«Угроза с запада. Ледовое побоище»
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Машнева Надежда Григорьевна

разработка урока с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugroza_s_zapada._ledovoe_poboishche.docx152.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Угроза с запада. Ледовое побоище».

Цель: сформировать представление об угрозах для русского государства с запада; рассмотреть значение Ледового побоища.

Планируемые результаты:
УУД:
личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.

регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формировать учебную проблему.
познавательные: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в текстовом формате.

коммуникативные: доносить свою позицию до других высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Образовательные ресурсы: учебник, презентация.

                                                                Сценарий урока
I. Самоопределение к деятельности
1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята!                                                                                                                               -А сейчас пожелайте друг другу на уроке быть внимательными и активными, а также успехов в освоении новых знаний.

2. Проверка готовности к уроку
- Ребята, готовы ли вы начать урок? Все ли принадлежности у нас лежат на столе?
                                                                                                                                                                                    II. Актуализация знаний
- Давайте с вами повторим тему предыдущего занятия. Для этого ответим с вами на вопросы:

1. Вспомните, кто  такой Чингисхан? (полководец Орды)                                                                                                      2. Что вы знаете о Хан Батые? Кем он являлся Чингисхану? (внук Чингисхана)                                                   3. Что вы можете рассказать о Евпатии Коловрате? (Евпатий находился в Чернигове, когда Орда напала на его родной город. Когда он вернулся, то не обнаружил ни дома, ни родных, поэтому он собрал уцелевших русских ратников и ударил по ордынскому войску)   4. Так почему же монголам удалось подчинить своей власти русские княжества? (потому что из-за раздробленности княжества сильно ослабли и не могли противостоять Орде)

Работа с магнитной доской                                                                                                                                     -А сейчас вы на доске видите перечень названий оружия и доспехов. Вам необходимо распределить в два столбика, где доспехи, а где вооружение. А подсказкой для вас будет ваш учебник. (щит, копье, кольчуга, кистень, топор, луч в налучье, стрелы, меч, шелом с бармицей)

III. Постановка проблемной учебной задачи
- На уроке мы продолжим  путешествие в историю нашей Родины.

- (слайд 1) Посмотрите на карту. Скажите, с какой части света Золотая орда напала на Русь? (восток) Покажите это на карте.

C:\Users\Валентин\Desktop\0_75ee2_441cf846_XL.jpg

- А как называется эта часть света? (запад)

- Как вы думаете, имеются ли в этой части света такие государства, которые нападали на Русь? (имеются: Швеция, Ливония).

- Если мы с вами заговорили об угрозе русским землям с запада, то, как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего занятия? (Угроза с запада- стр. 29)

- Попробуйте предположить, о чем именно мы с вами будем говорить (……..).

-Какие бы вы поставили цели на уроке? (в чем заключалась угроза, смогла ли Русь противостоять западу)

IV. Открытие нового знания                                                                                                                           - Давайте теперь узнаем какие же угрозы были у Руси с запада?                                                                                          В тексте вы встретите имя одного полководца, который много сделал для русской земли. После того, как вы прочитаете этот текст, мы поговорим об этом человеке.                                                                                                                    - Сейчас вы откроете учебник на странице 29 и прочитаете «Угроза с Запада». (чтение текста детьми)

-Что вы узнали из прочитанного?                                                                                                              - В каком году произошла битва? (1240)                                                                                                          -Как звали русского князя, правившего в то время?                                                                                              - Какое прозвище дали Александру? Почему именно Невский? (найдите это в тексе)

Рассказ учителя                                                                                                                                                       - (слайд 2) В те далёкие времена, более 7 с половиной веков назад, в городе Новгороде начал княжить совсем юный князь в возрасте 16 лет. Несмотря на молодость, юноша был очень смелым, отважным и целеустремлённым. Много трудностей ему пришлось преодолеть: недоверие бояр, заговоры против его власти, нападение врагов.

В 1240 году, когда Александру Ярославовичу было всего 20 лет Западные соседи Руси – шведы захотели завладеть богатыми новгородскими землями. Они подкупили недовольных властью бояр, чтобы те помогли им тайно напасть на Новгород и захватить его. Но хитростью и смекалкой Александру удалось раскрыть замыслы врагов и разгромить их. Битва состоялась на реке Неве. За победу над шведами Александра Ярославича стали называть Невским. 

C:\Users\Валентин\Desktop\img0.jpg

Ребята, не только шведы, но и немцы были угрозой русскому государству. Посмотрите на карту, найдем территорию немецкого государства.

- Прочитайте самостоятельно в учебнике на странице 31-32 о разгроме немецких рыцарей. Почему эта битва названа Ледовым побоищем? Вашим помощником будет карта, на которой показано движение войск.  (чтение текста детьми)

-Почему битва названа Ледовым побоищем? Расскажите как развивалось сражение.

- (слайд 3) Какую же информацию о сражении дает эта карта? (здесь показана тактика боя врага и наших войск, черным обозначено войско врага-оно шло клином, а красным- наше войско, оно было расставлено по бокам вражеского войска, это позволило быстро атаковать врагов).

C:\Users\Валентин\Desktop\img26.jpg

- Так какое же значение для всей Руси имели победы новгородского князя Александра Невского? (отражение угроз с запада, укрепление Руси)

- А вы знаете, что существует орден Александра Невского?

- Как вы думаете, кого им награждают? (людей, которые проявили мужество и героизм)

- Орденом Александра Невского награждались командиры дивизий, бригад, полков, батальонов, рот и взводов, проявившие индивидуальную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечивавшие эффективные действия собственных частей.

      Физкультминутка
V. Первичное закрепление                                                                                                             - А сейчас мы проведем небольшой тест. Посмотрите на доску и выберете правильный ответ.

  1. Кем был Александр Невский? (Царем, Великим князем, Императором)
  2. Отчество Александра Невского? (Владимирович, Ярополкович, Ярославович)
  3. Где состоялось Ледовое побоище? (на Ладожском озере, на Чудском озере, на озере Ильмень)
  4. За какие заслуги согласно легенде, Александр был прозван «Невским»? (за заслуги перед г.Санкт-Петербургом, за победу в Ледовом побоище, за победу над шведами на Неве)
  5. С кем сражалось войско Александра Невского на Чудском озере? (с немцами, со шведами, с Ордой)
  6. В каком веке жил Александр Невский? (10, 13,15)

-Из прошлых тем вспомните, какие древнерусские города вы знаете? Каково сейчас значение этих городов?  (центры российской культуры)

- Давайте ответим на вопрос с учебника на странице 33.

VI. Итог урока                                                                                                                                   - Итак, ребята, о чем мы сегодня с вами говорили на уроке?                                                                           - Кто такой Александр Невский?                                                                                                                      - Каковы его заслуги для русского государства?                                                                                                                                         - В каком году произошло Ледовое побоище?                                                                                                                            

VII. Домашнее задание

Читать текст на страницах 29-33. Подготовить информацию об одном из русских городов России.

VIII. Рефлексия (по интерактивной доске)
- Что нового я узнал….                                                                                                                            - Больше всего мне запомнилось….                                                                                                        - Мне было трудно в….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "За землю русскую! Ледовое побоище"

По образовательной программе "Школа 2100..."...

Александр Невский. Ледовое побоище. 4 класс "ПНШ"

Презентация к уроку "Ледовое побоище" 4 класс программа "Перспективная начальная школа". В презентации найдёте вопросы для повторения предидущего материала, задания по изучению новой темы, карты, пояс...

"Ледовое побоище" урок окружающего мира, 3 класс

Урок на основе учебного фильма "Ледовое побоище" (можно найти на яндекс видео) с презентацией....

Ледовое побоище

презентация к классному часу...

Открытый урок по окружающему миру: "Ледовое побоище"

Показать судьбоносное для Руси значение Ледового побоища....

Презентация к уроку по окружающему миру "Ледовое побоище".

В данной презентации собраны основные события Ледового побоища дя урока истории в 3 классе по программе "Школа 2100"....

Урок литературного чтения в 4 классе по теме «Александр Невский. В. Серов. Ледовое побоище. Слово о побоище ледовом. Н. Кончаловская».

Весь материал  к уроку готовился исходя из целей урока и возрастных особенностей учащихся. Работа с репродукциями картин и ТСО направлена на достижение поставленных целей.    В ход...