Рабочая программа по окружающему миру для умк "Планета знаний" 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Бурлакова Ольга Павловна

Рабочая прграмма соответсвует УМК "Планета знаний"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20» города Магнитогорска

РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО

учителей начальных классов

 от « 30  августа» 2018г.

Руководитель ШМО_Бурлакова О.П.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________Л.Д.Димитрина

«__»  августа 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ №20»

_____________О.Г.Егорова

Приказ №172-П от «01сентября 2018 г.

Программа по учебному предмету

«Окружающий мир»

для 1-х классов

   на 2018- 2019 учебный год

                                                                                                                                               Составитель рабочей программы:

                                                                                                                                                                               учитель начальных классов

                                                                                                                                                                        Бурлакова Ольга Павловна

Магнитогорск

2018



Предварительный просмотр:

            Планируемые результаты освоения учебного предмета  «Окружающий мир» в 1 классе

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

  • ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
  • понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
  • понимание необходимости бережного отношения к природе; могут быть сформированы:
  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
  • понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
  • понимание своей сопричастности к жизни страны;
  • понимание красоты окружающего мира.

ПРЕДМЕТНЫЕ

  1. Человек и природа

Обучающиеся научатся:

  • называть характерные признаки времен года;
  • различать и называть части растений;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  • выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;
  • различать и называть основные части тела человека;
  • называть органы чувств и рассказывать об их значении;
  • приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
  • рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;
  • приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
  • характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
  • называть основные возрастные периоды жизни человека;
  • рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
  • называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
  • рассказывать о способах движения и питания животных;
  • рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
  • различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
  • рассказывать, как развивается растение из семени;
  • выращивать растение одним из изученных способов.

Человек и общество

Обучающиеся научатся:

  • называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
  • выражать приветствие, благодарность, просьбу;
  • выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
  • рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
  • проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
  • выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
  • приводить примеры видов труда людей;
  • узнавать герб и флаг России, называть ее столицу;
  • различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать виды эмоционального состояния человека;
  • воспроизводить гимн России.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

  1. Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
  • понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.

Обучающиеся могут научиться:

  • осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;
  • замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.
  1. Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  • называть и различать окружающие предметы и их признаки;
  • устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).

Обучающиеся могут научиться:

  • осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
  • сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
  • группировать различные предметы по заданному признаку.
  1. Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • участвовать в диалоге при выполнении заданий;
  • оценивать действия одноклассников.

Обучающиеся могут научиться:

  • осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
  • сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.


Предварительный просмотр:


        Учебный предмет «Окружающий мир» входит в инвариантную часть учебного плана МОУ «СОШ № 20»

    на 2018 -  2019 учебный год; в 1 классе на его изучение отводится 66 часов в год ( 2 часа в неделю)  

                                        Цели и задачи предмета «Окружающий мир»

                                                           

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
  • социализация ребёнка;
  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • развитие мышления, воображения и творческих способностей;
  • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
  • формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
  • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);

формирование основ экологической культуры;

патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

        При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы:

научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации,           целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение обучающимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у обучающихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, обучающиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2-ых классах обучающиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и так далее.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.

Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».

 

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.

1 класс  (66 часов)

Пришла пора учиться (13 часов)

Что изучает предмет «Окружающий мир».

Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель — ученик, ученик — ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу.

Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.

Человек (13 часов)

Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение.

Человеку важно быть здоровым. Основные части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Элементарные правила личной гигиены. Осанка. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний.

Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.

Природа в жизни человека (21 час)

Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе.

Времена года. Временные периоды: год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных.

Мир растений. Строение растения (на примере цветкового): корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения.

Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека.

Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека.

Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.

Человек среди людей (19 часов)

Наша страна — Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну.

Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома.

Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома.

Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.

Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).



Предварительный просмотр:

    Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»                

п/п

Название разделов по программе

Количество часов по программе

Количество часов по календарно – тематическому  планированию учителя

Коррекция часов

1

Пришла пора учиться

13

13

2

Человек

13

13

3

Природа в жизни человека

21

21

4

Человек среди людей

19

19

Итого

66

66



Предварительный просмотр:

                                                 Календарно — поурочное планирование уроков окружающего мира в 1 классе

№ п/п

  дата

                            тема            урока (раздела)

               НРЭО

Пришла пора учиться -13 часов

I четверть

Что такое окружающий мир.

С. 3—7

Ты и твое имя.

С. 8—9

Экскурсия «Твоя школа».

Твоя школа

С. 10—11

НРЭО История школы №20

Экскурсия «Во дворе школы».

Во дворе школы

С. 12—13

Экскурсия «Вот и лето прошло».

НРЭО Лето в городе

Вот и лето прошло.

С. 14—15

Экскурсия «Дорога в школу»

Дорога в школу.

С. 16—19

Твой распорядок дня.

С. 20—21

Экскурсия «Осень»

Осень.

С. 22—27

Осень в городе

Человек -  13 часов

Как ты рос.

С. 33—33

Как ты воспринимаешь мир.

С. 34—37

Как ты воспринимаешь мир.

С. 34—37

II четверть

Твое тело.

С. 38—39

Как ты питаешься.

С. 40—41

Твоя одежда.

С. 42—43

Твоя одежда.

С. 42—43

Будь здоров!

С. 44—45

Будь здоров!

С. 44—45

Твое настроение.

С. 46—47

Твое настроение.

С. 46—47

Будь внимательным!

С. 48—53

НРЭО Дорога в школу и из школы

Будь внимательным!

С. 48—53

Природа в жизни человека - 21 час

Полна природа удивленья.

С. 56—59

Вода и воздух.

С. 60—63

НРЭО Береги воду

Вода и воздух.

С. 60—63

Экскурсия «Зима»

НРЭО Зима в городе

III четверть

Зима

С. 64—65

Времена года.

С. 66—67

НРЭО Любимое время года

Как устроено растение.

С. 68—71

Как устроено растение.

С. 68—71

Деревья, кустарники, травы.

С. 72—75

НРЭО Деревья нашего края

Деревья, кустарники, травы.

С. 72—75

Как развивается растение.

С. 76—77

Как развивается растение.

С. 76—77

Растения в нашем классе.

С. 78—79

Насекомые, птицы, рыбы, звери.

С. 80—85

НРЭО Насекомые нашего края

Насекомые, птицы, рыбы, звери.

С. 80—85

НРЭО Птицы нашего края.

Жизнь животных С. 86—89

НРЭО Звери нашего края

Жизнь животных.

С. 86—89

НРЭО Звери нашего края.

Домашние животные.

С. 90—93

Домашние животные.

С. 90—93

Береги природу, человек!

С. 94—101

НРЭО Красная книга растений Челябинской области

Береги природу, человек!

С. 94—101

                                      Человек среди людей     - 19 часов

Наша Родина.

С. 104—109

НРЭО Малая Родина - Магнитогорск

IV четверть

Наша Родина.

С. 104—109

Наш дом.

С. 110—113

НРЭО Улица, на которой я живу

Наш дом.

С. 110—113

Наши родственники.

С. 114—117

Наши родственники.

С. 114—117

Хороший день.

С. 118—119

Хороший день.

С. 118—119

Экскурсия в природу «Весна»

НРЭО Весна в городе

Весна.

С. 120—121

Наша безопасность.

С. 122—125

Наша безопасность.

С. 122—125

Будем вежливы.

С. 126—127

Будем вежливы.

С. 126—127

Мы едем, едем, едем…

С. 128—131

Мы едем, едем, едем…

С. 128—131

      64.

Скоро лето.

С. 132—135

      65.

Скоро лето.

С. 132—135

     66.

Проектная деятельность учащихся

С. 136–137

Экскурсия в Лимонарий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 3-го класса

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» (2008г.) в соотв...

Рабочая программа по окружающему миру ( надомное обучение) 2 класс. ( УМК " Школа России")

В данном материале содержится учебная программа по окружающему миру (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...

Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов образовательной системы "Школа 2100"

Рабочая программасоставлена на основе программы А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина по окружающему миру  для четырехлетней начальной школы, образовательной системы «Школа 21...

Рабочая программа по окружающему миру А.Плешаков 4 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по  окружающему миру автор А.Плешаков для 4 класса УМК "Школа России"...

КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония". 4 класс. 2012-2013 учебный год.

Представлено КТП и рабочая программа по окружающему миру. УМК "Гармония" 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"

Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная направленность в соответствии с Образователь...

Рабочая программа по "Окружающему миру" для учащихся 1 класса по программе: "Планета знаний"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПР...