Вода - растворитель.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
План-конспект урока окружающего мира по системе Л.В.Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_om_na_konkurs.docx | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Класс: 2
Тема: Вода – растворитель.
Цель: Познакомить учащихся со свойством воды растворять вещества.
Задачи:
Обучающие: опытным путем установить свойство воды растворять вещества, ознакомить с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами;
Развивающие: развивать наблюдательность, умение делать выводы, получать, обрабатывать и систематизировать информацию.
Воспитывающие: Воспитывать умение работать в команде, усидчивость, аккуратность, последовательность, учить планировать и оценивать свою работу.
Оборудование: Наборы для учеников по 1 на группу (пластиковые стаканчики, вода, вишнёвый сок, речной песок, глина, измельчённый мел, соль, фильтровальная бумага, воронка); презентация; конструктор-кораблик; карточки с названиями природных явлений; табличка с надписью «Тихо! Идёт эксперимент!»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-исследование
Этапы | Ход урока | Примечания |
I Орг. момент | - Посмотрите на кораблик. Что в нем необычного? - А что будет, если одну деталь убрать? - Вот так же и знания человека состоят из маленьких «деталей». И только когда эти «детали» собраны вместе, и не упущена ни одна, тогда знания начинают действовать, и их можно применить в жизни. Каждый наш урок и то, чему мы на нем учимся, являются такими «деталями», частями наших знаний. | Конструктор-кораблик |
II Проверка домашнего задания. | - Тема нашего предыдущего урока - состояния воды. В каких состояниях бывает вода? (по мере ответов переворачиваются карточки с названиями состояний воды) Распределите эти слова по группам: Айсберг, снежинка, туман, сосулька, пар, вода. При какой температуре вода переходит из жидкого состояния в газообразное? Из жидкого в твёрдое? Может ли испариться замёрзшая вода? | Слайд 1. (картинки с изображением воды, льда и пара) Карточки с названиями на доске. |
III Изучение нового материала | Постановка проблемы - Вода – удивительнейшее вещество. Вспомните, как мама утром делала вам чай. Расскажите, как она его готовила? Куда же исчез сахар из чашки? Как вы думаете, какое свойство воды помогает человеку в приготовлении пищи? - Почему человеку так легко мыть посуду? (потому что грязь растворяется в воде) - Все ли вещества растворяются в воде? Как вы думаете, какова тема нашего урока? Определение темы и цели исследования. - Сегодня мы выясним, что происходит в воде с различными веществами. Нам предстоит провести исследование. А что такое исследование? (Предположения детей) - Исследование – это поиск новых знаний. Исследование может проводить любой. Ученый и рабочий, учитель – человек любой профессии использует элементы исследовательской работы. - Любое исследование начинается со сбора информации. - Какую цель мы поставим перед собой? (Выяснить, что происходит в воде с различными веществами, какие вещества растворяются в воде, а какие не растворяются). Открывается дверь класса, на нее вешается табличка «Тихо! Идёт исследование!» - Когда учёные проводят исследование, они всегда пытаются предположить, что получится в результате исследования. Такое предположение называется гипотезой. Давайте попробуем предположить, все ли вещества растворяются в воде? - У вас на каждой парте лежит таблица. В неё мы будем заносить результаты эксперимента. На партах у вас стоят стаканчики с водой, воронки, листы фильтровальной бумаги и вещества: соль, вишнёвый сок, речной песок, глина, измельчённый мел. Помните! С опытными образцами нужно быть осторожными и аккуратными! Дети разбиты на группы по 4 человека. Практическая работа - Сегодня вы будете работать в группах. Двое из группы будут исследователями, двое экспертами. Исследователи будут растворять в воде различные вещества. Эксперты будут проверять, действительно ли растворилось вещество. После проведения опыта исследователи вместе с экспертами зафиксируют свои наблюдения в таблице. Для того, чтобы проверить действительно ли растворилось вещество, мы будем применять специальный способ – фильтрование. Воду пропускают через специальный фильтр, и все вещества, не растворённые в воде останутся на фильтре. - Для проведения опыта нам понадобится фильтр. Мы с вами его сделаем из специальной бумаги. Возьмите квадрат из бумаги, и сложите его вчетверо, как показано на слайде. Обрежьте. При развороте у вас получится круг. Сложите круг так, чтоб получился конус. Получившийся конус вставьте в воронку. Готово!
- Растворилась ли соль? (Да) Как вы узнали это? (Вода стала прозрачной, осадка нет). А теперь получившуюся смесь передайте экспертам. - Эксперты, возьмите чистый стакан. Вставьте в него воронку с фильтром. Вылейте в стакан воду с солью. - Удалось ли очистить воду от соли? (Нет) Почему? (соль растворилась в воде). Сделайте соответствующую отметку в таблице. 2. Налейте в стакан с водой немного вишнёвого сока. Размешайте. -Растворился ли сок? Почему вы так решили? Эксперты, возьмите чистый стакан. Теперь профильтруйте воду с вишнёвым соком. - Удалось ли очистить воду от сока? (Нет) Почему? (он тоже растворился в воде). Сделайте отметку в таблице. Как вы думаете, удастся ли очистить таким способом воду, в которую добавлены нерастворимые вещества? (Да) 3. Насыпьте песок в стакан. Размешайте. Подождите, пока песок осядет. Растворился ли песок? (Нет) Давайте проверим это. Попробуйте пропустить через фильтр воду с песком. Предварительно размешайте песок. Какой стала вода? (Чистой). Растворяется ли песок в воде? (Нет) Сделайте соответствующую отметку в таблице. 4. Поместите в стакан с водой кусочек глины. Размешайте, дождитесь осадка. Растворилась ли глина? Проверьте своё предположение, пропустив воду через фильтр. Что получилось? (Кусочки глины остались на фильтре). Растворилась ли глина в воде? Отметьте в таблице. 5. Добавьте в стакан измельчённый мел. Растворился ли мел? Профильтруйте воду. Отметьте результат в таблице. - Что мы хотели узнать в начале исследования? Достигли ли мы своей цели? (Да, достигли). Посмотрите на получившуюся таблицу. Какой вывод мы можем сделать? (Некоторые вещества растворяются в воде. Например соль, сок. Некоторые вещества не растворяются в воде. Например глина, песок, мел.) Но ученые считают, что вода в состоянии растворять даже стекло. Но этот процесс происходит очень-очень медленно. Вода растворяет многие вещества, она принимает цвет того вещества, который в ней растворяется. При этом, чем больше в воде разных растворенных примесей, тем больше изменяются ее вкус и свойства. Физминутка - Допустим, вы не знаете, что растворено в каждом из четырех стаканов. Какие органы чувств помогут вам это определить? (органы зрения, вкуса, обоняния). Обсудите в своей группе, какие меры предосторожности надо соблюдать. (Ответы детей)
| Цель работы фиксируется на доске. Табличка с надписью. Наборы на столе Работа в группах Слайд 2 (картинки с последовательностью складывания фильтра) |
IV Закреплен. изученного материала | - С каким свойством воды мы познакомились на уроке? (Вода растворяет вещества) - Все ли вещества растворяются в воде? (Нет. Есть вещества растворимые и нерастворимые) - К сожалению, человек очень сильно загрязняет воду различными веществами. Растворимые отходы, например остатки моющих средств, ядохимикаты и удобрения с полей, легко растворяются в воде. Нерастворимые отходы, например выкинутый в озеро мусор, мешают жить в поде растениям и животным. А потом эта же загрязнённая вода попадает к человеку! - Придумайте памятку “ берегите воду” используя альбомный лист, карандаши, маркеры и знания, добытые сегодня на уроке. Через 5 минут покажете, что у вас получилось. | Слайды 3,4 |
V Итог урока | - Расскажите, о чём вы узнали на уроке по схеме:
Домашнее задание: составить рассказ о воде как о растворителе веществ | Схема в презентации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Вода - растворитель"
В ходе практической работы дети обнаруживают свойство воды – растворять примеси; развивают умения получать знания, работая в группе;воспитывается любовь к родному краю, бережному отношению...
Урок познания мира 2 класс по теме "Вода - растворитель"
Урок по предмету "Познание мира " 2 класс на тему "Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества"....
Урок познания мира 2 класс по теме "Вода - растворитель"
Урок по предмету "Познание мира " 2 класс на тему "Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества"....
Презентация к уроку Окружающий мир Тема: Вода - растворитель.
Презентация к уроку. Окружающий мир. Тема:" Вода-необыкновенное вещество или вода- растворитель" УМК "Перспективная начальная школа"...
"Вода-растворитель"
Презентация по УМК Перспективная начальная школа...
Воды Земли. Вода – растворитель (Начальная школа 21 века)
Цели урока: создать условия для определения учащимися свойства воды - растворитель; Планируемые результаты:Предметные:...