Туман и облака. Осадки_3-3_klass
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему

Муллахметова Татьяна Александровна

Туман и облака. Осадки_3-3_klass

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tuman_i_oblaka._osadki_3-3_klass.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 01.12.2017                                                                                         ФИО учителя: Погорельская Н. П.

Школа:  № 95                                                                                             ФИ студента: Согрина Т., 44 гр.

Класс: 3-3                                                                                                    ФИО методиста: Горячёва С. Л.

Кабинет: 101                                                                                                                  

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Туман и облака. Осадки»

Цели деятельности учителя:

- формировать представление о тумане и облаке, об осадках;

- формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебной деятельности по различным явления природы.

Планируемые результаты:

Предметные: объяснять явление превращения воды в туман, облака; рассказывать о разных видах облаков и осадках, выпадающих из облаков; определять виды облаков.

Личностные: способствовать развитию логического мышления, внимания и навыков самостоятельной работы; уметь работать с дополнительными источниками информации.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л,А, Царёва (ПНШ) «Окружающий мир», ч. 1, презентация, карточки.

        

Этап урока

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.  Этап самоопределения к деятельности

Словесный:

Слово учителя.

1 мин

Приветствие.

(слайд) - Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Александровна. Я проведу у вас урок окружающего мира.

Приветствовать учителя.

Р.: организовать рабочее место.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный:

Слово учителя.

Словесный:

Беседа.

5 мин

Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

- Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

- У нас в гостях сегодня Профессор Познавайкин, который будет наблюдать за сегодняшним уроком и ставить оценки.

Повторение.

(слайд) И для начала ответьте на вопросы, которые приготовил Профессор, чтобы оценить ваши знания.

1. С какой темой вы познакомились на прошлом уроке?

2. В каком состоянии может находиться вода в атмосфере? (в жидком, твёрдом и газообразном)

3. Откуда взялась вода в атмосфере? (образовалась в результате испарения с поверхности земли и образует в воздухе водяной пар)

4. Как происходит круговорот воды в природе? (Он начинается с испарения. Под воздействием солнечных лучей вода испаряется с поверхности земли, водоемов, растений. Пар поднимается вверх и, достигнув более холодных слоев атмосферы, на небе появляются облака. Ветер несет пар по небу над землей. Постепенно капли становятся все крупнее и тяжелее. Облака превращаются в тучи. Накопившаяся в них вода выпадает обратно на землю.)

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

П.: структурировать знания.

Л.: осознавать свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

П.: сравнивать и группировать, находить закономерность.

Л.: осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат.

III. Постановка учебной задачи

Практический:

Отгадывание загадок.

Проблемный:

Определение темы и целей урока.

4 мин

Подведение к теме урока.

- Молодцы, ребята, ну а теперь отгадайте загадки:

Утром рано на заре

Выступает на траве,

Это капельки с водой

Называются ...

Ответ: Росой

Я зимой смотрю в оконце:

Там мороз и светит солнце.

Небосвод высокий, синий,

На деревьях белый…

Ответ: Иней

- Молодцы, ребята. А как вы думаете, роса и иней – что это? (это осадки)

- А можете ли вы дать определение таким природным явлениям как «туман» и «облако»?

- Таковы ваши предположения. Мы разберёмся с этими природными явлениями чуть позже.

Определение темы:

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

(слайд) Туман и облака. Осадки

Определение задач:

- Какие цели перед собой поставим?

(слайд) - Мне хотелось бы уточнить и дополнить ваши сказанные цели. Посмотрите на слайд:

  1. Узнать, что такое туман и облака. Осадки.
  2. Как они образуются в природе?
  3. Познакомимся с различными видами облаков.

Отгадывать загадки.

Отвечать на вопросы.

Формулировать тему.

Формулировать задачи.

Р.: планировать работу.

П.: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

Л.: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Р.: определять тему и цели урока.

К.: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Л.: делать нравственный выбор, быть способным к волевому усилию.

IV. Открытие нового знания

Наглядный:

Просмотр видеоролика.

Словесный:

Беседа.

7 мин

Ответы на вопросы.

- Итак, сегодня мы будем исследователями и попытаемся открыть тайны этих явлений. Сейчас вы будете исследовать явление, а какое – вы узнаете, когда просмотрите видеоролик:

(на 1 видеоролике появляется туман, на 2 - облака)

- Ребята, назовите эти явления, которые вы увидели на записи? (это туман и облака)

Работа с учебником.

- Откройте учебник на с. 81 и выясните с помощью текста, что такое туман и что такое облако, чем они схожи, а чем отличаются?

Читайте внимательнее и самое главное определите между ними разницу.

Смотреть видеоролик.

Отвечать на вопрос.

Читать учебник.

П.: выявлять и формулировать проблемы

П.: анализировать объекты с целью выделения признаков.

П.: строить логическую цепочку рассуждений, анализ истинности утверждений.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический:

Экспресс-опрос.

Словесный:

Беседа.

Словесный:

Дискуссия.

7 мин

Закрепление материала.

- Профессор Познавайкин хочет проверить, как вы усвоили материал, достаточно ли у вас знаний для нашего исследования.  

- Экспресс - опрос. На листочках записываем ответы «да» или «нет».

1. Капельки облака лёгкие, когда сливаются друг с другом. (нет)

2. Облако – это тот же туман, но находится значительней выше над земной поверхностью. (да)

3. Водяной пар облака находится низко над землёй. (нет)

4. Туман – это капельки воды, которые образуются из пара в более холодном воздухе на поверхности земли. (да)

5. Чем темнее цвет облаков, тем меньше в них капелек воды. (нет)

6. Облако и туман – это природные явления? (да)

(слайд) - Сверьте свои ответы с ключом. Оцените себя

На доске «ключ»:

1. – нет; 2. – да; 3. – нет; 4. – да; 5. – нет; 6. – да.)  

- У кого всё верно?

- У кого 1-2 ошибки?

- Молодцы, показали хорошие знания.

Словарная работа.

- Давайте теперь обобщим, что же такое туман и облако, посмотрите на слайд:

(слайд) Облако – это природное явление, скопление мельчайших капелек воды или кристалликов льда, появляющихся в результате поднимающихся с земли паров воды.

 (слайд) Туман –  это природное явление, скопление мельчайших капелек воды, которое образуется из невидимого пара в холодном воздухе у поверхности земли.

- Ребята, а как вы думаете, туман – «друг» или «недруг» человека?

Я слушаю ваши предположения.

- На слайде вы видите туман. Действительно туман – необыкновенное явление природы, может быть полезен людям, а также и вреден.

Туман – «друг»: спасает растения в садах и на полях от заморозков; увлажняет кожу человека, что полезно для здоровья.

Туман – «недруг»: в тумане плохо видно, поэтому люди могут заблудиться в пути; пешеходам нужно осторожно переходить дорогу; водителям – быть внимательнее на дороге.

Выполнять экспресс-опрос.

Записывать ответы.

Самооценивать проделанную работу.

Слушать учителя.

Объяснять определение.

Объяснять определение.

Думать над вопросом.

Отвечать на вопрос.

Слушать объяснение учителя.

К.: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Л.: осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат.

П.: устанавливать причинно-следственные связи.

П.: строить логические цепи рассуждений:

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Л.: уметь адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

П.: анализировать объекты с целью выделения признаков.

П.: строить логическую цепочку рассуждений, анализ истинности утверждений.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

Работа со слайдом.

Частично-поисковый (эвристический):

Работа в группах.

10 мин

Групповая работа

- Ответьте на вопрос, одинаковой ли формы бывают облака? (нет)

- Давайте попробуем выяснить, какие бывают облака и Профессор Познавайкин предлагает нам эту работу провести в группах.

(слайд) - Чтобы перейти к следующей работе, давайте вспомним правила работы в группах.

Их предлагает нам Профессор (чтение слайда).

(объясняя задание, показываю одну из карточек для работы в группе и раздаю эти карточки)

- Каждая группа получает алгоритм действий изучения своего вида облаков. Вам нужно по этому алгоритму решить все задания, которые есть в этой карточке. К алгоритму я даю вам текст и виды облаков, они вам понадобятся.

Давайте вместе попробуем разобрать 1 карточку:

- Для начала прочитаем 1 задание.

Задание для группы №1

1. Найдите в учебнике текст на с. 82 про «Дождевые облака» и прочитайте его. (читаем текст)

2. Рассмотрите схему расположения перистых облаков в атмосфере на с. 83. (рассматриваем схему)

- Обратите внимание, на какой высоте находятся дождевые облака. – на высоте примерно от 2 до 5 км 

4. Заполните предложенную таблицу, ответы вписывайте ручкой.

- Какая группа закончит, покажите свою готовность.

- А теперь разбейтесь на 6 групп.

- Приступайте к работе:

Задание для группы №1

1. Найдите в учебнике текст на с. 82 про «Дождевые облака» и прочитайте его.

2. Рассмотрите схему расположения перистых облаков в атмосфере на с. 83.

3. Заполните предложенную таблицу, ответы вписывайте ручкой.

Задание для группы №2

1. Найдите в учебнике текст на с. 82 про «Кучевые облака» и прочитайте его. 

2. Рассмотрите схему расположения перистых облаков в атмосфере на с. 83.

3. Заполните предложенную таблицу, ответы вписывайте ручкой.

Задание для группы №3

1. Найдите в учебнике текст на с. 82 про «Перистые облака» и прочитайте его. 

2. Рассмотрите схему расположения перистых облаков в атмосфере на с. 83.

3. Заполните предложенную таблицу, ответы вписывайте ручкой.

Задание для группы №4

1. Найдите в учебнике текст на с. 82 про «Слоистые облака» и прочитайте его. 

2. Рассмотрите схему расположения перистых облаков в атмосфере на с. 83.

3. Заполните предложенную таблицу, ответы вписывайте ручкой.

- Представление работы групп, обсуждение результатов.

- Ребята, а также из этих видов облаков образуются перисто-кучевые, высоко-слоистые, перисто-слоистые и другие.

- Вы большие молодцы!

Вспоминать правила работы в группах.

Объяснять определение.

Слушать задание.

Выполнять задание.

Работать в группах.

Рассказывать материал.

Отвечать на вопросы.

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

П.: уметь выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К.: контролировать, корректировать, оценивать действия партнёров в умении с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: уметь выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации.

П.: уметь структурировать найденную информацию в нужной форме.

Р.: владеть навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.

К.: осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми.

Л.: осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за будущий результат.

П.: создавать устные и письменные высказывания.

VII. Включение в систему знаний

Словесный:

Беседа.

Исследовательский:

Наблюдение.

8 мин

Есть ещё явления природы, связанные с водой и мы о них говорили в начале урока.

- Кто вспомнит и скажет, какие это были явления? Подсказка: эти 2 явления происходят в виде осадков (роса и иней).

(слайд росы)

- Прочитайте текст в учебнике на стр. 83 (читает вслух один ребёнок).

- Вопрос всем: при каких условиях образуется роса? (когда водяной пар не успевает подняться высоко, а остывает около земли, то ЛЕТОМ на траве и листья появляются маленькие капельки воды)

(слайд инея)

- Прочитайте текст в учебнике на стр. 84 (читает вслух один ребёнок).

- Скажите, как образуется иней? (поздней осенью и зиомй, когда температура воздуха опускается ниже 0 градусов Цельсия, водяной пар превращается в мельчайшие кристаллы)

- А теперь давайте сформулируем вывод.

Я говорю предложение, а вы приводите примеры осадков.

- Вода в виде осадков выпадает на землю из облаков – это такие осадки, как… (дождь, снег, град).

- Вода в виде осадков выделяется из воздуха – это такие осадки, как… (туман, роса, иней).

- Кто был внимательным на протяжении урока, сейчас объяснит, на какое явление указывают эти условные обозначения.

- Кто хочет выйти к доске? (задание на оценку)

- А теперь откройте рабочие тетради на странице 29, задание номер 41.

- Выполните работу в тетради каждый самостоятельно.

Отвечать на вопросы.

Составлять цепь питания.

Читать с учебника.

Отвечать на вопрос.

Читать с учебника.

Отвечать на вопрос.

Формулировать вывод.

 

Отвечать на вопросы

Работать в тетрадях.

Выполнять задание самостоятельно.

П.: выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

П.: доказывать точку зрения.

К.: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К.: составлять план действий.

Р.: владеть навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

Контрольно-оценочный.

3 мин

(слайд) - Ну что, ребята, расскажите Профессору Познавайнику, чему вы сегодня научились?

(слайд) - Д.з.: с.81-84 читать, отвечать на вопросы. Р.т. – с. 29 номер 42

- До новых встреч!

Анализировать.

Подводить итог урока.

Р.: оценивать работу на уроке, производить рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира: "Вода в природе. Туман, облака, осадки"

Мультимедийный урок по окружающему миру в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку окружающего мира "Интересные явления природы: облака, роса, иней, туман" 3 класс программа "Планета знаний"

Презентация к уроку окружающего мира "Интересные явления природы: облака, роса, иней, туман" 3 класс программа "Планета знаний"...

Туман и облака. Осадки

Материал урока позволит учителю обогатить знания учащихся новыми сведениями о превращениях воды в природе (туман, облака); познакомить с разными видами облаков;сформировать представления у  учащи...

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе на тему: «Превращения воды в природе. Туман, облака. Осадки»

Данный конспект содержит разъяснительный материал по изучаемой теме с различными формами работы....

Облако тегов(облако слов)

Облако слов — это один из способов визуализации текстовой информации, который успешно можно использовать в учебной работе....

Презентация "Туман и облака"

Презентация "Туман и облака" подготовлена к уроку Окружающий мир по ПНШ для 3 класса.1 слайд — титульник2 слайд — Вспомните особые свойства воды. Какие явления природы с ним...

презентация к уроку "Облака, роса, туман"

презентация к уроку по окружающему миру...