урок окружающего мира в 1 классе
материал по окружающему миру (1 класс) на тему

Бокова Ирина Владимировна

знакомство детей с птицами (практическая работа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе В.

Тема: «Кто такие птицы?»

        Учитель: Бокова И. В.

Цель: Научить детей находить главное отличие птиц от других животных.

Задачи:

1. Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель;
создать условия для развития у школьников умения работать в парах; познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту.
2. Учить выделять существенные признаки природных объектов.
3. Продолжать обучение практическому исследованию объектов природы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!

- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте будем гостеприимными хозяевами и поприветствуем их.

II. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, с какими группами животных мы уже познакомились (Рыбы, насекомые, звери)

- А сейчас мне интересно было бы узнать, умеете ли вы их различать. На партах у вас лежат карточки с изображением животных. Приготовьте синий, красный и зелёный карандаши. Если вы увидели насекомое, то закрасьте кружок под изображением зелёным цветом, если рыбу – синим, а если зверя – красным цветом. (Работа выполняется самостоятельно)

- Проверьте работу друг друга. Если всё верно, если вы согласны с товарищем, поднимите руки. (Взаимопроверка в парах. Учитель проверяет работу учащихся во время самостоятельного выполнения).

- Замечательно. А вы все кружочки закрасили? (Нет)

- Почему? Под каким изображением кружок остался не закрашенным? (Птичка – голубь).

- Ребята, а почему вы птичку не отнесли ни к насекомым, ни к рыбам, ни к зверям? (Нет чешуи, нет шерсти, нет 6 ног).

III. Самоопределение к деятельности.

- Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока? (Птицам).

- Прочитайте тему урока (учебник с.36) (Кто такие птицы?)

- Какие учебные задачи мы перед собой поставим? (Узнать кто такие птицы, научится отличать их от других животных)

- Давайте заглянем в гости к нашим старым знакомым Муравьишке Вопросику и . Мудрой Черепахе. Присоединимся к их беседе. Но сначала узнаем, о чём говорил Муравей Черепахе. (Аудиозапись: рассказ Муравья Вопросика)

«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные,- подумал я, - но все они умеют летать… Наверное, все они – птицы.»

А вы как думаете, ребята?»

IV. Работа по теме урока.

-Посмотрите на экран, вы видите животных, о которых говорил Муравей. Рассмотрите животных. Действительно ли все они птицы? (Ответы детей)

- А знаете ли вы животное, похожее на белку, о котором сказал Муравьишка? Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь – птица?

- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных.

- Посмотрите на птиц, которые изображены на доске. Давайте попробуем найти у них общий отличительный признак. (Ответы детей)

Умение летать не подходит, т.к. не только птицы летают, но и насекомые. А птица курица как раз летает очень плохо.

- Найдите их общий признак. (Перья). Кто может назвать какие птицы изображены? Может быть вы встречали их в жизни?

- Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, кто такие птицы?

- Давайте посмотрим, какой вывод сделала Мудрая Черепаха. (В учебнике на стр. 37).

- Так чем покрыто тело птиц? (перьями)

Физминутка

Давайте мы с вами руками помашем. (Дети машут руками.)

И что-нибудь птичье давайте мы, скажем… (Говорим кар-кар.) 

А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем – что мы стоим? (Дети прыгают.)

V. Продолжение работы по теме урока.

- Вы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А как выглядит перо и для чего оно птице?

-Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в учёных.

А чем занимаются ученые? (Наблюдают, исследуют, размышляют, делают выводы).

- Кто знает как называют ученых, которые изучают птиц? (Орнитологи)

- Орнитологи – это новое для вас сложное слово. Чтобы его лучше запомнить давайте его проанализируем.

-Сколько в нем слогов? (5 слогов)

- Какой слог ударный? (3-й слог)

- Сколько в нем гласных? (5 гласных)

- Сколько согласных? (5 согласных)

- Давайте еще раз хором произнесем это слово по слогам (ор-ни-то-ло-ги)

1. Практическая работа (в парах)

Итак мы с вами превращаемся в орнитологов.  Я предлагаю вам исследовать птичьи перья.

- У вас на партах в конвертах лежат разные перья. Достаньте их. Сравните перья.

- Чем различаются? (Формой, цветом, размером)

- Чем похожи?  

- Посмотрите на экран какие бывают перья.

1. - Каждое перо имеет стержень. Найдите его. А ещё у пера есть бородки. Найдите их. Рассмотрите под лупой. Бородки соединены  друг с другом при  помощи мелких крючков. Аккуратно разъедините их.

2. - Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? (они лёгкие)

3. - Почему перья лёгкие? Что у них внутри? Давайте разрежем стержень и посмотрим. (Внутри перо полое, пустое)

4. - Прикоснитесь пером к щеке. Что почувствовали?(Тепло) 

- Какой можно сделать вывод? (Пуховые, мягкие перья помогают птице сохранять тепло).

5. - Обмокните перо в стакан с водой. Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит? (Перья защищают птицу от воды и сырости)

- Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и поэтому перья не намокают.

- Итак, мы выяснили, что тело птицы – очень умно устроенный «аппарат», и важную роль в нём играют перья.

Можем мы теперь ответить на вопросы: Как выглядит перо и для чего оно птице?

 (Перо имеет стержень и бородки. Большие перья помогают птице летать и защищают от влаги, а маленькие – защищают тело от холода)

- Наступила зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время особенно тяжело. Сделайте кормушки и подкармливайте их.

2. Беседа.

- Существует очень много видов птиц, некоторые из них очень необычные.

И петь не поёт,
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают?
(страус)

- О страусе нам сегодня расскажет Соня.  (Умение летать не является отличительным признаком птиц. Страус - самая крупная в мире птица. Для полётов он слишком тяжёлый, а перья на крыльях - короткие. Но у него длинные ноги с сильными мышцами, которые помогают ему бегать быстрее своих врагов. Если страус не убежит, а встретиться со своим врагом, то своим крепким клювом может проломить врагу череп. На большом пальце у него есть опасный коготь, которым он может забить нападающего до смерти.)

- А знаете ли вы птицу, которая тоже не умеет летать, а крылья использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой?  (Пингвин)

Про полёты позабыл,
Крылья в ласты превратил,

Рыбку ловит среди льдин.

Антарктический ...         (пингвин)

(Пингвин тоже не может летать. Крылья он использует, как ласты, в воде и под водой. С помощью крыльев пингвин сохраняет равновесие. Крылья и клюв - оружие в драке.)

- Посмотрите ещё раз на Мудрую Черепаху, изображённую в учебнике на стр. 36. Она украшена перьями. А чьи это перья?

Распустила хвост жар-птица

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принёс ……. (павлин)

- Скажите, а для чего некоторым птицам нужно яркое оперение?  (Для маскировки, украшения, многие самцы имеют яркую окраску - для привлечения внимания самки)

- Муравей Вопросик предлагает вам посмотреть какие птицы обитают в наших родных краях. У вас на партах лежит карта Иркутской области, на ней изображения птиц которые здесь обитают. Давайте прочитаем их названия и посчитаем этих птиц. (Работа в парах)Пока дети работают звучит аудиозапись пения птиц.

- Сколько видов птиц вы насчитали? (10)

- Какие виды вы запомнили? (Ответы детей)

VI. Рефлексия.

 

-Какие вопросы мы ставили перед собой в начале урока? (Кто такие птицы и чем они отличаются от других животных)

Как вы считаете, ответили ли мы на эти вопросы? (Ответы детей)

- С каким настроением вы работали?

- Что понравилось на уроке?

- Что оказалось сложным?

- Оцените свои достижения с помощью сигнальных карточек. (Дети показывают смайлики)

Домашнее задание:

  1. Научиться рисовать птичку (рабочая тетрадь с. 26 № 3) 
  2. Приготовить сообщение о какой-нибудь интересной птице (по желанию)

VII. Итог урока.

- Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей.

Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...