Проект "Яйцо как объект интересных экспериментов"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Для обучающихся 3-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yaytso_kak_obekt_interesnyh_eksperimentov.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 10 имени майора В. В. Малярова»
г. Балаково Саратовской области
413840, Саратовская область, г. Балаково, ул. Волжская, д. 1а
Тел: (8 8453) 62-13-45
Яйцо как объект интересных экспериментов.
Работу выполнил:
ученик 3 класса
Паюк Никита
Руководитель:
Файзуллина О.В.
Балаково 2018г.
Содержание.
- Введение -------------------------------------------------------------- стр.3
- Теоретические основы---- -------------------------------------- стр.4-6
2.1. Строение куриного яйца, его свойства ------------------------ стр.4
- 2.2. Интересные факты о яйце--------------------------------------- стр. 4-5
2.3. Яйцо в культуре и искусстве---------------------------------- стр.5
- Практическое исследование---------------------------------------стр. 6-8
- Заключение ------------------------------------------------------------стр.8
- Список литературы --------------------------------------------------стр.9
1. Введение
В прошлом году, во время моей поездки в Лазоревское, со мной произошла такая история. Проходя мимо одного купе, я увидел на столе одного пассажира куриное яйцо. Вроде бы ничего такого особенного, ведь куриные яйца, наиболее распространенный продукт питания, который берут с собой в поездку. Мое внимание привлекло то, что яйцо стояло вертикально. А ведь я много раз пробовал за завтраком поставить яйцо, но у меня не получалось. Любопытство меня не оставляло и я решил подойти и выяснить в чем секрет. Как оказалось все очень просто, один конец яйца был разбит. Мой попутчик рассказал мне вкратце историю про Колумбово яйцо и с того момента я задумался, и решил разобраться в других, не менее любопытных вопросах, связанных с яйцом.
Актуальность работы заключается в том, что каждый может почувствовать себя исследователем, организовав дома лабораторию, используя подручные средства провести опыты.
Цель моей исследовательской работы - выяснить, какие опыты можно провести используя куриное яйцо
Объект исследования: куриное яйцо.
Предмет исследования: опыты с участием «яйца»
Задачи:
- Изучить литературу по данной теме
- Изучить строение яйца
- Научиться отличать сырое яйцо от вареного яйца
- Доказать, что яйцо может плавать
- Доказать, какой конец яйца наиболее прочный.
- Научиться определять свежее ли яйцо
- Доказать, что скорлупа может растворяться
- Доказать, что яйцо может стоять вертикально
- Изучить замороженное яйцо
Гипотеза: яйцо не только продукт питания, но и предмет, который может участвовать в экспериментах.
Методы исследования:
- Подумал самостоятельно
- Сеть Интернет
- Изучил научную литературу
- Понаблюдал
- Провел эксперименты
2. Теоретические основы
2.1. Строение куриного яйца, его свойства.
Куриные яйца имеют форму овала и бывают разными по цвету, размеру. Обычно курица откладывает по одному яйцу в день. Цвет скорлупы яйца зависит от цвета курицы: белые породы кур несут яйца белого цвета, коричневые породы - коричневого. Поверхность яйца гладкая, но может быть и слегка шершавой. Чем старше курица, тем больше снесенное яйцо.
Яйца - полезны для питания человека. В них содержится много витаминов, которые укрепляют мозг, зрение и сердце, улучшают память. У людей, которые постоянно едят яйца, крепкие зубы и здоровые кости.
Белок занимает большую часть яйца и окружает желток. Белок жидкий, прозрачный, но если яйцо отварить – он станет белым. Желток занимает среднюю часть яйца. Он гуще, чем белок. В сыром и вареном виде цвет желтка желтый. Желток богат витаминами А, Д, Е, которые полезны для человека.
Воздушная камера - это специальный мешочек заполненный воздухом. У свежего яйца этот мешочек маленький, а у «старого» - большой.
Скорлупа куриного яйца хрупкая, тонкая. Ее цвет зависит от породы курицы. Скорлупа состоит из кальция. Скорлупа пористая, через нее проходит воздух внутрь яйца, это необходимо для развития цыпленка. Также скорлупа покрыта защитным слоем, который не дает бактериям проникать внутрь яйца. Прочность скорлупы зависит от:
- возраста курицы;
- питания курицы;
Молодая курица может снести яйцо с очень тонкой скорлупой, либо вообще без нее, оно будет покрыто пленкой. Также мягкая скорлупа будет, если в питании курицы нет продуктов содержащих кальций: зерна, травы, мучной смеси, ракушек.
2.2. Интересные факты о яйце.
В китайской культуре яйцо — символ жизни. При объявлении о рождении ребенка семья окрашивает яйца в красный цвет, цвет счастья. Считается, что это приносит новорожденному удачу.
В самом большом курином яйце было пять желтков, а охват по вертикали был 31 см.
Самое тяжелое яйцо в мире весило 454 грамма — примерно в шесть раз тяжелее среднего куриного яйца.
Самое маленькое в мире птичье яйцо — это яйцо колибри, а самое большое — у страуса. Чтобы сварить яйцо страуса вкрутую, понадобится 2 часа.
Самый большой омлет в мире был сделан в Мадриде. Его сделали из 5000 яиц, и его вес составил 599 кг.
«Киндер-сюрприз» придумал итальянец Микеле Ферреро. В 1979 г. шоколадные яйца впервые появились на прилавках, за ними выстроилась гигантская очередь. Первая партия была продана всего за час.
В 1910 году в США, в штате Пенсильвания человек съел за завтраком 144 сырых яйца. Этот рекорд не превзойден до сих пор.
Оказывается, для того чтобы курица снесла яйцо, петух абсолютно не нужен. Правда, из таких яиц, которые называют «болтуны», цыплята никогда не появится. Для снесения «полноценных» яиц с потомством петух нужен курице обязательно. В селе Холмогорское Красноярского края курица снесла яйцо, на скорлупе которого отчётливо виден циферблат часов.
2.3. Яйцо в культуре и искусстве
Много интересных фактов связано с яйцом. Например, всем знакома сказка «Курочка Ряба».
Смерть «Кощея Бессмертного» была спрятана в яйце.
Яйцо является символом праздника Пасхи.
В книжке «Путешествие Гулливера» яйцо стало причиной ссоры между Лилипутией и империей Блефуску.
Шалтай - Болтай персонаж известного многим стихотворения.
Яйца Фаберже — серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже.
Также в Испании поставлен памятник «Колумбово яйцо». Кстати, крылатое выражение «Колумбово яйцо» обозначает неожиданно простой выход из затруднительного положения. По преданию, когда Колумб во время обеда у кардинала рассказывал о том, как он открывал Америку, один из присутствующих сказал: «Что может быть проще, чем открыть новую землю?» В ответ на это Колумб предложил ему простую задачу: как поставить яйцо на стол вертикально? Когда ни один из присутствующих не смог этого сделать, Колумб, взяв яйцо, разбил его с одного конца и поставил на стол, показав, что это действительно было просто. Увидев это, все запротестовали, сказав, что так смогли бы и они. На что Колумб ответил: «Разница в том, Господа, что вы могли бы это сделать, а я сделал это на самом деле».
Теперь можно приступать к экспериментальной части работы!
3. Практическое исследование
Опыт № 1: Как отличить вареное от сырого
Материалы: сырое куриное яйцо, вареное куриное яйцо
Действия: Раскрутил яйцо на его боковой стороне.
Результат: Одно продолжалось вертеться быстро (вареное), а второе крутилось еле-еле (сырое).
Вывод: Вареное - представляет собой единое твердое тело, поэтому оно сразу же начинает вращаться и долго сохраняет движение. У сырого же яйца — твердая только скорлупа. Содержимое его — жидкое. Когда начинаешь крутить сырое яйцо, то не сразу начнёт двигаться его жидкое содержимое: оно почти не связано с оболочкой. Такое яйцо хуже крутится и быстро останавливается.
Опыт № 2: Яйцо «водолаз» или в каких жидкостях яйцо будет плавать?
При помощи данного способа можно изучить важное свойство воды – плотность.
Материалы: 3 сырых яйца, соль, сахар, 3 пластиковые миски.
Действия: Наполнил каждую миску водой наполовину. Размешал в первой миске несколько столовых ложек соли, во второй столько же ложек сахара, а в третьей оставил простую воду.
Результат: в миске с простой водой яйцо сразу же утонуло, в мисках с соленой и сладкой водой яйцо всплыло.
Вывод: Дело в различной плотности воды. В случае с простой водой плотность яйца больше, чем плотность воды, поэтому яйцо и тонет. А в случае соленой и сладкой воды, соль и сахар повышают плотность воды, в итоге яйцо и не тонет, а плавает на поверхности. Причем если в соленый раствор понемногу добавлять пресной воды, яйцо будет постепенно опускаться на дно, так как плотность воды будет уменьшаться. Вот так можно заставить обычное яйцо стать яйцом-водолазом!
Кстати, в знаменитом Мертвом море, находящемся между Израилем и Иорданией, вода настолько соленая, что человек может с легкостью лежать на ее поверхности, не боясь утонуть.
Опыт № 3: Какой конец яйца наиболее прочный?
Материалы: вареные яйца
Действия: Ударяю яйца разными концами: одно - тупым, другое – острым.
Результат: Разбился тупой конец яйца. Повторив опыт несколько раз, окончательно убедился, что чаще разбивается тупой конец.
Вывод: Из-за наличия воздушного мешка у тупого конца в яйце, тупой конец является наименее прочный, поэтому, чтобы разбить его, необходимо немного сил. Таким образом, я выяснил, что наиболее прочный – острый конец яйца.
Опыт № 4: Как определить свежее ли яйцо
Материалы: свежее яйцо, несвежее яйцо, 2 банки с водой
Действия: Я опустил первое яйцо в одну банку с водой, а второе в другую.
Результат: В первом случае яйцо (свежее) ушло на дно, а во втором – яйцо (испорченное) всплыло.
Вывод: Дело в том, что при длительном хранении в теплом месте в яйце происходит разложение белка и желтка, в процессе этого выделяется газ, который частично выветривается через мелкие поры скорлупы, в результате яйцо весит меньше, чем оно весило изначально. Поэтому-то несвежее яйцо и всплыло.
Опыт № 5: Резиновое яйцо
Яичная скорлупа очень прочная, это я выяснил при изучении строения самого яйца. Но предположим, что я смогу размягчить скорлупу.
Материалы: яйцо сырое, банка, уксус
Действия: Аккуратно положил яйцо в банку. Налил в банку уксус так, чтобы он полностью покрыл яйцо. Подождал несколько дней, достал яйцо из банки ложкой и пощупал скорлупу.
Результат: От былой прочности скорлупы не осталось и следа, а само яйцо стало упругим, словно резиновый мячик.
Вывод: С поверхности яйца моментально начинает выделяться углекислый газ. Уксус вступает в реакцию с кальцием, содержащимся в яичной скорлупе, и растворяет его. От этого скорлупа становится похожей на резиновую. Этот опыт показывает необходимость кальция для прочности скорлупы.
Опыт № 7: Задача Колумба: можно ли поставить яйцо вертикально?
Материалы: сырое и вареное яйцо
Действия: Поставил вареное яйцо вертикально и сильно раскрутил.
Результат: Пока оно крутилось, оно самостоятельно сохраняло вертикальное положение.
Но вот заставить крутиться вертикально сырое яйцо у меня никак не получалось. Тогда я начал сильно взбалтывать яйцо, чтобы перемешалось его содержимое.
Вывод: После того как нежная оболочка желтка порвется, он постепенно опуститься ниже, чем более легкий белок. Все яйцо благодаря этому приобретет довольно устойчивое положение. Всегда то, что имеет больший вес, размещается ниже более легкой части.
Опыт № 9: Замороженное яйцо
Материалы: два сырых яйца
Действия: Положил два сырых яйца в морозильную камеру. Спустя несколько часов достал оба яйца.
Результат: Яйца треснули.
Вывод: Почему? В составе яйца, безусловно, есть вода, замерзая, она превращается в лед, который всегда имеет больший объем, чем вода, из которой он образовался. Лед в скорлупе расширяется и скорлупа трескается. Далее я положил треснувшее яйцо на тарелку, чтобы посмотреть, что с ним произойдет, когда оттает. Яйцо спустя немного времени снова стало «целым». Лед растаял, и яйцо постепенно вернулось к своему начальному объему. Видимая щель уменьшилась настолько, что стала незаметной. Из этого следует, что скорлупа имеет определенную упругость.
Второе яйцо я попробовал очистить. Но получалось с трудом. Решил подставить яйцо под струю теплой воды - теперь скорлупа легко отделяется. Скорлупа хорошо проводит тепло. Ближайший замерзший слой к ее стенкам растаял. Вода сжалась, образовалась пустота, которая и помогла снять скорлупу. Положил замерзшее яйцо в тарелку и стал наблюдать, как постепенно замерзший комочек опять превращается в прозрачный белок, в котором плавает желток.
И напоследок!.. Яйцо-неваляшка.
Я решил сделать из яйца знакомую всем игрушку.
Материалы: скорлупа, металлические детали, свечка, спички
Действия: Я разбил слегка яйцо с острого конца, сделал небольшое отверстие, вылил содержимое, вымыл и высушил скорлупу. Вложил внутрь металлические детали (гвоздик, шарик, гайку), поджог свечку и начал закапывать парафин внутрь яйца, пока не покрыл все детали.
Результат: парафин застыл и надежно закрепился за внутренние стенки скорлупы, не давая возможности деталям двигаться. Как бы я не наклонял игрушку на ровной поверхности, покачавшись из стороны в сторону, в конце концов «неваляшка» занимала вертикальное положение. Секрет в том, что воск служит противовесом и он всегда будет возвращать скорлупу в вертикальное положение. Ведь наклонив игрушку, мы как бы приподняли тяжелую ее часть, а отпустили руку - и тяжелая часть под действием своего веса вернулась к исходной позиции.
4. Заключение
Проведя опыты с использованием яйца, я пришёл к выводу:
выдвинутая мной в начале исследования гипотеза о том, что яйцо не только продукт питания, но и предмет, который может участвовать в экспериментах, подтвердилась, так как во всех моих опытах участвовало яйцо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях"
Презентация к занятию по внеурочной исследовательской деятельности "Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях"...
Презентация для урока информатики в 4 классе на тему: "Повторение по теме "Объекты. Свойства и признаки объектов""
Урок повторения материала по теме "Объекты. Свойства и признаки объектов" проводится перед новогодними праздниками. Это нашло свое отражение в презентации....
Тест по информатике для 3 класса по теме: «Объект, функции объекта».
Данный тест разработан для учащихся 3 класса с целью проверить знания учащихся по теме: «Объект, функции объекта»....
Яйцо как объект интересных экспериментов.
Исследовательская работа+презентация по теме "Яйцо как объект интересных экспериментов"...
Загадки по теме "Объекты природы и объекты, созданные руками человека."
окружающий мир 1 класс...
Что такое эксперимент. Эксперимент с солью.
Занятие внеурочного кружка "Я исследователь по теме "Что такое эксперимент. Эксперимент с солью"."...
Технологическая карта урока информатики «Управляющий объект и объект управления. Текстовый редактор Word: создание таблицы» (УМК «Информатика», 3 класс)
Цель урока: формирование представления о понятиях управляющий объект и объект управления, формирование умения создавать таблицу в Word.Задачи урока ...