Разработка урока окружающего мира в 4 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Разработка открытого урока в 4 классе по УМК "Школа России". Автор учебника А.А.Плешаков. Тема урока - "Отечественная война 1812 года" Тип урока- урок - исследование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
Урок 53
Дата 10.04.2018г
Учитель: Кисенко Людмила Витальевна
Школа: МБОУ – ООШ №12
УМК «Школа России»
Предмет: окружающий мир
Базовый учебник: Плешаков А.А «Окружающий мир», 4 класс, М.: Просвещение, 2013 (с.112-117)
Возраст учащихся: 4 класс
Тема урока: «Отечественная война 1812 года»
Цель урока: создание благоприятных условий для формирования у учащихся представлений о войне 1812 года и Бородинском сражении.
Задачи:
1.Показать общую картину Отечественной войны (кто начал, когда, между какими государствами происходила, итоги войны).
2. Способствовать развитию умения наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать.
3. Развивать грамотную речь, воспитывать патриотизм и чувство национальной гордости.
Место урока: 14 урок в разделе «Страницы истории России»
Тип урока: урок - исследование
Формировать УУД:
Предметные:
Личностные: осознание чувства национальной гордости за славные дела предков; ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение находить способы решения поставленной цели; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: карта-схема Бородинского сражения, карточки с текстами, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, словарь Ожегова.
Этапы урока | Ход урока | Деятельность учащихся |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент). Цель: включить обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | - Продолжите фразу: «Я бы хотел, чтобы урок окружающего мира сегодня был …» - Какое время года наступило в нашей стране? Чем пахнет весна? Давайте представим, что вдыхаем аромат трав и цветов. (Презентация, слайд №1-2) | Учащиеся высказывают свое мнение, получают эмоциональный настрой на урок. Дыхательная гимнастика (4 с – вдох, 4 с – выдох, 2 с – пауза) |
II. Актуализация знаний. Цель: получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания; систематизировать знания и умения Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая Методы: Словесный, частично-поисковый, методы стимулирования и мотивации учения Подведение итогов, оценивание работ команд. | -Задание по группам: -Каждая группа получает задание по пройденным темам: 1 группа: Какие перемены произошли в России во время царствования Екатерины II? (Презентация, слайд №3) 2 группа: Чем прославились А.В.Суворов и Ф.Ф Ушаков? (Презентация, слайд №4) 3 группа: Что вы знаете о жизни дворян и крепостных крестьян? (Презентация, слайд № 5) -Молодцы, ребята, вы хорошо подготовились к уроку. | Учащиеся показывают свои знания. 1.Самым многолюдным городом стал Санкт- Петербург. -На Сенатской площади вознесся Медный всадник. - В каменные набережные оделась Нева. - Строились мосты, реки, каналы. -В середине 18 века в Петербурге на набережной Невы построили Зимний дворец. -Построены Петергоф, Царское село, Стрельна, Ораниебаум и другие дворцы. -Россия утвердилась на берегах Черного и Азовского морей. 2.- Одержали блестящие победы в войнах с Турцией. - В 1790 г под командованием Ф.Ф.Ушакова Черноморский флот разгромил турецкий. -В 1790 году под командование Суворова была взята крепость Измаил. 3.-Дворяне были поддержкой и опорой российских государей. -Екатерина II управляла государством прежде всего при помощи приближённых дворян. -Дворян из числа своих любимцев Екатерина жаловала поместьями с тысячами крепостных крестьян. - Крепостной полностью зависел от своего господина. Тот мог его продать, проиграть в карты, а то и обменять на породистую собаку. -Крестьяне бежали на необжитые места: на Дон, в Сибирь. |
III. Самоопределение деятельности. Постановка учебной задачи. Цель: с помощью подводящего задания сформулировать тему урока, определить цель. | - Установите соответствие. Соедините важное событие русской истории с деятелями, участниками этого события. - Какое событие русской истории осталось без наименования деятелей истории? (Презентация, слайд № 6) - Определите тему урока. - Какая цель урока должна быть поставлена в связи с этой темой? (Презентация, слайд № 7) - Что бы вам хотелось узнать по этой теме? | Учащиеся устанавливают соответствие, соединяя деятелей с событиями, в которых они участвуют и с датой события. Невская битва (Александр Невский, рыцари - крестоносцы) 15 июля 1240 г. Куликовская битва (Дмитрий Иванович, Мамай) 8 сентября 1380 г Освобождение Москвы от польских захватчиков (Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский) 4 ноября 1612 Война с Турцией (А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков) 1790г Отечественная война 1812 г -Отечественная война 1812 г. - Отечественная война 1812г. -Познакомиться с историческим периодом Отечественной войны 1812 г, основными этапами и событиями, героями. (Почему эта война называется отечественной? Между какими странами шла война? Кто победил в этой войне?) |
IV. Открытие нового знания. Цель: путем метода исследования в группах «открыть новое знание» | - Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. В 1812 году над Россией нависла новая беда – война с Францией. Французской армией командовал император Наполеон Бонапарт. (Презентация, слайд №8) 1.Работа со словарем: Прежде чем изучать события войны 1812 года, нам нужно выяснить, что такое «отечество» - Где мы можем узнать значение этого слова? - В первой группе лежит словарь Ожегова, прочитайте, слова «Отечество» (с.483) - Вторая группа, прочитайте, этимологию (происхождение слова «отечество» в этимологическом словаре Крылова. - Отечество имеет тот же корень, что и отец, отчий дом. Это страна, где человек родился и вырос. 2. Работа в группах - Сегодня на уроке я предлагаю вам историками – исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об Отечественной войне. А также в конце урока ответим на наш главный вопрос: «Почему война 1812 года называется отечественной?» Для этого вы будете работать в группах. Каждая группа получит свое задание и ответит на поставленные вопросы, поработав над текстами учебника и дополнительными текстами. (Презентация, слайд № 9) Задание для первой группы: Проблема: исследовать причины начала войны, раскрыть термин «отечественная война» - Прочитайте текст на с.112-113 учебника. Ответьте на вопросы. 1. В каком году началась война? 2. Между какими странами шла война? 3. Кто первым начал войну и почему? 4. Каким было начало войны? 5. Кто возглавлял русскую армию? . (Презентация, слайд №10) - Кутузов был очень талантливым полководцем. Его очень любили солдаты. Он разговаривал с ними, ел кашу из общего котелка. (Презентация, слайд № 11) Задание для 2 группы: Проблема: исследовать главное сражение Отечественной войны 1812 г. - Прочитайте текст на с.113 учебника, рассмотрите иллюстрацию на с.114-115. Ответьте на вопросы. 1.Назовите главное сражение Отечественной войны 1812 года. 2. Когда и где оно произошло? 3. Чем закончилось? 4. Какой момент боя был самым тяжелым? 5. О чем можно рассказать, глядя на иллюстрацию на с.114-115 - Я вам процитирую слова Наполеона о Бородинском сражении « Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное, французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми» (Презентация, слайд №12) (Презентация, слайд №13) Задание для 3группы: Проблема: исследовать партизанское движение во время войны 1812 года и окончание войны. - Прочитайте текст на с. 116-117 учебника, ответьте на вопросы: 1. Что увидел Наполеон, когда вошёл в Москву? 2. Кто такие партизаны? 3. Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов? 4. Благодаря чему была изгнана французская армия за пределы России? | Учащиеся слушают учителя.
Учащиеся работают со словарем. - В толковом словаре. -В толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Отечество - страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Отечество — Образовано в древнерусском языке от отьць – "отец" по методу кальки с греческого patria. Работа в группах, учащиеся отвечают на вопросы. - Война началась в 1812 году. - Война шла между Россией и Францией. - Первым начал войну Наполеон Бонапарт, до нападения на Россию ему подчинились большинство стран Европы, он хотел покорить весь мир. Удар французской армии был так силен, что русские войска не смогли сдержать натиск противника и стали отступать. - Русскую армию возглавлял талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов. - Главное сражение Отечественной войны 1812 года- Бородинская битва. - Оно произошло 26 августа 1812 года на широком и просторном поле у села Бородина, в 110 км от Москвы. - Бородинское сражение закончилось отступлением русских войск к Москве. Кутузов принял нелёгкое решение отступить чтобы сберечь войско. - Одним из самых тяжелых моментов боя была оборона Курганной высоты. Во главе её защитников стоял генерал Н.Н.Раевский. В течение нескольких часов высоту обстреливали 400 французских пушек. Все же после ожесточённых атак враг занял высоту. - Сражение было очень тяжелым. Участвовало много людей. Много убитых и раненые. Воевали при помощи пушек, ружей, сабель. Его встретил опустевший город. Вскоре в Москве вспыхнули пожары. Сгорел почти весь город. Спустя месяц Наполеон оставил Москву. - Люди, которые воевали на территории, занятой противником. Это были крестьяне, вооруженные вилами, топорами, брошенным оружием, а также небольшие отряды русской армии - Во главе одного из партизанских отрядов стоял Денис Васильевич Давыдов, который был не только офицером, но и талантливым поэтом и писателем. - Благодаря самоотверженности русского народа и армии. |
V. Здоровьесберегающий момент Цель: для поддержания работоспособности, снятия статистического напряжения, утомления учащихся. | - Ребята, для того, чтобы вы немного отдохнули, встаньте на носочки, потянитесь а затем стоя соберите мозаику - Вы узнали людей, которых собрали на мозаике? -Как можно назвать всех этих людей? | Учащиеся встают, потягиваются и собирают мозаику. 1группа - Михаил Васильевич Ломоносов. 2 группа -Иван Федоров. 3 группа - Кирилл и Мефодий. -Деятели культуры. |
VI. Включение новых знаний в систему знаний. Цель: первичное закрепление нового материала, осознание героической роли русского народа в освободительной войне 1812 года. | -Именно Россия смогла дать жесткий отпор Наполеону. Прочитайте его слова на слайде. (Презентация, слайд №14) - Почему война 1812 получила название Отечественной? Обсудите в группах. 1. Выполнение заданий в рабочей тетради. - Выполните задание 1 на с. 39 , запишите определение «отечественная война» - Самостоятельно выполните задание 5. - Какое неверное утверждение есть в тексте задания 5. 2. Работа с пословицами. - Откройте конверт и сложите из слов фразу. | Учащиеся читают: «"Самое страшное из моих сражений то, которое я дал под Москвой" (Наполеон) Работа в группах -Учащиеся высказывают предположения, обосновывают свое мнение. Работа коллективная Отечественная война - это справедливая война в защиту своего отечества. Самостоятельная работа 4- Наполеон вошел в Москву после Бородинской битвы. 1группа Родная сторона- мать, чужая – мачеха. 2 группа Родина- мать, умей за неё постоять. 3 группа Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. |
VII. Подведение итогов. | Подведение итогов обсуждения. (Презентация, слайд №7) -О каком историческом событии мы сегодня говорили? - На все ли поставленные вопросы мы сегодня ответили? -Какие культурные памятники напоминают нам о Бородинском сражении, об этой великой исторической битве? (Презентация, слайд №15) - Храм Христа Спасителя был воздвигнут в самом центре Москвы на народные пожертвования. Внутри на мраморных досках были начертаны названия всех полков, участвовавших в освободительной войне и имена особо отличившихся офицеров и солдат. (Презентация, слайд №16) -Музей- панорама «Бородинская битва» создана Францем Алексеевичем Рубо в 1912 году в специально построенном павильоне на чистых прудах в Москве. В настоящее время составляет основу мемориального комплекса на территории бывшей деревни Фили (Кутузовский проспект) (Презентация, слайд №17) - В центре Бородинского поля возвышается огромная колонна. Это главный памятник русским солдатам. (Презентация, слайд №18-21) | -Об Отечественной войне 1812 года. - Мы ответили на все поставленные вопросы. -Храм Христа Спасителя в Москве. |
IX. Рефлексия Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов | -Продолжите высказывание:
Оцените свою работу на уроке… (Презентация, слайд № 22) Выставление оценок. | Учащиеся делают выводы. Оценивают свою работу на уроке. Делятся своими впечатлениями. Учащиеся показывают смайлики. |
IX.Домашнее задание Цель: проверить усвоение материала | 1) Учебник с.112-117 прочитать, ответить на вопросы. 2) Рабочая тетрадь с.40-41 з.2,3,4 3) Найти дополнительный материал о войне 1812 года ( по желанию) |
Самоанализ
урока окружающего мира, проведённого учителем начальных классов.
Урок окружающего мира был проведён в 4 классе 10.04.2018 г.
Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Отечественная война 1812 года», 14 урок в разделе «Страницы истории России»
Целью данного урока является: создание благоприятных условий для формирования у учащихся представлений о войне 1812 года и Бородинском сражении.
Задачи:
1.Показать общую картину Отечественной войны (кто начал, когда, между какими государствами происходила, итоги войны).
2. Способствовать развитию умения наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать.
3. Развивать грамотную речь, воспитывать патриотизм и чувство национальной гордости.
Тип урока: урок - исследование
Формируемые УУД:
Предметные:
Личностные: осознание чувства национальной гордости за славные дела предков; ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение находить способы решения поставленной цели ; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке..
Этапы урока.
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Цель: включить обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.
II.Актуализация знаний
Цель: получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания; систематизировать знания и умения
Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.
исследовательская деятельность
III. Самоопределение деятельности. Постановка учебной задачи.
Цель: с помощью подводящего задания сформулировать тему урока, определить цель.
Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулировка учебной задачи как темы урока.
IV. Открытие нового знания.
Цель: путем метода исследования в группах «открыть новое знание»
исследовательская деятельность
инструкция
целеполагание
предъявление результата
чтение, наблюдение, сравнение, анализ, диалог, монолог, слушание
групповая работа
V. Здоровьесберегающий момент (физкультминутка)
Цель: для поддержания работоспособности, снятия статистического напряжения, утомления учащихся.
VI. Включение новых знаний в систему знаний.
Цель: первичное закрепление нового материала, осознание героической роли русского народа в освободительной войне 1812 года.
взаимопроверка
работа в тетрадях на печатной основе
самопроверка
VII. Подведение итогов.
Цель: обобщение нового материала.
VIII. Рефлексия
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов
IX. Домашнее задание
Цель: проверить усвоение материала
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников четвертого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
На уроке наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности. На уроке применялись здоровье сберегающие технологии (физминутка общего воздействия). Применялись задания, направленные именно на развитие детей. При проведении урока было использована презентация, как компьютерная поддержка. При подведении итогов и рефлексии был применен самоанализ деятельности учеников. Урок был очень динамичный, один вид деятельности быстро сменялся другим, проведён в доброжелательной рабочей обстановке.
Урок поставленной цели достиг.
Дополнительный текст:
1группа
В конце 18 века власть во Франции власть в руки взял Наполеон Бонапарт. Захватив почти все европейские страны, Наполеон мечтал о Москве. Почти все страны были завоеваны Наполеоном. Осталось завоевать Россию. Его армия была хорошо вооружена, обучена и не знала поражений
В 1812 году французы вторглись в Россию, русская армия стала отступать. Так армия французов дошла до Смоленска – последнего города перед Москвой. Александр 1 был в отчаянии, нужно было срочно искать полководца, который мог бы дать отпор противнику. И такой человек был – Кутузов.
Дополнительный текст:
2 группа
Главной задачей Бородинского сражения для М.И.Кутузова было перекрыть дороги на Москву. Сражение продолжалось 15 часов. Обе стороны стояли насмерть, количество потерь было велико. Узнав о больших потерях (около 60 тыс. убитыми), Наполеон приказал прекратить сражение и отвести войска. Кутузов остался доволен исходом боя. Наполеон не смог прорвать оборону русских. Русские войска потеряли свыше 45 тысяч убитыми. Была уничтожена половина армии. У Наполеона ещё оставались резервные войска. Кутузов понимал, что, продолжая сопротивляться французам, он может потерять всю армию. Продолжать бой было рискованно. Кутузов отдал приказ: оставить Бородино и отвести войска к Москве.
Дополнительный текст:
3 группа
Во всех завоеванных городах Наполеона встречали с почестями преподнося ключи от города. Такого же приема Наполеон ждал и от московских жителей, но вместо ключей встретил пустой город и страшные пожары.
После московского пожара на борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ - началась народная война. Вокруг Москвы действовали сотни отрядов партизан и ополченцев, средства на поддержание которых собирали жители городов и деревень.
Кутузов понял, какую огромную пользу приносит партизанская война и стал использовать партизанские методы нападения на французов. Кутузов сформировал несколько конных отрядов.
Около реки Березины русская армия окончательно разгромила измотанную, голодную и холодную армию французов. Наполеон бросил свою армию и бежал во Францию. 26 декабря 1812 года было объявлено об окончании войны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока окружающего мира 3 класс
разработка урока окружающего мира по теме "Свойства аоды. Роль воды в природе" 3 класс УМК Гармония...
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс
Тема: Родной край. Река Чир....
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"...
Разработка урока окружающего мира 3 класс по системе Л.В.Занкова «Природное сообщество - озеро»
Этот урок формирует представления учащихся об озере как о природном сообществе. Знакомит с разнообразием живых организмов озера....
План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"
План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...
Разработка урока окружающего мира 3 класс по теме "Древнерусское государство" УМК "Начальная школа 21 века"
На уроке в ходе фронтальной и групповой работы учащиеся подходят осознанному пониманию понятий «Древнерусское государство», «роль личности в истории». К уроку есть необходимое приложение + презентация...