Технологии проектной деятельности в начальной школе.
проект по окружающему миру (2 класс) на тему

Проектная деятельность на уроках окружающего  мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Я, Соколова Анастасия Валерьевна, учитель начальных классов  МКОУ Куртамышской начальной общеобразовательной школы.

Хочу поделиться опытом своей работы по применению технологии проектной деятельности в начальной школе.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи.

Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Опыт исследовательской, творческой деятельности приобретается детьми в процессе проектной деятельности.

Что такое проектная деятельность?

Проектная деятельность – это метод, который

- раскрепощает ребёнка,

- повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации,

- способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.

В процессе проектной деятельности дети работают над созданием проекта.

Что такое проект?

Любой проект имеет практически одинаковую структуру.

Проект – это «пять П»:

- проблема;

- проектирование (планирование);

- поиск информации;

- продукт:

- презентация.

 Необходимо наличие социально значимой для ребёнка проблемы.

 Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.

 Результатом работы над проектом, является продукт.

Подготовленный продукт должен быть представлен общественности.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

В начальной школе к выполнению проектов привлекают родителей. Важно со стороны родителей помощь советом, информацией, проявление заинтересованности.

Программы в начальной школе разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предполагают организацию проектной деятельности.

Сегодня на примере окружающего мира во 2-м классе я расскажу, как я организовывала проектную деятельность в классе. Проект «Моя семья»

Актуальность: Самое основное в жизни человека - это семья.

Семья - это то, что связывает человека с миром, обучает человека общению и взаимодействию с этим сложным современным миром.

А понимают ли наши дети о важности этого института? А знаем ли мы их мнение о семье?

Задумываясь над этим проектом, я хотела найти возможность объединить в одно целое всех действующих лиц образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Найти новые пути их взаимодействия в современных условиях, в информационном обществе. А главное, постараться сделать так, чтобы мы были единым целым.

Перед детьми я ставила проблемный вопрос:

Похож ли ты на своих предков (маму, папу, бабушек, дедушек)?

Назови имена и фамилии своих близких родственников.

Имеются ли в вашей семье семейные альбомы?

Какие семейные реликвии хранятся в вашей семье?

Какие семейные традиции сложились в вашей семье?

В классе мы поставили перед собой цель проекта:

Цель проекта для ученика: расширить знания о семье, семейных традициях и ценностях.

Цель проекта для учителя: пробуждение живой мысли ребенка, интереса и желания познавать, умение получать и анализировать информацию. Приобретение знаний посредством самостоятельной практической деятельности. Развитие информационной и коммуникативной культуры учащихся.

12. Задачи проекта:

- изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;

- приобщение родителей к участию в жизни класса и школы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;

- повышение педагогической культуры родителей;

- развитие у обучающихся желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

14. Продукт проекта: презентация проекта, информационный альбом, стенгазета.

15. Предполагаемый результат:

В результате такой поисковой работы обучающиеся должны усвоить, что мир семьи – это…

- родной дом, уют, тепло;

- взаимопонимание, любовь, уважение;

- праздники, традиции.

А взрослые должны постараться объяснить детям: чтобы в семье царили мир и дружба, надо запомнить пять важных правил:

- уважай старших и люби их;

- позаботься о младших в семье;

- помни, что своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи;

- дорожи всеми своими родственниками;

- помни, что ты в семье помощник и продолжатель семейных традиций.

Вместе с детьми мы составили план работы по проекту.

I. Подготовительный этап.

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

3. Подборка иллюстративного материала.

4. Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме.

 Основной этап.

1. Организация мероприятий по сбору материала:

- рисунки «Моя семья»;

- генеалогическое древо;

- художественные произведения о семье;

- фотоколлаж «Традиции нашей семьи»;

- рассказ-описание «Любимое блюдо моей семьи»;

- герб (эмблема) моей семьи;

- сбор фотографий для коллажей, фотовыставок, фотоальбомов;

- составление рассказов о семье;

III. Заключительный этап.

1. Выставка творческих работ.

2. Защита проекта «Моя семья».

Каждый ребенок исходя из своих индивидуальных особенностей выбирает тот тип работы,  который ему наиболее привлекательный и доступный.  

После защиты проектов, мы подвели итоги, проанализировали проекты. Каждый ребенок высказался, что получилось, а что нет. Обговорили все плюсы и минусы.

Проект «Моя Семья» предполагает формирование патриотических чувств, единства семейных традиций, познание истории своей семьи. Функционирование системы семейного воспитания формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях семьи. Проект, включает мероприятия по поиску, накоплению, развитию информации.

 Таким образом, в процессе проектной деятельности

- создаются условия для творческого развития детей,

- приобретаются навыки совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;

- вырабатываются умения - вести поиск и систематизировать нужную информацию,

- сотрудничать друг с другом;

- совместно планировать свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

Проектная технология и технология исследовательской деятельности в начальной школе.

Материал для методического семинара, содержащий описание педагогического опыта....

Образовательный проект на тему « Реализация технологии проектной деятельности в начальной школе, как способ формирования УУД в рамках ФГОС НОО».

Формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности обучающихся младшего школьного возраста в рамках реализации проектной технологии, уровень освоения которых в значительной мере ...

Технология проектной деятельности в начальной школе.

Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед учителем  задачу не просто дать ученику определенный объем знаний и умений, а  организовать образовательный процесс на осно...

Инновационные образовательные технологии. Проектная деятельность в начальной школе.

Инновационные образовательные технологии. Проектная деятельность в начальной школе....