«Угроза с запада. Ледовое побоище»
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Угроза с запада. Ледовое побоище».
Цель: сформировать представление об угрозах для русского государства с запада; рассмотреть значение Ледового побоища.
Планируемые результаты:
УУД:
личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.
регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формировать учебную проблему.
познавательные: добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в текстовом формате.
коммуникативные: доносить свою позицию до других высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Образовательные ресурсы: учебник, презентация.
Сценарий урока
I. Самоопределение к деятельности
1. Приветствие
- Здравствуйте, ребята! -А сейчас пожелайте друг другу на уроке быть внимательными и активными, а также успехов в освоении новых знаний.
2. Проверка готовности к уроку
- Ребята, готовы ли вы начать урок? Все ли принадлежности у нас лежат на столе?
II. Актуализация знаний
- Давайте с вами повторим тему предыдущего занятия. Для этого ответим с вами на вопросы:
1. Вспомните, кто такой Чингисхан? (полководец Орды) 2. Что вы знаете о Хан Батые? Кем он являлся Чингисхану? (внук Чингисхана) 3. Что вы можете рассказать о Евпатии Коловрате? (Евпатий находился в Чернигове, когда Орда напала на его родной город. Когда он вернулся, то не обнаружил ни дома, ни родных, поэтому он собрал уцелевших русских ратников и ударил по ордынскому войску) 4. Так почему же монголам удалось подчинить своей власти русские княжества? (потому что из-за раздробленности княжества сильно ослабли и не могли противостоять Орде)
Работа с магнитной доской -А сейчас вы на доске видите перечень названий оружия и доспехов. Вам необходимо распределить в два столбика, где доспехи, а где вооружение. А подсказкой для вас будет ваш учебник. (щит, копье, кольчуга, кистень, топор, луч в налучье, стрелы, меч, шелом с бармицей)
III. Постановка проблемной учебной задачи
- На уроке мы продолжим путешествие в историю нашей Родины.
- (слайд 1) Посмотрите на карту. Скажите, с какой части света Золотая орда напала на Русь? (восток) Покажите это на карте.
- А как называется эта часть света? (запад)
- Как вы думаете, имеются ли в этой части света такие государства, которые нападали на Русь? (имеются: Швеция, Ливония).
- Если мы с вами заговорили об угрозе русским землям с запада, то, как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего занятия? (Угроза с запада- стр. 29)
- Попробуйте предположить, о чем именно мы с вами будем говорить (……..).
-Какие бы вы поставили цели на уроке? (в чем заключалась угроза, смогла ли Русь противостоять западу)
IV. Открытие нового знания - Давайте теперь узнаем какие же угрозы были у Руси с запада? В тексте вы встретите имя одного полководца, который много сделал для русской земли. После того, как вы прочитаете этот текст, мы поговорим об этом человеке. - Сейчас вы откроете учебник на странице 29 и прочитаете «Угроза с Запада». (чтение текста детьми)
-Что вы узнали из прочитанного? - В каком году произошла битва? (1240) -Как звали русского князя, правившего в то время? - Какое прозвище дали Александру? Почему именно Невский? (найдите это в тексе)
Рассказ учителя - (слайд 2) В те далёкие времена, более 7 с половиной веков назад, в городе Новгороде начал княжить совсем юный князь в возрасте 16 лет. Несмотря на молодость, юноша был очень смелым, отважным и целеустремлённым. Много трудностей ему пришлось преодолеть: недоверие бояр, заговоры против его власти, нападение врагов.
В 1240 году, когда Александру Ярославовичу было всего 20 лет Западные соседи Руси – шведы захотели завладеть богатыми новгородскими землями. Они подкупили недовольных властью бояр, чтобы те помогли им тайно напасть на Новгород и захватить его. Но хитростью и смекалкой Александру удалось раскрыть замыслы врагов и разгромить их. Битва состоялась на реке Неве. За победу над шведами Александра Ярославича стали называть Невским.
Ребята, не только шведы, но и немцы были угрозой русскому государству. Посмотрите на карту, найдем территорию немецкого государства.
- Прочитайте самостоятельно в учебнике на странице 31-32 о разгроме немецких рыцарей. Почему эта битва названа Ледовым побоищем? Вашим помощником будет карта, на которой показано движение войск. (чтение текста детьми)
-Почему битва названа Ледовым побоищем? Расскажите как развивалось сражение.
- (слайд 3) Какую же информацию о сражении дает эта карта? (здесь показана тактика боя врага и наших войск, черным обозначено войско врага-оно шло клином, а красным- наше войско, оно было расставлено по бокам вражеского войска, это позволило быстро атаковать врагов).
- Так какое же значение для всей Руси имели победы новгородского князя Александра Невского? (отражение угроз с запада, укрепление Руси)
- А вы знаете, что существует орден Александра Невского?
- Как вы думаете, кого им награждают? (людей, которые проявили мужество и героизм)
- Орденом Александра Невского награждались командиры дивизий, бригад, полков, батальонов, рот и взводов, проявившие индивидуальную отвагу, мужество и храбрость и умелым командованием обеспечивавшие эффективные действия собственных частей.
Физкультминутка
V. Первичное закрепление - А сейчас мы проведем небольшой тест. Посмотрите на доску и выберете правильный ответ.
- Кем был Александр Невский? (Царем, Великим князем, Императором)
- Отчество Александра Невского? (Владимирович, Ярополкович, Ярославович)
- Где состоялось Ледовое побоище? (на Ладожском озере, на Чудском озере, на озере Ильмень)
- За какие заслуги согласно легенде, Александр был прозван «Невским»? (за заслуги перед г.Санкт-Петербургом, за победу в Ледовом побоище, за победу над шведами на Неве)
- С кем сражалось войско Александра Невского на Чудском озере? (с немцами, со шведами, с Ордой)
- В каком веке жил Александр Невский? (10, 13,15)
-Из прошлых тем вспомните, какие древнерусские города вы знаете? Каково сейчас значение этих городов? (центры российской культуры)
- Давайте ответим на вопрос с учебника на странице 33.
VI. Итог урока - Итак, ребята, о чем мы сегодня с вами говорили на уроке? - Кто такой Александр Невский? - Каковы его заслуги для русского государства? - В каком году произошло Ледовое побоище?
VII. Домашнее задание
Читать текст на страницах 29-33. Подготовить информацию об одном из русских городов России.
VIII. Рефлексия (по интерактивной доске)
- Что нового я узнал…. - Больше всего мне запомнилось…. - Мне было трудно в….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "За землю русскую! Ледовое побоище"
По образовательной программе "Школа 2100..."...
Александр Невский. Ледовое побоище. 4 класс "ПНШ"
Презентация к уроку "Ледовое побоище" 4 класс программа "Перспективная начальная школа". В презентации найдёте вопросы для повторения предидущего материала, задания по изучению новой темы, карты, пояс...
"Ледовое побоище" урок окружающего мира, 3 класс
Урок на основе учебного фильма "Ледовое побоище" (можно найти на яндекс видео) с презентацией....
Ледовое побоище
презентация к классному часу...
Открытый урок по окружающему миру: "Ледовое побоище"
Показать судьбоносное для Руси значение Ледового побоища....
Презентация к уроку по окружающему миру "Ледовое побоище".
В данной презентации собраны основные события Ледового побоища дя урока истории в 3 классе по программе "Школа 2100"....
Урок литературного чтения в 4 классе по теме «Александр Невский. В. Серов. Ледовое побоище. Слово о побоище ледовом. Н. Кончаловская».
Весь материал к уроку готовился исходя из целей урока и возрастных особенностей учащихся. Работа с репродукциями картин и ТСО направлена на достижение поставленных целей. В ход...