Тема: «Жизнь диких животных зимой»
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Данный конспект поможет провести урок по данной теме в форме исследования,коллективно формулируя вывод о жизки диких животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 15.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Жизнь диких животных зимой»
Цель урока:
формировать знания об особенности жизни диких животных в зимнее время.
Задачи урока:
образовательные: дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, белка, медведь, лиса); установить связь жизни этих животных с состоянием неживой природы и растений зимой;
воспитательные: прививать любовь к природе, учить бережному отношению к животному миру, воспитывать дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, активность, любознательность;
развивающие: развивать речь, мышление, память, воображение детей.
Планируемые результаты:
Предметные: знают признаки млекопитающих; знают особенности жизни зверей в зимнее время.
Метапредметные: умеют планировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя.
Личностные: понимают, что к животным нужно относиться бережно.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Оборудование: презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Домашнее задание проверяется с помощью игры «Крестики – нолики». Учащиеся на листочках отвечают на вопросы, ставя «+», если ответ положительный, «0»-ответ отрицательный.
Вопросы.
1.Прячутся ли насекомые к зиме?(+)
2.Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края ? (0)
3.Зимующими называют те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это?(+)
4.Ласточка,соловей,скворец-зимующие птицы?(0)
5.Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы?(+)
6.Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)
7.Нужно ли птиц подкармливать зимой?(+)
8.Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода?(0)
III. Работа над новым материалом.
-Пришла холодная и голодная зима. Она повлияла не только на жизнь насекомых и птиц, но и на жизнь животных и рыб. Сегодня у нас пойдет речь о животных, живущих в лесу. Как называются животные, живущие в лесу и добывающие сами себе корм?(Дикие)
-Все животные еще осенью начали готовиться к зиме. Какие изменения произошли с шерстью у вех животных? (Она стала длиннее, появился подшерсток)
- Как называется процесс смены одной шерсти на другую у животных? (Линька)
-Отгадайте, о каком животном говорится в загадке: (Слайд 2 )
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
-Кто это? (Белка — слайд 3)
-Какие изменения произошли с белкой к зиме по сравнению с осенью и летом? (Изменился цвет шерстки)
-Каким цветом белка была летом? (Летом белка рыжая, зимой станет серебристо-серая)
-Как вы думаете, почему меняется ее цвет ? (Благодаря рыжему цвету она летом менее заметна на фоне красноватых стволов сосен, а зимой среди потемневшего снега она мало заметна в серой шубке)
К зиме белка утеплила свое гнездо, которое ей служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое белка строит в развилках веток или дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнезде прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Это шар из веток высоко на елках. В нем один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.
-Как называется дом белки? (Гайно)
-Какую форму он имеет? (Форма шара)
-Делает ли белка на зиму запасы пищи? (Да)
К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по ветке орешника и сморит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас выбирает самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок - пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка сушит за лето.
- Давайте подведем итоги. (Слайд 4)
-О ком пойдет речь дальше? Отгадайте загадку: (Слайд 5)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы. (О зайце — слайд 6)
-Чем он питается?
-Почему ни летом, ни осенью заяц не запасает корм? (Ему этого не нужно, он находит корм зимой)
-Сравните зайца зимой и летом. Что изменилось? (Заяц из серого превратился в белого)
-Почему это произошло? (На снегу белого зайца не заметно)
-В наших лесах живут два вида зайцев: заяц-русак и заяц-беляк.
Заяц-русак живет на полях, просеках; заяц-беляк в лесу, предпочитая густые заросли кустарников.
У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает по рыхлому снегу он на своих опушенных лапах легко, как на лыжах. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывает. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах. Ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.
-Почему рядом с ямой, где прячется заяц, нет следов? (Он запрыгивает со скока)
-Заяц мастер путать следы: то несколько раз проскочит по своим следам ,то прыгнет в другую сторону, не оставив следов. Для чего заяц это делает? (Чтобы хищники не нашли место, где он спит.)
- Давайте подведем итоги. (Слайд 7)
-О каком животном пойдет речь? Отгадайте загадку: (Слайд 8)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — … (лиса — слайд 9)
- Ребята, изменяется окрас шерсти у лисы? (Нет)
Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами и ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на нее и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапами снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
Лисы бывают разные, есть черно - бурые, а на севере живет белая лиса - песец.
- Делает ли лиса на зиму запасы? (Нет)
-Зачем лиса нюхает снег? (Под снегом живут мыши, которыми лиса питается)
- Давайте подведем итоги. (Слайд 10)
-О ком пойдет речь? Отгадайте загадку: (Слайд 11)
Кто зимою спит в берлоге,
Набираясь к лету сил?
Это бурый и мохнатый
Косолапый … (медведь — слайд 12)
-Как готовится медведь к зиме? (Нагуливает жир, строит берлогу)
-Как проводит он зиму? (Спит в берлоге)
-Какое лакомство самое любимое у медведя? (Мед)
-За это его и прозвали медведем - «мед и ведать».
Прежде чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет в бок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдется.
Берлогу-яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой сухим папоротником еще до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живет за счет накопленного жира.
- Почему у берлоги медведя не бывает следов? (Медведь устраивает себе берлогу до наступления зимы. Зиму он проводит в сонном состоянии, не покидая берлоги. )
-Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. Так ли это?
На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосет лапу.
Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасным. Его называют медведь-шатун.
- Давайте подведем итоги. (Слайд 13)
IV. Обобщение.
-Нужно ли помогать животным зимой? (Обязательно.)
- Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя.
Для лосей подрубают молодые осины , сохатые любят также ветки рябины, сосны.
Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди.
Животные любят соль. Солью подкармливают лосей, оленей, зайцев..
Подкармливают зимой бобров. Ведь при недостатке припасов бобры должны через продушины выбираться на лед. Бобры питаются осиной, черемухой, дубом, тополем.
-Нужны ли, ребята, лесу хищники? (Да.)
-Почему? Можно ли сказать, что человек и природа –это единое целое?
V. Самооценка. Рефлексия
- У вас на столах лежат цветные квадратики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их)
- Кто для себя сделал открытие? (Синий)
- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)
- Кому на уроке было интересно? (Зелёный)
- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)
VI. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Жизнь диких животных зимой. Решение задач."
Цель урока: показать особенности жизни диких животных в зимнее время. Задачи:образовательные:дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, белка, медведь, лиса); показать связь жизни этих ж...
Урок познания мира для 1 класса на тему: Жизнь диких животных зимой
Цель урока: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.Задачи: познакомить ребят...
Жизнь диких животных зимой
Презентация "Жизнь диких животных зимой"...
Презентация "Жизнь диких животных зимой".
Презентация к занятию во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Жизнь диких животных зимой"...
Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению по программе «Начальная школа 21 века» Тема: «Жизнь диких животных зимой. Невидимые нити в зимнем лесу. Э. Шим «Всем вам крышка».
Цели данного урока - 1.Обобщение знаний детей о зиме и зимних явлениях. Формирование экологической культуры школьников, включающей в себя знания о природе, о взаимо...
Интегрированный урок математики и развития речи в 3 классе адаптированной школы 8 вида на тему: «Умножение и деление на 5 и 6. Жизнь диких животных зимой»
Интегрированный урок математики и развития речи в 3 классе адаптированной школы 8 вида...
Интегрированный урок по предметам: Живой мир, Ритмика . Тема" Зима. Жизнь диких животных зимой"
Данный урок проходит в рамках учебного курса "Живой мир" 3 класс под редакцией Натальи Борисовны Матвеевой. Урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками.Цель урока: Уточнить и...