Урок "окружающий мир" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Вольтмарова Наталья Александровна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_kl._urok_okruzhayushchiy_mir.doc700.5 КБ

Предварительный просмотр:


Окружающий мир

УМК: «Школа России» 4 класс

Тема урока: «Лес и человек».

Цель: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся   представления о роли леса в природе и жизни людей, показать важность рационального использования и охраны лесов.

Задачи:

Образовательные: сформировать у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экономическими проблемами леса, которые возникают по вине человека, с охраной деятельностью людей в зоне лесов; формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого за состояние природной среды; формировать умение пользоваться атласом, учебником, дополнительной литературой; 

Развивающие: способствовать развитию умения анализировать полученную информацию, познавательной активности, памяти, внимания, связной речи, мышления, воображения, наблюдательности, внимательности, кругозора обучающихся; 

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение ко всему окружающему миру, положительное отношение к учебной деятельности в целом, воспитывать культуру поведения. 

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке  ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание необходимости учения; учиться проявлять самостоятельность в различных видах деятельности; работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий:

Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней; выполнять действия по указанию учителя; задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них; развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий:

Умение определять цель деятельности на уроке, умение контролировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний, делать вывод; умение оценивать результат своей работы на уроке, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников, с отзывами о выполненной работе.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий:

Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе как в паре; развивать умение принимать коллективное решение.

Предметные: формирование понимания прочитанного текста и систематизация знаний, самостоятельное и осознанное добывание информации по теме урока. 

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, самостоятельная работа, работа в парах.

   Учебник А. А. Плешаков, Е.А Крючкова «Окружающий мир», М. «Просвещение», 2013г.; иллюстрации животных и растений, занесенных в Красную книгу; рабочая тетрадь Т.Н. Максимова «Разноуровневые задания», стихотворение С. Никулиной «Русский лес» на карточках, карта природных зон; рассказ В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»; изображения «Пожар в лесу», жетоны в форме шишки.

Ход урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У.: Здравствуйте! Меня зовут Оксана Сергеевна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

2.Мотивация к обучению и познанию.

У.: Ученые доказали, что если начать урок с улыбки, то он пройдет удачно. Давайте же и мы улыбнемся друг другу, что бы наш урок прошел, не только удачно, но и продуктивно.

II. Актуализация знаний и умений.

1.Работа с картой (Работа ведется в парах по карте природных зон.) 

У.: Откройте учебник на стр. 72-73

У.: Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

Д.: Лесная зона находится южнее зоны тундры

У.: Каким цветом она обозначена на карте?

Д: На карте она обозначена зелёным цветом

2. Блицопрос «Я знаю лес»

У.: Какой лес мы называем тайгой?

Д.: Хвойный (картинка)

У.: Назовите дерево: высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.

Д.: Сосна (картинка)

У.: Какое особое отличие есть у лиственницы?

Д.: Лиственница сбрасывает иголки

У.: Плодами какого дерева являются желуди?

Д.: Дуб (картинка)

У.: Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? 

Д.: Кедровка 9картинка)

У.: Какое дерево является символом России? 

Д.: Берёза (картинка)

У.: Как меняется характер леса с севера на юг? (карта с. 72-73, хвойные – смешанные - широколиственные)

3. Работа в парах
У.: Проверим д\з выполним
Тест стр. 27
(Взаимопроверка.)      ( 2 3 2 4 3 1     123 )

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: Послушайте стихотворение Сергея Никулина, скажите о чём хотел сказать автор? (читает учитель) портрет автора на доску

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить —

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться —

И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану —

Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

У.: О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

Д.: В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.

У.: Чем является лес для человека?

Д.: Это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь...». Лес излечит, напоит чистой водой. В лесу человек находит себе пищу — это ягоды, орехи, грибы.

У.: Хорошо, молодцы, так, как вы думаете о чём мы с вами будем говорить на уроке, какова тема нашего урока?

(Дети высказывают предположения, о чем пойдет речь на уроке. Учитель открывает запись на доске темы урока — «Лес и человек».)

У.: Какие цели мы поставим в связи с темой?

У.: Посмотрите на доску, прочитайте на какие вопросы сегодня на уроке мы должны найти ответы.

(Вопросы записаны на доске.)

Д.: Роль леса в природе и жизни людей? Какие существуют экологические проблемы леса? О чем должны помнить люди, приходя в лес? Приокско-Террасный заповедник.

IV. Открытие новых умений, знаний.

1. Работа с учебником по анализу схемы «Роль леса в природе и жизни людей»

У.: По цепочке прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на с. 103—104. С помощью схемы расскажите о роли леса в природе и жизни людей.

(Ученики читают текст по цепочке, затем работают по схеме, данной в учебнике.)

У.: О чем новом вы узнали из текста?

Д.: Лес очищает воздух от пыли. Фитонциды убивают болезнетворные бактерии. Там, где растет лес, не мелеют реки. Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться

2. Беседа об охране природы. Работа с художественным произведением Н. Некрасова «название произведения» 

У.: А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь.

У.: Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал — и вон убежал.

Н. Некрасов

У.: О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении?

Д.: Речь идет о вырубке леса

У.: Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.

У.: А какие еще экологически проблемы леса вы можете назвать?

Д.: (Высказывания детей.)

4. Работа с Красной книгой животных

Человек издавна охотился, добывая себе пищу. Это было необходимо для выживания, люди убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограниченна, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной.

У.: Рассмотрите и назовите животных и растения Красной книги, изображенные на с. 105 учебника.

(Ученики называют и показывают животных и растения, учитель прикрепляет фотографии животных и растений на доску)

У.: Давайте и мы позаботимся о своём здоровье.

Встаём и повторяем за мной! 

V. Физкультминутка

Шеей крутим осторожно –

Голова кружиться может.

Влево смотрим — раз, два, три.

Так. И вправо посмотри. (Вращения головой вправо и влево.)

Вверх потянемся, пройдемся (Потягивания —руки вверх. Шаги на месте.)

И на место вновь вернемся. (Сесть за парту.)

VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение)

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

У.: Выполним задание 2, 3 на с. 25.

У.: Выполним задание 1 на с. 27.

2. Работа с художественным произведением рассказ В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». 

У.: Еще мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас в природоохранном деле. Послушайте рассказ В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» и ответьте на вопрос «Чьё поведение в лесу вы считаете правильным»?

(Рассказ читает учитель.)

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

— Зачем ты берешь с собой мусор? — сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

— Стыдно перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

У.: Чье поведение в лесу вы считаете правильным, почему?

Д.: Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать как Оля, то лес превратится в свалку.

3. Работа с памяткой «Как разводить костер»

У.: Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы долго не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять там, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: «Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?»

У.: Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра...        

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес пошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

У.: Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

Д.: Человек не затушил костер, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.

(Показ изображений «Пожар в лесу».)

У.: А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь. Познакомимся с памяткой «Как разводить костер».

(Ученики читают памятку на с. 107 учебника.)

VII. Закрепление изученного материала.

Творческая работа

У.: Придумаем условные знаки к этим правилам. (Листочки, обучающиеся работают в парах.)

У.:  Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правила поведения в лесу?

Д.: (Ответы детей.)

У.: О чем должны помнить люди, приходя в лес?

Д.: Лес — наше богатство. Лес — «легкие планеты». Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У.: Перечислите экологические проблемы лесов.

Д.: Пожары, загрязнение мусором, вырубка леса и т.д

У.: Что должен делать человек, чтобы не уменьшать количество лесов?

Д.: Беречь книги и собирать макулатуру, сажать новые деревья на месте вырубленных

У.: На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску.)

У.: Какие знания вы сегодня для себя открыли?

Д.: (Высказывания детей.)

IX.        Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

с. 103—109, тетрадь с. 26 – 27, № 1 - 2

Сергей Никулин

1. Роль леса в природе и жизни людей?

2. Какие существуют экологические проблемы леса?

3. О чем должны помнить люди, приходя в лес?              

                                                                                                          

Лес — наше богатство.

Лес — «легкие планеты». 

Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.                      

 

Как разводить костёр (с.107 правило 1- 2, 5)

        1                                       2

5

Как разводить костёр (с.107 правило 3- 4, 5)

         3                                       4

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...