Технология проектной деятельности в начальной школе.
статья на тему
Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед учителем задачу не просто дать ученику определенный объем знаний и умений, а организовать образовательный процесс на основе системно-деятельностного подхода таким образом, чтобы ученик самостоятельно овладел способами деятельности и в дальнейшем применил эти способы в жизни. В последние годы всё чаще объектом интереса педагогов становится технология проектной деятельности школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti_v_nachalnoy_shkole.docx | 36.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проектной деятельности в начальной школе.
Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед учителем задачу не просто дать ученику определенный объем знаний и умений, а организовать образовательный процесс на основе системно-деятельностного подхода таким образом, чтобы ученик самостоятельно овладел способами деятельности и в дальнейшем применил эти способы в жизни. В последние годы всё чаще объектом интереса педагогов становится технология проектной деятельности школьников.
Проект – это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Сегодня никто не отрицает достоинств этого весьма распространенного метода обучения. Совершенно очевидно, что он открывает перед каждым школьником возможность проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую профессию. Проще говоря, школьнику предоставляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, определить что-то более близкое и интересное. Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности. В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. Очень важна способность чувствовать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела.
В работе над коллективным проектом можно выделить несколько видов деятельности:
- Поиск, сбор и анализ информации
- Планирование проекта
- Определение исполнителей проекта
- Определение основных направлений содержания проекта.
- Разработка проекта
- Осуществление проекта
- Завершение проекта
- Оценка результатов проекта
- Постоянное наблюдение за ходом выполнения проекта с целью определения соответствия запланированных и получаемых результатов.
Можно выделить следующие этапы работы над коллективным проектом:
ПЕРВЫЙ ЭТАП.
Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Требуется определить проблему проекта, из которой следует его тема.
ВТОРОЙ ЭТАП.
Далее ставится цель проекта. Желательно, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к выбору тех или иных тем проектов при участии преподавателя. При этом задача преподавателя – повлиять на выбор учащихся так, чтобы тема проекта соответствовала возможностям и наклонностям учеников. При определении состава рабочей группы важно, чтобы ребята дополняли друг друга по своим способностям. Нужно создать условия, при которых ребята должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
ТРЕТИЙ ЭТАП.
Надо спланировать все шаги от исходной проблемы до реализации цели проекта. Это этап планирования. Предстоит придать появившимся идеям и отдаленным целям более приземленный характер, разложив их на отдельные шаги, определив задачи и способы работы, наметив сроки и оценив имеющиеся ресурсы.
ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП.
На следующем этапе проходит воплощение намеченного. Важно иметь в виду то, что в случае необходимости придется внести некоторые изменения в первоначальный план. Учителю остается корректировать, обсуждать промежуточные результаты, помогать в затруднительных ситуациях.
ПЯТЫЙ ЭТАП.
Создание проектного продукта. Как правило, самым увлекательным во всей работе над проектом является именно этот этап. Ребята должны помнить, что создают продукт не только для себя, но и для любого другого человека, если тому придётся столкнуться с похожей проблемой.
ШЕСТОЙ ЭТАП.
После того как выполнены все запланированные шаги и создан проектный продукт, необходимо написать отчет о работе над проектом, его письменную часть.
СЕДЬМОЙ ЭТАП.
Презентация проекта.
При создании коллективного проекта, ученики наглядно видят, что все дети разные не только по внешним признакам, но и по возрасту, а когда они вместе заняты общим делом им хорошо и интересно. Именно здесь складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Дети усваивают социальные нормы, вводят в межличностные отношения категории «плохо» и «хорошо». Здесь для социальной адаптации востребованным оказываются навыки конструктивного взаимодействия. Так же при работе в группе учитывается индивидуальность ребёнка – его интерес, темп работы. Здесь каждый ученик имеет возможность реализовать себя и продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.
Учителя же наблюдают, координируют, поддерживают, являются информационными источниками. Одна из основных задач начального образования это создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Участие школьников в таких проектах – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в практической деятельности.
Как пример работы над коллективным проектом представлена работа учащихся 4 «г» класса ГБОУ НОШ № 615 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербург «Праздник Осени (от старших младшим)».
Проект
Идея проекта: учащиеся 4 «г» класса, кл. руководитель
Тип проекта: творческий коллективный проект
Продолжительность подготовки: 5 недель
Участники проекта: учащиеся 4 «г», 1 «д» классов, кл. руководители, преподаватели по музыке, ИЗО, воспитатели групп продлённого дня , родители.
План реализации проекта
- ПЕРВЫЙ ЭТАП:
- Проблематизация
Ежегодно в нашем классе проводилось определённое количество художественно-эстетических мероприятий. С ребятами была проведена беседа о значении проведения коллективного мероприятия в начальной школе, о необходимости организации преемственности опыта творческой деятельности от старших (четвероклассников, родителей\педагогов) младшим (учащимся и первых и четвёртых классов). Совместная деятельность по изготовлению соответствующих декораций, участие в тематических викторинах, а так же совместных музыкальных постановках учащихся первых и четвёртых классов развивает не только творческие способности ребенка, но необходима и для достижения эмоционального контакта, взаимопонимания в разновозрастном коллективе.
Таким образом, узнав, что в первом классе не будет организован осенний праздник, четвероклассники взяли на себя его организацию и проведение.
- ВТОРОЙ ЭТАП:
- Целеполагание
На основании проведённой беседы совместно с учащимися была поставлена цель проекта.
Цель проекта: Создать условия для ознакомления с опытом творческой деятельности путём организации совместного мероприятия учащимися первых и четвёртых классов.
Для достижения поставленной цели был определён ряд задач.
Задачи проекта:
- Поиск и изучение информации, необходимой для реализации проекта (сценарии, соответствующие возрасту, вопросы и задания для викторины, стихи, загадки, частушки, песни, музыкальное сопровождение и т. п.)
- Дать возможность почувствовать себя членом команды
- Создание условий для совместного коллективного творчества «старших» и «младших» участников проекта (педагоги+учащиеся, учащиеся+учащиеся, учащиеся+родители)
- Развитие познавательного интереса, творческого потенциала младших школьников
- Материально-техническое обеспечение выполнения проекта
Ожидаемые результаты проектной деятельности:
- Совершенствование умения работать в коллективе
- Вовлечение учащихся четвёртого класса в педагогический процесс. Оптимизация сотрудничества с педагогами-предметниками, воспитателями групп продлённого дня
- Увлечённость совместной творческой деятельностью учащихся разного возраста
- Развитие познавательного интереса, творческого потенциала младших школьников
- ТРЕТИЙ ЭТАП:
- Планирование
Предстоит придать появившимся идеям и отдаленным целям более приземленный характер, разложив их на отдельные шаги, определив задачи и способы работы, наметив сроки и оценив имеющиеся ресурсы. Класс был поделён на мобильные группы с определённым заданием:
- Поиск и обработка различных сценариев, соответствующих возрасту первоклассников
- Подготовка и проведение бесед и викторины с первоклассниками
- Постановка и репетиции танцевальных номеров
- Помощь и контроль в составлении костюмов к празднику
- Составление декораций, необходимого инвентаря
В каждой группе дети выбирали лидеров, которые осуществляли контроль за течением подготовительного процесса. Учащиеся сами выбирали, где им предпочтительнее себя реализовать, но при этом они могли принимать участие и в работе других групп. Деятельность участников проекта:
Деятельность педагогов | Деятельность учащихся 4 класса | Деятельность учащихся первых классов |
- Проведение бесед по актуальности данного проекта. Поддержка при постановке цели и задач проекта. - Проведение тематических занятий по подготовке к празднику на уроках ИЗО, музыки. Консультирование четвероклассников по организации викторины для первоклассников. - Помощь в подготовке и проведении праздника. - Анализ проделанной работы (совместно с педагогом). Планирование последующей деятельности. | - Постановка цели и задач проекта. - Поиск и обработка (консультируясь с педагогами) необходимого материала для сценария праздника, викторин. - Активное участие в составлении календарного плана подготовки праздника, распределении репетиций по времени. - Анализ проделанной работы (совместно с педагогом). Планирование последующей деятельности. | - Участие в викторинах, организованных четвероклассниками для подготовки к празднику. - Изготовление коллективных работ, поделок, рисунков для оформления актового зала. |
Был составлен календарный план реализации проекта:
25 сентября (четверг) – вводное занятие внутри класса Место проведения – классное помещение 29 сентября (понедельник) – организационное занятие по обработке найденного материала. Распределение по группам в соответствие с закреплённым заданием (группы не фиксированные). Место проведения – классное помещение График репетиций, проведения организационных мероприятий: Пятый урок (четверг\пятница) – репетиция всего праздника Место проведения – классное помещение 14:00 (вторник) – составление,поиск соответствующих стихов, частушек, загадок. Отработка речевых навыков Место проведения – классное помещение Урок ИЗО\труд (21\22 октября), а так же в ГПД – изготовление необходимого инвентаря, декораций Место проведения – классное помещение 14:00 (понедельник\среда) – танцевальные номера Место проведения – классное помещение Первая большая перемена (понедельник\среда) – репетиция осеннего ФЛЕШМОБа Место проведения – рекреация\классное помещение Урок музыки (20, 27 октября) – песни, муз. постановка мальчиков «Антошка» Место проведения – актовый зал Урок музыки (22 октября) – музыкальная репетиция с учащимися первого класса Место проведения – актовый зал 24 октября (четверг) – викторина для первоклассников на осеннюю тему, организация работы по изготовлению осенних пейзажей Место проведения –классное помещение первого класса 25 октября, пятый урок\14:00 (пятница) – генеральная репетиция\декорирование актового зала Место проведения – актовый зал 27 октября (третий урок) – проведение мероприятия Место проведения – актовый зал 28 октября - подведение итогов проекта |
- ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП:
- Реализация
На следующем этапе будет проходить реализация намеченного плана - можно приступать к работе в соответствии с разработанным планом и графиком, имея в виду, что в случае необходимости придется внести некоторые изменения в первоначальный план. Дети дополняли, уточняли содержание сценария, что-то убирали либо заменяли более подходящим материалом (частушки, стихи, танцевальные движения, состав выступающих). Каждый учащийся четвёртого класса выступал как член разных групп и мог в любой момент подменить отсутствующего одноклассника.
- ПЯТЫЙ ЭТАП:
- Презентация проекта
27 октября на третьем уроке состоялся «Праздник Осени (от старших младшим)». До его начала ребята ещё раз сформулировали цель нашего проекта и его задачи. Основываясь на этом, были подведены промежуточные итоги проделанной работы по подготовке. Что помогло осуществить положительный настрой и подготовить к будущему анализу своей деятельности в рамках этого проекта.
- ШЕСТОЙ ЭТАП:
- Отчет о проделанной работе
После проведения мероприятия была проведена беседа – анализ проделанной работы и планирование следующей деятельности. Учащиеся поэтапно анализировали свою работу, выявляя сильные и слабые стороны. Ввиду большой эмоциональной отдачи от первоклассников, положительного заряда, ребята предложили провести «Праздник осени» и в других первых классах нашей школы. Проконсультировавшись с педагогами и администрацией школы, были назначены даты и время проведения мероприятия. Работа четвероклассников заработала положительные отзывы как от самих первоклассников и их классных руководителей, но и от родителей учащихся и администрации нашего учебного заведения.
Список литературы.
- Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников /Е.Н.Землянская //Начальная школа. – 2005. – № 9. – С.55–59.
- Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе /Н.В. Иванова //Начальная школа. – 2004. – № 2. – С.96–101.
- Кальней, В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней, Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – № 4. – С.21–26.
- Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н.М.Конышева //Начальная школа. – 2006. – № 1. – С.17–27.
- Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2007. – 112 с.
- Орлова, Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе /Л.А.Орлова //Начальная школа. – 2007. – № 3. – С.28–33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"
В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе
Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...
«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»
laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...