Исследовательская работа"Влияние цвета на человека"
творческая работа учащихся по окружающему миру (3 класс) на тему
МБОУ « Усть – Баргузинскаясош им. Шелковникова К.М.»
Исследовательская работа
Тема: «Влияние цвета на человека»
Автор: учащийся 3 класса «В»
Спиридонов Александр
Координатор: классный руководитель
Тимофеева О.В.
п. Усть – Баргузин
2013 год
Содержание:
Введение 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература 7 | |
Приложение 18 Приложение 2 9 |
|
Тема проекта: «Влияние цвета на человека»
(информационно – аналитический)
Введение
"Только тому, кто любит цвет, открывается его красота и внутренняя сущность. Цветом может пользоваться каждый, но только беззаветно преданным ему он позволяет постичь свои тайны"
(И. Иттен)
С древнейших времен каждому конкретному цвету придавалось определенное смысловое значение. Краски, в которые окрашен мир, глубоко воздействуют на наш характер и наше здоровье. Цветовая среда влияет на работоспособность в зависимости от вида трудовой деятельности человека и его характера. Великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете, создавая свои произведения, пользовался очками с различно окрашенными стеклами. Он отмечал, что красный и желтый цвета веселят человека, возбуждают его энергию, тогда как синий цвет вызывает уныние, подавляет у человека настроение и самообладание. В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело с чистым цветом. В жизни человека цвет выполняет не только различительную функцию. Роль цвета важна в эстетическом, художественном восприятии мира. Мы видим оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, голубое небо, а не просто отдельные цвета.
Проблема: как воспринимают цвет мои сверстники как самостоятельное явление или как характеристику чего-либо.
Актуальность. Данная работа может быть использована как дополнительный материал для классных часов, а также может быть использована как практическое руководство по выбору цветового оформления помещений и одежды в зависимости от ситуации и желаемого эффекта.
Цель:
Изучить цветовые предпочтения школьников начальных классов.
Задачи:
- Изучить имеющуюся по теме литературу.
- Составить и провести опрос.
- Проанализировать результаты опроса, сделать выводы.
Автор проекта: учащийся 3 класс «В» Спиридонов Александр.
Координатор проекта: Тимофеева О.В.
Сроки и этапы реализации проекта:проект никогда не завершится, так как цветовое решение всегда имеет место в деятельности человека. Проект реализуется в рамках школы, посёлка. Возможно распространение в рамках района в условиях сетевого взаимодействия. Проект не требует дополнительных затрат.
I. Основная часть.
1. Цвет в нашей жизни.
В жизни человека цвет выполняет не только различительную функцию. Роль цвета важна в эстетическом, художественном восприятии мира. Цветовые предпочтения неразрывно связаны с особенностями культуры и сложившимися традициями. Некоторые специалисты на вопрос, что такое цвет, отвечают, что это – ощущение.
Между тем психологи обратили внимание на то, что всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно, в зависимости от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры поверхности, настроения и культурного уровня человека. При этом и цвет может влиять на наше настроение и состояние. Интуитивно предпочитая или отвергая те или иные цвета, человек предстает таким, какой он есть на самом деле. Цветовое предпочтение характеризует разные эмоциональные состояния.
2. Происхождение и названия цветов.
Любой предмет имеет свой цвет. Цвет помогает нам узнать, поспели ли ягоды, или о том, что уже наступила осень, потому что зеленые листья пожелтели или покраснели. В разное время дня в зависимости от освещения изменяются оттенки неба, воды и земли.
Весь мир во всей его красоте, форму предметов и материал, из которого они сделаны, пространство, и освещение мы видим благодаря разнообразию цвета. Важно помнить, что цвет может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти – иными словами, цвет оказывает на человека эмоциональное воздействие.
3. Цвет и человек.
Цвет может вызывать приятные и неприятные чувства. То, какие именно, и в какой последовательности цвета человек выбирает, дает информацию о его физическом, эмоциональном и психическом состоянии. Эти сведения касаются нового периода нашей жизни. Для того чтобы осознать этот выбор, нужно знать язык цвета. Каждый цвет имеет свое значение.
II.Исследование
1.Организация и проведение исследования
Администрация нашей школы уделяет большое внимание цветовому оформлению учебных кабинетов, коридоров и столовой. Например, у нас стены в коридоре окрашены в бежевый цвет, что символизирует чистоту, покой и действует на детей умиротворенно, а также на стенах висят картины природы и цветы.
Цвет воспринимается обычно как цвет предметов или как цвет помещения. Установлено, например, что люди отдают предпочтение какому-то одному цвету (в основном не более чем 2-3). Так называемые холодные цвета (синий, зеленый) говорят о спокойствии, нежности, грусти, и теплые цвета желтый, оранжевый свидетельствуют о силе, властности, активности и радостном настроении.
Для определения цветовых предпочтений учащихся начальной школы я провел социологический опрос среди 3 - 4 классов. Всего было опрошено 110 человек.
Респондентам были предложены следующие вопросы:
1.Какому цвету Вы отдаёте предпочтение в одежде?
2.Назовите цвет, который у Вас ассоциируется с успехом, удачей?
3.Укажите Ваш пол (муж., жен.)
При обработке результатов опроса я использовал математический метод подсчета данных. В итоге я составил сводную таблицу по классам по каждому вопросу.
2.Обработка полученных данных
Вопрос 1: Какому цвету Вы отдаёте предпочтение в одежде?
Всего было дано 152 ответа: это 15 вариантов цветовых предпочтений
Цвет | 3А | 3Б | 3В | 3Г | 4А | 4Б | 4В | Всего | ||||||||
| М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д |
Черный | 7 | 2 | 5 | 1 | 7 |
| 5 | 3 | 4 |
| 4 | 1 | 4 | 2 | 36 | 9 |
Синий | 3 |
|
|
| 2 |
| 1 |
|
| 2 | 1 |
| 1 | 1 | 8 | 3 |
Белый |
|
| 2 |
|
| 1 | 2 |
|
|
|
|
|
|
| 6 | 5 |
Серый | 1 |
| 2 | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 |
| 1 |
|
|
| 4 | 5 |
Красный |
| 2 | 1 |
| 2 | 2 | 1 |
|
| 1 |
|
|
|
| 1 | 2 |
Желтый |
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
| 2 |
|
| 4 | 5 |
Зеленый |
|
| 1 | 1 | 2 | 1 |
|
| 1 | 2 |
| 1 |
|
| 1 | - |
Оранжевый |
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - | - |
Коричневый |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - | 1 |
Бардовый |
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 |
Фиолетовый | 1 |
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
| 3 | - | 1 |
Сиреневый |
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 2 |
Розовый |
| 1 |
| 3 |
| 1 |
| 5 |
| 4 |
| 5 |
| 2 | - | 21 |
Бежевый |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 |
|
| 1 | 2 |
Голубой | 1 | 2 |
|
|
| 2 |
|
|
| 1 |
|
|
| 2 | 1 | 7 |
Бирюзовый |
|
|
|
|
| 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
| - | 1 |
Тёмные тона | 3 |
| 2 |
| 1 |
|
|
|
| 1 |
|
| 1 |
| 5 | 1 |
Светлые тона |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 4 |
Яркие тона |
|
|
|
|
| 1 |
| 3 | 1 | 2 |
| 1 |
| 3 | - | 10 |
Всего ответов | 16 | 9 | 14 | 7 | 14 | 11 | 11 | 12 | 7 | 14 | 9 | 12 | 7 | 15 | 70 | 80 |
Самыми популярными являются:
среди мальчиков - черный, синий и серый;
среди девочек – розовый, яркие тона и черный.
Несколько «отстают» серый, красный и зеленый.
Вопрос 2: Назовите цвет, который у Вас ассоциируется с успехом, удачей?
Всего было дано 119 ответов: 12 вариантов.
Цвет | 3А | 3Б | 3В | 3Г | 4А | 4Б | 4В | Всего | ||||||||||||||
| М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | ||||||
Черный | 4 |
| 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
| 2 | 1 | 12 | 6 | ||||||
Синий |
|
|
| 1 |
| 1 | 1 |
| 2 | 1 | 2 |
| 1 | 3 | 5 | 6 | ||||||
Белый |
| 1 |
|
| 1 | 2 |
| 3 | 2 |
|
| 1 |
| 1 | 3 | 8 | ||||||
Серый | 1 |
| 1 | 1 |
| 1 |
|
| 1 |
| 1 | 1 | 1 |
| 5 | 4 | ||||||
Красный | 2 |
| 1 | 2 | 4 | 1 | 1 |
|
| 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 11 | 8 | ||||||
Желтый | 1 | 1 | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
| 3 | 1 |
| 4 | 4 | ||||||
Зеленый | 3 | 1 | 1 |
| 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 2 |
|
| 8 | 8 | ||||||
Оранжевый |
|
|
| 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| ||||||
Коричневый |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
Фиолетовый |
|
| 1 | 1 |
| 1 | 1 | 2 |
|
|
|
| 1 |
| 3 | 4 | ||||||
Розовый | 1 |
|
| 1 |
|
|
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 | 1 | 5 | ||||||
Золотой | 4 | 5 | 5 | 2 | 4 | 1 | 5 | 5 |
| 5 | 2 | 2 | 2 | 5 | 22 | 24 | ||||||
Всего ответов | 16 | 8 | 12 | 10 | 13 | 11 | 10 | 14 | 7 | 14 | 9 | 12 | 9 | 12 | 73 | 77 | ||||||
С удачей и успехом ассоциируются такие цвета как:
у мальчиков – золотой, черный и красный;
у девочек – золотой, белый, зеленый и черный.
3.Итоги проекта.
Таким образом, проведенное исследование показало, что действительно цвет воспринимается человеком как сопровождающая информация какого-либо объекта. Доказательством этому служат результаты опроса.
«Цветовой портрет» школьника 3 - 4-х классов.
1)Мальчики предпочитают в одежде в основном черный (неуверенность) цвет, реже – синий (спокойствие) и серый (усталость);
Девочки предпочитают в одежде в основном розовый (оптимизм) цвет, реже – черный (неуверенность), красный(сила, энергичность) и зеленый (жизнь, рост);
2)Девочки с удачей, успехом связывают также золотой, зеленый и красный цвета. Наряду с красным и зеленым девочки выделили белый цвет, который связывается с правдивостью и ясностью.
Мальчики с успехом в первую очередь связывают золотой цвет, далее идут черный и красный цвета.
На первом месте и у мальчиков и у девочек оказался золотой цвет – цвет, который связан с наукой, наблюдениями и анализом. По своим качествам этот цвет означает богатство, мечту, фантазии, смелость
III.Заключение.
Цветовые предпочтения неразрывно связаны с особенностями культуры и сложившимися традициями. Наша эмоциональная реакция на цвет очень сильна. Восприятие цвета зависит от физиологических особенностей ваших глаз и от состояния нервной системы, от жизненного опыта и окружающей обстановки.
Изучив теоретический материал, я пришел к выводу, что цвет черпает свою значимость из реальной действительности.
Для того чтобы создать «цветовой портрет» обучающихся 3 – 4 классов, я провел социологический опрос, который позволил мне сделать определенные выводы. С уверенностью могу сказать, что с поставленной целью и задачами я справился, а гипотеза о восприятии цвета человеком не как самостоятельного явления, а характеристики чего-либо получила свое экспериментальное подтверждение. В будущем я хотел бы провести подобное исследование среди обучающихся 6 – 7 классов, предложив им дополнительный вопрос: «Назовите самое удачное, на Ваш взгляд, цветовое решение в оформлении учебных кабинетов школы (назовите № и название кабинета)». Тогда результаты исследования можно было бы использовать при оформлении школьных помещений разного назначения.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Цвет в нашей жизни. О. Кузнецова//ж-л «Здоровье детей» № 6 2010г.
2.Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. – Волгоград, 2009г.
3.Большая книга экспериментов для школьников/ Под. ред. А. Мейяни.- М.: РОСМЭН – ПРЕСС, 2002
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Это интересно!
Цвета в доме поощряют или препятствуют семейной беседе и даже могут вызвать бессонницу.
Задайтесь вопросом, почему гости скучали до зевоты на вашей вечеринке? Может быть, дело не в компании, а в том, что стены вашей гостиной выкрашены в цвет лаванды, то есть в цвет, который приглашает подремать и «отключиться».
- При окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, так как однообразие надоедает, вызывая охранительное торможение.
- Рациональное освещение залов и рабочих мест предупреждает развитие утомления (достаточная освещенность, благоприятный спектр, равномерность), художественное оформление интерьера зала, красивая и удобная форма (если она введена в учебном заведении).
- Рациональная окраска учебных помещений и оборудования может обеспечить рост производительности труда и эффективность учебной деятельности.
- Художественно выполненные и умело подобранные по тематике картины способны поднять настроение, сделать его оптимистичным, снизить внутреннее напряжение, снять утомление и т.д.
Цвет рабочей и форменной одежды.
Цвет одежды, которую вы носите на работе, до некоторой степени зависит от свойств, которые должны быть присущи той или иной профессии. На протяжении истории свойства, приписываемые цвету, использовались в окраске формы и одежды с целью приучить людей к поведению, принятому в обществе. Например, члены королевской семьи, священнослужители высшего духовенства и люди, наделенные юридической властью, носили обычно одеяния фиолетовых оттенков, то есть цветов благородства, достоинства и высшей формы самовыражения. Цвет любой униформы свидетельствует о тех качествах, которые требуются от людей этой профессии. К примеру, красный - цвет отваги, действия и агрессии - любили носить главным образом военные, особенно на парадах. Цвет моря - голубой, синий - часто является цветом морской формы. Черный - цвет власти и силы, носят люди профессии, в которой необходимо обладать этими качествами. Это, например, руководители.
Школьная форма.
Даже цвет формы в некоторых школах выбирается специально: голубой, серый, коричневый, черный и подобные им оттенки. Многие школьники считают, что это служит средством для навязывания одинакового поведения и не дает возможности проявиться индивидуальности.
Интеллектуальное стимулирование.
Если вы собираетесь вечером готовиться к экзаменам, наденьте что-нибудь желтое для обострения мыслительных способностей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Узнайте свой психологический портрет!
Если у вас в гардеробе преобладает
Голубой: Люди, которые часто носят одежду светло-голубых оттенков, креативны, чувствительны и полны воображения. Им необходима атмосфера умиротворения.
Синий: Те, кто предпочитает темно-синюю одежду, слывут людьми независимыми и умными. У них сильно развито чувство ответственности. Эти люди стремятся к спокойствию и предпочитают быть окруженными вниманием и лаской.
Желтый: Предпочитающие желтую одежду - очень интересные личности. Среди них мало ведомых, в основном это ведущие. Им присущ активный образ жизни, они часто бросают вызов жизни. Эти люди ищут счастья.
Оранжевый: Те, кто часто одевает оранжевую одежду, являются людьми действия, они компетентны и сведущи во многих сферах. Но они часто нетерпеливы. Это независимые, хорошо организованные, целеустремленные люди. Это также креативные и практичные личности, у них много энергии и они не могут стоять на одном месте.
Красный: Предпочитающие красный цвет в одежде - фигуры амбициозные, импульсивные, легко возбудимые и энергичные. Они часто бывают смелыми, их деятельность весьма продуктивна. Это экстраверты. Такие качества могут сформировать лидера.
Зеленый: Предпочитающие зеленый цвет в одежде - люди осторожные, им свойственно наблюдать, а не действовать. Но с другой стороны, это гуманисты, готовые прийти на помощь и оказать услугу. Они чувствительны. Часто замечают то, что скрыто от глаз других людей.
Фиолетовый: Людей, которые любят фиолетовый цвет в одежде, можно охарактеризовать как обладающих хорошей интуицией, милосердных и тонко чувствующих. Их чувственная природа может сделать их уязвимыми, поэтому часто цветотерапевты рекомендуют таким людям носить одежду цвета маджента - цвета, который помимо фиолетового содержит красный и может помочь им укрепить веру в себя.
Черный: Если вы носите одежду черного цвета от случая к случаю, то такой выбор означает, что вы хотите контролировать себя и создаете имидж авторитетного и дисциплинированного человека, у которого сильная воля и сложившееся мнение. Люди же, которые практически всегда носят черную одежду, часто являются противоречивыми натурами. Такой выбор может говорить о том, что человек хочет убежать от окружающих, закрыться.
Белый: Означает начало. Люди, предпочитающие белый в одежде, часто наделены чувством справедливости, они стремятся к согласию и миру с другими людьми. Часто хотят нравиться и даже очаровывать. Но если белого в одежде слишком много, можно говорить о чувстве превосходства, собственной неполноценности или о болезни.
Сила цвета.
- Так, если на предстоящей встрече Вам нужно в чем-то убедить собеседника-идеаленчерный цвет.
- Если Вы хотите продвинуться по службе, то не одевайтесь исключительно в черный, используйте сочетание белого и черного.
- Небольшой элемент красного: шарф или галстук поможет Вам подчеркнуть свою смелость и энергичность. Это особенно эффективно, если у Вас впереди большое событие, которое требует большей уверенности в себе
- Если Вам необходимо внушить уверенность, то коричневый будет идеальным вариантом.
- Если Вы хотите подчеркнуть официальность и строгость беседы, костюм должен быть синим, тогда как рубашку можно выбрать голубого или белого цвета.
- Зеленый может оказаться полезным при длительных переговорах.
- Небольшие количества желтого могут способствовать приятной непринужденной обстановке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou.docxspiridonov_sasha.docx | 57.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Усть – Баргузинская сош им. Шелковникова К.М.»
Исследовательская работа
Тема: «Влияние цвета на человека»
Автор: учащийся 3 класса «В»
Спиридонов Александр
Координатор: классный руководитель
Тимофеева О.В.
п. Усть – Баргузин
2013 год
Содержание:
Введение 3 | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Литература 7 | |
Приложение 1 8 Приложение 2 9 |
Тема проекта: «Влияние цвета на человека»
(информационно – аналитический)
Введение
"Только тому, кто любит цвет, открывается его красота и внутренняя сущность. Цветом может пользоваться каждый, но только беззаветно преданным ему он позволяет постичь свои тайны"
(И. Иттен)
С древнейших времен каждому конкретному цвету придавалось определенное смысловое значение. Краски, в которые окрашен мир, глубоко воздействуют на наш характер и наше здоровье. Цветовая среда влияет на работоспособность в зависимости от вида трудовой деятельности человека и его характера. Великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете, создавая свои произведения, пользовался очками с различно окрашенными стеклами. Он отмечал, что красный и желтый цвета веселят человека, возбуждают его энергию, тогда как синий цвет вызывает уныние, подавляет у человека настроение и самообладание. В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело с чистым цветом. В жизни человека цвет выполняет не только различительную функцию. Роль цвета важна в эстетическом, художественном восприятии мира. Мы видим оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, голубое небо, а не просто отдельные цвета.
Проблема: как воспринимают цвет мои сверстники как самостоятельное явление или как характеристику чего-либо.
Актуальность. Данная работа может быть использована как дополнительный материал для классных часов, а также может быть использована как практическое руководство по выбору цветового оформления помещений и одежды в зависимости от ситуации и желаемого эффекта.
Цель:
Изучить цветовые предпочтения школьников начальных классов.
Задачи:
- Изучить имеющуюся по теме литературу.
- Составить и провести опрос.
- Проанализировать результаты опроса, сделать выводы.
Автор проекта: учащийся 3 класс «В» Спиридонов Александр.
Координатор проекта: Тимофеева О.В.
Сроки и этапы реализации проекта: проект никогда не завершится, так как цветовое решение всегда имеет место в деятельности человека. Проект реализуется в рамках школы, посёлка. Возможно распространение в рамках района в условиях сетевого взаимодействия. Проект не требует дополнительных затрат.
I. Основная часть.
1. Цвет в нашей жизни.
В жизни человека цвет выполняет не только различительную функцию. Роль цвета важна в эстетическом, художественном восприятии мира. Цветовые предпочтения неразрывно связаны с особенностями культуры и сложившимися традициями. Некоторые специалисты на вопрос, что такое цвет, отвечают, что это – ощущение.
Между тем психологи обратили внимание на то, что всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно, в зависимости от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры поверхности, настроения и культурного уровня человека. При этом и цвет может влиять на наше настроение и состояние. Интуитивно предпочитая или отвергая те или иные цвета, человек предстает таким, какой он есть на самом деле. Цветовое предпочтение характеризует разные эмоциональные состояния.
2. Происхождение и названия цветов.
Любой предмет имеет свой цвет. Цвет помогает нам узнать, поспели ли ягоды, или о том, что уже наступила осень, потому что зеленые листья пожелтели или покраснели. В разное время дня в зависимости от освещения изменяются оттенки неба, воды и земли.
Весь мир во всей его красоте, форму предметов и материал, из которого они сделаны, пространство, и освещение мы видим благодаря разнообразию цвета. Важно помнить, что цвет может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти – иными словами, цвет оказывает на человека эмоциональное воздействие.
3. Цвет и человек.
Цвет может вызывать приятные и неприятные чувства. То, какие именно, и в какой последовательности цвета человек выбирает, дает информацию о его физическом, эмоциональном и психическом состоянии. Эти сведения касаются нового периода нашей жизни. Для того чтобы осознать этот выбор, нужно знать язык цвета. Каждый цвет имеет свое значение.
II. Исследование
1.Организация и проведение исследования
Администрация нашей школы уделяет большое внимание цветовому оформлению учебных кабинетов, коридоров и столовой. Например, у нас стены в коридоре окрашены в бежевый цвет, что символизирует чистоту, покой и действует на детей умиротворенно, а также на стенах висят картины природы и цветы.
Цвет воспринимается обычно как цвет предметов или как цвет помещения. Установлено, например, что люди отдают предпочтение какому-то одному цвету (в основном не более чем 2-3). Так называемые холодные цвета (синий, зеленый) говорят о спокойствии, нежности, грусти, и теплые цвета желтый, оранжевый свидетельствуют о силе, властности, активности и радостном настроении.
Для определения цветовых предпочтений учащихся начальной школы я провел социологический опрос среди 3 - 4 классов. Всего было опрошено 110 человек.
Респондентам были предложены следующие вопросы:
1.Какому цвету Вы отдаёте предпочтение в одежде?
2.Назовите цвет, который у Вас ассоциируется с успехом, удачей?
3.Укажите Ваш пол (муж., жен.)
При обработке результатов опроса я использовал математический метод подсчета данных. В итоге я составил сводную таблицу по классам по каждому вопросу.
2.Обработка полученных данных
Вопрос 1: Какому цвету Вы отдаёте предпочтение в одежде?
Всего было дано 152 ответа: это 15 вариантов цветовых предпочтений
Цвет | 3А | 3Б | 3В | 3Г | 4А | 4Б | 4В | Всего | ||||||||
М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | |
Черный | 7 | 2 | 5 | 1 | 7 | 5 | 3 | 4 | 4 | 1 | 4 | 2 | 36 | 9 | ||
Синий | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 8 | 3 | |||||||
Белый | 2 | 1 | 2 | 6 | 5 | |||||||||||
Серый | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 5 | |||||||
Красный | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | ||||||||
Желтый | 1 | 2 | 4 | 5 | ||||||||||||
Зеленый | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | - | |||||||
Оранжевый | 1 | - | - | |||||||||||||
Коричневый | - | 1 | ||||||||||||||
Бардовый | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||
Фиолетовый | 1 | 1 | 3 | - | 1 | |||||||||||
Сиреневый | 2 | 1 | 2 | |||||||||||||
Розовый | 1 | 3 | 1 | 5 | 4 | 5 | 2 | - | 21 | |||||||
Бежевый | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | |||||||||||
Голубой | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 7 | |||||||||
Бирюзовый | 1 | 1 | - | 1 | ||||||||||||
Тёмные тона | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 | 1 | |||||||||
Светлые тона | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 4 | ||||||||||
Яркие тона | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | - | 10 | ||||||||
Всего ответов | 16 | 9 | 14 | 7 | 14 | 11 | 11 | 12 | 7 | 14 | 9 | 12 | 7 | 15 | 70 | 80 |
Самыми популярными являются:
среди мальчиков - черный, синий и серый;
среди девочек – розовый, яркие тона и черный.
Несколько «отстают» серый, красный и зеленый.
Вопрос 2: Назовите цвет, который у Вас ассоциируется с успехом, удачей?
Всего было дано 119 ответов: 12 вариантов.
Цвет | 3А | 3Б | 3В | 3Г | 4А | 4Б | 4В | Всего | ||||||||||||||
М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | |||||||
Черный | 4 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 12 | 6 | ||||||||
Синий | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 5 | 6 | ||||||||||||
Белый | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 3 | 8 | |||||||||||||
Серый | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | 4 | ||||||||||||
Красный | 2 | 1 | 2 | 4 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 11 | 8 | |||||||||
Желтый | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 4 | 4 | |||||||||||||||
Зеленый | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 2 | 8 | 8 | |||||||||
Оранжевый | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||
Коричневый | ||||||||||||||||||||||
Фиолетовый | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 4 | ||||||||||||||
Розовый | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 | ||||||||||||||
Золотой | 4 | 5 | 5 | 2 | 4 | 1 | 5 | 5 | 5 | 2 | 2 | 2 | 5 | 22 | 24 | |||||||
Всего ответов | 16 | 8 | 12 | 10 | 13 | 11 | 10 | 14 | 7 | 14 | 9 | 12 | 9 | 12 | 73 | 77 |
С удачей и успехом ассоциируются такие цвета как:
у мальчиков – золотой, черный и красный;
у девочек – золотой, белый, зеленый и черный.
3.Итоги проекта.
Таким образом, проведенное исследование показало, что действительно цвет воспринимается человеком как сопровождающая информация какого-либо объекта. Доказательством этому служат результаты опроса.
«Цветовой портрет» школьника 3 - 4-х классов.
1)Мальчики предпочитают в одежде в основном черный (неуверенность) цвет, реже – синий (спокойствие) и серый (усталость);
Девочки предпочитают в одежде в основном розовый (оптимизм) цвет, реже – черный (неуверенность), красный (сила, энергичность) и зеленый (жизнь, рост);
2)Девочки с удачей, успехом связывают также золотой, зеленый и красный цвета. Наряду с красным и зеленым девочки выделили белый цвет, который связывается с правдивостью и ясностью.
Мальчики с успехом в первую очередь связывают золотой цвет, далее идут черный и красный цвета.
На первом месте и у мальчиков и у девочек оказался золотой цвет – цвет, который связан с наукой, наблюдениями и анализом. По своим качествам этот цвет означает богатство, мечту, фантазии, смелость
III. Заключение.
Цветовые предпочтения неразрывно связаны с особенностями культуры и сложившимися традициями. Наша эмоциональная реакция на цвет очень сильна. Восприятие цвета зависит от физиологических особенностей ваших глаз и от состояния нервной системы, от жизненного опыта и окружающей обстановки.
Изучив теоретический материал, я пришел к выводу, что цвет черпает свою значимость из реальной действительности.
Для того чтобы создать «цветовой портрет» обучающихся 3 – 4 классов, я провел социологический опрос, который позволил мне сделать определенные выводы. С уверенностью могу сказать, что с поставленной целью и задачами я справился, а гипотеза о восприятии цвета человеком не как самостоятельного явления, а характеристики чего-либо получила свое экспериментальное подтверждение. В будущем я хотел бы провести подобное исследование среди обучающихся 6 – 7 классов, предложив им дополнительный вопрос: «Назовите самое удачное, на Ваш взгляд, цветовое решение в оформлении учебных кабинетов школы (назовите № и название кабинета)». Тогда результаты исследования можно было бы использовать при оформлении школьных помещений разного назначения.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Цвет в нашей жизни. О. Кузнецова//ж-л «Здоровье детей» № 6 2010г.
2.Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. – Волгоград, 2009г.
3.Большая книга экспериментов для школьников/ Под. ред. А. Мейяни.- М.: РОСМЭН – ПРЕСС, 2002
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Это интересно!
Цвета в доме поощряют или препятствуют семейной беседе и даже могут вызвать бессонницу.
Задайтесь вопросом, почему гости скучали до зевоты на вашей вечеринке? Может быть, дело не в компании, а в том, что стены вашей гостиной выкрашены в цвет лаванды, то есть в цвет, который приглашает подремать и «отключиться».
- При окраске помещений и оборудования следует избегать одноцветности, так как однообразие надоедает, вызывая охранительное торможение.
- Рациональное освещение залов и рабочих мест предупреждает развитие утомления (достаточная освещенность, благоприятный спектр, равномерность), художественное оформление интерьера зала, красивая и удобная форма (если она введена в учебном заведении).
- Рациональная окраска учебных помещений и оборудования может обеспечить рост производительности труда и эффективность учебной деятельности.
- Художественно выполненные и умело подобранные по тематике картины способны поднять настроение, сделать его оптимистичным, снизить внутреннее напряжение, снять утомление и т.д.
Цвет рабочей и форменной одежды.
Цвет одежды, которую вы носите на работе, до некоторой степени зависит от свойств, которые должны быть присущи той или иной профессии. На протяжении истории свойства, приписываемые цвету, использовались в окраске формы и одежды с целью приучить людей к поведению, принятому в обществе. Например, члены королевской семьи, священнослужители высшего духовенства и люди, наделенные юридической властью, носили обычно одеяния фиолетовых оттенков, то есть цветов благородства, достоинства и высшей формы самовыражения. Цвет любой униформы свидетельствует о тех качествах, которые требуются от людей этой профессии. К примеру, красный - цвет отваги, действия и агрессии - любили носить главным образом военные, особенно на парадах. Цвет моря - голубой, синий - часто является цветом морской формы. Черный - цвет власти и силы, носят люди профессии, в которой необходимо обладать этими качествами. Это, например, руководители.
Школьная форма.
Даже цвет формы в некоторых школах выбирается специально: голубой, серый, коричневый, черный и подобные им оттенки. Многие школьники считают, что это служит средством для навязывания одинакового поведения и не дает возможности проявиться индивидуальности.
Интеллектуальное стимулирование.
Если вы собираетесь вечером готовиться к экзаменам, наденьте что-нибудь желтое для обострения мыслительных способностей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Узнайте свой психологический портрет!
Если у вас в гардеробе преобладает
Голубой: Люди, которые часто носят одежду светло-голубых оттенков, креативны, чувствительны и полны воображения. Им необходима атмосфера умиротворения.
Синий: Те, кто предпочитает темно-синюю одежду, слывут людьми независимыми и умными. У них сильно развито чувство ответственности. Эти люди стремятся к спокойствию и предпочитают быть окруженными вниманием и лаской.
Желтый: Предпочитающие желтую одежду - очень интересные личности. Среди них мало ведомых, в основном это ведущие. Им присущ активный образ жизни, они часто бросают вызов жизни. Эти люди ищут счастья.
Оранжевый: Те, кто часто одевает оранжевую одежду, являются людьми действия, они компетентны и сведущи во многих сферах. Но они часто нетерпеливы. Это независимые, хорошо организованные, целеустремленные люди. Это также креативные и практичные личности, у них много энергии и они не могут стоять на одном месте.
Красный: Предпочитающие красный цвет в одежде - фигуры амбициозные, импульсивные, легко возбудимые и энергичные. Они часто бывают смелыми, их деятельность весьма продуктивна. Это экстраверты. Такие качества могут сформировать лидера.
Зеленый: Предпочитающие зеленый цвет в одежде - люди осторожные, им свойственно наблюдать, а не действовать. Но с другой стороны, это гуманисты, готовые прийти на помощь и оказать услугу. Они чувствительны. Часто замечают то, что скрыто от глаз других людей.
Фиолетовый: Людей, которые любят фиолетовый цвет в одежде, можно охарактеризовать как обладающих хорошей интуицией, милосердных и тонко чувствующих. Их чувственная природа может сделать их уязвимыми, поэтому часто цветотерапевты рекомендуют таким людям носить одежду цвета маджента - цвета, который помимо фиолетового содержит красный и может помочь им укрепить веру в себя.
Черный: Если вы носите одежду черного цвета от случая к случаю, то такой выбор означает, что вы хотите контролировать себя и создаете имидж авторитетного и дисциплинированного человека, у которого сильная воля и сложившееся мнение. Люди же, которые практически всегда носят черную одежду, часто являются противоречивыми натурами. Такой выбор может говорить о том, что человек хочет убежать от окружающих, закрыться.
Белый: Означает начало. Люди, предпочитающие белый в одежде, часто наделены чувством справедливости, они стремятся к согласию и миру с другими людьми. Часто хотят нравиться и даже очаровывать. Но если белого в одежде слишком много, можно говорить о чувстве превосходства, собственной неполноценности или о болезни.
Сила цвета.
- Так, если на предстоящей встрече Вам нужно в чем-то убедить собеседника-идеален черный цвет.
- Если Вы хотите продвинуться по службе, то не одевайтесь исключительно в черный, используйте сочетание белого и черного.
- Небольшой элемент красного: шарф или галстук поможет Вам подчеркнуть свою смелость и энергичность. Это особенно эффективно, если у Вас впереди большое событие, которое требует большей уверенности в себе
- Если Вам необходимо внушить уверенность, то коричневый будет идеальным вариантом.
- Если Вы хотите подчеркнуть официальность и строгость беседы, костюм должен быть синим, тогда как рубашку можно выбрать голубого или белого цвета.
- Зеленый может оказаться полезным при длительных переговорах.
- Небольшие количества желтого могут способствовать приятной непринужденной обстановке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация исследовательской работы "Влияние цвета автомобиля на число дорожно-транспортных происшествий "
Материал можно использовать на занятиях по ПДД....
Научно-исследовательская работа "Влияние пыли на здоровье человека"
СОДЕРЖАНИЕ: I. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...2 II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………..5 2.1. Разновидности пыли………...
Исследовательская работа Влияние пыли на здоровье человека
Выбранная тема исследования является актуальной для современного общества. Ее практическая значимость состоит в том, что среди различных факторов внешней среды, влияющих на здоровье населения, особую ...
Исследовательская работа "Влияние физического и психологического общения с животным на умственную деятельность человека"
На основа наблюдений и экспериментов с участие домашних животных и людей установлено улучшение умственной деятельности человека, в частности его внимания и памяти, посредством физического и псих...
Исследовательская работа "Влияние шума на здоровье человека"
Исследовательская работа на тему "Влияние шума на здоровье человека" выполнена ученицей МОУ СОШ № 51 3 В класс Воробей Елизаветой...
Учебно – исследовательская работа «Влияние имени на характер человека»
Бэц Кристина Александровна, Шайдулина Лилия Асхатовна Назарово, Красноярский край, МБОУ «СОШ №4», 3 класс «Влияние имени на характер человека» Руководитель: Долгих Галина Николаевна, МБОУ «СОШ №...
Исследовательская работа "Влияние цвета на работоспособность школьников"
Цвет оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека....