Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе по теме: "Красная книга"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе по теме: "Красная книга" УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_ozm.zip1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру 2 класс

Тема: «Красная книга»

Цель: сформировать представление о красной книге.

Задачи: - познакомить с Красной книгой, расширить и углубить знания о редких животных родного края;

- формировать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы;

- воспитывать бережное отношение к природе;

Планируемые результаты.

Предметные:

- понимать и кратко характеризовать структуру Красной книги;

- называть некоторых представителей животного мира из Красной книги Московской области;

Метапредметные УУД:

познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию;

регулятивные: использовать учебник и литературу при работе по предложенному плану;

коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им;

личностные: проявлять ценностное отношение к природному миру, осознавать важность и необходимость Красной книги для сохранения редких  и исчезающих видов животных и растений.  

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Дидактический материал и оборудование: презентация для беседы, картинки с изображением животных, листы цветной бумаги, клей, конверты с заданием для групп, проектор, компьютер, доска, учебник, карточки с правилами поведения в лесу.

Подготовительная работа. Класс разделён на группы по пять человек. На партах у детей разрезные картинки с изображением представленных в работе животных, листы цветной бумаги, клей.

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

- Послушайте четверостишье и скажите, как вы понимаете эти строки.

Берегите эту Землю, эту воду,

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

(Ответы детей)

- Вы правы, мы будем говорить о бережном отношении к природе.

II. Актуализация знаний.

- У меня на доске и у вас на партах лежат карточки с высказываниями (см. Приложение 1). Разделите эти высказывания на две группы. (Индивидуальная работа за партой).

- Давайте проверим, на какие две группы вы разделили высказывания (Ученики по одному выходят к доске, читают высказывания, используя опорные слова: «Можно…», «Не будем…», «Нельзя…»).

- Молодцы! Вы знаете, какие правила нужно соблюдать в лесу. А что может произойти, если их нарушить? (Ответы детей).

- Такое уже случалось, когда человек бездумно пользовался дарами природы. Это привело к тому, что многие растения и животные исчезли или находятся под угрозой исчезновения. Учёные мира создали целый список таких растений и животных. Они издали этот список в виде книги. О какой книге идёт речь? (О Красной книге).

- Почему её так назвали? Знаете ли вы, какие животные внесены в эту книгу. (Ответы учеников).

- Сформулируйте цель нашего урока. (Познакомиться с Красной книгой, узнать какие животные внесены в неё).

- Назовите тему нашего урока. (Красная книга).

III. Физминутка.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.  

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.  

Вверх на солнце посмотрели  

И их лучики согрели.  

Чудеса у нас на свете  

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали    

Великанами мы стали.      

Бабочки летали,        

Крыльями махали.              

Дружно хлопаем,  

Ногами топаем.

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали. [5]

IV. Работа над темой урока.

- Что же содержит в себе Красная книга? Давайте прочитаем об этом в учебнике на странице 88.

Показ презентации «Красная книга».

. В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. Красный цвет — он сигнализирует — защити. Красный цвет книги — сигнал опасности.

В 1966 году Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё — красная, а страницы разноцветные. [6]

- Как вы думаете, зачем страницы сделали разноцветными? (Ответы учеников).

- А сделано это было для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение. У вас на партах лежат разноцветные листы. Представьте, что это страницы Красной книги. О чём они говорят?

Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер.

 На красных листах книги помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения.

На желтых - уязвимые виды, которые очень быстро исчезают, и поэтому им грозит «переселение» на страницы красного цвета.

На белых — сведения о редких видах.

-На серых — сведения о малоизученных и редких видах.

На зеленых — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности

Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёные разработали программу спасения.

- Мы с вами сегодня попробуем собрать свою Красную книгу животных Московской области. Работать вы будете группами. Но сначала, давайте вспомним правила работы в группах.

Ответственные в группах подходят к учителю и берут конверт «кейс» с заданиями. (см. Приложение 2).

V. Физминутка для глаз.

VI. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся выполняют полученные задания.

VII. Представление работы групп.

- Начнём представление групп с виртуальной экскурсии по лесу. (На экране появляется изображение леса).

Рассказы детей сопровождаются показом слайдов с изображением этих животных.

  1. - Отгадайте, кто живёт в лесу?

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами — кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

К доске выходит группа, которая готовила материал об этом животном (на экране появляется рысь). Выступающие рассказывают о рыси одноклассникам.

- Вопросы к учащимся:

  • рысь хорошо ходит по снегу. А умеет ли она плавать?
  • может ли рысь подружиться с кошкой или собакой?
  • рысь живёт в одиночку. А кто воспитывает рысят?

- Почему рысь у вас помещена на красный лист? Что делается для охраны рыси? Прикрепите лист с изображением рыси на доску.

- Под угрозой исчезновения сейчас находятся бурый медведь и белка-летяга. (На экране появляются изображения животных). Приклейте их изображения на красные листы, которые лежат у вас на партах.

- Давайте поместим красные страницы книги на доску.

  1. - Отправляемся дальше гулять по лесу.  Отгадайте, кто спрятался под кустом?

C:\Users\User\Desktop\011.jpg

Рис. 1

На экране появляется ребус (см. рисунок 1). Дети отгадывают название животного.

К доске выходит группа, которая готовила материал об этом животном (на экране появляется заяц). Выступающие рассказывают о зайце одноклассникам.

- Вопросы к учащимся:

  • может ли быть, чтобы заяц побежал от вас, вскарабкался на дерево и спрятался в дупле?
  • тумак – что это такое?

- Почему заяц у вас помещен на жёлтый лист? Что делается для охраны зайца? Прикрепите лист с изображением зайца-беляка на доску.

- Среди животных, количество которых стремительно уменьшается в Московской области есть заяц-русак, уж, ёж.  Приклейте их изображения на жёлтые листы, которые лежат у вас на партах.

- Давайте поместим жёлтые страницы книги на доску.

  1. – Послушайте звуки леса. Может вы кого-то узнаете.

В красной шапке птица ходит.

И в коре жуков находит.

Это давний мой приятель.

А зовётся птичка… (дятел)

К доске выходит группа, которая готовила материал об этом животном (на экране появляется средний пёстрый дятел). Выступающие рассказывают о дятле одноклассникам.

- Почему дятел у вас помещен на серый лист? Что делается для охраны дятла? Прикрепите лист с изображением среднего пёстрого дятла на доску.

- Среди птиц, которые до сих пор мало изучены в Московской области есть птица Малый погоныш.  Приклейте его изображение на серый лист.

- Давайте поместим серые страницы книги на доску.

  1. – Послушайте. Сможете ли вы узнать по звуку кто это? Сначала тревожный крик, а потом

обычный голос птицы. Это голос Домового сыча.

К доске выходит группа, которая готовила материал об этой птице (на экране появляется Домовой сыч). Выступающие рассказывают о нём.

- Подумай. почему сыч у вас помещен на белый лист? Что делается для его охраны? Прикрепите лист с изображением Домового сыча на доску.

- Среди животных, численность которых всегда была невелика в Московской области встречаются Орешниковая соня, Седой дятел.  Приклейте их изображения на белые листы, которые лежат у вас на партах.

- Давайте поместим эти страницы книги на доску.

  1. -  Отгадайте ребус (рисунок 2).

C:\Users\User\Desktop\img2.jpg

Рис. 2

К доске выходит группа, которая готовила материал об этом животном (на экране появляется Лось). Выступающие рассказывают о нём одноклассникам.

- Вопросы к учащимся:

  • летом лось ест разные травы на лужайках и болотах. А зимой что же он ест, когда кругом снег?
  • рога лосю нужны для защиты?

- Подумай. почему лось у вас помещен на зелёную страницу? Что делается для его охраны? Прикрепите лист с изображением Лося на доску.

- Среди животных, которых удалось спасти от вымирания, есть бобр, зубр.  Приклейте их изображения на зелёные листы, которые лежат у вас на партах.

- Давайте поместим эти страницы книги на доску.

VIII. Заключение.

Наша виртуальная экскурсия по лесу закончена. Мы познакомились с очень разными животными, оказавшимися в тяжёлом положении. Мы вместе создали свою маленькую Красную книгу животных наших лесов. Что мы можем сделать для того, чтобы помочь им выжить? Напишите свои предложения (правила) на солнечных лучиках (Приложение 4). Прикрепите их к доске. Пусть это солнышко светит ярко-ярко, а в Красной книге будет больше зелёных страниц.

- Какую цель мы поставили для себя на уроке? Достигли ли мы её?

- Что интересного вы узнали? Что вам понравилось?

- Оцените свою работу на «лесенке успеха».

- А закончить урок хотелось бы стихотворением Ефима Шкловского.

Я обнял глобус – шар земной.
Один – над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол
Мне говорят: «Будь с нами добр.
Не растопчи нас, и не жги,
Зимой и летом береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек,
Ты обещай нам и не лги,
Как старший брат нас береги».

Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я: «Не солгу,
Тебя, родной мой, сберегу». [3]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.

Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3-класс по теме:Функции пищи.

Формировать понятия о вкусе,органе вкуса.Формировать знания о правилах гигиены....

методическая разработка урока по окружающему миру 4 класс Гармония

Урок -закрепление по окружающему миру для 4 класса по теме "Путешествие по географической карте" УМК "Гармония"...

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс "Школа XXI века.

Окружающий мир. Хлеб – главное богатство России. 2 класс. «Начальная школа XXI века» Елизавета Михайловна Гоян , Ирина Анатольевна Кривашкина ГБОУ №164  г. Санкт  - Петербург Аннотация к...

Урок по окружающему миру 4 класс по теме "Красная книга России"

Тема: Красная книга России Цели урока:рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях России;учить осуществлять поиск информации в учебниках, сп...

Методическая разработка урока по Окружающему миру 3 класс.

Познакомить  учащихся с понятием почва,выяснить основное свойство почвы, в процессе опытов установить состав почвы, показать значение почвы для растений и животных....

Методическая разработка урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: «Когда придёт суббота?»

формирование ученической компетентности, воспитание заботливого отношения к природе, расширение знания детей о временном пространстве; закрепление знания о днях недели...