Рабочая программа по окружающему миру для умк "Планета знаний" 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая прграмма соответсвует УМК "Планета знаний"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20» города Магнитогорска
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей начальных классов от « 30 августа» 2018г. Руководитель ШМО_Бурлакова О.П. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________Л.Д.Димитрина «__» августа 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ №20» _____________О.Г.Егорова Приказ №172-П от «01сентября 2018 г. |
Программа по учебному предмету
«Окружающий мир»
для 1-х классов
на 2018- 2019 учебный год
Составитель рабочей программы:
учитель начальных классов
Бурлакова Ольга Павловна
Магнитогорск
2018
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
- ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
- понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
- понимание необходимости бережного отношения к природе; могут быть сформированы:
- понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
- понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
- понимание своей сопричастности к жизни страны;
- понимание красоты окружающего мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ
- Человек и природа
Обучающиеся научатся:
- называть характерные признаки времен года;
- различать и называть части растений;
- ухаживать за комнатными растениями;
- выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;
- различать и называть основные части тела человека;
- называть органы чувств и рассказывать об их значении;
- приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
- рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;
- приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
- характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
- называть основные возрастные периоды жизни человека;
- рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
- называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
- рассказывать о способах движения и питания животных;
- рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
- различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
- рассказывать, как развивается растение из семени;
- выращивать растение одним из изученных способов.
Человек и общество
Обучающиеся научатся:
- называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
- выражать приветствие, благодарность, просьбу;
- выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
- рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
- проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
- выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
- приводить примеры видов труда людей;
- узнавать герб и флаг России, называть ее столицу;
- различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- различать виды эмоционального состояния человека;
- воспроизводить гимн России.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
- Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
- понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.
Обучающиеся могут научиться:
- осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;
- замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.
- Познавательные
Обучающиеся научатся:
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- называть и различать окружающие предметы и их признаки;
- устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).
Обучающиеся могут научиться:
- осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
- сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
- группировать различные предметы по заданному признаку.
- Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- участвовать в диалоге при выполнении заданий;
- оценивать действия одноклассников.
Обучающиеся могут научиться:
- осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
- сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.
Предварительный просмотр:
Учебный предмет «Окружающий мир» входит в инвариантную часть учебного плана МОУ «СОШ № 20»
на 2018 - 2019 учебный год; в 1 классе на его изучение отводится 66 часов в год ( 2 часа в неделю)
Цели и задачи предмета «Окружающий мир»
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи курса:
- систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
- формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
- социализация ребёнка;
- развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
- воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
- формирование самостоятельной познавательной деятельности;
- развитие мышления, воображения и творческих способностей;
- формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
- формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
- формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
- формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы:
научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение обучающимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у обучающихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, обучающиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2-ых классах обучающиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и так далее.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
1 класс (66 часов)
Пришла пора учиться (13 часов)
Что изучает предмет «Окружающий мир».
Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель — ученик, ученик — ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу.
Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.
Человек (13 часов)
Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение.
Человеку важно быть здоровым. Основные части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Элементарные правила личной гигиены. Осанка. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний.
Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.
Природа в жизни человека (21 час)
Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе.
Времена года. Временные периоды: год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных.
Мир растений. Строение растения (на примере цветкового): корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения.
Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека.
Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека.
Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.
Человек среди людей (19 часов)
Наша страна — Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну.
Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома.
Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома.
Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.
Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»
№ п/п | Название разделов по программе | Количество часов по программе | Количество часов по календарно – тематическому планированию учителя | Коррекция часов |
1 | Пришла пора учиться | 13 | 13 | |
2 | Человек | 13 | 13 | |
3 | Природа в жизни человека | 21 | 21 | |
4 | Человек среди людей | 19 | 19 | |
Итого | 66 | 66 |
Предварительный просмотр:
Календарно — поурочное планирование уроков окружающего мира в 1 классе
№ п/п | дата | тема урока (раздела) | НРЭО |
Пришла пора учиться -13 часов | |||
I четверть | Что такое окружающий мир. С. 3—7 | ||
Ты и твое имя. С. 8—9 | |||
Экскурсия «Твоя школа». | |||
Твоя школа С. 10—11 | НРЭО История школы №20 | ||
Экскурсия «Во дворе школы». | |||
Во дворе школы С. 12—13 | |||
Экскурсия «Вот и лето прошло». | НРЭО Лето в городе | ||
Вот и лето прошло. С. 14—15 | |||
Экскурсия «Дорога в школу» | |||
Дорога в школу. С. 16—19 | |||
Твой распорядок дня. С. 20—21 | |||
Экскурсия «Осень» | |||
Осень. С. 22—27 | Осень в городе | ||
Человек - 13 часов | |||
Как ты рос. С. 33—33 | |||
Как ты воспринимаешь мир. С. 34—37 | |||
Как ты воспринимаешь мир. С. 34—37 | |||
II четверть | Твое тело. С. 38—39 | ||
Как ты питаешься. С. 40—41 | |||
Твоя одежда. С. 42—43 | |||
Твоя одежда. С. 42—43 | |||
Будь здоров! С. 44—45 | |||
Будь здоров! С. 44—45 | |||
Твое настроение. С. 46—47 | |||
Твое настроение. С. 46—47 | |||
Будь внимательным! С. 48—53 | НРЭО Дорога в школу и из школы | ||
Будь внимательным! С. 48—53 | |||
Природа в жизни человека - 21 час | |||
Полна природа удивленья. С. 56—59 | |||
Вода и воздух. С. 60—63 | НРЭО Береги воду | ||
Вода и воздух. С. 60—63 | |||
Экскурсия «Зима» | НРЭО Зима в городе | ||
III четверть | Зима С. 64—65 | ||
Времена года. С. 66—67 | НРЭО Любимое время года | ||
Как устроено растение. С. 68—71 | |||
Как устроено растение. С. 68—71 | |||
Деревья, кустарники, травы. С. 72—75 | НРЭО Деревья нашего края | ||
Деревья, кустарники, травы. С. 72—75 | |||
Как развивается растение. С. 76—77 | |||
Как развивается растение. С. 76—77 | |||
Растения в нашем классе. С. 78—79 | |||
Насекомые, птицы, рыбы, звери. С. 80—85 | НРЭО Насекомые нашего края | ||
Насекомые, птицы, рыбы, звери. С. 80—85 | НРЭО Птицы нашего края. | ||
Жизнь животных С. 86—89 | НРЭО Звери нашего края | ||
Жизнь животных. С. 86—89 | НРЭО Звери нашего края. | ||
Домашние животные. С. 90—93 | |||
Домашние животные. С. 90—93 | |||
Береги природу, человек! С. 94—101 | НРЭО Красная книга растений Челябинской области | ||
Береги природу, человек! С. 94—101 | |||
Человек среди людей - 19 часов | |||
Наша Родина. С. 104—109 | НРЭО Малая Родина - Магнитогорск | ||
IV четверть | Наша Родина. С. 104—109 | ||
Наш дом. С. 110—113 | НРЭО Улица, на которой я живу | ||
Наш дом. С. 110—113 | |||
Наши родственники. С. 114—117 | |||
Наши родственники. С. 114—117 | |||
Хороший день. С. 118—119 | |||
Хороший день. С. 118—119 | |||
Экскурсия в природу «Весна» | НРЭО Весна в городе | ||
Весна. С. 120—121 | |||
Наша безопасность. С. 122—125 | |||
Наша безопасность. С. 122—125 | |||
Будем вежливы. С. 126—127 | |||
Будем вежливы. С. 126—127 | |||
Мы едем, едем, едем… С. 128—131 | |||
Мы едем, едем, едем… С. 128—131 | |||
64. | Скоро лето. С. 132—135 | ||
65. | Скоро лето. С. 132—135 | ||
66. | Проектная деятельность учащихся С. 136–137 | Экскурсия в Лимонарий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 3-го класса
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (2008г.) в соотв...
Рабочая программа по окружающему миру ( надомное обучение) 2 класс. ( УМК " Школа России")
В данном материале содержится учебная программа по окружающему миру (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов образовательной системы "Школа 2100"
Рабочая программасоставлена на основе программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина по окружающему миру для четырехлетней начальной школы, образовательной системы «Школа 21...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/28/picture-63232.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру А.Плешаков 4 класс
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру автор А.Плешаков для 4 класса УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/25/picture-2089-1532518119.jpg)
КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония". 4 класс. 2012-2013 учебный год.
Представлено КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония" 4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/21/picture-225987-1363893558.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"
Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная направленность в соответствии с Образователь...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-509248-1414516281.jpg)
Рабочая программа по "Окружающему миру" для учащихся 1 класса по программе: "Планета знаний"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПР...