Удивительное рядом
план-конспект по окружающему миру на тему
Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnoe_ryadom.docx | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ
Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств.
Оборудование: словарь Ожегова, слово «синоптик», иллюстрации пчел, бабочек, муравьев, пауков, дождевых червей, рыб, растений (кувшинки, одуванчика, ноготков и др.), письмо-просьба от цветов.
Ход занятия
Вступительное слово воспитателя
- Сегодня вы узнаете много о мире природы. Но прежде отгадайте несколько загадок.
Загадки
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча.)
Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь.)
- Итак, вначале мы поговорим о погоде. Как мы узнаем о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? (Можно узнать по радио, телевидению, из газет.)
- Да, эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики? (Это люди, которые наблюдают за погодой и сообщают прогноз погоды.)
(Вывешивается табличка со словом «синоптик».)
- Давайте заглянем в словарь Ожегова и узнаем точное толкование этого слова: Синоптик - специалист по прогнозированию погоды».
- А как вы думаете, есть ли природные синоптики?
(Выслушиваются высказывания детей.)
- Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют растениями и животными синоптиками. Посмотрите, с какими животными-синоптиками мы сегодня познакомимся: пчелы, бабочки, муравьи, пауки, дождевые черви. Могут предсказывать погоду и рыбы.
(Воспитатель показывает иллюстрации по ходу беседы.)
Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами. Ну не удивительно ли? Вы сегодня не раз еще удивитесь, потому что наш классный час так и называется «Удивительное - рядом».
Животные-синоптики
- Отгадайте загадку.
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела.)
- Посмотрите, чей это домик? (Показывает изображение улья.)
Да, в этом чудо-домике живут трудолюбивые пчелы. Пчелы - верные предсказатели погоды. Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.
- О ком речь в следующей загадке?
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)
Бабочка-крапивница безошибочно предсказывает дождь. Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу - прикрепляется к по юлку сарая, свесив крылья.
- О каком синоптике пойдет речь в следующей загадке?
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он.
А жильцов в нем - миллион. (Муравьи.)
Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадет в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики-пирамидки.
- Еще одна загадка.
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк.
Покупайте, мухи, шелк! (Паук.)
Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказывается, пауки - тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье: они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказывать грозу. А если увидели паука вечером, можно сказать, что дождя не будет.
- О ком говорится в следующей загадке?
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы.)
Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюет? Почему? Оказывается, в засуху перед дождем рыба в водоемах перестает клевать.
Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождем становятся назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы.
Паук усиленно плетет сети - к сухой погоде.
Паук забился в угол - к ветру.
Лягушки расквакались - к непогоде.
Муравьи прячутся в гнезда - к грозе.
Ласточки летают низко - перед дождем.
На кустах акации много пчел - перед дождем.
Растения -синоптики
- Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождем закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.
Отгадайте загадку: о каком синоптике пойдет речь?
Горел в траве росистой Фонарик золотистый.
Потом померк, потух И превратился в пух.
На нем платок пуховый.
Всегда слететь готовый. (Одуванчик.)
Одуванчики складывают перед дождем свои пушистые шарики. А есть растения, которые перед дождем «плачут» - выделяют лишнюю влагу. Ктаким растениям относится клен, который предсказывает сильное ненастье за трое-четверо суток. «Льют слезы» при хорошей погоде овес, пшеница. Если в солнечный день на перышках молодого овса или пшеницы выступили капли влаги, надо ждать дождя. Будьте наблюдательны, ребята, расскажите друзьям о своих наблюдениях в природе.
- Еще одно удивительное свойство есть у растений. Послушайте стихотворение и догадайтесь какое.
Удивительные часы
Выйди летом за село –
От цветов светлым-светло.
Можешь смело здесь играть
И не бойся опоздать.
Вовремя придешь домой –
Здесь часы всегда с тобой.
Глянь вокруг - и каждый раз
Будешь знать, который час.
Время точное растения
Знают все без исключения.
От росы и до росы
Счет часам ведут часы.
На все лето каждый год
Солнце им дает завод.
Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться во времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами. Ну не удивительно ли? А посмотрите, как радуют нас цветы.
(Показать иллюстрации разных цветов.)
Здравствуй, милый мой цветок,
Леса гость весенний!
Как красиво ты расцвел
Здесь, в уединении!
Улыбнется ветерок
И с тобой играет.
Солнце целый день тебя
Весело ласкает.
- Какие вы знаете лесные цветы? (Ромашки, колокольчики, иван- да-марья, фиалки, герань лесная.)
- Среди них есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Один из охраняемых цветов - красавец-колокольчик.
(Воспитатель показывает названные растения на картинках.)
У лесной дорожки –
Цветок на тонкой ножке.
У самой сердцевинки –
Свежие росинки.
Ветер тронет венчик –
Зазвенит бубенчик!
Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны И не будет красоты!
(Воспитатель показывает письмо, и кто-то из учеников читает его.)
Ребята, вам цветы прислали письмо с просьбой: «Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте зря цветы!» Что мы ответим цветам? (Ответы детей.)
Игра «Спорим»
Воспитатель произносит фразу, после которой ребята должны хором сказать: «Мы не спорим!», если они согласны с утверждением, или «Спорим-спорим!», если не согласны. Чтобы не затягивать игру, лучше ограничиться небольшим количеством утверждений:
Осенью идут дожди. («Мы не спорим!»)
Ждет весна нас впереди. («Мы не спорим!»)
Целый день мели метели. («Спорим-спорим!»)
Птицы с юга прилетели. (...)
Лист кленовый опадает.
Ландыш белый расцветает.
Яблоки в саду поспели.
В роще соловьи запели.
Мы капусту посолили.
И каток водой залили.
На полях лежит туман.
В огороде - лишь бурьян.
И каникулы всех ждут.
День Победы тут как тут.
Загорать пойдем гурьбою.
Ждет экзамен нас с тобою.
Дни становятся длиннее.
Скоро будет холоднее.
Лужи стали замерзать.
Птицы стали улетать.
Без конфет нам трудно очень.
Скоро осень, между прочим.
Обману я вас сейчас.
Вы ошиблись много раз.
- Молодцы. А теперь ответьте, какое отношение наша игра имеет к миру природы.
Сегодня вы узнали много удивительного о временах года и явлениях природы, о насекомых, животных и растениях - наших верных друзьях и помощниках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Город. Удивительное рядом.
Презентация проекта "Город. Удивительное рядом". В ходе проекта дети посещали городской и школьный краеведческий музеи, участвовали в экскурсии по городу на автобусе, собирали и с помощью родите...
Экологическая программа "Удивительное рядом""
Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием угрозы экологической катастрофы на фоне господства потребительской психологи...
Классный час на тему "Удивительное рядом"
Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении пр...
Проект "Удивительное рядом"
Исследовательская работа ученицы 3 класса по теме "Вода"...
Классный час "Удивительное рядом"
В классный час включены загадки и народные приметы и живых синоптиках - животных. Вы найдёте стихи, игру, викторину и письмо от цветов о растениях-синоптиках....
Презентация к классному часу "Удивительное рядом"
В презентацию к классному часу "Удивительное рядом" включён материал и живых синоптиках - животных и растениях....
Технологическая карта урока по окружающему миру "Удивительное рядом"
Цель: расширить и углубить знания предметного материала о несовершенных (низших) грибах, их строении и практическом применении в жизни.Задачи:образовательные:- расширить знания учащихся о ...