Кто открывает и добывает полезные ископаемые.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Обобщение сведений о полезных ископаемых наиболее ценных в народном хозяйстве, умение находить общие признаки и различия полезных ископаемых, классифицировать различные полезные ископаемые разными способами, формировать представление об экологических проблемах, воспитание уважени к людям труда, ознакомление учащихся со способом разведки и добычи полезных ископаемых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 253.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Кто открывает и добывает полезные ископаемые».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: познакомить учащихся со способом разведки и добычи полезных ископаемых.
Задачи: обобщить сведения о полезных ископаемых наиболее ценных в народном хозяйстве, учить находить общие признаки и различия , учить умению классифицировать различные полезные ископаемые разными способами: группировке по физическим свойствам, по применению, по способу добычи: открытый, закрытый, скважины; формировать представление об экологических проблемах, связанных с добычей полезных ископаемых умение работать с учебником, способность делать выводы, развивать творческие способности обучающихся, обучать поиску и анализу информации; учить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;; расширять и углублять природоведческие знания учащихся; развивать наблюдательность; воспитывать любовь и бережное отношение к природе; воспитывать уважение к людям труда.
Оборудование: учебник, презентация, карточки с условными обозначениями полезных ископаемых, лента времени, карта Ленинградской обл., рисунок шахты, минеральная вода из скважины в санатории «Петродворец», «Я познаю мир» Детская энциклопедия География. –М: Апрель, 2004
Формы и методы обучения: Метод инсерт –маркировка текста, техника верных и неверных утверждений «Верите ли вы?»
Основные термины и понятия: полезные ископаемые, химический состав полезных ископаемых, физические свойства полезных ископаемых, производство, способы добычи полезных ископаемых, месторождение, шахта, карьер.
Содержание и технология урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | Здравствуйте. Посмотрите, все ли готово к уроку. | Личностные: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. | |
Мотивация учебной деятельности Самоопределение к деятельности | Прочитать. - Как бы вы назвали слова А.С. Пушкина? - Почему? - Люди с давних времен учились находить и использовать полезные ископаемые в своей жизни. Они не зря назвали несколько веков своей истории именами металлов: медный, бронзовый, железный. Без этих важных природных материалов нам, может быть, до сих пор пришлось бы жить в каменном веке, с помощью только палки и камня добывать себе пище, обрабатывать землю, изготавливать вещи себе, одежду, строить жилище. Открывая и добывая полезные ископаемые делали разные открытия. Возможно и мы сегодня на уроке сделали открытие. До нас дошло предание, что 250 лет назад русские войска шли в поход на Азов под руководством Петра I. Армия шла в поход на конях, орудия тянули на быках – войска шли знойными степями. Чтобы избежать пожара в степи и не оставить животных без пищи (травы) солдатами был отдан жесткий приказ – на привалах обкладывать костры камнями. На одном из привалов солдаты обложили костер черными камнями, найденными в овраге. Когда костер разгорелся – загорелись и камни. Петр I, когда ему показали эти странные камни, вроде бы сказал: “минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет”: слова его оказались пророческими. - О каком полезном ископаемом идет речь? - Почему? - Что такое полезные ископаемые? Слайд 1 Таблица 1 Таблица 2 - Сравните левую и правую таблицы. Слайд 2 - Что общего в оставшихся полезных ископаемых? - Как бы вы еще разделили все эти полезные ископаемые на группы? Слайд 3 - От чего зависит способ добычи полезных ископаемых? | О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов, друг…, А.С. Пушкин
- Эпиграф. - О каменном угле. - Цвет черный, горит(физическое свойство). - Минеральные образования земной коры, химический состав и свойства физические которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства. - 1. Общее: одни и те же полезные ископаемые. 2. Слева – группировка по физическим свойствам: твердые, жидкие, газообразные, рыхлые, сыпучие. Справа – группировка по применению полезных ископаемых: в строительстве, как горючие топливо, рудные, химические, редкие. - Добываются в Ленинградской области. - По способу добычи: открытый, скважины, закрытый. - От места залегания: если на поверхности, то открытый, если в недрах, то закрытый. | Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; формирование внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженнорго в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной, письменной речи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: умение ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты. Коммуникативные: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию |
Работа по теме урока
| - Расскажите, что знаете об открытом способе добычи полезных ископаемых. Расскажите по рисунку | Если полезное ископаемое залегает не очень глубоко, то бульдозером снимают слой земли и экскаватором черпают полезные ископаемые и грузят их в автомашины или вагоны, а затем отвозят предприятию на переработку. Добыча в этом случае ведется открыто – на воздухе, при этом в земле образуется большое углубление – карьер. Такой способ добычи называется открытым или карьерным. Нефть добывается нефтяниками под землей, откуда ее по скважине выкачивают насосами – качалками. Скважины обычно бывают глубиной 2-3 км, хотя есть и глубже. От скважин по трубам – нефтепроводам, нефть подается на нефтеперерабатывающие заводы, где из нее изготавливают разные вещества. Минеральная вода в санатории Петродворец поступает из скважины глубиной 185м. Излечивает сахарный диабет, заболевание органов пищеварения и нарушение обмена веществ. Полезна, если пить просто так, так как содержит важные для организма растворенные минералы: калий, натрий, магний, кальция, стронция, марганец, никель. Попробуйте на вкус эту воду.(Соленая) Если полезное ископаемое залегает глубоко, тогда роют шахту – глубокое большое отверстие земле – ствол, от ствола расходятся коридоры – штреки, ведущие в месторождение (место скопления полезных ископаемых в земле). Глубина шахты 100м – 2км. Добытое полезное ископаемое в вагонетках по штреку подвозят к стволу и грузовой клетью(лифт) поднимают наверх – “на гора”. Вместе с полезными ископаемыми попадается и пустая порода. Её сваливают рядом с шахтой, и с годами образуется целая гора террикона. В шахте добыча полезных ископаемых ведется закрыто, даже днем темно - приходится освещать шахту. Такой способ называют закрытым или шахтным. | Регулятивные (удержание цели и задач урока) |
Физкультминутка Закрепление изученного материала. Работа по учебнику Рефлексия |
На доске и у каждого ученика: Верите ли вы, что: 1)поисковое дело – трудная наука; 2)труд шахтеров очень опасен; 3)наряду с эффективным использованием полезных ископаемых в сфере материального производства наносится ущерб окружающей среде; 4)все полезные ископаемые могут когда-нибудь закончится на Земле. Прочитайте и отметьте знаком “+”, если вы согласны с высказыванием, знаком “-”, если не согласны .
Чтение текста с маркировкой. - Рассказать, что знаем о поисках полезных ископаемых? - Что узнали? - Что непонятно? - О какой профессии прочли? - Кто такой геолог? - Какими качествами должен обладать геолог? - Почему профессия геолога романтическая? - Кроме старых приемов в геологической разведке используются новые методы. Геодезические (магнитные исследования могут указать на отсутствие железной руды). Геологические. Космические лучи. Поисковик должен сочетать и обширные геологические знания, и опыт практической работы. Найдя что-нибудь интересное, геолог проводит шлиховую съемку: промывку на лотке отложений долины. После смыва легких частиц остается легкий остаток (шлих), а в нем рудные материалы. Шлих высушивается и аккуратно заворачивается в пакетик из бумаги. Минерологи составляют шлиховую карту, значками показывая на ней содержание полезных ископаемых на различных участках.
- Какие специалисты нужны при поиске полезных ископаемых? - Согласны ли вы теперь , что поисковое дело – трудная наука? Ставим знак рядом “+”.
2)Положите перед собой текст. Прочитайте. Докажите, что труд шахтеров опасен.
- Теперь согласны ли вы с тем, что труд шахтеров опасен? Отметьте. - Какие примеры того, что наряду с эффективным использованием полезных ископаемых в сфере материального производства, наносится ущерб окружающей среде вы можете привести? - Один такой пример я вам приведу. Обычно известняк добывают в карьерах, так как он чаще всего залегает неглубоко от поверхности. В Жигулях есть несколько карьеров, где ведется добыча известняка. Карьеры эти очень уродуют красоту гор, и люди требуют остановить добычу известняков в них. Попробуйте дома поискать факты, которые доказывают, что неразумная добыча полезных ископаемых влечет за собой экологические проблемы. - Какова роль разведки и добычи полезных ископаемых в нашей жизни?
- Какой вывод сделаем? - Как бы ответили на 4 вопрос? Все полезные ископаемые на Земле исчерпаемы. ИХ можно вывезти за год на длинном предлинном составе, который объедет земной шар 17 раз. | - Прочитать в учебнике. - О профессии геолог. - Геолог – специалист по геологии. Гео – относится к земле ее изучению. Геолог должен много ходить. Ему надо осмотреть все доступные выходы пород на поверхность. А для этого приходится взбираться по склонам гор, продираться сквозь дремучие леса и иногда сплавляться по рекам на плотах. И надо все время внимательно смотреть вокруг и прямо под ногами. Кроме того приходится страдать от комариных укусов, проводить ночи у костра. -Бывать в незнакомых местах, любоваться восходом и заходом солнца, шумом горного ручья, наслаждаться пением птиц. - Геолог, минеролог, картограф, палеонтолог. - Без многих полезных ископаемых нам трудно обойтись. Для строительства домов нужны: цемент, песок, кирпич. Для строительства дорог: щебень, асфальт, бетон. Для строительства мостов: бетон, металл. Все сырье для изготовления этих материалов люди берут из природы, с земли. Для отапливания домов используют дрова, торф, уголь, газ. Нас окружат много машин, на которых мы ездим, возим грузы, летаем, плаваем, выращиваем с их помощью и убираем урожай. Все эти машины сделаны их металла. Чтобы получить на полях хороший урожай, люди вносят в землю минеральные удобрения. - Перерабатывая полезные ископаемые получают нужные материалы. | Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; формирование учебно-позавательного интереса к учебному материалу и способом решения новой задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Познавательные: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения уебных заданий с использованием учебной литературы, справочников; выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия. Личностные: формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; учиться осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: осуществлять синтез как составленное целое из частей; обобщать на основе выделения сущности связи; устанавливать аналогии. Коммуникативные: формировать собственнон мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. |
Домашнее задание | Представьте, что исчезнут металл или газ, или вода, торф, нефть. Что произойдет дома? Напишите сочинение на эту тему. | Личностные: формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; учиться осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: осуществлять синтез как составленное целое из частей; обобщать на основе выделения сущности связи; устанавливать аналогии. Коммуникативные: формировать собственнон мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""
Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области" 4 класс. Программа Занкова....
Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)
Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....
Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."
Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....
Презентация к уроку по кубановедению "Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."
Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....
Конспект урока: "Полезные ископаемые родного края. Полезные ископаемые Мордовии
На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и...
Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые
Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые"
Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые.Цель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü ...