ВПМ 4 класс по окружающему миру "Краеведение"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Болонина Анастасия Дмитриевна

ВПМ 4 класс по окружающему миру "Краеведение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ

Рабочая программа по Внутрипредметному модулю «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями:

•        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Внутрипредметный модуль "Краеведение"  рассчитан на 20 ч в год, и удовлетворяет потребностям учащихся, расширяет предметные знания, позволяет в полном объёме реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта.

Цели модуля:

- формирование элементарных знаний, направленных на осознание

необходимости изучения краеведения, заботы о крае;

- изучение истории города Калининграда, Калининградской области, его искусства через судьбы знаменитостей города: писателей, художников, архитекторов и т. д.; создание условий для духовно – ценностной и практической ориентации ученика в городе; содействие в развитии ребѐнка и в достижении им определѐнного уровня образованности; способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры

находящихся под охраной Юнеско.

- пробудить познавательный интерес к городу и его природной среде;

- привлечь внимание учащихся к экологической проблеме края.

Задачи:

Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему;

Формирование представлений о специфике города и необходимости грамотного взаимодействия человека с городом, об уникальности и неповторимости города; о важной роли горожан в создании, развитии сохранении города и его культурного наследия;

Развитие бережного отношения к городу (достопримечательности, культура,

природа);

Формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном

окружении.

Организация достижения целей:

Целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа; связь с социосредой (родителями, культурой и природой).

При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:

события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными; представлять учащимся возможность совершать маленькие ―открытия, привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту; формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом; вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.

Методы и формы работы.

Для облегчения понимания материала детьми в процессе обучения предлагаются игровые формы.

На занятиях применяются различные формы деятельности: викторины, выставки, конкурсы и др.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, игра, конференция и т.д., а также краеведческие рассказы и народные сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять, делать свои выводы.

Занятия предусматривают получение знаний не только на специальных занятиях внеурочной деятельности, но и во время прогулок, экскурсий и нацелено на общее развитие ребят, на развитие наблюдательности, внимания.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Планируемые результаты по формам УУД

Личностные результаты:

1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2.Формирование ценностного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народа, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления.

2.Освоение способов решение проблем творческого и поискового характера.

3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Схем решения учебных и практических задач.

5.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения

6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.

7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектах, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1.Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни.

3.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5.Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

3. Содержание учебного предмета

Познакомить учащихся с особенностями Калининградской области, научить

находить ее на карте.

Предоставить учащимся краткую историческую справку края. История пруссов. История тевтонского ордена. Довоенная Восточная Пруссия.

 Познакомить учащихся с особенностями и значением Балтийского моря

Дать представление о почвах области, о полезных ископаемых, рассказать, что на них растет.

Дать представление о животных и растениях косы.

Дать представление о животных области.

Познакомить с растениями края.

Познакомить с улицами города, памятниками города.

Дать представление о реках региона и их значении, учить работать с картой.

Познакомить учащихся с почётными гражданами и знаменитыми люди, прославившими наш край: писателями, учёными, композиторами (немецкие и современные).

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

Работа с картой, атласом растений и животных Калининградской области.

4. Тематическое планирование

Тематическое планирование внутрипредметного модуля «Краеведение»

п/п

Название темы, раздела

Название раздела

Кол-во

часов

Содержание и учебный материал

1

Природа родного края

Растительный мир Калининградской области

2

Многообразие растительности края, редкие растения области. Уникальный мир (лапина, бук, граб и другие виды)

Животный мир Калининградской области

2

Природные заповедники и заказники. Национальный парк природы на Куршской косе, Ромминтенская пуща, Музей леса

Полезные ископаемые Калининградской области

2

Месторождения полезных ископаемых, промышленные разработки, природные богатства

2

История родного края

История пруссов История тевтонского ордена Довоенная Восточная Пруссия

4

Богатое историческое наследие, огромное количество исторических памятников на территории края. Бережное отношение к истории и наследию прошлых веков.

3

Прогулки по Кёнигсбергу

Улицы города Памятники города

4

 Памятные места города, связанные с его прошлым и настоящим

4

Культура и экономика

Почётные граждане и знаменитые люди, прославившие наш край Писатели, учёные, композиторы (немецкие и современные)

4

Богатство края заключается в людях. Рассказы о знаменитых согражданах

5

Проект «Край мой – гордость моя»

2

Представление и защита проектов о родном крае и городе.

Итого:

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер - классу по окружающему миру в 1 классе по теме "Части растений"

Этот материал знакомит учащихся с частями растений, воспитывает в детях доброе отношение ко всему живому, экологическое воспитание. Дети сами открывают тему для себя на примере других растений показыв...

Мастер-класс по окружающему миру. 2 класс.

Метод проектов. Защита проектов по теме "Жизнь леса"...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Мастер-класс по окружающему миру 3 класс УМК "Школа 2100"

Системно-деятельностный подход-основа реализации стандартов нового поколения.Данный мастер-класс построен с использованием деятельностного подхода в учебном процессе....

Мастер-класс по окружающему миру. 3 класс. "Природные сообщества «луг», «озеро», «поле», «лес», «тундра».

В мастер-классе представлены наиболее результативные элементы организации групповой  работы, методические приемы, педагогические действия, обеспечивающие эффективное решение учебно-воспитательных...

Проектно- исследовательская работа по окружающему миру (3 класс). Охрана окружающей среды

Проектно - исследовательская работа по окружающему миру и презентация к ней....

Проектно- исследовательская работа по окружающему миру (3 класс). Охрана окружающей среды

Консект к презентации проектно - исследовательской работы "Вторая жизнь мусора"....