Урок "окружающий мир" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
УМК: «Школа России» 4 класс
Тема урока: «Лес и человек».
Цель: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся представления о роли леса в природе и жизни людей, показать важность рационального использования и охраны лесов.
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; ознакомить с экономическими проблемами леса, которые возникают по вине человека, с охраной деятельностью людей в зоне лесов; формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого за состояние природной среды; формировать умение пользоваться атласом, учебником, дополнительной литературой;
Развивающие: способствовать развитию умения анализировать полученную информацию, познавательной активности, памяти, внимания, связной речи, мышления, воображения, наблюдательности, внимательности, кругозора обучающихся;
Воспитательные: воспитывать ответственное отношение ко всему окружающему миру, положительное отношение к учебной деятельности в целом, воспитывать культуру поведения.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание необходимости учения; учиться проявлять самостоятельность в различных видах деятельности; работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий:
Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней; выполнять действия по указанию учителя; задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них; развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
Умение определять цель деятельности на уроке, умение контролировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний, делать вывод; умение оценивать результат своей работы на уроке, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников, с отзывами о выполненной работе.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе как в паре; развивать умение принимать коллективное решение.
Предметные: формирование понимания прочитанного текста и систематизация знаний, самостоятельное и осознанное добывание информации по теме урока.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, самостоятельная работа, работа в парах.
Учебник А. А. Плешаков, Е.А Крючкова «Окружающий мир», М. «Просвещение», 2013г.; иллюстрации животных и растений, занесенных в Красную книгу; рабочая тетрадь Т.Н. Максимова «Разноуровневые задания», стихотворение С. Никулиной «Русский лес» на карточках, карта природных зон; рассказ В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»; изображения «Пожар в лесу», жетоны в форме шишки.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У.: Здравствуйте! Меня зовут Оксана Сергеевна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.
2.Мотивация к обучению и познанию.
У.: Ученые доказали, что если начать урок с улыбки, то он пройдет удачно. Давайте же и мы улыбнемся друг другу, что бы наш урок прошел, не только удачно, но и продуктивно.
II. Актуализация знаний и умений.
1.Работа с картой (Работа ведется в парах по карте природных зон.)
У.: Откройте учебник на стр. 72-73
У.: Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
Д.: Лесная зона находится южнее зоны тундры
У.: Каким цветом она обозначена на карте?
Д: На карте она обозначена зелёным цветом
2. Блицопрос «Я знаю лес»
У.: Какой лес мы называем тайгой?
Д.: Хвойный (картинка)
У.: Назовите дерево: высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.
Д.: Сосна (картинка)
У.: Какое особое отличие есть у лиственницы?
Д.: Лиственница сбрасывает иголки
У.: Плодами какого дерева являются желуди?
Д.: Дуб (картинка)
У.: Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
Д.: Кедровка 9картинка)
У.: Какое дерево является символом России?
Д.: Берёза (картинка)
У.: Как меняется характер леса с севера на юг? (карта с. 72-73, хвойные – смешанные - широколиственные)
3. Работа в парах
У.: Проверим д\з выполним Тест стр. 27
(Взаимопроверка.) ( 2 3 2 4 3 1 123 )
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У.: Послушайте стихотворение Сергея Никулина, скажите о чём хотел сказать автор? (читает учитель) портрет автора на доску
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить —
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться —
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану —
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
У.: О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
Д.: В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.
У.: Чем является лес для человека?
Д.: Это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь...». Лес излечит, напоит чистой водой. В лесу человек находит себе пищу — это ягоды, орехи, грибы.
У.: Хорошо, молодцы, так, как вы думаете о чём мы с вами будем говорить на уроке, какова тема нашего урока?
(Дети высказывают предположения, о чем пойдет речь на уроке. Учитель открывает запись на доске темы урока — «Лес и человек».)
У.: Какие цели мы поставим в связи с темой?
У.: Посмотрите на доску, прочитайте на какие вопросы сегодня на уроке мы должны найти ответы.
(Вопросы записаны на доске.)
Д.: Роль леса в природе и жизни людей? Какие существуют экологические проблемы леса? О чем должны помнить люди, приходя в лес? Приокско-Террасный заповедник.
IV. Открытие новых умений, знаний.
1. Работа с учебником по анализу схемы «Роль леса в природе и жизни людей»
У.: По цепочке прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на с. 103—104. С помощью схемы расскажите о роли леса в природе и жизни людей.
(Ученики читают текст по цепочке, затем работают по схеме, данной в учебнике.)
У.: О чем новом вы узнали из текста?
Д.: Лес очищает воздух от пыли. Фитонциды убивают болезнетворные бактерии. Там, где растет лес, не мелеют реки. Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться
2. Беседа об охране природы. Работа с художественным произведением Н. Некрасова «название произведения»
У.: А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь.
У.: Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал — и вон убежал.
Н. Некрасов
У.: О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении?
Д.: Речь идет о вырубке леса
У.: Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.
У.: А какие еще экологически проблемы леса вы можете назвать?
Д.: (Высказывания детей.)
4. Работа с Красной книгой животных
Человек издавна охотился, добывая себе пищу. Это было необходимо для выживания, люди убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограниченна, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной.
У.: Рассмотрите и назовите животных и растения Красной книги, изображенные на с. 105 учебника.
(Ученики называют и показывают животных и растения, учитель прикрепляет фотографии животных и растений на доску)
У.: Давайте и мы позаботимся о своём здоровье.
Встаём и повторяем за мной!
V. Физкультминутка
Шеей крутим осторожно –
Голова кружиться может.
Влево смотрим — раз, два, три.
Так. И вправо посмотри. (Вращения головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдемся (Потягивания —руки вверх. Шаги на месте.)
И на место вновь вернемся. (Сесть за парту.)
VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение)
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
У.: Выполним задание 2, 3 на с. 25.
У.: Выполним задание 1 на с. 27.
2. Работа с художественным произведением рассказ В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».
У.: Еще мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас в природоохранном деле. Послушайте рассказ В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» и ответьте на вопрос «Чьё поведение в лесу вы считаете правильным»?
(Рассказ читает учитель.)
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
— Зачем ты берешь с собой мусор? — сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
— Стыдно перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
У.: Чье поведение в лесу вы считаете правильным, почему?
Д.: Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать как Оля, то лес превратится в свалку.
3. Работа с памяткой «Как разводить костер»
У.: Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы долго не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять там, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: «Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?»
У.: Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра...
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
У.: Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
Д.: Человек не затушил костер, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.
(Показ изображений «Пожар в лесу».)
У.: А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь. Познакомимся с памяткой «Как разводить костер».
(Ученики читают памятку на с. 107 учебника.)
VII. Закрепление изученного материала.
Творческая работа
У.: Придумаем условные знаки к этим правилам. (Листочки, обучающиеся работают в парах.)
У.: Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правила поведения в лесу?
Д.: (Ответы детей.)
У.: О чем должны помнить люди, приходя в лес?
Д.: Лес — наше богатство. Лес — «легкие планеты». Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У.: Перечислите экологические проблемы лесов.
Д.: Пожары, загрязнение мусором, вырубка леса и т.д
У.: Что должен делать человек, чтобы не уменьшать количество лесов?
Д.: Беречь книги и собирать макулатуру, сажать новые деревья на месте вырубленных
У.: На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращает внимание детей на доску.)
У.: Какие знания вы сегодня для себя открыли?
Д.: (Высказывания детей.)
IX. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.
с. 103—109, тетрадь с. 26 – 27, № 1 - 2
Сергей Никулин
1. Роль леса в природе и жизни людей?
2. Какие существуют экологические проблемы леса?
3. О чем должны помнить люди, приходя в лес?
Лес — наше богатство.
Лес — «легкие планеты».
Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.
Как разводить костёр (с.107 правило 1- 2, 5) 1 2 5 |
Как разводить костёр (с.107 правило 3- 4, 5) 3 4 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации
Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...
Урок в классе-комплекте (1 - 3 классы) - обучение грамоте - литературное чтение: "Ь - показатель мягкости согласных звуков", "Великие русские писатели"
Урок проводится в двух классах....
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...