Конспект на тему :«Зона лесов». 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Дата: 10.11.2017 ФИО учителя: Маркина С.В .
Школа: № 95 ФИО студента: Друзяк К, 44 гр
Класс: 4 - 5 ФИО методиста: Горячёва С. Л.
Кабинет: 305
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема: «Зона лесов»
Цели деятельности учителя:
- сформировать представление о лесной зоне;
- познакомить с особенностями природы; со значением природы данной зоны для человека, ее использованием.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь находить и показывать зону лесов на географической карте России; знать общие и отличительные признаки зоны (климат, растительный и животный мир), называть и уметь различать типичные для данной природной зоны растения и животных.
Личностные: иметь представление о навыке самостоятельной работы;
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник окружающий мир. 4 класс. 1ч. Федотова О.Н., ПНШ, презентация, карточки, рабочая тетрадь окружающий мир. 4 класс. 1ч. Федотова О.Н., ПНШ
Этап урока | Время | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1 мин | Здравствуйте! Меня зовут Кристина Алексеевна. Я проведу у вас урок окружающего мира. | Приветствовать учителя. | Л.: смыслообразование. |
II. Актуализация знаний и мотивация | 5 мин | Повторение - С какой темой вы познакомились на прошлом уроке? - Какие растения прорастают в тундре? А какими зверьми богат животный мир тундры? | Отвечать на вопросы. | П.: структурировать знания. |
III. Постановка учебной задачи | 4 мин | Звучит музыка "Звуки леса" - Что вы представили, когда слушали эти звуки? (Лес) - С чем ассоциируется лес для каждого из Вас? - Какие чувства и эмоции наполняют Вас при этом? Представьте себе, что Вы прямо сейчас попали в лес… Какие ощущения испытываете? -Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Зона лесов) - Какие цели поставим? (познакомиться с особенностями природы; со значением природы данной зоны для человека, ее использованием) | Слушать музыку Отвечать на вопросы. Формулировать тему. Формулировать цели. | Р.: целеполагание. Р: планировать. П.: самостоятельное выделять и формулирование познавательной цели. |
IV. Открытие нового знания | 7 мин | Работа по теме урока - Откройте страницу 60 в учебнике, давайте найдём с вами тайгу и смешанные широколиственные леса Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне 2 части: самая большая – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее -А теперь погружаемся в исследование… -Представьте, вы настоящие учёные, Вы можете зафиксировать начальные и конечные данные исследований. Тема урока «Зона лесов». - Сегодня в нашей Академии будут работать 3 лаборатории: «Экологи», «Ботаники», «Зоологи». -У вас на партах лежат: карточки-помогайки, географическая карта (учебник с.60-61), текст в учебнике (с.84-91), рабочая тетрадь (с.27). 1. Найдите на карте природную зону лесов. 2.Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? - Найдите ответы на данные вопросы и заполните ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТУ. | Отвечать на вопросы. | П.: ставить и формулировать проблемы П.: анализировать объектов с целью выделения признаков. П.: строить логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. |
V. Первичное закрепление во внешней речи | 7 мин | Карточка-помогайка 1-ой группы экологов: Где находится зона лесов относительно зоны тундры? (Географическая карта на столе и в учебнике с.60-61)
Карточка-помогайка 2-ой группы - ботаников:
Карточка-помогайка 3-ой группы:
Рассказ группы ботаников: Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (слайд картины тайги, непроходимой тайги) Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (слайд) Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно. Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. (слайд) Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки. Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки. Рассказ третей группы ботаников: К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет ни у одного дерева, размножающегося семенами. Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки. Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик. Ближе к югу зоны становится теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами. Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди. Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по несколько штук под одним крылышком. Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы. У клена большие резные листья, плоды – крылатки. -Хорошо, давайте выслушаем группу зоологов и узнаем, кто же живет в зоне лесов. Рассказ четвертой группы- зоологов: Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь, благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рысь, зайцы, белки, глухарь, полевки. Для животных нет границ, они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку, другие делают на зиму запасы. Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов. Белка–летяга – родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть кожные перепонки между передними и задними лапками. Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать. Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы. Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушках – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней. Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожное животное. - Итак, исследования в лабораториях завершены. Слово предоставляется ведущим учёным от каждой лаборатории. | Выполнять задание. Записывать ответы. | П.: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. К.: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой | 10 мин | Игра - викторина. - Давайте проведём небольшую игру викторину по результатам нашей деятельности. -Какое хвойное дерево сбрасывает хвою на зиму? (Лиственница) -Какое дерево в лесу весною дятла поит? (Берёза) -Почему дуб называют богатырём леса? (Потому что он большоё, могучий, красивый и у него твёрдая и крепкая древесина) -У какой лесной ягоды семена снаружи? (земляника) - В каком лесу растут лишайники? (Они растут там где чистый воздух) -Какую лесную птицу называют пернатой кошкой? (сову) -Какое млекопитающее всё время проводит под землёй? (крот) -У кого из животных детёныш ещё не родился, а уже отдан на воспитание? ( у кукушки) -Что теряет лось каждую зиму? (рога) | Отвечать на вопросы | П.: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. К.: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
VII. Включение в систему знаний | 8 мин | - Вот мы провели наше исследование. Давайте теперь запишем результаты в таблицу в нашей рабочей тетради, откройте страницу 27 и используя наблюдения вашей и других групп, заполните. | Формулировать вывод.
Отвечать на вопросы Заполнять таблицу | П.: выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. П.: доказывать. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) | 3 мин | -Мы сегодня познакомились с зоной лесов благодаря работе Академии школьников 4 класса. Предлагаю юным исследователям вернуться на живую шкалу. Много работы было проделано на уроке. Возьмите свои фишки и, если вам удалось за урок продвинуться по этой шкале, покажите, - где Вы теперь находитесь. - Насколько Ваша уверенность стала ощутимей? - Что особенно понравилось? - Что вызвало особый интерес? - Какие чувства каждый из Вас испытывает теперь? Что изменилось в ощущениях? «Мозговая паутинка» дополняется, изменяется. | Анализировать. Подводить итог урока. | Р.: оценивать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/06/picture-262902-1386343934.jpg)
УМК "Школа России". Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Зона лесов"
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Зона лесов" разработан с использованием технологии развития критического мшления через чтение и письмо....
![](/sites/default/files/pictures/2010/12/19/picture-6297.jpg)
Презентация к уроку окружающего мира по теме"Зона лесов"
Презентация разработана к уроку ,но может быть использована и для внеурочной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-507603-1415554313.jpg)
Викторина по теме "Зона лесов"
Эта викторина может быть использована на уроке окружающего мира при изучении проиродных зон России....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/03/picture-639772-1433330937.jpg)
Тест по окружающему миру на тему «Зона лесов», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)
Тест по окружающему миру на тему «Зона лесов», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-310845-1381168638.jpg)
Проверочная работа по теме "Зона лесов"
Работа для учеников 4 класса, обучающихся по программе ПНШ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/01/picture-1378184-1643689423.jpg)
Конспект урока Окружающий мир по теме: "Зона лесов" (УМК "Школа России" , 4 класс, 1 часть)
Цели деятельности учителя: сформировать представление о лесной зоне; познакомить с особенностями природы; со значением природы данной зоны для человека, ее использованием.Планируемые результатыПредмет...