Урок окружающего мира "Полезные ископаемые Ростовской огбласти"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
.
Материал урока поможет учителю расширить знания детей о природных богатствах родного края, а также способствует воспитанию у ребят любви к своей малой родине, бережного отношения к природным богатствам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poleznye_iskopaemye_rostovskoy_oblasti.rar | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Екатериновская СОШ
Урок окружающего мира по теме:
«Полезные ископаемые Ростовской области»
3 класс
Учитель начальных классов
Владышникова
Людмила Александровна
Тема: "Полезные ископаемые Ростовской области"
Цели:
- продолжить формирование знаний учащихся о природе родного края;
- познакомить с полезными ископаемыми Ростовской области и их месторождениями;
- формировать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать суждения;
- способствовать воспитанию у ребят любви к родному краю, их малой родине, бережного отношения к природным богатствам.
Оборудование:
- коллекция полезных ископаемых;
- карточки с названиями полезных ископаемых;
- диск с презентацией
- атлас Ростовской области;
- учебное пособие.
I. Мотивация. (СЛАЙД №2-4)
"Ты знаешь край, где всё обильем дышит,
Где реки льются чище серебра,
Где ветерок степной ковыль колышет,
В вишнёвых рощах тонут хутора,
Среди садов деревья гнут долу…
И до земли висит их плод тяжёлый"
(А.К.Толстой)
II. Выход на тему.
-Мы продолжаем изучать природу родного края. Определим тему нашего урока. Для этого предлагаю ответить на вопросы.
- Третья планета солнечной системы. (Земля)
- Вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами. (Горные породы)
- Горные породы, которые люди добывают и используют? (Полезные ископаемые)
- Как называются залежи полезных ископаемых? (Месторождениями).
-Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?
Тема урока: "Полезные ископаемые Ростовской области". (СЛАЙД №1)
Какова площадь Ростовской области? (100,8 тыс. км 2 ) (Слайд № 5)
Наш край занимает большую площадь и конечно в недрах её земли есть полезные ископаемые. Сегодня на уроке мы узнаем, чем богата Донская земля и где используют её богатства.
III. Работа по теме.
1. Какое слово лишнее? Почему?
Железная руда, мел, гранит, нефть, песок, каменный уголь, геолог, медь, торф. (СЛАЙД№6)
-Я предлагаю вам выступить в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Но в начале проверим, насколько хорошо вы знаете полезные ископаемые. ( Словарный диктант).
- Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут.
- Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит удобрением.
- Добывается в шахтах, тяжёлый, прочный, колкий, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен.
- Чёрный, с заметным блеском, твёрдый тонет в воде, горюч.
- Прочная тяжёлая порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды.
- Обычно белый или серый камень, образовался из остатков морских организмов.
- Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.
- Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.
Самопроверка. Оценивание. (На экране) (СЛАЙДS №7.8))
-Молодцы! Один из основных инструментов геолога - это карта. Она будет нашим помощником. Рассмотрите карту полезных ископаемых и определите, самые распространённые полезные ископаемые. (атлас страница №3)
Ответы детей.
- На какие группы мы можем разделить эти ископаемые? (топливные, строительные)
- Распределите полезные ископаемые на группы. (СЛАЙД №9)
2. Обозначение полезных ископаемых на контурной карте. (СЛАЙД №13)
Каждая группа геологов поработает с картой и выявит месторождения:
1 группа – природный газ
2 группа - известняк
3 группа – песок и глина
4 группа – уголь
Карточка – "помогайка" (для каждой группы):
- Название.
- Свойства (основное).
- Способы добычи.
- Применение.
- Месторождения на территории Ростовской области.
3. Группы работают самостоятельно. Далее проводится обсуждение материала. Рассказы учеников сопровождаются показом слайдов. (СЛАЙДЫ №10 - №14)
5. Перечень полезных ископаемых был бы неполным, если не упомянуть целебные грязи и минеральные воды, которые обнаружены на территории области. (СЛАЙД №15)
Целебные грязи – это Маныческие озёра, озеро Пеленкино недалеко от Азова (богатое сероводородным илом). Целебная грязь найдена и вблизи города Новочеркасска.
Также в области известно более 20 минеральных источников. Многие воды хорошо известны жителям нашего региона и за её пределами. ("Аксу", "Аксинья", "Иверская", "Пухляковская", "Вешенская") (Слайд 16)
- В какую группу мы можем отнести минеральные источники и лечебные грязи? Обозначение на контурной карте.
- О каком наиважнейшем полезном ископаемом мы не упомянули сегодня?
Послушайте загадку.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
- Наибольшее практическое значение для человека имеют пресные водоёмы.Взгляните на карту.Много ли рек протекает на территории нашей области? (Слайд №17)
- В начале прошлого века трудно было себе представить, что на Земле, богатой реками и озёрами,наступит время нехватки чистой питьевой воды, время, когда каждый её кубометр надо будет ставить на строгий учёт. (Показ слайдов №18,19,20). Почему это произошло? Как мы можем помочь рекам? (Дети высказывают свои версии) Слай №21
- Богата Донская земля своими недрами. Славу ей принёс каменный уголь, а сегодня и бальнеологические ресурсы.
IV. Рефлексия.
-А далее нас ждёт серьёзная работа. Мы будем строить здание, но оно будет состоять из наших знаний. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и собирать домик по кирпичику. (Загадки о различных полезных ископаемых)
-Посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Надо всегда помнить о том, что запасы полезных ископаемых небезграничны.
(Слайд№22)
-Не все богатства нашей области полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых, которые таят в себе недра Донского края. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе "Полезные ископаемые"
Здесь представлены: конспект урока и презентация на тему "Полезные ископаемые". 3 класс "Школа России"...
Полезные ископаемые. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России". 3 класс
Презентация к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые". УМК "Школа России". 3 класс...
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Полезные ископаемые. Уголь"
На уроке окружающего мира можнов полной мере реализовывать региональный компонент. Мы живем в крае, где добывают черное золото. Поэтому я посвятила целый урок каменному углю. Думаю, что меня поддержат...
Презентация к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые" 3 класс
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-26289-20...
Ростовская область. Региональный компонент на уроках окружающего мира.
Ростовская область.Региональный компонент на уроках окружающего мира.Человек и общество. (10 ч)1. Первые поселения на Дону.2. Тайны Донской земли.3. Дикое поле. 4. Нашествие монголо-татар....
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Карта твоего района. Ростовская область"
Технологическая карта урока окружающий мир по теме "Карта твоего района. Ростовская область" УМК: Перспективная начальная школа 4 класс...