Урок-проект по окружающему миру "Горючие полезные ископаемые"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Цель: раскрыть значение горючих полезных ископаемых в жизни человека; уметь определять вид полезного ископаемого, изучить свойства каменного угля, торфа, нефти и природного газа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-proekt_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 104.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-проект по окружающему миру
Горючие полезные ископаемые
Жукова Любовь Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский МО г. Ноябрьск
Цель: раскрыть значения горючих полезных ископаемых в жизни человека; уметь определять вид полезного ископаемого, изучить свойства каменного угля, торфа, нефти и природного газа.
Задачи: формирование представлений учащихся в ходе исследовательской работы о горючих ПИ, создать условия для знакомства со свойствами горючих ПИ и их использованием.
Предметные результаты
Изучить свойства горючих полезных ископаемых; знать способы их добычи, владеть знаниями о горючих полезных ископаемых. Выполнять частично поисковую деятельность, анализировать ее результаты, делать выводы, составлять связные рассказы, работать в группах, пользоваться продуктами совместной исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты
Личностные:
- развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
- способствовать развитию умения работать в группе;
- способствовать расширению словарного запаса детей;
- умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- высказывать своё предположение;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
- принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий..
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- формировать умение работать с коллекционным материалом, с картой;
- формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы.
Коммуникативные:
- формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы;
- формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.
- принимать участие в работе парами, группами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, карточки с загадками, образцы горючих полезных ископаемых (нефть, торф, каменный уголь), 2 стакана с водой, лупы, 4 «черных ящика» учебник «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 4 класс, карточки для групповой работы, карточки со словами-помощницами (для сводной таблицы), маршрутный лист, нетбуки, анкеты для учащихся, атлас «Природоведение 3-5 класс», фломастеры, магниты.
Ссылки:
Нефть - http://www.e-reading.club/chapter.php/34184/77/Likum_-_Vse_obo_vsem._Tom_1.html
Газ - http://www.e-reading.club/chapter.php/34184/51/Likum_-_Vse_obo_vsem._Tom_1.html
Торф - http://lohmatik.ru/Lohmatik/str1_22_22.php
Каменный уголь - http://www.doklad-na-temu.ru/iskopaemye/kamennyi-ugol.htm
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой к уроку.
Дорогие друзья! Нам с вами предстоит интересная, напряженная и серьёзная работа.
Я предлагаю вам Ситуацию выбора:
• Новый материал объяснит учитель.
• Можно познакомиться с новым материалом самостоятельно в совместной работе.
- Какой вариант вы выбираете?
Слайд –
Действительно,
Лучший способ изучить что-либо – это открыть знания самому.
Давайте пожелаем друг другу удачи и успехов (беремся за руки в группах).
2. Введение в тему урока
Слайд Чтобы приступить к работе, я предлагаю вам разгадать ребус.
ГЕ , , Г (открыть шторку)
- Кто такие геологи? (люди, которые занимаются поиском ПИ, открытием месторождений)
- Как их называли издавна на Руси? (разведчики-рудознатцы)
– Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «ПИ», вы побываете в роли геологов и проведете исследовательскую работу.
3.Актуализация знаний
- Давайте вспомним, что вы уже знаете о полезных ископаемых (горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельности и промышленности)
- Что такое месторождение? (места, где находятся большие скопления ПИ)
– Где они используются человеком? ( в строительстве, для выплавки металлов, в быту, в машиностроении..)
4. Составление плана работы.
- Наш урок сегодня пройдет в форме урока-проекта.
- Каждый из вас при работе внесёт свой вклад в исследование, и от работы каждого будет зависеть результат работы всей группы.
5.Постановка проблемы
Слайд - Ребята, вы знаете, чем отапливали свои дома люди раньше? Что они использовали в качестве топлива? (дрова)
Слайд - Оказывается, из всей заготовленной в стране древесины только на топливо идет 90%, при этом уничтожается ежегодно 13 миллионов гектара леса, это приблизительно площадь Франции, а полный цикл восстановления леса занимает около 100 лет.
Если так дальше человек будет использовать леса, то нашей планете грозит опустынивание.
- Какой выход из этой ситуации вы можете предложить? – Что можно еще использовать в качестве топлива? (если не лес… - где брать топливо, чем можно заменить? Что можно еще использовать в качестве топлива?)
Слайд Какие полезные ископаемые можно использовать в качестве топлива?
- А вот, чтобы определить тему нашего проекта, вам необходимо отгадать по описанию полезное ископаемое, которое лежит в черном ящике у каждой группы.
У каждой группы свое полезное ископаемое (на карточках записаны загадки).
1 группа - Росли на болоте растения – Стали топливом и удобрением (торф) | 3 группа – Без нее не побежит |
2 группа – Он черный, блестящий, | 4 группа – На кухне у мамы |
6. Проверка групп - зачитывают загадки и называют отгадку, помогают другие учащиеся при необходимости
- Убедитесь в правильности ответов, откройте черные ящики.( открываю таблички на доске)
Слайд - появляются все 4 ПИ
- Итак, сегодня на уроке пойдет речь об особой группе полезных ископаемых.
Предположите, что же объединяет все эти полезные ископаемые, какое их главное свойство? (горючесть, дают тепло и свет)
7. Формулирование темы урока
Слайд - Сформулируйте тему проекта - горючие полезные ископаемые (вытянуть карточку)
- Какие задачи мы перед собой поставим, что мы должны будем исследовать?
Вам помогут вопросы
Слайд
Какие … ? (свойства и значение для человека)
Как…? (добывают, обозначают на карте)
Где ..? (добывают, применяют)
Нужно ли ….?
- Какие источники информации нам помогут ответить на эти вопросы?
Слайд - В проведении исследовательской работы вам поможет маршрутный лист.
Познакомьтесь с ним (переверните желтый лист). Это ваш план действий в работе.
8. Исследовательская работа учащихся (работа в группах по исследованию ПИ).
Слайд - Задача каждой группы: провести исследовательскую работу по изучению свойств своего ПИ, заполнить инструктивные карточки, на доске в таблицу внести данные и составить рассказ о ПИ.
Не забывайте при проведении исследования следует соблюдать меры предосторожности и правила работы в группе.
9. Представление результатов исследования
Слайд - Давайте послушаем и посмотрим на результаты ваших исследований, остальные учащиеся по критериям могут отслеживать, на все ли вопросы получили ответы исследователи группы.
Проверка работы групп. Представитель каждой группы рассказывает о своем ПИ по карточке 1, другой ученик на доске прикрепляет карточки-ответы.
На доске постепенно заполняется таблица:
Характеристика ПИ | Каменный уголь | Торф | Нефть | Природный газ |
- Сегодня мы попробовали быть геологами.
- Месторождения каких полезных ископаемых открыты геологами в нашем крае?
10. Работа с физической картой на интерактивной доске
Слайд - Давайте найдем на карте России месторождения этих ПИ на Ямале.
(1 ученик у доски перетаскивает изображения ПИ на карту)
11.Проблема: (охрана ГПИ)
- Вашему вниманию предлагается видеосюжет о добыче нефти.
- О какой проблеме идет в нем речь?
Просмотр видеоролика.
- Какая проблема была затронута в сюжете?
(нефтяные пласты истощились за 60 лет добычи, нефть не бьет фонтаном, ее приходится добывать при помощи бурения скважин на большую глубину)
- Возможно ли безгранично добывать ископаемое топливо?
- Почему? Можно ли их восстановить? (Это невосстанавливающиеся ресурсы).
- Давайте вспомним, как они образовались? (образовались из остатков растений и животных за многие миллионы лет!)
- Уже сейчас существует проблема добычи полезных ископаемых. Где же через несколько десятилетий будущие поколения будут брать полезные ископаемые? О чем нужно задуматься?
(подземные ископаемые богатства нуждаются в охране, бережном и экономном использовании)
- Какие меры по охране ПИ вы можете предложить? (Не допускать потерь при добыче, перевозке и транспортировке ПИ, экономно их расходовать, заменять более дешевыми материалами)………..)
– С каждым годом растут темпы промышленности, увеличивается количество населения, и топливо необходимо все в больших размерах? Как быть?
(Находить новые виды топлива и источники энергии)
12. Домашнее задание
- Если вас заинтересовала проблема охраны ПИ, вы можете подготовить сообщение к следующему уроку о различных источниках энергии – гидро и атомных ЭС, о ветряных установках, солнечных батареях.
- А также предлагаю вам творческое задание – взять интервью или подготовить информацию о людях, которые заняты на нефтяных и газовых промыслах и прославляют своим трудом наш край.
13. Все задачи нашего проекта выполнены, давайте проверим знания с помощью теста «Верно ли, что ….». Если вы со мной согласны, ставим +, если нет – ставим -.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
- | - | + | + | - | + |
- Торф – жидкое полезное ископаемое
- Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.
- Нефть добывают из скважин
- Бензин получают из нефти.
- Торф используется в строительстве
- Каменный уголь образовался из растений.
14. Рефлексия (в группах)
- Подведём итог нашего урока. Каждый из вас внес определенный вклад в исследовательскую работу, подумайте, какие трудности вам встретились, что понравилось больше всего. Заполните, пожалуйста, небольшую анкету как участника проекта.
Заполнение анкет по участию в проекте.
Заслушивание нескольких ребят.
- Какой вид работы тебе больше всего понравился во время работы над проектом?
- Какие трудности встретились во время выполнения проекта?
- Спасибо всем за работу, наш урок окончен.
АНКЕТА УЧАСТНИКА ПРОЕКТА
Имя участника проекта | |
Напиши, какой вид работы тебе больше всего понравился во время работы над проектом? | |
Чему ты научился? | |
Что получилось лучше всего? | |
Какие трудности встретились во время выполнения проекта и как я их преодолевал (пытался преодолевать)? | |
Оцени свое участие в работе над проектом? | |
Оцени своё отношение к проекту по предложенным шкалам (подчеркни нужные слова) | Выполнение проекта считаю: Приятным неприятным Однообразным разнообразным Интересным скучным Желательным нежелательным Легким трудным Нужным ненужным Беспокойным спокойным Простым сложным Непонятным понятным Полезным бесполезным |
Свойства________________________________
Состояние (твердое или жидкое) | |
Цвет | |
Плотное, рыхлое, сыпучее, запах | |
Легче или тяжелее воды | |
Горючесть | |
Добыча (открытый, закрытый способ, шахты, карьеры, скважина) | |
Применение (составить схему на листке) | |
Условное обозначение на карте (нарисуйте) |
!!!!! После заполнения таблицы не забудьте подготовить связный рассказ о своем полезном ископаемом.
__________________________________________________________________
Свойства________________________________
Состояние (твердое или жидкое) | |
Цвет | |
Плотное, рыхлое, сыпучее, запах | |
Легче или тяжелее воды | |
Горючесть | |
Добыча (открытый, закрытый способ, шахты, карьеры, скважина) | |
Применение (составить схему на листке) | |
Условное обозначение на карте (нарисуйте) |
!!!!! После заполнения таблицы не забудьте подготовить связный рассказ о своем полезном ископаемом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира. Тема: "Полезные ископаемые. Соль"
Детям очень нравятся уроки окружающего мира. Многое хранится в недрах Земли. О разнообразных полезных ископаемых узнают дети на этом предмете....
Конспект урока по окружающему миру.Тема: Полезные ископаемые нашего края (В гостях у Хозяйки Медной горы)
Конспект урока по окружающему миру...
Урок окружающего мира. Тема "Полезные ископаемые" (3 класс).
Конспект урока окружающего мира. Тема "Полезные ископаемые". Презентация к уроку (каждый слайд отдельно)....
Конспект урока по окружающему миру Тема: «Полезные ископаемые»
конспект урока...
Методическая разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых", 3 класс
Урок по окружающему миру по теме "Свойства полезных ископаемых". Форма: урок-заседание клуба....
Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые
Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых."
Создать условия для изучения свойств полезных ископаемых, их использовании. Способствовать формированию необходимости бережного отношения к природе, интереса к профессии людей, добывающих полезн...