Все профессии важны
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Вольтмарова Наталья Александровна

разработка открытого урока 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_kl._urok_vse_prof._vazhny.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2

Тема урока: «Все профессии важны»

УМК: «Школа России»

Цели деятельности учителя: познакомить с профессиями взрослых, необходимость выбора профессии.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять по картинкам профессии людей; рассказывать о профессиях людей; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в группах, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные: использовать различные способы поиска, обработке, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; активно использовать речевые средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Универсальные учебные действия:

Познавательные:

общеучебные - самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;

 логические- осуществляют поиск необходимой информации ( из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнёра по коммуникации и учителя.

Методы и формы обучения: частично – поисковый, фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование: наглядный материал «Профессии»; орфографический словарь, учебник «Окружающий мир» 2 класс.

Ход урока

1. Организационный момент

-Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу хорошего настроения и успехов на уроке. Повернемся друг к другу и улыбнемся.

Мы начать урок готовы.

Слушать, думать, рассуждать

И друг другу помогать!  

2.Актуализация знаний. 

Урок начинаем с разминки

- Мудрая Черепаха приготовила для вас «гимнастику для ума».

- Итак, начинаем.

1) Что делает зимой ёж? (Спит)

2) Какие птицы не летают, но зато плавают как рыбы? (пингвины)

3) Новогодняя «Мисс леса» (ёлка)

4) Где появились первые бумажные деньги? (в Китае)

5) Содружество цветов в вазе. Что это? (букет)

- Следующая игра называется «Четвёртый лишний». Работа в группах  

Достаньте из маршрута задание №1, прочитайте, обсудите и обоснуйте ваш выбор, почему?

1) Ворона, грач, бабочка, ласточка.

2) Шапка, брюки, кепка, капуста.

3) Вишня, морковь, свекла, капуста.

4) Молоток, кастрюля, пила, топор. 

5) Корова, лошадь, стриж, овца.

- Молодцы, Мудрая Черепаха очень довольна, она вас благодарит за хорошую работу.

 3. Самоопределение к деятельности.

-А сейчас я предлагаю разгадать загадки и Вы узнаем, какое слово зашифровано в кроссворде

1.Он встаёт, когда вы спите,

   И муку просеет в сите,

   Докрасна натопит печь,

   Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь)

2.Вот на краешке с опаской
  Он железо красит краской,
  У него в руке ведро,
  Сам раскрашен он пестро.
(Маляр)

3.Кто в дни болезней всех полезней,
  И лечит нас от всех болезней?
(Доктор)

4. Наведёт стеклянный глаз,
  Щёлкнет раз - и помним вас
. (Фотограф) 

5.В школе учит он детей.
  Строг, но все прощает.
  Помогает стать умней,

   Все он объясняет. (Учитель)

6.В прошлый раз был педагогом,
  Послезавтра - машинист.
  Должен знать он очень много,
  Потому, что он ...
( Артист)

7.Плавится сталь, из котла валит пар –

   Папа - рабочий, он - ...(Сталевар)

8.Выезжает на дорогу
  Он обычно спозаранку,
  На педаль, поставив ногу,
  И рукой крутя баранку.
(Водитель)

9.Мастерица на все руки

   Нам сошьет пиджак и брюки.

   Не закройщик, не ткачиха. Кто она, скажи? (Портниха)

-Какое слово было зашифровано? (профессии)

- Предположите, о чём пойдет речь сегодня на уроке? (о профессиях)

- Как вы думаете, что означает это слово? (ответы детей)

-А если человек затрудняется дать определение, какая книга сможет ему помочь? (толковый словарь)

-Вот что написано в толковом словаре С.И.Ожегова : 

Профессия- это основное занятие человека, его трудовая деятельность.

- Назовите, какие профессии вы знаете?

- А какая профессия самая важная, по вашему мнению? (ответы детей).

- Какой вывод сделаем из всего сказанного: Все профессии важны.

- Итак, как же мы сформулируем тему нашего урока? (Все профессии важны)

-Какие учебные задачи поставим перед собой? (ответы детей)

Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка Вопросик, с.124.

Итак, цели и задачи нашего урока:

• узнать, что такое профессия;

• расширить знания о разнообразии профессий;

• определить роль профессий в жизни людей.

4. Работа по теме урока

-Можно ли сказать, что профессия и труд – это слова- синонимы?

О труде народ сложил очень много пословиц.  

- Мудрая черепаха решила проверить как вы знаете пословицы и приготовила для вас задание «Собери рассыпавшиеся пословицы»

Откройте задание №2, прочитайте, посоветуйтесь, обсудите и соберите рассыпавшиеся пословицы и объясните их значение»

1. Не спеши языком, торопись делом.

2. Труд человека кормит, а лень – портит.

3. Делу время, ... (потехе -  час).

4. Без труда не вынешь и ...( рыбку из пруда).

5. Кончил дело ...(, гуляй смело).

Задание №3.

Игра «Узнай профессию и расскажи, что о ней знаешь».  работа в группах

- На карточке зашифровано название профессии. При помощи ключа к шифру отгадайте профессию, посовещайтесь и расскажите, что о ней знаете. При проверки задания каждая группа не называет отгаданную профессию, а описывает её так, чтобы ребята из других групп смогли её угадать.

  Дети работают самостоятельно.

А теперь проверим, правильно ли вы определили профессии.

Ключ к шифру:

А - 1

Б - 2

В - 3

Г - 4

Д - 5

Е - 6

Ё - 7

Ж - 8

З - 9

И - 10

Й - 11

К - 12

Л - 13  

М - 14

Н - 15

О - 16

П - 17

Р - 18

С - 19

Т - 20

У - 21

Ф - 22

Х - 23

Ц - 24

Ч - 25

Ш - 26

Щ - 27

Ъ - 28

Ы - 29

Ь - 30

Э - 31

Ю - 32

Я - 33

1 группа:

3

16

19

17

10

20

1

20

6

13

30

 

Воспитатель

2 группа:

17

10

19

1

20

6

13

30

Писатель

3 группа:

19

20

18

16

10

20

6

13

30

Строитель

4 группа:

17

1

18

10

12

14

1

23

6

18

Парикмахер

 5 группа

3

6

20

6

18

10

15

1

18

Ветеринар

- Какое понятие из изученных ранее связано с деятельностью людей? (экономика)

 - Что такое экономика?  Экономика – это хозяйственная деятельность людей. 

- Назовите основные отрасли экономики (промышленность, сельское хозяйство, торговля, транспорт, строительство)

5.  Физкультминутка «Новый дом»

Каменщик из кирпичей стену строит.

Дом ничей. (Кладём правую руку на левую, левую — на правую и т. д. всё выше и выше.) 

Я — маляр, я стены крашу, (Расслабленной кистью водим вверх-вниз.)

потолок («красим потолок»)

и кухню вашу. (Движения рукой влево-вправо.)

Я — электрик. Свет включу, только лампочку вкручу.

Вкручиваем лампочку» — вращательные движения кистью правой руки.) 

Приходите в новый дом (Ладони «домиком».)

И живите долго в нём! (Развести руки в стороны.) 

- Выполним задание в рабочей тетради.

- Откройте тетрадь с.80 №1

-  Я буду называть профессии, а вы определять, с какой отраслью они связаны и записывать в таблицу.

Промышленность. (Сталевар, ткачиха, металлург,  кузнец.)

Сельское хозяйство. (Доярка, комбайнер, агроном, полевод, зоотехник, пчеловод.)

Торговля. (Продавец, кассир.)

Транспорт. (Водитель, контролер, шофер, кассир.)

Строительство. (Каменщик, маляр, сварщик, экскаваторщик.)

- Как вы думаете, чем важны эти профессии? (дети отвечают.)

Вывод: Все профессии важны!

6.Работа по учебнику.

Страница 125, задание 1 “Определите названия профессий”.

- Ребята, а чем пахнут ваши родители, когда приходят домой? А почему?

- Один известный итальянский писатель Джанни Родари   написал много замечательных книг для детей.

- К теме нашего урока как нельзя лучше подходит его стихотворение «Чем пахнут ремесла?» 

( подготовленные ученики читают стихотворение)  

У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.

     Мимо столярной идёшь мастерской,
    Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.

     Куртка шофёра пахнет бензином.
    Блуза рабочего - маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате - лекарством приятным.

     Рыхлой землёю, полем и лугом,
    Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только безделье не пахнет никак.

     Сколько ни душится лодырь богатый,
    Очень неважно он пахнет, ребята!

- Кто такой бездельник? И почему он никак не пахнет?

- Что об этом написано в толковом словаре С.И. Ожегова?

Бездельник – это человек, который бездельничает, т.е. ничего не делает, лентяй.

- Подберите синонимы к слову бездельник: Лентяй, лодырь, лоботряс, лежебока.

- О каких профессиях автор говорит в стихотворении?

- На Ваш взгляд, важен ли труд этих людей?

- Послушайте стихотворение и представьте на минутку, что это произойдёт на самом деле.

Подумайте, что было бы,

Когда б сказал портной:

 Шить платья мне не хочется,

Устрою выходной!

И все портные в городе

За ним ушли б домой.

Ходили б люди голые

По улице зимой.

Подумайте, что было бы,

Когда сказал бы врач:

 Рвать зубы мне не хочется,

Не буду, хоть ты плачь!

Больным врачебной помощи

Не стало б никакой,

А ты б сидел и мучился

С подвязанной щекой.

Подумайте, что было бы,

Когда б сказал шофер:

 Возить людей не хочется! —

И выключил мотор.

Троллейбусы, автобусы

Засыпало б снежком,

Рабочие на фабрики

Ходили бы пешком.

Сказал учитель в школе бы:

— Мне в нынешнем году

 Учить детей не хочется,

Я в школу не приду!

Тетради и учебники

Валялись бы в пыли,

А вы бы неучеными

До старости росли.

Подумайте, какая бы

Случилась вдруг беда!

Но только так не сделает

Никто и никогда,

И люди не откажутся

От нужного труда:

Учитель обязательно

Придет наутро в класс,

А пекари старательно

Хлеб испекут для вас.

Любое дело выполнят,

Что им ни поручи,

Портные и сапожники,

Шоферы и врачи.

Мы все семьею дружною

В одной стране живем,

И каждый честно трудится

На месте на своем.

Л.Куклин

- Люди этих профессий решили не выходить на работу? Что произойдёт?

- Какой вы можете сделать вывод? (Все профессии важны, все профессии нужны.)

 - Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте. Я желаю вам правильно избрать свой путь. Ведь прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь!

- Достаточно ли только мечтать о профессии? (Надо учиться)

- И что бы ты ни мечтал делать в жизни: варить сталь или лечить людей, водить комбайн или самолёт в голубом небе, строить машины на заводе или новые города в тайге, просто надо учиться.

Школа – начало пути к любой профессии.

У меня растут года
Будет и семнадцать
Где работать мне тогда, 
Чем заниматься?

- Подумайте, в каком виде деятельности вы можете быть успешным, и почему? Кем вы хотели бы стать в будущем? (оформим свою мечту в виде «облачка мечты» и сложим их в конверт,  сохранив его. Проидёт время, мы откроем конверт и узнаем исполнились ли ваши мечты) 

7. Прочитаем и обсудим. Учебник с.126-127

 -  Прочитаем  текст А. Дитриха, Г. Юрмина, Р. Кошурниковой «Кто сделал хлеб» на с. 126—127.

Вопросы

- Где происходил разговор? (В вагоне поезда)

- О людях каких профессий вы прочитали? (Агроном, тракторист, шофёр, комбайнер, мукомол, пекарь.)

- Какое одно общее дело их связывало? (Производство хлебобулочных изделий)

Попробуйте составить схему взаимосвязи труда людей этих профессий

8.Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке.

9.Подведение итогов урока

- Ребята, вы ещё пока ученики и не можете трудиться на полях, на предприятиях, в учреждениях.

- В чём заключается ваш основной труд?

-Верно, учёба– ваш главный труд. А прочные знания в будущем помогут вам воплотить свою мечту в жизнь, получить профессию, о которой вы мечтаете уже сейчас.

        Много здесь профессий разных,

       Выбрать что – не знаешь сразу.

       В жизни много пригодится –

       Стоит только научиться.

10.Домашнее задание

1.Учебник с.128-129 

2. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 81).

Мудрая Черепаха и муравей Вопросик благодарят вас за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Все профессии нужны, все профессии важны!"

Цель: знакомить учащихся с различными профессиями, расширять знания о них; побуждать учащихся к активной познавательной творческой деятельности; развивать умение работать в группах; воспитывать ...

Все профессии нужны, все профессии важны!

Этот материал могут использовать учителя начальных классов, как во внеклассной работе, так и на уроках. Интересен он будет и воспмтателям ГПД....

Все профессии нужны, все профессии важны.

Презентация, знакомящая детей (в стихах) с различными профессиями. Можно использовать во внеурочной деятельности и на уроках окружающего мира....

Классный час на тему:«Все профессии важны, все профессии нужны»

Классный час на тему:«Все профессии важны, все профессии нужны»...

Тема: Лучшая профессия – это…. «Все профессии важны, все профессии нужны»

Тема:  Лучшая профессия – это….  «Все профессии важны, все профессии нужны»...

Проектная деятельность на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны». (Профессия – ветеринар)

В  дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает  приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями...

Веселый урок о профессиях "Все профессии нужны, все профессии важны"

Занимательное знакомство с различными профессиями....