Туман и облака. Осадки_3-3_klass
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дата: 01.12.2017 ФИО учителя: Погорельская Н. П.
Школа: № 95 ФИ студента: Согрина Т., 44 гр.
Класс: 3-3 ФИО методиста: Горячёва С. Л.
Кабинет: 101
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема: «Туман и облака. Осадки»
Цели деятельности учителя:
- формировать представление о тумане и облаке, об осадках;
- формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебной деятельности по различным явления природы.
Планируемые результаты:
Предметные: объяснять явление превращения воды в туман, облака; рассказывать о разных видах облаков и осадках, выпадающих из облаков; определять виды облаков.
Личностные: способствовать развитию логического мышления, внимания и навыков самостоятельной работы; уметь работать с дополнительными источниками информации.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: учебник и рабочая тетрадь О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л,А, Царёва (ПНШ) «Окружающий мир», ч. 1, презентация, карточки.
Этап урока | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: Слово учителя. | 1 мин | Приветствие. (слайд) - Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Александровна. Я проведу у вас урок окружающего мира. | Приветствовать учителя. | Р.: организовать рабочее место. |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: Слово учителя. Словесный: Беседа. | 5 мин | Самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку. - Мы сегодня будем исследовать и наблюдать, Выводы делать и рассуждать, А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! - У нас в гостях сегодня Профессор Познавайкин, который будет наблюдать за сегодняшним уроком и ставить оценки. Повторение. (слайд) И для начала ответьте на вопросы, которые приготовил Профессор, чтобы оценить ваши знания. 1. С какой темой вы познакомились на прошлом уроке? 2. В каком состоянии может находиться вода в атмосфере? (в жидком, твёрдом и газообразном) 3. Откуда взялась вода в атмосфере? (образовалась в результате испарения с поверхности земли и образует в воздухе водяной пар) 4. Как происходит круговорот воды в природе? (Он начинается с испарения. Под воздействием солнечных лучей вода испаряется с поверхности земли, водоемов, растений. Пар поднимается вверх и, достигнув более холодных слоев атмосферы, на небе появляются облака. Ветер несет пар по небу над землей. Постепенно капли становятся все крупнее и тяжелее. Облака превращаются в тучи. Накопившаяся в них вода выпадает обратно на землю.) | Слушать учителя. Отвечать на вопросы. | П.: структурировать знания. Л.: осознавать свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. П.: сравнивать и группировать, находить закономерность. Л.: осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат. |
III. Постановка учебной задачи Практический: Отгадывание загадок. Проблемный: Определение темы и целей урока. | 4 мин | Подведение к теме урока. - Молодцы, ребята, ну а теперь отгадайте загадки: Утром рано на заре Выступает на траве, Это капельки с водой Называются ... Ответ: Росой Я зимой смотрю в оконце: Там мороз и светит солнце. Небосвод высокий, синий, На деревьях белый… Ответ: Иней - Молодцы, ребята. А как вы думаете, роса и иней – что это? (это осадки) - А можете ли вы дать определение таким природным явлениям как «туман» и «облако»? - Таковы ваши предположения. Мы разберёмся с этими природными явлениями чуть позже. Определение темы: - Как вы думаете, какова тема нашего урока? (слайд) Туман и облака. Осадки Определение задач: - Какие цели перед собой поставим? (слайд) - Мне хотелось бы уточнить и дополнить ваши сказанные цели. Посмотрите на слайд:
| Отгадывать загадки. Отвечать на вопросы. Формулировать тему. Формулировать задачи. | Р.: планировать работу. П.: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Л.: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Р.: определять тему и цели урока. К.: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Л.: делать нравственный выбор, быть способным к волевому усилию. |
IV. Открытие нового знания Наглядный: Просмотр видеоролика. Словесный: Беседа. | 7 мин | Ответы на вопросы. - Итак, сегодня мы будем исследователями и попытаемся открыть тайны этих явлений. Сейчас вы будете исследовать явление, а какое – вы узнаете, когда просмотрите видеоролик: (на 1 видеоролике появляется туман, на 2 - облака) - Ребята, назовите эти явления, которые вы увидели на записи? (это туман и облака) Работа с учебником. - Откройте учебник на с. 81 и выясните с помощью текста, что такое туман и что такое облако, чем они схожи, а чем отличаются? Читайте внимательнее и самое главное определите между ними разницу. | Смотреть видеоролик. Отвечать на вопрос. Читать учебник. | П.: выявлять и формулировать проблемы П.: анализировать объекты с целью выделения признаков. П.: строить логическую цепочку рассуждений, анализ истинности утверждений. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Практический: Экспресс-опрос. Словесный: Беседа. Словесный: Дискуссия. | 7 мин | Закрепление материала. - Профессор Познавайкин хочет проверить, как вы усвоили материал, достаточно ли у вас знаний для нашего исследования. - Экспресс - опрос. На листочках записываем ответы «да» или «нет». 1. Капельки облака лёгкие, когда сливаются друг с другом. (нет) 2. Облако – это тот же туман, но находится значительней выше над земной поверхностью. (да) 3. Водяной пар облака находится низко над землёй. (нет) 4. Туман – это капельки воды, которые образуются из пара в более холодном воздухе на поверхности земли. (да) 5. Чем темнее цвет облаков, тем меньше в них капелек воды. (нет) 6. Облако и туман – это природные явления? (да) (слайд) - Сверьте свои ответы с ключом. Оцените себя На доске «ключ»: 1. – нет; 2. – да; 3. – нет; 4. – да; 5. – нет; 6. – да.) - У кого всё верно? - У кого 1-2 ошибки? - Молодцы, показали хорошие знания. Словарная работа. - Давайте теперь обобщим, что же такое туман и облако, посмотрите на слайд: (слайд) Облако – это природное явление, скопление мельчайших капелек воды или кристалликов льда, появляющихся в результате поднимающихся с земли паров воды. (слайд) Туман – это природное явление, скопление мельчайших капелек воды, которое образуется из невидимого пара в холодном воздухе у поверхности земли. - Ребята, а как вы думаете, туман – «друг» или «недруг» человека? Я слушаю ваши предположения. - На слайде вы видите туман. Действительно туман – необыкновенное явление природы, может быть полезен людям, а также и вреден. Туман – «друг»: спасает растения в садах и на полях от заморозков; увлажняет кожу человека, что полезно для здоровья. Туман – «недруг»: в тумане плохо видно, поэтому люди могут заблудиться в пути; пешеходам нужно осторожно переходить дорогу; водителям – быть внимательнее на дороге. | Выполнять экспресс-опрос. Записывать ответы. Самооценивать проделанную работу. Слушать учителя. Объяснять определение. Объяснять определение. Думать над вопросом. Отвечать на вопрос. Слушать объяснение учителя. | К.: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Л.: осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат. П.: устанавливать причинно-следственные связи. П.: строить логические цепи рассуждений: - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Л.: уметь адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку. П.: анализировать объекты с целью выделения признаков. П.: строить логическую цепочку рассуждений, анализ истинности утверждений. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: Работа со слайдом. Частично-поисковый (эвристический): Работа в группах. | 10 мин | Групповая работа - Ответьте на вопрос, одинаковой ли формы бывают облака? (нет) - Давайте попробуем выяснить, какие бывают облака и Профессор Познавайкин предлагает нам эту работу провести в группах. (слайд) - Чтобы перейти к следующей работе, давайте вспомним правила работы в группах. Их предлагает нам Профессор (чтение слайда). (объясняя задание, показываю одну из карточек для работы в группе и раздаю эти карточки) - Каждая группа получает алгоритм действий изучения своего вида облаков. Вам нужно по этому алгоритму решить все задания, которые есть в этой карточке. К алгоритму я даю вам текст и виды облаков, они вам понадобятся. Давайте вместе попробуем разобрать 1 карточку: - Для начала прочитаем 1 задание. Задание для группы №1 1. Найдите в учебнике текст на с. 82 про «Дождевые облака» и прочитайте его. (читаем текст) 2. Рассмотрите схему расположения перистых облаков в атмосфере на с. 83. (рассматриваем схему) - Обратите внимание, на какой высоте находятся дождевые облака. – на высоте примерно от 2 до 5 км 4. Заполните предложенную таблицу, ответы вписывайте ручкой. - Какая группа закончит, покажите свою готовность. - А теперь разбейтесь на 6 групп. - Приступайте к работе: Задание для группы №1 1. Найдите в учебнике текст на с. 82 про «Дождевые облака» и прочитайте его. 2. Рассмотрите схему расположения перистых облаков в атмосфере на с. 83. 3. Заполните предложенную таблицу, ответы вписывайте ручкой. Задание для группы №2 1. Найдите в учебнике текст на с. 82 про «Кучевые облака» и прочитайте его. 2. Рассмотрите схему расположения перистых облаков в атмосфере на с. 83. 3. Заполните предложенную таблицу, ответы вписывайте ручкой. Задание для группы №3 1. Найдите в учебнике текст на с. 82 про «Перистые облака» и прочитайте его. 2. Рассмотрите схему расположения перистых облаков в атмосфере на с. 83. 3. Заполните предложенную таблицу, ответы вписывайте ручкой. Задание для группы №4 1. Найдите в учебнике текст на с. 82 про «Слоистые облака» и прочитайте его. 2. Рассмотрите схему расположения перистых облаков в атмосфере на с. 83. 3. Заполните предложенную таблицу, ответы вписывайте ручкой. - Представление работы групп, обсуждение результатов. - Ребята, а также из этих видов облаков образуются перисто-кучевые, высоко-слоистые, перисто-слоистые и другие. - Вы большие молодцы! | Вспоминать правила работы в группах. Объяснять определение. Слушать задание. Выполнять задание. Работать в группах. Рассказывать материал. Отвечать на вопросы. | П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. П.: уметь выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К.: контролировать, корректировать, оценивать действия партнёров в умении с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.: уметь выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации. П.: уметь структурировать найденную информацию в нужной форме. Р.: владеть навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля. К.: осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми. Л.: осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат. П.: создавать устные и письменные высказывания. |
VII. Включение в систему знаний Словесный: Беседа. Исследовательский: Наблюдение. | 8 мин | Есть ещё явления природы, связанные с водой и мы о них говорили в начале урока. - Кто вспомнит и скажет, какие это были явления? Подсказка: эти 2 явления происходят в виде осадков (роса и иней). (слайд росы) - Прочитайте текст в учебнике на стр. 83 (читает вслух один ребёнок). - Вопрос всем: при каких условиях образуется роса? (когда водяной пар не успевает подняться высоко, а остывает около земли, то ЛЕТОМ на траве и листья появляются маленькие капельки воды) (слайд инея) - Прочитайте текст в учебнике на стр. 84 (читает вслух один ребёнок). - Скажите, как образуется иней? (поздней осенью и зиомй, когда температура воздуха опускается ниже 0 градусов Цельсия, водяной пар превращается в мельчайшие кристаллы) - А теперь давайте сформулируем вывод. Я говорю предложение, а вы приводите примеры осадков. - Вода в виде осадков выпадает на землю из облаков – это такие осадки, как… (дождь, снег, град). - Вода в виде осадков выделяется из воздуха – это такие осадки, как… (туман, роса, иней). - Кто был внимательным на протяжении урока, сейчас объяснит, на какое явление указывают эти условные обозначения. - Кто хочет выйти к доске? (задание на оценку) - А теперь откройте рабочие тетради на странице 29, задание номер 41. - Выполните работу в тетради каждый самостоятельно. | Отвечать на вопросы. Составлять цепь питания. Читать с учебника. Отвечать на вопрос. Читать с учебника. Отвечать на вопрос. Формулировать вывод.
Отвечать на вопросы Работать в тетрадях. Выполнять задание самостоятельно. | П.: выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. П.: доказывать точку зрения. К.: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. К.: составлять план действий. Р.: владеть навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) Контрольно-оценочный. | 3 мин | (слайд) - Ну что, ребята, расскажите Профессору Познавайнику, чему вы сегодня научились? (слайд) - Д.з.: с.81-84 читать, отвечать на вопросы. Р.т. – с. 29 номер 42 - До новых встреч! | Анализировать. Подводить итог урока. | Р.: оценивать работу на уроке, производить рефлексию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира: "Вода в природе. Туман, облака, осадки"
Мультимедийный урок по окружающему миру в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"...
Презентация к уроку окружающего мира "Интересные явления природы: облака, роса, иней, туман" 3 класс программа "Планета знаний"
Презентация к уроку окружающего мира "Интересные явления природы: облака, роса, иней, туман" 3 класс программа "Планета знаний"...
Туман и облака. Осадки
Материал урока позволит учителю обогатить знания учащихся новыми сведениями о превращениях воды в природе (туман, облака); познакомить с разными видами облаков;сформировать представления у учащи...
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему: «Превращения воды в природе. Туман, облака. Осадки»
Данный конспект содержит разъяснительный материал по изучаемой теме с различными формами работы....
Облако тегов(облако слов)
Облако слов — это один из способов визуализации текстовой информации, который успешно можно использовать в учебной работе....
Презентация "Туман и облака"
Презентация "Туман и облака" подготовлена к уроку Окружающий мир по ПНШ для 3 класса.1 слайд — титульник2 слайд — Вспомните особые свойства воды. Какие явления природы с ним...
презентация к уроку "Облака, роса, туман"
презентация к уроку по окружающему миру...