержание курса ориентировано на формирование у младших школьников основ личностной культуры, фундамент которой составляют общечеловеческие ценности (добро, истина, красота и др.) и система отношений к окружающему миру (к природе, рукотворному миру, другим людям), к себе.
Последовательность изложения нового материала базируется на принципе открывающейся перспективы — младшие школьники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность постоянного движения к новым знаниям.
Изучение курса предусматривает обращение младших школьников за помощью в познании мира к различным источникам информации (словари, справочники, энциклопедии, различные электронные издания, Интернет и др.). Школьники усваивают элементарные навыки работы с информацией: поиск, оценка, преобразование, представление информации и ее практическое применение. Таким образом, в данном случае правомерно говорить об интеграции учебного предмета «Окружающий мир» и мультимедиа образования.
Данные особенности оказали влияние на выбор программы.
Ядро интеграции курса представлено следующими системообразующими понятиями:
• человек — биологическая и социальная природа человека; исторически сложившиеся виды деятельности; влияние на природу (виды воздействия, изменения, последствия); система отношений к себе и своему социоприродному окружению; строение и функции организма; здоровье, здоровый образ жизни; безопасная жизнедеятельность;
• окружающий [человека] мир — природа, общество, техника; состояние и охрана окружающей среды;
• природа — планета Земля, сферы Земли, Солнечная система, Вселенная; тело, вещество; организм (живое существо), растения, животные, грибы, бактерии; природные явления: физические, химические, географические, биологические;
• общество — человек как член общества, семья; класс и школа; родной край, страна; планета — общий дом человечества.
Курс имеет линейно-концентрическое построение содержания: в программе 1 класса представлены основные содержательные линии, определенные стандартом начального образования («Человек и природа», «Человек и общество»), которые в дальнейшем последовательно развиваются в программах 2, 3 и 4 классов. Многообразие и динамичность окружающего мира предстают перед учащимися в процессе знакомства с разнообразными природными и социальными объектами и явлениями, которые рассматриваются не только с научных, но и с эстетических позиций.
Содержание программы 4 класса построено в логике понятия «Развитие». Углубляются и расширяются знания младших школьников о развитии человека (исторический и индивидуальный аспекты), о зависимости здоровья от образа жизни и состояния окружающей среды. Важнейший компонент содержания – знакомство с основными этапами исторического развития России.
Программа курса предусматривает проведение практических работ, экскурсий, опытов, а также участие детей в уходе за растениями и животными в своём ближайшем окружении.
- Количество часов, на которые рассчитана рабочая программа
На изучение курса в Базисном учебном плане отводится: 1 класс – 66 часов; 2-4 классы по 68 часов.
IV. Цели и задачи обучения по предмету; общая характеристика учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Основная цель изучения предмета «Окружающий мир» — приобщение младших школьников к культурному опыту человечества, отражающему различные стороны взаимодействия человека с его социальным и природным окружением. Данная цель достигается благодаря систематизации и расширению знаний младших школьников о многообразии, взаимосвязях и универсальной ценности объектов и явлений окружающей действительности; формированию элементов исследовательской деятельности по изучению ближайшего природного и социального окружения; развитию устойчивого познавательного интереса к объектам и явлениям окружающего мира.
В качестве основных обобщающих идей курса выдвинуто положение о единстве человека и природы, их целостности и взаимодействии, идея системности и причинности в познании этого единства, а также идея единства художественно-научного познания. Искусство, создаваемые в процессе творчества художественные образы обогащают научное познание новыми смыслами, развивают эмоционально-чувственное восприятие ребенка, его способность к пониманию окружающего мира.
При разработке программы авторы исходили из предположения, что интеграция естественно-научных и социогуманитарных знаний о взаимодействии человека и общества с природой и соответствующих художественных образов послужит не только действительности, но и гуманизации содержания курса «Окружающий мир». Преодолению разрыва между логической и образной формами познания
Основными задачами реализации содержания курса являются:
— формирование уважительного отношения к семье, школе, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
— осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
— формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
— формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
- Содержательные линии рабочей программы
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
VI Последовательность изучения разделов, тем программы
№ п/п | Название раздела, тем уроков | Коли-чество часов |
I | Как изменяется планета и её обитатели | 6 |
Тема 1. Мы живём в пространстве и во времени | ||
1 | Расположение в пространстве | |
2 | Бесконечная река времени | |
3 | Что такое история? | |
4 | Путешествие в прошлое | |
5 | Памятники истории. Всемирное культурное наследие | |
6 | Памятные места нашего края | |
Тема 2. По страницам истории нашей планеты | 7 | |
7 | Как изменяется наша планета | |
8 | Планета «оживает»: развитие жизни на Земле | |
9 | Как учёные узнают о прошлом Земли | |
10 | Знакомимся с доисторическими животными. | |
11 | Экскурсия в краеведческий музей | |
12 | Самая большая загадка: появление человека на Земле | |
13 | Почему люди на Земле такие разные? | |
Тема 3. Человек и его здоровье | 28 | |
14 | Человек – живой организм | |
15 | Общий план строения человека | |
16 | Общий план строения человека | |
17 | Кожа – «защитный скафандр» нашего организма | |
18 | Кожа – «защитный скафандр» нашего организма. Гигиена кожи | |
19 | Опорно-двигательный аппарат: скелет | |
20 | Опорно-двигательный аппарат: скелет | |
21 | Опорно-двигательный аппарат: мышцы | |
22 | Опорно-двигательный аппарат: мышцы | |
23 | Зачем мы питаемся? | |
24 | Зачем мы питаемся? Правила поведения во время еды | |
25 | Пищеварительная система человека | |
26 | Пищеварительная система человека. Как избежать отравлений? | |
27 | Кровеносная система | |
28 | Кровеносная система. Практическая работа №1 «Измерение частоты пульса» | |
29 | Кровеносная система. Необходимость соблюдения правил здорового образа жизни |
|
30 | Дыхательная система. Значение правильного дыхания для здоровья человека | |
31 | Дыхательная система. Практическая работа №2 «Измерение частоты дыхательных движений» | |
32 | Нервная система | |
33 | Нервная система. «Все болезни от нервов» | |
34 | Органы чувств: зрение. Гигиена зрения | |
35 | Органы чувств: слух. Гигиена слуха | |
36 | Органы чувств: обоняние и вкус. Всё ли вкусное полезно? | |
37 | Органы чувств: осязание (кожное чувство) | |
38 | Температура тела. Простудные заболевания и их профилактика. Практическая работа №3 «Измерение температуры тела» | |
39 | Как оказать помощь при лёгких травмах Как избежать травм? Практическая работа №4 «Оказание помощи при лёгких травмах» | |
40 | Что мы знаем о человеке? | |
41. | Что мы знаем о человеке? | |
II | Страницы истории Отечества | 27 |
42. | Наши предки – восточные славяне | |
43. | Русь при первых князьях | |
44. | Нашествие монголов | |
45. | Куликовская битва | |
46. | Объединение русских земель вокруг Москвы | |
47. | Россия при Иване Грозном | |
48. | Смутное время | |
49. | Царь Пётр – первый император России | |
50. | Россия при Екатерине Второй | |
51. | Великие полководцы России | |
52. | Михаил Васильевич Ломоносов | |
53. | Отечественная война 1812г | |
54. | Отечественная война 1812г | |
55. | Россия на рубеже 19-20вв. | |
56. | Россия в начале 20 в. | |
57. | Страна Советов | |
5 8. | Великая Отечественная война. Брестская крепость. Ленинград в кольце блокады | |
59. | Великая Отечественная война. Брестская крепость. Ленинград в кольце блокады | |
60. | Три величайшие битвы: битва под Москвой, Сталинградское сражение, битва на Курской дуге | |
61 | «Всё для фронта! Всё для победы!» Победа над немецко-фашистскими захватчиками |
|
62. | «Всё для фронта! Всё для победы!» Победа над немецко-фашистскими захватчиками | |
63. | СССР после войны | |
64. | Современная Россия | |
65. | Наше государство | |
66. | Наше государство |
|
67. | Итоговая работа | |
68. | Итоговый урок |
VII. Используемый учебно – методический комплект.
№ п/п | Содержание | Класс | Автор | Издательство | Год издания |
Программа «Окружающий мир» | 4 | В.А.Самкова | «Русское слово» | 2013 | |
Учебник (основной) «Окружающий мир» |
| В.А.Самкова, Н.И.Романова | «Русское слово» | 2014 |
VIII. Сведения о внесённых изменениях в примерную или авторскую учебную программу и их обоснования.
Изменений нет.
IX. Учебно-методические средства обучения.
Окружающий мир: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч.. – В.А.Самкова, Н.И. Романова М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014
Программа курса к учебникам. В.А.Самковой, Н.И. Романовой «Окружающий мир» 1— 4 классы. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012.
Печатные пособия
Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями, исторические и географические карты.
X. Требования к уровню подготовки учащихся
XI. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Результаты освоения программы курса «Окружающий мир» проявляются на личностном, метапредметном и предметном уровнях.
Личностные результаты представляют собой систему ценностных отношений младших школьников к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам:
• устойчивый интерес к изучению объектов и явлений социоприродного окружения;
• повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей младших школьников;
• осознание младшими школьниками необходимости соблюдения этических норм и правил, составляющих основу самовоспитания.
Важнейшие личностные результаты проявляются также в повышении осмысленности и осознанности ценностно-смысловых установок, благодаря которым ребенок приобщается к системе социальных норм и ценностей:
• уважительное отношение к семье, школе, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
• осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
• формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Метапредметные результаты представляют собой овладение способами самоорганизации учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами выпускников начальной школы являются:
• в ценностно-ориентационной сфере — формирование представлений о целостности окружающего мира, о важнейших способах его познания человеком;
• в познавательной сфере — расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений окружающего мира; формирование представлений о взаимосвязи природы, человека и общества, об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение важнейших элементов естественно-научных и обществоведческих знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
• в эстетической сфере — развитие эколого-эстетического восприятия окружающего мира; умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
• в сфере правил безопасности жизни — расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами самоконтроля своего физического состояния, оказания первой помощи при легких травмах; знание и соблюдение правил безопасного поведения в городе и на природе.
Используемые технологии: игровые, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, здоровьесберегающие образовательные технологии.
Ключевые компетенции: информационные, коммуникативные, учебно-познавательные компетенции.
Практические работы - 4: «Измерение частоты пульса», «Измерение частоты дыхательных движений», «Измерение температуры тела»; «Оказание помощи при лёгких травмах» (ушибе, порезе, ссадине, как поступать при ожоге, обморожении, перегреве).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (См. рабочую программу к учебнику «Окружающий мир» В.А. САмковой, Н.И. Романовой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру ФГОС (Школа 2100) - 4класс
Рабочая программа по окружающему миру, составлена по новым ФГОС второго поколения...

Рабочая программа по окружающему миру в 4классе по программе "Школа России" А.А.Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру в 4классе по программе "Школа России" А.А.Плешакова составлена в соответствии с требованиями ФГОС с УУД....

Рабочая программа по окружающему миру. 4класс. "Школа России"
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 4класс. "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 4класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру 4класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"...