Проект «Моря, озера и реки России»
проект по окружающему миру (4 класс) на тему

Громова Наталья Васильевна

 Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос:  Чем живет Земля?

Проблемные вопросы: Почему воду называют "кровеносной системой"? В чем полезность воды?

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «Моря, озера и реки России»

Авторы проекта:        Учащиеся 4 А класса

 Руководитель проекта: Учитель начальных классов Громова Наталья Васильевна.

 Аннотация к проекту

Берега России омывают моря трех океанов: Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического. В России множество больших и маленьких озер и рек. Проект знакомит с водными объектами России, формирует нравственно-ценностное отношение к воде, как источнику жизни, красоты, духовных сил человека. Проект направлен сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках Росси, ознакомить с их местонахождением, развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

 Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос:  Чем живет Земля?

Проблемные вопросы: Почему воду называют "кровеносной системой"? В чем полезность воды?

Цели проекта:

- сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России;

- познакомить с географическим положением рек;

- совершенствовать умения и навыки работы с физической картой России;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, рассуждать и делать выводы

- освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации.

- совершенствование навыков групповой и индивидуальной работы.

- развитие коммуникативных и организаторских способностей.

Шаги работы над проектом:

1.Создание  инициативной группы, ответственную за разработку и реализацию проекта. Определение руководителя проекта: Громова Н.В., учитель начальных классов.

2. Формулировка цели проекта – расширение знаний о реках, морях и озёрах России, охране воды;

3.  Определение задачи, которые позволят достичь цели проекта.

 4. Определение первоочередных мероприятия, которые необходимы для решения задач.

 Разработка плана реализации проекта. 

Определение необходимых ресурсов, которые необходимо привлечь.

Программа мероприятий, проводимых в рамках реализации проекта:

  1. Урок по окружающему миру по теме  « Моря, реки и озера России»;
  2. Доклад Леонова Александра на тему «Москва река – река столицы»;
  3. Выступление Лебедевой Ксении на тему «Река Волга»;
  4. Экология реки Невы «Водный патруль Гринпис начал работу на Неве». Доклад Ильиной Анны;
  5. Видео-кроссворд «Речные загадки»;
  6. Просмотр презентации «Озеро Байкал»;
  7. Подготовка докладов детей о реках России.                        

 Полученные результаты:

1. Багаж знаний учащихся нашего класса пополнился сведениями о морях, реках и озёрах России.

2. Ученики 4 класса получили большое удовольствие, работая над этим проектом (это их первый большой совместный проект). Дети увидели, что, используя компьютер, можно подготовить и очень интересно провести урок окружающего мира.

3.В процессе подготовки и проведения мероприятий проекта наш класс стал более дружным.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кроссворд «Речные загадки»

Слайд 2

2 1 2 3 4 5 7 8 9 10 6 3 .На реке стена из нитей: Кто войдёт – Не может выйти. По горизонтали: с е т ь

Слайд 3

3 1 2 3 4 5 7 8 9 10 6 5 .Плавает у мостика Красный с белым хвостиком: То потонет, то всплывёт – Рыбаку сигнал даёт. По горизонтали: с е т ь п о п л а в о к

Слайд 4

4 1 2 3 4 5 7 8 9 10 6 6 . Недаром эта модница Склонилась над водой. Всё лето в речку смотрится – Любуется собой. По горизонтали: с е т ь п о п л а в о к и в а

Слайд 5

5 1 2 3 4 5 7 8 9 10 6 9 . В реках, старицах, озёрах Много зарослей, в которых эта рыбка о битает, И прудов не избегает, с промерзающей водой… И серебряный бывает, И бывает золотой. По горизонтали: с е т ь п о п л а в о к и в а к а р а с ь

Слайд 6

6 1 2 3 4 5 7 8 9 10 6 1 . Не рубили дерево, Не валили дерево, Но достало дерево До другого берега. По вертикали: с е т ь п о п л а в о к и в а к а р а с ь т е н

Слайд 7

7 1 2 3 4 5 7 8 9 10 6 2 . Без вешнего тепла Не вырвется из-под стекла. По вертикали: с е т ь п о п л а в о к и в а к а р а с ь т е н р к

Слайд 8

8 1 2 3 4 5 7 8 9 10 6 4 . За плечами в рюкзаке Спит, мечтая о реке. На реке бока раздует И на волнах затанцует. По вертикали: с е т ь п о п л а в о к и в а к а р а с ь т е н р к л дк

Слайд 9

9 1 2 3 4 5 7 8 9 10 6 7 . То здесь – во льду окошко. То там – во льду окошко. У каждого окошка Удачи ждёт Тимошка. По вертикали: с е т ь п о п л а в о к и в а к а р а с ь т е н р к л дк у н к а

Слайд 10

10 1 2 3 4 5 7 8 9 10 6 8 . В день крылатый водолаз В полынью нырнёт не раз И личинку не одну Схватит, бегая по дну. По вертикали: с е т ь п о п л а в о к и в а к а р а с ь т е н р к л дк у н к а л яп а

Слайд 11

11 1 2 3 4 5 7 8 9 10 6 10 . Большой, с усами Под мостом Перед грозою Бьёт хвостом. По вертикали: с е т ь п о п л а в о к и в а к а р а с ь т е н р к л дк у н к а л яп а о м

Слайд 12

12 Автор работы – Коровина Ирина Николаевна у читель начальных классов МОУ СОШ №9 г. Сафоново Смоленской области Использованы материалы: Кроссворд – автор Светлана Балашова фото www.yandex.ru Вы скачали презентацию на сайте – v iki.rdf.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ « Уваровская СОШ» Учитель: Громова Н.В. Озеро Байкал

Слайд 2

Этой презентацией хочу рассказать про озеро Байкал. Про его легенду с рекой Ангарой. Про его не вероятную чистую воду и так я начинаю… Цель:

Слайд 3

Введение. Слово о Байкале. Легенда о дочери Байкала. Примечательные места. Наука о Байкале Туризм Вопросы и ответы. Растительный и животный мир. Фотографии. Литература.

Слайд 4

"Святое море", "святое озеро", "святая вода" - так называли Байкал с незапамятных времен и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке, и путешествующие иноземцы, преклоняясь перед его величественной неземной красотой. Каждый человек побывавший хоть раз на этом озере, я думаю не оставался равнодушным. Озеро Байкал расположено на юге Восточной Сибири, на границе между Иркутской областью и Республикой Бурятия. 20-25 млн. лет. Однако, современные очертания Байкал приобрел сравнительно недавно - быть может, несколько миллионов лет назад. В Байкал впадает 336 рек и ручьёв , однако это число учитывает лишь постоянные притоки . Самые крупные — Селенга , Верхняя Ангара , Баргузин , Турка , Снежная , Сарма . Из Байкала вытекает одна река — Ангара . На территории Байкала находится 22 острова . Наиболее крупный и интересный из них — остров Ольхон. Слово о Байкале

Слайд 5

Легенда о дочери Байкала В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Днем она светла — светлее неба, ночью темна — темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы: гуси, лебеди, журавли — спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили: "Разве можно светлое чернить?" Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось море-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: — Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды. Байкал гневно крикнул: — Я могу дать только свои слезы! Тысячи лет течет Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: "Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю".

Слайд 7

Наука о Байкале Научное изучение озёр называется лимнологией . В Иркутском Академгородке есть лимнологический институт, изучающий Байкал. Изучением Байкала занимаются и независимые научные организации, такие как Байкальский исследовательский центр (АНО). Топонимы В далёком прошлом народы, населяющие берега Байкала, каждый по-своему именовали озеро. Происхождение названия озера точно не установлено. Ниже приведены наиболее распространённые версии происхождения слова «Байкал»: Бай-Куль ( тюрк .) — богатое озеро; Иссык-Куль - теплое озеро Байгаал-Далай ( монг .) — богатый огонь; Байгаал-Нуур (бур.) — озеро Байгаал (откуда буряты заимствовали название Байгаал , неизвестно); Бэй-Хай (кит.) — северное море. Первые русские землепроходцы Сибири употребляли эвенкийское название «Ламу» (море). Со второй половины XVII века русские переходят на бурятское название « Байгаал ». При этом они лингвистически приспособили его к своему языку, заменив характерное для бурят «г» на более привычное для русского языка «к», в результате чего окончательно сложилось современное название.

Слайд 8

Попасть на Байкал можно разными путями. Как правило, желающие посетить его сначала отправляются в один из ближайших крупных городов: Иркутск, Улан-Удэ или Северобайкальск , чтобы оттуда уже более детально планировать свой маршрут. Проезжая по Транссибирской магистрали между Иркутском и Улан-Удэ, можно часами любоваться видами озера, простирающегося прямо за окном поезда. В 70 км от Иркутска, на берегу Байкала возле истока Ангары расположен город Листвянка, одно из самых популярных мест туризма на Байкале. Добраться сюда из областного центра можно на автобусе или теплоходе всего за час с небольшим. На различных участках вокруг озера проходит Большая Байкальская Тропа — система экологических троп и один из прекраснейших способов для туристов увидеть уникальную природу и насладиться захватывающими видами и панорамами Байкала. Самые популярные маршруты проходят из города Листвянка до Больших Котов, на полуострове Святой Нос и в большинстве других мест, куда могут добраться туристы. Туризм

Слайд 9

Вопросы и ответы

Слайд 10

Вопросы и ответы

Слайд 11

По данным Лимнологического института, в Байкале водится 2630 видов и разновидностей растений и животных, 2/3 которых обитают только в этом водоёме, т. е. являются эндемиками . Такое обилие живых организмов объясняется большим содержанием кислорода во всей толще байкальской воды. Наиболее интересна в Байкале живородящая рыба голомянка, тело которой содержит до 30 % жира. Она удивляет биологов ежедневными кормовыми миграциями из глубин на мелководье. Из рыб в Байкале водятся омуль, хариус, сиг, осётр, налим, таймень, щука и другие. Байкал уникален среди озёр тем, что на большой глубине здесь произрастают пресноводные губки. Птицы Байкала Соболь Нерпа (байкальский тюлень) Растительный и животный мир

Слайд 12

На Байкале водится 236 видов птиц, из них 29 водоплавающих, главным образом различные виды уток, стаи которых часто встречаются во время плавания по Байкалу. На скалистых островах Байкала в большом количестве селятся чайки. В открытом Байкале часто встречается баклан. Особенно много птиц в дельтах рек и на мелководных заливах. Реже на берегах Байкала можно встретить гусей, лебедей-крикунов. Кое-где встречается серая цапля и чернозобая гагара. В Прибайкалье обитает 7 видов орлов и подобных им птиц. Птицы Байкала

Слайд 13

Соболь Со́боль — пушной зверёк семейства куньих, родина которого — леса и горы Восточной Сибири. В настоящее время соболь встречается по всей таёжной части России от Урала до побережья Тихого океана. Длина тела соболя — до 56 см, хвоста — до 20 см. Наибольшую активность проявляет утром и вечером. Как правило, обитает в кедрачах, в верховьях горных рек, близко к земле — в зарослях стланика, среди каменных россыпей, изредка поднимается в кроны деревьев.

Слайд 14

Байкальская нерпа Байка́льская не́рпа (лат. Pusa sibirica )— единственный в мире вид тюленя, который живёт в пресной воде. Обитает в озере Байкал, особенно широко в северной и средней его частях. Размеры самцов достигают длины 1,8 м и массы 130—150 кг; самки по размерам меньше; могут дожить до 55 лет. Детёнышей нерпа рождает на берегу, в снежном логове. Большая часть нерп рождается в середине марта. Детёныши имеют мех белого цвета, что позволяет им в первые недели жизни быть незаметными на снегу.

Слайд 15

Фотографии озера

Слайд 19

Литература http://www.baikal.ru http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB#.D0.94.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.BF.D1.80.D0.B8.D0.BC.D0.B5.D1.87.D0.B0.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.B8 http://www.spacedigest.com.ru/index.php/Russian+Federation?l_id=5 Галазий Г. И. Байкал. — Иркутск: Вост.-Сиб . кн. изд-во 1979. http://angara.net/photo/album/122



Предварительный просмотр:

Самая крупная река российской столицы – Москва-река. Помимо нее открытое русло до нашего времени сохранили реки: Яуза, Сетунь, Сходня, Раменка, Ичка, Чечера и Очаковка. Другие небольшие реки, в том числе и широко известная Неглинная, заключены либо частично, либо целиком в трубы для отведения поверхностного стока воды.

В самых первых документальных источниках о Москве содержатся немногочисленные разрозненные данные о самых значительных реках города: Москве-реке, Неглинке, Яузе. Вплоть до 20 века о реках Москвы не собирали систематических данных. Первым, кто занялся изучением московских рек, стал К.А. Здановский, издавший в 1926 году "Каталог рек и озёр Московской губернии". В этом каталоге на карте были указаны 40 рек, протекающих по территории Москвы. Названия были указаны для 23 из них, остальные были обозначены безымянными.

В 1947 году торжественно отмечался 800-летний юбилей Москвы, и в связи с этой датой в ученой среде значительно повысился интерес не только к Истории Москвы, но и к ее природным ресурсам. В это время вышла книга "Природа города Москвы и Подмосковья", содержавшая статью Н.Н. Лущихина о реках Москвы. С интервалом в несколько лет вышли сводки Ф.Я. Нестерука о естественных водоемах города, а в 1958 году была издана монография Е.Д. Смирновой "Реки и озёра Московской области".

Во второй половине 1980-х годов интерес к водным артериям российской столицы стал особо острым. Ввиду того, что водораздельные промежутки практически повсеместно целиком застраивались, а более-менее нетронутые уголки природы сохранялись лишь у берегов московских рек, возникла необходимость озаботиться сохранностью этих водоемов. В это время начали активно исследовать Московские лесные массивы, изучать видовой состав птиц и животных, интересоваться древними исконными названиями рек и родников.

Самая крупная и самая известная река российской столицы – Москва-река. В черте города ее протяженность составляет около 80 км. Исток этой реки находится в Смоленской области, и в старину его называли Москворецкая лужа. В границах Москвы эта река имеет около 70 притоков. В это трудно поверить, т.к. увидеть эти притоки мы не можем – большинство из них упрятаны в водосборные коллекторы. Наиболее узкая часть Москвы-реки (120 м) приходится на место напротив Кремля, а наиболее широко раскидывается река возле Лужников. Почти на всем протяжении Москвы-реки ее берега укреплены бетонными плитами. Одетые в гранит набережные – одна из самых живописных архитектурных составляющих города. Сегодня число мостов переброшенных через Москву-реку превышает 20, а самый первый каменный мост был построен в1692 году – это был Всехсвятский мост.

Прочно вошла в историю столицы России и река Неглинная, которая является одним из притоков Москвы-реки. Река Неглинная известна также под названиями Неглинка, Неглимна или Самотека. Практически по всей длине (7,5 км) эта река заключена в трубу. Но в те времена, когда она еще свободно протекала по территории Москвы, эта река дала название некоторым улицам и другим объектам: Неглинная улица, Трубная улица. Трубная площадь, а также одноименная станция метро – все это производные от реки Неглинной. Река Неглинка протекает через одну из самых известных улиц Москвы – Кузнецкий мост. Правда, сейчас мы увидеть реку не можем – на этом участке она заключена в трубу.

Рассказывая о реках Москвы, нельзя не упомянуть о самом крупном притоке Москвы-реки в пределах города – реке Яузе. На целых 27, 6 км протянулась эта река по территории Москвы, а общая ее длина составляет 48 км. Устье реки Яузы приходится на центр Москвы в районе Устьинского моста. Эта московская река на некоторых участках до сих пор проходима для мелких судов.

В последние десятилетия качество воды в реках Москвы неуклонно ухудшается. Причин тому множество: это и застройка водоохранных территорий, и увеличение температуры грунтовых вод, и ухудшение общей экологической ситуации, а также то, что в Москве соотношение природных и сточных вод 1:2, т.е. в бассейнах рек преобладают сточные воды, которые после очистки не соответствуют экологическим стандартам. В общем в реки Москвы за год со сточными водами поступает 3840 тонн нефтепродуктов, 452080 тонн взвешенных веществ, 173280 тонн хлоридов, 18460 тонн органических веществ. Причем, взвешенных веществ в этих водах в 24 раза больше, чем содержится в сточных водах различных предприятий.

Несмотря на такое положение вещей, реки и каналы Москвы придают ей необычайную живописность. Редкие смельчаки отваживаются купаться в той же Москве-реке, но массу удовольствия можно получить, прокатившись по реке на речном трамвайчике. Прогулочные теплоходы начинают свой маршрут от Новоспасского моста (ст. метро Пролетарская) и заканчивают у Киевского вокзала.



Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЯ РЕКИ НЕВЫ

Водный патруль Гринпис начал работу на Неве

       20 мая 2009 г. Санкт-Петербург. С сегодняшнего дня специальная лодка Гринпис начнёт регулярно курсировать по Неве и ее притокам. Экипаж лодки будет отбирать пробы воды, выявлять нелегальные стоки и аварийные сбросы загрязняющих веществ с предприятий, реагировать на обращения петербуржцев.

      Уже третий сезон подряд в период навигации лодка Гринпис работает в акватории Невы. В этом году водный патруль будет отслеживать сбросы в городские реки, в том числе залповые, которые неоднократно фиксировали активисты Гринпис, а также обследовать ранее не изученные водные артерии. Для этого лодка будет регулярно обходить Неву и её притоки, выявляя загрязнения. Информация обо всех фактах нанесения вреда петербургским рекам будет передана в контролирующие органы, и Гринпис  намерен заставить чиновников выполнять их обязанности.

       За время работы водного патруля Гринпис выявлено множество случаев залповых сбросов загрязняющих веществ, информация о которых передавалась в контролирующие органы и публиковалась на сайте проекта «Чистая Нева». Результатами работы в прошлом году явились неоднократные привлечения предприятий-загрязнителей к ответственности.

         Экипажем лодки проведено исследование крупнейших неочищенных стоков в реку Неву, а независимые данные о качестве сточных вод, сбрасываемых предприятиями через сети ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», были переданы в Природоохранную прокуратуру. Это стало поводом для проведения проверки прокуратурой деятельности водного монополиста, по результатам которого предприятие было привлечено к ответственности. После обнародования этих данных «Водоканал» признал необходимость контроля за сбросами предприятий в городскую канализацию и начал ревизию своих стоков.

          «Кроме водного патруля Гринпис фактически никто не занимается оперативным контролем за сбросами предприятий. Как показал опыт нашей работы, обнаружением залповых сбросов загрязняющих веществ в водоёмы чаще занимаются обычные люди и общественные организации, а не те госорганы, в обязанности которых входит эта работа. В результате, основная часть подобных нарушений оказывается безнаказанной», – говорит руководитель Санкт-Петербургского отделения Гринпис Дмитрий Артамонов.

               Гринпис призывает петербуржцев обращать внимание на состояние рек. Увидев на реке нефтяное пятно или другое загрязнение, необходимо сообщить об этом в дежурную службу ГУП ПИЛАРН (государственное унитарное предприятие по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти) по тел.: 323-13-56, а также в Гринпис на адрес neva-patrol@greenpeace.org или оставить свою жалобу о загрязнении Невы и ее притоков на сайте www.saveneva.ru через специальную форму.

Дополнительная информация:

        Проект Гринпис «Чистая Нева» стартовал в июне 2007 года. Его цель – улучшить качество воды в Неве и предотвратить ее дальнейшее загрязнение. В августе 2007 года начал работу водный патруль Гринпис на Неве. Вся информация, полученная в результате работы водного патруля, размещается на сайте проекта «Чистая Нева». О выявленных превышениях норм концентраций загрязняющих веществ Гринпис сообщает в Прокуратуру Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Росприроднадзор, а также городским и областным властям.

       В 2009 году Гринпис намерен исследовать прямые стоки ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», сбросы сточных вод предприятий, а также сбросы городской канализации на предмет наличия особо опасных токсичных веществ, которые были обнаружены в невских илах и сбросах с городских станций аэрации в 2008 году. К таким веществам относятся фенолы, тяжелые металлы (кадмий, ртуть, свинец, ванадий, мышьяк), полибромированные дифенилэфиры фталаты. Все эти вещества и соединения канцерогенны, обладают способностью накапливаться в тканях живых организмов, практически не разлагаются в окружающей среде. Несмотря на то, что к воздействию этих веществ уже давно приковано внимание мирового сообщества, а страны Северной Атлантики даже подписали конвенцию о полном прекращении их сбросов к 2020 г., российская система водного контроля продолжает не замечать эту проблему, оставаясь на уровне 80-х годов прошлого века.

15 тысяч человек просят губернаторов спасти Неву

 21 марта 2008 г. Санкт-Петербург. Сегодня, накануне Всемирного дня воды, Гринпис передал губернаторам Санкт-Петербурга и Ленинградской области обращение в защиту Невы, подписанное жителями Петербурга и Ленинградской области.

         Более 15 тысяч человек поставили свои подписи под обращением Валентине Матвиенко и Валерию Сердюкову, в котором просят губернаторов принять меры по спасению Невы. В обращении затронуты основные проблемы главной артерии города - сброс неочищенных сточных вод с предприятий, отсутствие эффективного водного контроля и опасная транспортировка нефтепродуктов по Неве. В ситуации, когда федеральные власти бездействуют, губернаторы города и области должны объединить свои силы и влияние для прекращения незаконных сбросов сточных вод и недопущения аварии нефтетанкеров, способной поставить город на грань катастрофы.

Около 15 сотрудников милиции вначале попытались воспрепятствовать прохождению двоих активистов Гринпис с подписями на территорию садика перед Смольным. Однако, не усмотрев в их действиях ничего противозаконного, милиционеры были вынуждены пропустить активистов в канцелярию Правительства Санкт-Петербурга и даже сопроводили до входа в здание.

Дополнительная информация:

        В 2007 году стартовал проект «Чистая Нева», направленный на улучшение качества воды в Неве и предотвращение ее загрязнения. Гринпис проводит собственные исследования качества воды в реке и в стоках предприятий и доводит эту информацию до горожан. В период навигации по Неве курсирует специально оборудованная лодка Гринпис, экипаж которой отбирает пробы воды, выявляет нелегальные стоки и аварийные сбросы загрязняющих веществ с предприятий. Информацию об исследованиях Гринпис и проекте «Чистая Нева» можно получить на сайте www.saveneva.ru.

          Всемирный день воды ежегодно отмечается 22 марта. Этот день объявлен Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году. В резолюции Генеральной Ассамблеи предложено государствам проводить в этот день мероприятия, посвящённые сохранению водных ресурсов. Пригодной для питья воды на планете становится все меньше - практически все водоемы подвержены антропогенному воздействию. Почти 70 % населения России употребляют воду, не соответствующую стандартам питьевой воды.



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Моря, реки и озера России"

Громова Наталья Васильевна, учитель начальных классов

Цели:

- сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России;

- познакомить с географическим положением рек;

- совершенствовать умения и навыки работы с физической картой России;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, рассуждать и делать выводы

Ход урока

I. Актуализация знаний

Чтение стихотворения учителем

Я рисую море,

 Голубые дали.

 Вы такого моря

 Просто не видали!

 У меня такая

 Краска голубая,

 Что волна любая

 Просто как живая!

 Я сижу тихонько

 Около прибоя –

 Окунаю кисточку

 В море голубое.

- Ребята, о чем пойдет речь на нашем уроке?

II. Работа над новым материалом

Работа в группах над проектами:

Выбирают роли:

выступающие – по количеству докладов,

ответственный за запись ответов по плану,

контролирующий время,

руководитель группы.

1 группа – Моря

2 группа – Озера

3 группа – Реки

План выступления группы «Моря»

Название моря

 Площадь моря

 Интересные сведения

 Показать на карте местонахождение

План выступления группы «Озера»

Название озера

 Площадь озера

 Интересные сведения

Показать на карте местонахождение

План выступления группы «Реки»

Название реки

 Длина реки

 Интересные сведения

 Показать на карте местонахождение

Оформление проектов( заполняют титульный лист, вставляют материалы в папку).

Результат:

Необходимо следить за тем как правильно показывают объекты (море и озеро круговым движением указки вдоль берегов по часовой стрелке, реки от истока к устью)

О морях:

Берега России омывают моря трех океанов. На севере – Северно-Ледовитый океан, на западе – Атлантический океан, на востоке – Тихий океан. Всего 11 морей. Вода в морях соленая.

 Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Это моря: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

 Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы.

 Это моря: Охотское, Японское, Берингово.

 Моря Атлантического океана особенно глубоко впадают в сушу.

 Это моря: Черное. Балтийское, Азовское.

 Черное море теплое, большая часть никогда не замерзает. О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются.

О озерах:

На территории России свыше двух миллионов озер. За особую красоту их иногда называют голубыми глазами Земли.

 Самое глубокое пресное озеро мира - Байкал (1637 метров). Самое большое по площади – Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером- морем или морем. К озерам-морям также относятся Аральское и Белое море.

 Ладожское и Онежское озера – это крупнейшие озера Европы. Это озера с пресной водой. Они связаны между собой рекой Свирь.

О реках:

В нашей стране более 2 миллионов рек. Из них около 200 – большие (длиной свыше 500 км). Самые крупные реки нашей страны – Волга, Обь, Енисей. Лена. Амур.

 Самая крупная река Восточно-Европейской равнины –Волга. Еще: на севере – Северная Двина и Печора, на юге – Дон и Урал, в центре – Кама и Ока.

 Самые крупные реки Западно-сибирской равнины – Обь и Енисей. Река Обь имеет много притоков, одним из них является Иртыш. Енисей берет свое начало в Саянах. Обе реки впадают в Карское море.

 Самые крупные реки Средне-Сибирского плоскогорья – Лена, Амур и приток Енисея Ангара. Река лена имеет наибольшее количество притоков. На севере плоскогорья текут реки Индигирка и Колыма.

III. Физкультминутка:

Море волнуется раз,

 Море волнуется два,

 Море волнуется три,

 Морская фигура замри!

IV. Рефлексия. Подведение итогов проектной работы.

Кораблики:

красный – отлично

синий – хорошо

желтый – нужно еще работать

 

V. Закрепление изученного материала

Работа с контурной картой.

Заштрихуйте синим карандашом – Балтийское море, Черное море.

Раскрасьте голубым карандашом – Каспийское озеро-море, озеро Байкал, Ладожское озеро, Онежское озеро.

Обведите синим карандашом реки – Обь, Енисей, Лена, Амур, Волга.

Контурные карты сдаются учителю на проверку.

VI. Заповедник России – Дальневосточный морской заповедник.

В 1978 году был создан первый в России морской заповедник! Этот уникальный заповедник находится на Дальнем Востоке, в Японском море, а точнее в заливе Петра Великого. В этом месте удивительно богатый подводный мир. Рыб в водах заповедника боллее 100 видов.

А разных морских молюсков, ракообразных более 2 тысяч видов. Среди них морские звезды. причудливые морские лилии, и другие. В состав заповедника входит большой участок побережья и 12 островов с богатым растительным и животным миром.

VII. Итог урока

Мы – россияне – гордимся богатой природой своей страны и должны сделать все для её сохранения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру по теме "Моря, озера и реки России"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Моря, реки и озёра России". Программа "Школа России" 4 класс....

Конспект урока "Моря, озера и реки России" (4 класс, УМК "Школа России")

Конспект урока окружающего мира "Моря, озера и реки России" + презентация к уроку...

Тема: Моря, озера и реки России.4 класс,окружающий мир, УМК «Школа России»

Тема:  Моря, озера и реки России.4 класс,окружающий мир, УМК «Школа России»...

Тест по окружающему миру по теме «Моря, озера и реки России» (4 класс, УМК « Школа России»)

Тест по окружающему миру по теме "Моря, озера и реки России...

Технологическая карта урока окружающего мира "Моря, озера и реки России" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о морях, озерах и реках РоссииЗадачи урока:Дидактические: 1) познакомить обучающихся с морями, озерами, реками России; 2) познакомить с м...

3. Море Лаптевых. Моря, озера и реки России

По теме: "Моря, озера и реки России". Окружающий мир 4 класс УМК Школа России...