Урок окружающего мира в 3 классе тема "Кто что ест"
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему

Цель урока познакомить младших школьников с классификацией животных по типу пищи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_3_klasse.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Урок окружающего мира, 3 класс

                                                   

                                                                                                                 Дунаева Светлана Александровна

                                                                                              учитель высшей квалификационной категории

                                                                                                                    МОУ «Каслинская СОШ №27»

                                                                                                                   г. Касли, Челябинской области

Тема: Кто что ест

Цели: 1) Познакомить учеников с классификацией животных по типу пищи.

          2)Рассмотреть цепи питания животных.

          3)Изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов.

      4) Поощрять потребность в сотрудничестве, развивать умение работать в группах, умение договариваться.

Оборудование:1) Карточки для составления схемы 1 (царство животных, зелёная - растительноядные, синяя- насекомоядные, красная- хищные, жёлтая - всеядные), схемы 2 (растения, растительноядные, насекомоядные или хищные)

2) карточки с названиями животных (ласточка, ёж, ящерица, сова, лиса, рысь, ворона, кабан, лесная мышь, заяц, лось)

3)Ключевые слова на листе для составления пищевых цепей (дуб, мыши, лиса, осина, заяц, лиса)

4) Текст «Как питаются насекомые» и отрывок из текста «Лисья охота»

5) А.А.Плешаков «Атлас-определитель. От земли до неба», М. «Просвещение», 2004

6) Таблица с погодными условиями

7)Карточки для групповой работы, индивидуальная карточка.

8)Карточки для письменной рефлексии.

9)Изображение лисицы

10)ЦОР «Энциклопедия животных», презентация «Животные»

Планируемые результаты:

Личностные:

У учеников будут формироваться:

  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Ученики получат возможность для формирования:

  • Выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Познавательные:

Ученики будут учиться:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
  • Владеть общим приёмом решения задачи
  • Осуществлять синтез как составление целого из частей
  • Устанавливать аналогии
  • устанавливать причинно-следственные связи
  • строить речевое высказывание в устной форме

Ученики получат возможность научиться:

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

Регулятивные:

Ученики будут учиться:

  • Учитывать правило в планировании и контроле способа решения
  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Ученики получат возможность научиться:

  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные:

Ученики будут учиться:

  • Задавать вопросы
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Ученики получат возможность научиться:

  • Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Ход урока:

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.

момент

Приветствие учителя

- Долгожданный дан звонок

  Начинается урок окружающего мира.

 

-Скажите, что пригодится нам для успешной работы на уроке?

Учитель мотивирует детей на работу

 

Учащиеся  настраиваются на урок

Личностное УУД Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

2.Минутка календаря

По дороге в школу были ли внимательны, понаблюдали за погодой?

Дайте характеристику сегодняшних погодных условий по таблице:

                   Погода

Ясная

Ветреная

Пасмурная

Тихая

Облачная

Морозная

Дождливая

Холодная

Сухая

Теплая

 Предлагает вспомнить об утренних наблюдениях за погодой

Ответы детей по своим наблюдениям

Познавательное УУД

Строить сообщения в устной форме

3.Актуа

лизация знаний

-О каком царстве вы узнали на прошлом уроке много нового и интересного?(царство животных) Сегодня мы продолжим знакомство.

-У меня для вас задание.   Работая в парах, укажите стрелками, какие животные относятся к данным группам.        

- Назовите группу животных и 1-2 представителей этой группы.

(пара работает по карточке: Назовите признаки жизни животных. (дышат, ………..,..)

Предлагает выполнить задание.

Совещается, проверяя задание

Работа в парах.

Отвечают

 Регулятивное УУД

Принимать и сохранять учебную задачу

4.Постановка проблемы урока

- Сейчас мы послушаем А. с В., они назовут признаки жизни животных, а вы выберите главный, необходимый для роста и развития животных.

- Какой вопрос вы могли бы задать мне или одноклассникам, чтобы больше, узнать о питании животных?

- А вот авторы учебника задают свой вопрос на с.96 Кто что ест?

-Этот вопрос и будет темой нашего урока.

Проводит анализ

Подводит к теме урока через составление вопросов

Дышат, питаются, размножаются, двигаются, растут и развиваются

Питание

Составляют вопросы

Читают вопрос

Кто что ест?

Коммуникативн УУД 

Задавать вопросы

5. Совместное открытие знаний

1) Подумайте, на какие группы можно разделить животных по особенностям питания.

- Узнать все группы вы сможете, прочитав текст учебника на с.96

2)Составление схемы(4 карточки представлены в цвете: зелёная - растительноядные, синяя - насекомоядные, красная- хищные, жёлтая всеядные)

3)Назвать животных для нашей схемы поможет задание в рабочей тетради

- с.43,№1 (раскрасьте нужным цветом)

Чтобы правильно выполнить задание,

 на что нужно обращать внимание?

Каждая пара получает название животного и его нужно поместить в схеме на доске.

Мне хотелось узнать, к какой группе вы отнесёте животное, о котором услышите на физкультминутке:

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз росой она умылась,

Два изящно покружилась,

Три нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Хорошо давайте это проверим, послушав рассказы ребят. (Чем питаются насекомые?)

Работа с атласом-определителем

Много интересного о питании животных  вы можете узнать в книге «Зелёные страницы», «Великан на поляне», атласе-определителе «От земли до неба», в энциклопедиях и журналах, которые находятся в школьной и центральной библиотеках.

4) Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания.

Цепи питания начинаются с растения. Это первое звено. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.

Второе звено цепи - это растительноядные животные.

- Как вы думаете, почему? 

Третье звено - насекомоядные или хищные животные.

- Рассмотрим цепи питания на с. 96 учебника

-Давайте попробуем составить возможные цепи питания лисицы, послушав рассказ Юли Р. (иллюстрация в книге «Зелёные страницы»)

Ключевые слова: дуб, мыши, лиса, осина, заяц, лиса.

Работа в группах:

Поработайте в группах и составьте цепи питания в рабочей тетради с.45, №4

На экологическом кружке в группах предлагаю вам изготовить модели цепей питания и затем сравним их.

Опора на собственный опыт детей

Предлагает

карточки (растительноядные, насекомоядные хищные, всеядные)

Направляет

Осуществляет проверку с помощью

 карточек с названиями животных из задания №1

Предлагает поработать  с дополнительной литературой

Рассказ учителя

Предлагает

задания, проверку и оценку групп

Домашнее задание

Ответы детей

Дети читают

Анализируют и

классифицируют 

Работа в тетради, в парах

Размещают карточки  в схеме

Проводит ученица

Рассказывают 4 ученика

Демонстрируют атлас-определитель, предлагая открыть страницы иллюстрирующие рассказ

Слушают, участвуют в составлении схемы

Рассматривание цепей питания

Рассказ о лисе,

коллективное составление схемы питания

Выполняют в четвёрках на обратной стороне листа задания 1, взаимопроверка

Познавательные УУД Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Познавательные УУД 

Владеть общим приёмом решения задачи

 

 

Познавательные УУД Устанавливать аналогии, строить речевое высказывание в устной форме

Регулятивные УУД

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Коммуникативн УУД 

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

6Работа по учебнику

-Рассмотрите животных на слайдах.

-К каким группам они относятся?

-Как все эти животные приспособились, узнайте?

-Прочитайте статью в учебнике на с.97 (по рядам)

-Как приспособились хищники к добыванию пищи?

-Как приспособились животные защищаться от врагов?

-Предлагаю вам дома прочитать в книге «Зелёные страницы» о божьих коровках, обратите внимание, чем они питаются и подумайте, что ты можешь сделать для их охраны.

-Подробно об охране животных мы поговорим через несколько уроков.

Беседа

Чтение статьи учебника с.97

Познавательные УУД Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

7.

История из жизни

А вот такая история произошла в Крымском заповеднике. Там решили расправиться с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца. Какая пищевая цепь разорвалась? (молодые деревья – козы – волки)

-Надо ли уничтожать хищников?

-посмотрите, пожалуйста, видеосюжет о хищнике.

-Подробнее о том, почему необходимо беречь и охранять хищников узнаете в рубрике для самых любознательных в вашем учебнике.

История и обсуждение

Показ видеосюжета

Слушают и

анализируют

 

Просмотр видеосюжета

Познавательные УУД Устанавливать причинно-следственные связи

8.Итог и рефлексия

Урок наш заканчивается.

Над какой темой мы работали?

Что узнали, скажите кратко?

(чтение вывода в учебнике)

Об этом говорится в стихотворении Б.Заходера «Про всех на свете»

 Как вы оцените свою работу. (знаком +, -)

1.Комфортно ли было на уроке?

2.Поняли ли вы тему урока?

3. Трудно было выполнять задания?

4.Требовалась вам помощь:

а) учителя

б) учебника

в) соседа по парте        

5)Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе

-Спасибо вам за хорошую работу, у вас всё получилось, потому что вы были внимательны, работали активно и дружно.

Подведение итогов

Проведение письменной рефлексии

Поощряет,

вселяет  уверенность

Ответы детей

Чтение стихотворения

 

Оценивают свою деятельность

Личностное УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

                   Погода

       Ясная

    Ветреная

    Пасмурная

     Тихая

    Облачная

   Морозная

   Дождливая

   Холодная

      Сухая

    Теплая

Карточка Прочитайте и выполните задание

Напишите признаки жизни животных:

(дышат, …………., ………..,………...,

…………….,………………)

    Растительноядные

Насекомоядные

 Хищные

Всеядные

ласточка      ёж    сова

ящерица    лиса   рысь

ворона    кабан    лось

лесная мышь     заяц

Карточка Прочитайте и выполните задание

Напишите признаки жизни животных:

(дышат, …………., ………..,………...,

        


Заяц

Лиса

Мыши

Дуб

Осина

                   

  Чем питаются насекомые?

    1)  Большинство насекомых питается растениями. Поэтому их на-

зывают растительноядными. Они губят тысячи тонн хлеба, яблок,

груш, свеклы. Они портят одежду и мебель и даже разрушают дома

и мосты. Так, грозным завоевателем проявила себя саранча. В древ-

ности о ее нашествиях писали: земля перед ней как цветущий сад,

позади нее - дикая пустыня. Подсчитано, что во всем мире расти-

тельноядным насекомым каждый год достается приблизительно

пятая часть урожая сельскохозяйственных культур.

  2)  Не все насекомые питаются растительной пищей, есть среди на-

секомых и хищники. Один из самых прожорливых - стрекоза. Она

съедает в день пищи больше, чем весит сама. С мая и до осени лета-

ют стрекозы над заросшими берегами рек и речушек, охотятся на

комаров и мошек. Добычу они ловят ногами. Их ноги покрыты ши-

пами и щетинками, в полёте согнуты и сближены так, что получает-

ся  «ловчая корзина». Комара стрекоза съедает прямо на лету. А муху

 - садясь на веточку. Сейчас во всем мире известно 4500 видов стрекоз.

Особенно много их в жарких странах. Самые большие современные

стрекозы достигают в размахе крыльев 19 сантиметров.

  3) Некоторые насекомые едят самих себя. Например, саранча не-

чувствительна к физической боли, Онa начинает грызть свои перед-

ние лапы, потом нижнюю часть тела. Опыты показали, что на такой

шаг саранчу толкает не чувство голода. Просто собственное тело

кажется достаточно вкусной пищей.

 4)    Одним из самых красивых существ на Земле являются бабочки.

Бабочки питаются нектаром - цветочным соком. Нектар у некото-

рых цветов спрятан в глубоких чашечках. Рот бабочки - длинная

трубочка, свернутая в спиральку. Когда бабочка хочет есть, она са-

дится на цветок, спиралька раскручивается, и бабочка достает нек-

тар со дна цветка. Бабочки не приносят вреда, вред доставляют их

гусеницы, поедающие листья, цветки, плоды разных растений.

Про всех на свете

Все-все на свете

На свете нужны!

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд-

Кто делает мёд

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то

Не очень дружны –

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это конечно,

Ошибкой окажется.

                                                   

                                                 Лисица.

    Лисицу считают злейшим заячьим врагом. Лисы ловят зайцев, особенно зайчат. Но главная их пища – грызуны, прежде всего серые полёвки и мыши. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием. Мышиный  писк лисица может услышать чуть ли не за 100 метров –  такой отличный у неё слух.    

                Вопрос

Ответ

(+ , - )

Как вы оцените свою работу. (знаком +, -)

1.Комфортно ли было на уроке?

2.Поняли ли вы тему урока?

3. Трудно было выполнять задания?

4.Требовалась вам помощь:

а)учителя

б)учебника

в)соседа по парте        

5)Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе 

                Вопрос

Ответ

(+ , - )

Как вы оцените свою работу. (знаком +, -)

1.Комфортно ли было на уроке?

2.Поняли ли вы тему урока?

3. Трудно было выполнять задания?

4.Требовалась вам помощь:

а)учителя

б)учебника

в)соседа по парте        

5)Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе 

                Вопрос

Ответ

(+ , - )

Как вы оцените свою работу. (знаком +, -)

1.Комфортно ли было на уроке?

2.Поняли ли вы тему урока?

3. Трудно было выполнять задания?

4.Требовалась вам помощь:

а)учителя

б)учебника

в)соседа по парте        

5)Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе 

 Питание

Бабочка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...