Проект "Леса и животные России"
проект по окружающему миру (4 класс) на тему
Цель проекта:
формирование у детей ясных представлений о природной зоне «Леса России», с растениями и животными лесов России, с проблемами, возникшими по вине человека.
Основополагающий вопрос
Какое значение имеют леса для жизни человека?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_okr.miru_.doc | 41.5 КБ |
lesa_rossii.doc | 33 КБ |
zhivotnye_rossii.doc | 37.5 КБ |
viktorina.doc | 26 КБ |
igra_zvyozdnyy_chas.doc | 61 КБ |
ohrana_i_zashchita_lesov_i_zhivotnyh.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по окружающему миру.
«Леса и животные России»
Авторы проекта: Учащиеся 4 А класса
Руководитель проекта : Учитель начальных классов Громова Наталья Васильевна
Методические рекомендации:
- Ознакомление с окружающими миром имеет большое воспитательное значение. Огромная широта предмета её изучения, многообразие составляющих его элементов дают возможность знакомить учеников с самыми разнообразными явлениями.
- Ознакомление с окружающими миром рассматривает явления природы и человеческого общества во взаимосвязи и в развитии. На конкретных фактах ученики видят диалектическое единство разнообразных противоречивых процессов: горообразование и выравнивание земной поверхности, размывание и отложения, испарение воды и её осадки, нагревание и охлаждение и т. д. Диалектический характер всего существующего весьма наглядно проявляется на географических объектах и их изменениях.
- В процессе обучения ознакомлению с окружающими миром у детей закладываются зачатки диалектико-материалистического мировоззрения.
- Ученикам начальной школы более доступно мышление образами. И по самой логике познавательного психического процесса целесообразно в начальной школе главный упор делать на образование у учеников конкретных представлений. Природоведческие знания, приобретаемые учениками в младших классах, и назывались раньше в программе «географическими представлениями». Обучение природоведению в этих классах имеет целью накопить представления для объяснительного чтения. Программа требует от учителя добиваться того, чтобы «за каждым прочитанным словом у детей было конкретное представление».
Цель проекта:
формирование у детей ясных представлений о природной зоне «Леса России», с растениями и животными лесов России, с проблемами, возникшими по вине человека.
Основополагающий вопрос
Какое значение имеют леса для жизни человека?
Задачи:
- Сформировать у учащихся представление о лесах России; познакомить с географическим положением зоны лесов России, познакомить с растительным и животным миром.
- Сформировать у учащихся представление о роли лесов в жизни человека и природы; познакомить с экологическими проблемами, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей.
- Формировать умение пользоваться картой и атласом, энциклопедиями и справочной литературой. Развивать познавательную активность учащихся, умение работать с литературой, анализировать с опорой на изученный материал.
Этапы реализации проекта.
I этап. Организационный.
II этап. Планирование реализации проекта.
III этап. Реализация проекта.
1.Доклад учителя, Громовой Н.В. на тему « Растения и животные России. Их охрана».
2.Сообщение Андреевой Полины на тему: «Леса России»
3.Сообщение Смирнова на тему: Вадима «Животные России»
4.Просмотр презентации «ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ»
6.Экскурсия в лес.
7.Игра «Зелёный час» .
8. Викторина. «Про зелёные леса и лесные чудеса».
5.Прослушивание сообщений учащихся на тему « Растительный и животный мир лесов России».
Полученные результаты:
1. Багаж знаний учащихся нашего класса пополнился сведениями о растениях и животных лесов России. Расширились: кругозор; представления детей о значении растений для жизни на Земле; знания о редких и вымирающих растениях и животных, занесённых в «Красную книгу России».
2. После проведения игры «Зелёный час» расширились знания о разнообразии деревьев России. Была раскрыть экологическая проблема. Дети поняли о необходимости бережного отношения к лесному хозяйству.
3. Учащиеся класса получили опыт исследовательской работы, а также опыт проведения различных мероприятий.
4.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к растениям, чувство доброты, сопереживания, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
5.В процессе подготовки и проведения мероприятий проекта наш класс стал более дружным.
6. Подготовили сообщения на тему «Растительный и животный мир лесов России»
Предварительный просмотр:
Леса России
Леса России представляют собой экологический каркас биосферы не только нашей страны, но и всего северного полушария планеты. 22 % площади лесов и 25 % древесных запасов мира принадлежат России. В России леса занимают 69 % площади суши. Поэтому обеспечение рационального, неистощительного использования лесных ресурсов, их охрана и воспроизводство - не только национальная, но и глобальная проблема, жизненно важная для всего человечества.
Лесопромышленный комплекс России в 1997 г. объединял свыше 30 тыс. предприятий и обеспечивал 2, 3 % общего валового внутреннего продукта, 3, 6 % выпускаемой промышленной продукции, 10 % общего объема производства непродовольственных товаров и 4, 1 % валовой выручки. Из-за непродуманной приватизации и отсутствия государственной поддержки в лесопромышленном комплексе страны за последние 10 лет произошел обвал.
В наиболее освоенных регионах России, где имеются благоприятные природные условия для выращивания леса лесные ресурсы подорваны их неумеренной эксплуатацией в 30-70-е годы. В первую очередь были вырублены высокопродуктивные хвойные древостои, расположенные вблизи транспортных путей. Примерно на 50 млн га в европейской части России произошла нежелательная смена пород, хвойные леса заместились мелколиственными. Стратегическая задача лесного хозяйства - восстановление коренных хвойных фитоценозов в соответствующих для них условиях произрастания. К настоящему времени в России имеется 14 млн га посаженных лесов, в основном на европейской части России, что составляет около 2 % покрытой лесом площади. Общий кризис, охвативший Россию, сказался и на лесовосстановительных работах - к 1997 г. лесовосстановительные работы сократились вдвое.
Для повышения рентабельности лесного комплекса нужно увеличить объем экспорта и изменить его структуру. Выгоднее продавать пиломатериалы, целлюлозу, бумагу и картон, а не круглый лес. Необходимо восстановить мощности по лесопилению, которые были до 1990 г. В 1990 г. было экспортировано 15, 7 млн м3 пиломатериалов, в 1997 г. - 4, 8 млн м3. В настоящее время объем экспорта пиломатериалов составляет 23 % от их общего производства в России.
Увеличение объемов экспорта, в первую очередь пиломатериалов, а также рост поставок отечественных пиломатериалов на внутренний рынок дают возможность, с учетом постоянно повышающейся цены на мировом рынке в среднем на 1, 5-2, 0 % в год, получить необходимые средства для подъема целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности, нуждающихся в реконструкции с использованием современных технологий и учетом экологических требований.
Одной из задач подъема экономики России можно считать увеличение доли валовой внутренней продукции лесного комплекса как минимум в 3 раза. Для обеспечения устойчивого развития лесного комплекса с сохранением глобального экологического значения лесов России необходимо повысить правовой статус органов управления лесами на региональном и федеральном уровнях. Всего в лесном хозяйстве занято 217, 4 тыс. человек, т. е. на одного работающего приходится 55, 0 тыс. га земель лесного фонда. Средняя месячная заработная плата работника лесного хозяйства, который трудится в тяжелых условиях, составила в 1998 г. всего 527 руб. При таком положении трудно рассчитывать на действенную работу лесной охраны. Сумма штрафов за лесонарушения в 1997 г. составила только 526, 5 тыс. руб., или 0, 098 % от затрат на лесное хозяйство из федерального бюджета.
Велик вклад лесов России в мировой процесс депонирования углерода и предотвращения нежелательных последствий глобального потепления климата. В целом леса России поглощают ежегодно 262 млн т углерода. Но эта величина может быть по крайней мере удвоена, если добиться равномерного распределения площади российских лесов по возрастным группам. Наибольшей депонирующей способностью обладают молодняки: в возрасте до 20 лет деревья дают 0, 934 т/га в год, в возрасте от 20 до 40 лет - 1, 611 т/га. С увеличением возраста деревьев депонирующая способность леса падает и в перестойных древостоях практически равна нулю. Резервы для увеличения количества депонируемого углерода очень велики. Это прежде всего оптимизация возрастной структуры лесов, когда будет достигнуто равномерное распределение по группам возраста. При этом молодняки в возрасте до 40 лет и средневозрастные леса будут занимать 60 % покрытой лесами площади (в настоящее время молодняки и средневозрастные хвойные, доминирующие в лесном фонде, занимают 39 %).
Второй резерв - лесовосстановление и лесоразведение, в основном хвойными и твердолиственными (дуб, бук) породами, которые в большей мере поглощают углекислый газ. В целом объемы ежегодного депонирования углерода могут быть увеличены на 132 млн т в год. Кроме того, увеличить объем депонирования углерода можно путем реконструкции малоценных редкостойных хвойных и лиственных древостоев и облесением нелесных.
Предварительный просмотр:
«Животные России»
Россия. Крупнейшая по занимаемой площади страна в мире. В нашей стране обитает значительная часть сухопутных представителей фауны мира. Вдумайтесь, позвоночных животных России свыше 1550 видов - 700 видов различных птиц, порядка 300 видов млекопитающих, рептилий - более 85, 350 видов представителей пресноводных рыб, более 35 видов амфибий. Количество видов морских рыб переваливает за 1,5 тысячи. В связи с огромной территорией, распространение и видовое присутствие животных напрямую зависит от климатического и ландшафтного свойства местности. Только в нашей стране в зависимости от места присутствия можно проживать и в пустынях Арктики, и в знойных полупустынных климатических районах, и девственной, нетронутой ногой человека тундре, и в хвойных, лиственных или смешанных лесах, и в бескрайних пустынях.
Большую часть животного мира России представляют таёжные, арктические и субарктические комплексы фауны. Значительная часть этого разнообразия видов обитает в таёжных районах нашей родины. К сожалению, из-за антропогенного фактора, последние два столетия многообразие и количественное выражение представителей нашей фауны неуклонно уменьшается. Человек расширяя свое присутствие, увеличивая размеры пастбищ и посевных, загрязняя землю, воздух и воду, уничтожает животный мир России, отдельных ярких представителей которого мы уже можем видеть только на картинках.
Для Арктической фауны характерны однородность на всей территории, скудность видового разнообразия, доминирование морских представителей и зависимость в по части пропитания сухопутных животных от морских. Самые яркими представители арктических просторов - белые медведи, моржи, кольчатая нерпа - обитают в пределах достаточно узкой полосой на побережье. Из млекопитающих больше всего морских видов: четырнадцать китообразных, девять ластоногих, таких как нерпа, лахтака, морской заяц, морж, гренландский тюлень. Сухопутных млекопитающих порядка десяти видов, но к арктическим относят песца, белого медведя и дикого северного оленя.
Видовое разнообразие животных тундры гораздо богаче Арктики. Животное достаточно изобильно заселяет лесотундру и тайгу. Значительная часть фауны имеют густой мех и светлый окрас. Между Енисейским заливом Карского моря и Хатангским заливом моря Лаптевых в летнее время стоит на пастбищах самая большая в мире популяция дикого северного оленя.
Животные тайги представлены достаточно однородно. Типичными представителями тайги являются белки, полевки, соболи, куницы, горностаи, лоси, северный олень, изюбрь, сибирская косуля, заяц-беляк, огромные бурые медведи, грациозные большие кошки - рыси.
Фауна лиственных и смешанных лесов разделена южно-сибирскими горами на две части. В европейском регионе богато представлены крупные млекопитающие – европейская косуля,кабан, олень. В лесах обитают хищники: лесная куница, барсук, европейская норка, рысь, волки. Животный мир российских лесостепей характеризуется смешением степных и лесных представителей фауны и, поэтому, не выделяется свой уникальностью.
Богатое в недавнее время разнообразие степных животных России стремительно исчезает. Освоение человеком степей, знаменитое поднятие "хрущевской" целины, безжалостно меняет картину степной фауны на глазах. Наиболее типичными представителями млекопитающих степей является заяц-русак, большой тушканчик байбак, крапчатый и большой суслики, хомяк, степная пеструшка, сайгак и др.
Забайкальские степи были менее подвержены воздействию человека чем Европейские и несмотря на более засушливый климатический характер они более богато населены представителями разнообразной фауны. Здесь широко представлены суслики, джунгарские, даурские и серые хомячки, сурки, полёвки, тушканчики, заяц-толай.
В Центрально-Азиатской части России типичны представители пустынной фауной, привыкшие большой разнице температур зимой и летом, днем и ночью. Распространены ушастый ёж, сайгак, песчанки, малый суслик, общественная полёвка, тушканчики, землеройки, земляной зайчик. Из хищников можно встретить хорьков и корсаков.
Побережье черного моря и горы Большого Кавказа образуют северную часть Средиземноморской подобласти, с богатой и разнообразой фауной.
Дальний Восток России отличается обилием благоприятных условий для жизни многих животных. Широко представлены бурундук, рябчик, росомаха, соболь, белка, куница-харза, пятнистый олень. Легендарные хищники - уссурийский тигр, леопард, медведь.
Хорошо распространены на территории России дикие копытные животные: большой кабан, дикий северный олень, грациозная косуля, крупный лось и сайгаки. Излюбленными животными для охоты из покон веков были пушные звери: соболь, занимающий первое место по своей ценности, белка, ондатра, норка, лисица. Главным промысловым зверьком является песец.
Огромные медведи, хитрые лисы, серые волки, кабаны и лоси...все это наше достояние и достояние нашей страны, от каждого из нас зависит их будущее. Сохраним этот удивительный животный мир России для потомков.
Предварительный просмотр:
Викторина.
“Про зелёные леса и лесные чудеса”.
- Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое дерево)
- Какое дерево цветёт позднее всех? (Липа – цветёт летом)
- Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
- Назовите самого прожорливого хищника планеты? (Стрекоза, т.к. за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)
- Какие птицы весной бормочут “Куплю балахон, продам шубу”? (Косачи, тетерева – самцы, слова подобны в подражание его песни – бормотанию)
- Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (Птичьи гнёзда хорошо видны)
- Зрячие или слепые рождаются зайчата? (Зрячие)
- Кто кукует у кукушки самка или самец? (Самец)
- У какого зверя каждый день растут зубы? (У всех грызунов)
- Есть ли у комаров зубы? (Есть – 22)
- Какому животному поставлено 2 памятника? (Лягушке)
- Водятся ли в наших лесах носороги? (Да, жук-носорог)
- Какой зверь бегает, как волк, лазает, как кошка, а с виду похож на медведя? (Росомаха)
- Трава от 99 болезней? (Зверобой)
- Разноцветные грибы? (Сыроежки)
- Дерево – символ нашей Родины? (Берёза)
- Как называется гнездо белки? (Гайно)
- Какие детёныши рождаются “голыми”, а уже через несколько часов имеют покров? (Ежата)
- Каким насекомым хлопают в ладоши? (Комары, моль)
- Какие растения являются хищниками для насекомых? (Росянка)
- Название, какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник)
Предварительный просмотр:
Игра “Звёздный час”.
Цели и задачи:
- Развивать познавательные интересы школьников младшего возраста.
- Раскрыть экологическую проблему, воспитывать у детей бережное отношение к лесному хозяйству.
- Содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Оформление:
Место, где проходит игра, превращается в лес (на стенах прикреплены рисунки деревьев, трав, цветов, птиц, лесных зверей, насекомых, солнышко, облака, грибы).
Плакаты: “Лес – наше богатство!”, “Судьба природы – наша судьба”.
Плакаты с заданиями.
Сигнальные карточки-цифры.
Музыкальное оформление.
Ход игры
Ведущий. Сегодня мы проведём интеллектуально-экологическую игру “Звёздный час”, но игра эта не совсем обычная, она пройдёт на лесной опушке.
1 ученик.
Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится: что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи: ты же видишь – мы свои!
Ведущий. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. Наше государство заботится о природе и много делает по её охране: высаживает новые леса, организовывает заповедники, сохраняет от полного уничтожения многие виды животных, растений. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? (Высказывания учащихся)
Ведущий. Подведём итог: Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?
2 ученик. Лес – это наше богатство!
3 ученик. Лес – это зелёный наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
4 ученик. Лес – это дом для зверей и птиц.
5 ученик. Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
6 ученик. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Ведущий. Вслушаемся в звуки леса (включается запись с голосами птиц, шумов леса). Не правда ли, прекрасны творения природы! Давайте подумаем вместе, будет ли природе хуже, если, собирая орехи, мы сломаем несколько веточек? Или сорвём 2-3 красивых цветка? Или поймаем необыкновенную бабочку? (ответы детей)
Ведущий. Да, природе будет хуже. Каждая сломанная попусту веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая ранка нанесённая природе. И если одну рану нанесёшь ты, другую – твой товарищ, 3, 4, 5 – кто-то ещё – то же с ней станет? Давайте подумаем: как же вести себя на природе? (дети называют правила поведения на природе)
Ведущий. Вы знаете как вести себя в храме природы, но ещё нужно знать и саму природу.
7 ученик.
Когда ты идёшь по тропинке лесной, вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “Почему” меж деревьями мчится, летит по пятам за неведомой птицей,
Другое – пчелою забралось в цветок, а третье – лягушкою скок в ручеёк.
“Что” мышкой шныряет под листьями в норах,
“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит “Отчего” на зелёном листке, “Куда” – полетело верхом на жуке,
“Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень, вопрос за вопросом, и так целый день.
Пойдём-ка, друзья, по тропинке лесной ответы искать под зелёным шатром.
Ведущий. Начинаем игру. Сейчас проведём отборочный тур. В отборочном туре участвуют все. За каждый правильный ответ, вы получаете жетон, 6 учеников, получившие наибольшее количество жетонов, проходят в 1 тур, т.е. становятся участниками игры. Будьте внимательны.
Вопросы отборочного тура:
- В какое время суток бобры строят своё жилище? (Ночью)
- Кто может пить ногой? (Лягушка)
- Какие грибы ест ёж? (Не ест)
- Что значит “Волка ноги кормят”? (Волк догоняет добычу бегом)
- Какая птица может шипеть как змея? (Вертишейка, вертиголовка)
- Кто видит ушами? (Летучая мышь)
- Кто слышит ногами? (Кузнечик)
- Какую корову доят муравьи? (Тлю-коровку)
- Какой гриб носит название хищного зверя? (Лисичка)
- Трава, которую могут узнать на ощупь, даже слепые? (Крапива)
- Какой цветок без листьев цветёт? (Мать-мачеха)
Ведущий. Подведём итоги отборочного тура. Посчитайте жетоны. У кого больше жетонов? Приглашаем победителей отборочного тура для продолжения игры (выходят победители).
8 ученик.
Шуми, шуми, зелёный лес! Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык твоё молчание немое,
И твой таинственный язык как что-то близкое, родное.
Ведущий. Многолик и красив русский лес! Почти 300 видов деревьев, кустарников, трав можно встретить в лесу. Значение леса огромно, чем активнее вторгается человек в лесную среду, тем больше нуждается наш зелёный друг в защите. Бережное отношение к лесу должно стать нормой поведения каждого человека. Сегодня, играя, мы вспомним, какие растения встречаются в нашей местности, и какую роль играют они в нашей жизни. Первый тур нашей игры называется “Растения нашего края”. Вопросы, которые будут предложены, посвящены растениям, которые растут в нашем крае в лесу. Выбрав правильный ответ, поднимите карточку с нужной цифрой (вывешивается плакат).
1 | 2 | 3 | 4 |
Ель | Берёза | Мать-мачеха | Осина |
5 | 6 | 7 | 8 |
Ольха | Сосна | Подорожник | Рябина |
Вопросы:
- Из какого дерева делают пианино? (Из ели)
- Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Берёза)
- Какое дерево цветёт первым? (Ольха)
- Из какого дерева делают спички? (Из осины)
- Какое растение лечит раны? (Подорожник)
Ведущий. Подведём итоги 1 тура (подводятся итоги, 1 участник, набравший меньшее количество балов, выбывает из игры). У нас 5 участников и мы начинаем 2 тур.
9 ученик.
Что мы сажаем, сажая леса? Чащу, где бродит барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат, чащу, где пёстрые дятлы стучат.
Ведущий. Много животных мы можем встретить в лесу, но их было бы ещё больше, если бы в их жизнь не вмешивался человек. Многие виды животных занесены в Красную книгу. Кто знает, что такое Красная книга?
(Высказывания детей).
Ведущий. Да, Красная книга – это книга, в которую занесены редкие виды растений и животных. Она называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. Храниться она в швейцарском городе Морже. В неё заносятся данные обо всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите человека. Иначе они могут исчезнуть с лица Земли, как исчезла, например, морская корова. В Международную Красную книгу попали и животные из нашей страны. Например, в Амурской области охраняется амурский тигр, красный волк, журавли – белые и чёрные, атлантический морж и другие. Однако записать все виды редких животных и растений в эту книгу нельзя, поэтому многие страны стали составлять свои Красные книги. В марте 1974 года была учреждена Красная книга и у нас в стране (вывешивается плакат).
1 | 2 | 3 | 4 |
Лиса | Волк | Барсук | Медведь |
5 | 6 | 7 | 8 |
Ёжик | Заяц | Белка | Лось |
Ведущий. Некоторые животные ещё не попали в Красную книгу, но к ним нужно относиться бережно. Второй тур нашей игры называется “Дикие животные наших лесов”. Вопросы, которые будут вам предложены, посвящены диким животным. Выбрав правильный ответ, поднимите карточку с нужной цифрой.
Вопросы ко 2 туру:
- Детёнышей какого зверька называют листопадничками? (Зайца)
- След какого хищника похож на человеческий? (Медведя)
- Кто бежит, выставляя вперёд задние лапы? (Заяц)
- Какой зверь легко может бегать по болотам? (Лось)
- Кровожадный хищник наших лесов? (Волк)
- Какие детёныши рождаются “голыми”? (Ежата)
Ведущий. Подведём итоги 2 тура (подводятся итоги, 1 участник выбывает). После 2 тура у нас осталось 4 участника, для них – 3 тур “Птицы” (звучит фонограмма песни “У дороги чибис”, на доске вывешивается плакат).
1 | 2 | 3 | 4 |
Ласточка | Снегирь | Дятел | Воробей |
5 | 6 | 7 | 8 |
Скворец | Синица | Дрозд | Стриж |
Вопросы к 3 туру:
- Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)
- У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см)
- Какая птица устраивает свои гнёзда в обрывах над рекой? (Ласточка)
- Кто из птиц быстрее всех летает? (Стриж)
Ведущий. Подведём итоги 3 тура (подводятся итоги, 1 участник выбывает). После 3 тура у нас осталось 3 участника, для них 4 тур “Логические цепочки”.
10 ученик Лес – не только для нашей забавы, он – богатство нашей страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы, нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята, где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата, березняк иль малинник густой.
Ведущий. Мы знаем, что в лесу растёт много грибов. Некоторые грибы предпочитают расти в лиственном лесу, некоторые – в хвойном (на доску вывешивается плакат).
1 | 2 | 3 | 4 |
Подберёзовик | Подосиновик | Рыжик | Волнушка |
Ведущий. Какой из этих грибов растёт в лиственном лесу? (Рыжик)
Подведя итоги 4 тура, мы видим, что в суперигру у нас вышло 2 участника.
11 ученик.
Посмотри мой юный друг, что находится вокруг?
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса,
Человек и время года – это всё вокруг природа!
Ведущий. Мы с вами часть природы. Мы изучаем её на уроках окружающего мира. В суперигре, вы составите как можно больше слов за 3 минуты, используя буквы слова “природоведение”.
(Вывешивается слово, ребята записывают слова на листочках).
Ведущий. Время истекло, заслушаем участников (дети по очереди зачитывают слова). Мы видим победителя, поздравим его (награждение).
(Звучит фонограмма песни “Не дразните собак”).
5 день: Итоги проведения недели. Закрытие.
Все ребята собираются в актовом зале, который украшен. Звучит музыка
Природа: Здравствуйте, ребята. Вот и закончилась наша предметная неделя по окружающему миру. Много интересного произошло на этой неделе, много открытий, но, сколько ещё впереди неизвестного, неизученного. Сегодня мы подведём итоги нашей работы. Предоставляю слово Кикиморе и Лешему.
Леший: Ребята принимали участие в олимпиаде “Знатоки природы”. Вот победители (награждение, вручение подарков)
Кикимора:
На прощание мы бы хотели вам сказать.
Лес зелёный охраняй, никого не обижай,
Не губи деревья ты, сохрани в лесу цветы!
Природа: Спасибо. Послушаем Мудрую Сову.
Мудрая Сова: Вы знаете, что мы заслушивали проекты и работы ребят по исследовательской деятельности. Сколько интересного мы узнали, какие замечательные исследователи учатся в вашей гимназии. Всем говорю: спасибо! Но как всегда в конкурсах есть победители (награждение).
И ещё хотелось сказать всем:
Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса, простор полей –
Всё, что зовётся Родиной твоей.
Природа: Спасибо. Слово предоставляю Лесной Фее.
Лесная Фея: Почти все ребята приняли участие в викторине “Про зелёные леса и лесные чудеса”, победители данной викторины приняли участие в интеллектуально – экологической игре “Лес – бесценный дар природы”. Вот победитель данной игры (награждение).
Всё, что нужно, год от года нам даёт сама природа,
И поэтому все мы жить не можем без воды,
Без растений и животных, без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек жить не может человек.
Так давайте сбережём наш земной природный дом!
Природа: Спасибо. Послушаем Лесовичка.
Лесовичок: Как трудно пришлось мне и членам комиссии, которые выбирали лучшие поделки, рисунки, плакаты? Но мы справились и вот победители (награждение в разных номинациях).
Природа:
Вот и подошла к концу наша встреча.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна!
Предварительный просмотр:
ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ.
Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
предупреждение лесных пожаров;
мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:
строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
проведение работ по гидромелиорации;
снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Защита лесов
Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, - на их локализацию и ликвидацию.
Защита лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 2000 года N 99-ФЗ "О карантине растений".
Санитарная безопасность в лесах
В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются:
лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы);
лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг;
авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;
санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия);
установление санитарных требований к использованию лесов.
Лесопатологический мониторинг
В целях охраны и защиты лесов проводятся сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам (государственный лесопатологический мониторинг).
Авиационные работы по охране и защите лесов
Авиационные работы по охране и защите лесов включают в себя:
авиационное патрулирование;
- тушение лесных пожаров;
- доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно;
- осуществление авиационного лесопатологического мониторинга и проведение иных работ по защите лесов от вредных организмов.
Охрана лесов от загрязнения радиоактивными веществами
В целях охраны лесов от загрязнения радиоактивными веществами осуществляется радиационное обследование лесов и устанавливаются зоны их радиоактивного загрязнения.
Особенности охраны лесов, разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений
В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации, может запрещаться осуществление деятельности, негативное воздействие которой приведет или может привести к сокращению численности таких растений и (или) ухудшению среды их обитания, либо могут устанавливаться ограничения осуществления этой деятельности.
ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА
1) мероприятия, направленные на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира;
2) раздел комплексной дисциплины «Охрана природы», разрабатывающий общие принципы, методы сохранения и восстановления ресурсов животного мира.
В результате нерациональной хозяйственной деятельности сокращается площадь лесов (особенно - тропических), саванн, степей - происходит т. н. антропогенное опустынивание, истощены, загрязнены и изменили степень пригодности для обитания животных водные экосистемы. Такие преобразования природной среды привели к исчезновению, сокращению численности и сужению ареалов распространения многих диких биологических видов, в т. ч. и животных. Основные факторы, вызывающие опасность сокращения численности или исчезновения видов диких животных: уничтожение или нарушение мест обитания; промысловая охота; неумеренное изъятие особей из природы для зоологических коллекций; загрязнение среды обитания; случайная или намеренная интродукция конкурирующих или хищных видов в экологические системы.
Для охраны исчезающих, редких, сокращающих свою численность видов животных, а также полезных в качестве промысловых, охотничьих объектов, имеющих эстетическое, рекреационное, научное, хозяйственное значение, и, в сущности, любых диких видов, имеющих экологическое значение как компоненты природных экосистем, используются следующие основные стратегии:
1) охрана среды обитания и регулирование численности популяций (менеджмент диких животных);
2) законодательная охрана на государственном, региональном, локальном (местном) уровнях;
3) принятие международных соглашений и конвенций в области охраны дикой природы;
4) создание и использование генных банков зоопарков, исследовательских центров.
Мероприятия по сохранению популяционно-видового состава и поддержанию численности животных на уровне, обеспечивающем существование вида, осуществляются на международном, государственном, региональном, локальном (местном) уровнях, а по характеру реализации они могут быть административно правовыми, хозяйственными, общественными.
В 1973 г. Международным союзом охраны природы(МСОП) была подготовлена и издана Международная Красная книга, сконцентрировавшая информацию о видах, нуждающихся в мерах особой охраны. Это событие ознаменовало начало периода перехода к законодательной охране природы на международном уровне. В 1978 г. была издана Красная книга СССР, в которую внесены 62вида и подвида млекопитающих, 63 вида птиц, 8 видов амфибий, 21 вид рептилий, требующих принятия специальных мер охраны. В 1985 г. была издана Красная книга РСФСР, аннотированный список включенных в нее видов периодически пересматривается и обновляется.
По состоянию на 5 ноября 1999 г. в Красную книгу РСФСР занесено 414 видов животных, в т. ч. 65 видов млекопитающих и 123 вида птиц. Из лесных млекопитающих в Красную книгу РСФСР внесены уссурийский пятнистый олень, зубр (Кавказ), западно-сибирский бобр, амурский тигр, а из лесных птиц -- дикуша, кавказский тетерев. В настоящее время в России изданы красные книги отдельных республик, краев, областей.
С 2001 г. существует Красная книга г. Москвы. Красные книги являются важными документами, по сути -- кадастрами ресурсов живой природы.
Россия подписала несколько десятков международных договоров в области охрана животного мира ж. м. и биологического разнообразия в целом. В их числе -- конвенции «О биологическом разнообразии», «О водно-болотных угодьях», «О международной торговле видами дикой фауны и флоры», «Об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе», «По сохранению мигрирующих видов диких животных» и ряд др., положения которых должны выполнять страны участницы соглашений.
Природопользование внутри России регламентируется рядом законодательных актов и нормативов, основные из которых - федеральные законы «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе», «Уголовный кодекс Российской Федерации», «Лесной кодекс Российской Федерации».
Действующим законодательством всем хозяйствующим субъектам и гражданам предписывается предпринимать меры, предотвращающие гибель диких животных при строительстве и эксплуатации каналов, трубопроводов, линий связи и электропередачи, транспортных магистралей, уборке урожая и прочей хозяйственной деятельности, запрещается разрушать и загрязнять местообитания животных вредными для них веществами. Запрещено несанкционированное изъятие животных для зоологических коллекций, уничтожение гнезд, нор и др.
Непосредственно тактическими мерами по охране животного мира являются научно обоснованные, заранее спланированные мероприятия по экологическому менеджменту животных, сводящиеся к двум направлениям действий - охране среды обитания и регулированию численности популяции. Лит.: Миллер, Т. Жизнь в окружающей среде. Т. 2. -- М., 1994; Об особо охраняемых природных территориях. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. 33 ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г.); О животном мире. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. 52 ФЗ; Экологическое состояние территории России.-- М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Животные России"
Красочная презентация рассказывает о животных России. Ее можно использовать на уроках окружающего мира или внеклассных занятиях о природе лесной полосы....
конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида
конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида...
Редкие и исчезающие животные России.
Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Охрана животных"...
Презентация для начальной школы по экологии "Интересные факты о животных России".
Красочная презентация познакомит детей с некоторыми фактами о животных....
Презентация к уроку окружающего мира "Красная книга. Животные России"
Презентация к уроку окружающего мира "Красная книга. Животные России"...
интерактивный модуль "Животные России"
Данный модуль поможет при объяснении материала "Животные России"....
Животные России
Презентация к уроку "Животные России"...