Тема: “Океан, которого нет на карте и глобусе”
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок «открытия» нового знания.
Необходимое оборудование:
- ЭФУ "Окружающий мир", 3 класс по УМК "Перспективная начальная школа";
- компьютер учителя;
- гаджеты школьников, с программой чтения QR кода.
ЭОР и сетевые сервисы: Linoit.com.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mihaylovae.v.docx | 35.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: “Океан, которого нет на карте и глобусе”
Задачи урока:
-формирование знаний учащихся о воздушном океане Земли – атмосфере, с помощью опытов показать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и в воде;
-развитие познавательного интереса с помощью поиска дополнительной информации в литературных источниках и справочниках.
-формирование умения работать в паре и группе, соблюдать правила поведения при проведении опытов.
Оборудование и наглядные пособия:
Образовательные ресурсы:
Для опытов: мелкие кусочки бумаги, кусочки кирпича, сухари, мел, стаканы с водой, тарелки, ложечки, номер группы.
Учебные пособия: О.Н.Федотова, Е.В.Трафимова, С.А.Трофимов, Л.А.Царёва «Окружающий мир», часть I; тетради для самостоятельной работы № 1 О.Н.Федотова, Е.В.Трафимова, С.А.Трофимов, Л.А.Царёва «Окружающий мир», ЭФУ (электронная формы учебника), телефоны.
Наглядные материалы: Модель Земли – глобус.
Ожидаемые результаты.
познакомятся с воздушным океаном Земли, со свойствами воздуха;
научатся исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; показать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твёрдых телах и воде.
Предметные: расширение у обучающихся представлений о воздушном океане Земли – атмосфере.
Личностные: формирование положительного отношения и интереса к изучению окружающего мира, к предметно-исследовательской деятельности, понимания причин собственной успешности (не успешности), чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе, в паре.
Метапредметные универсальные учебные действия.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; учиться планировать учебную деятельность на уроке, выполнять учебные действия в устной и письменной речи и во внутреннем плане.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи; добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем источниках информации, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, воспринимать другие мнения и позицию.
Технологии: технология развития критического мышления, ИКТ.
Оборудование:
- Компьютер, медиапроектор, интерактивная доска., электронный учебник и тетрадь.
- Раздаточный материал: карточки для заполнения ответов групп.
Форма проведения - урок
Участники – учащиеся 3 класса (ПНШ)
Ход урока.
- Актуализация знаний.2мин
Отправляемся, друзья,
Мы в далекие края.
В царство Зевса - великана,
Узнать все тайны океана.
- Ребята, а о каком «океане» идет речь? Кто такой Зевс? (в древнегреческой мифологии это бог неба, грома и молний)
Через нос проходит в грудь
и обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же,
без него мы жить не можем.
- Как вы думаете, о каком океане идет речь?
- Определение темы урока. Постановка целей и задач.2мин
– Кто сможет назвать тему урока?
- О чем мы будем говорить?
Откройте оглавление, прочитайте тему урока.
- найдите страницы параграфа.
-Проведем небольшую игру. Ставьте +, если согласны и можете сказать «да», и -, если не согласны- «нет».
1. воздух защищает землю
2.воздух вокруг нас
3.в некоторых предметах есть воздух
4. в воде есть воздух
5.воздух это смесь газов.
6.воздух нужно охранять.
-Везде ли вы были уверены, какой знак поставить? Если был сомнения, какие вопросы будем изучать на уроке?
-Какие цели поставите перед собой на уроке?
Узнать …
- Что такое воздух?
- Как обнаружить воздух?
- Какие свойства есть у воздуха?
Самооценка в листах «ответ устно»
- Работа с новым материалом. 15мин
Посмотрите на 1 слайд.
-Вспомните, как выглядит Земля на фотоснимках, сделанных из космоса.
- Если посмотреть на нашу планету из космоса, то увидим, что на земле больше воды, чем суши.
-6 огромных океанов омывают нашу сушу.
Кроме Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого, Южного океанов, есть на свете, еще один океан – самый большой из всех.
Дном этого воздушного «океана» является Земля.
- Работа с учебником.
Учебник, стр.96-97. Электронный учебник.
-Давайте прочитаем первый абзац и первое предложение 2- ого. Что интересного узнали из этой информации.
-А какое новое слово вы увидели?
-А где мы можем узнать его значение? (я открываю электронный словарь)
Работа со словарем
-Прочитайте пояснение.
-Молодцы! Мы живем на самом дне воздушного океана. Этот океан окружает весь Земной шар, у него нет берегов, а дно этого океана вся поверхность Земли, её равнины, горы, пустыни, моря. Этот океан называется атмосферным воздухом.
- Зачем нам нужен воздух? Наша атмосфера напоминает самый обычный бутерброд или не самый обычный. Толщина этого бутерброда составляет 200 км. В нем есть несколько слоёв.
-А из каких слоёв состоит наша атмосфера, вы узнаете из фильма (включаю фильм из электронного учебника, по ходу вывешиваю названия слоёв)
- А какое значение для нашей планеты имеет атмосфера? Вы определите самостоятельно.
Работа с qr кодами (выборочно). Сделать вывод:
-Какое значение для Земли имеет атмосфера?
Распечатать, если нет кодов.
1 группа
7 слайд.1.Оказывается, воздушная оболочка – это удивительная голубая рубашка. В такой рубашке наша планета не перегревается от солнечного жара днем и не стынет от космического холода ночью. Кроме того, атмосфера, словно бронежилет, защищает Землю от космических снарядов- метеоритов. Воздушный океан защищает все живое от космических лучей - невидимок – ультрафиолета. И еще одну работу выполняет атмосфера – следит за климатом на планете: облачностью, дождем, ветром. Если бы не атмосфера – Земля была бы голой пустыней.
2группа.
8 слайд.2.На пути Земли в космическом пространстве встречается немало мелких камней и огромных каменных глыб, которые движутся вокруг Солнца. Свернуть с дороги и избежать столкновения невозможно. Когда метеоры (так называют небольшие камни) пролетают вблизи Земли, некоторые из них влетают в земную атмосферу со скоростью от 30 до 200 тысяч км в час.
3группа.
8слайд.3.Давайте потрем ладони друг о дружку.( физминутка) Что вы почувствовали? Они разогрелись? Если потереть руку о ковёр, то она тоже разогреется. Это результат трения. То же происходит с камнями во время полёта в атмосфере. Они так сильно разогреваются, что сгорают в атмосфере, не достигнув поверхности Земли.
4группа.
8 слайд.4.Однако, некоторым наиболее крупным из небесных камней удаётся пробить «броню» Земли и достичь её поверхности. Камни, упавшие на Землю называют метеоритами. Если бы воздушной оболочки у Земли не было, небесные камни сыпались бы сплошным дождём.
5группа.
9 слайд.5.У Меркурия и Луны нет Атмосферы, оттого там резкие перепады жары и холода. Днём на Меркурии поверхность раскаляется до +420 градусов С, с приходом ночи охлаждается до -180 градусов С.
6группа.
10 слайд.6.Поверхность Луны, освещённая Солнцем, нагревается до +130 градусов С, а ночью остывает до -180 градусов С.
Самооценка в листах «Выступление у доски»
Работа с учебником.
-А теперь давайте подтвердим сказанное и узнаем ещё много интересного об атмосфере, прочитав материал учебника .97 (читают самостоятельно)
- Что узнали?
-С чем сравнили атмосферу? (толстое одеяло)
-Какое значение для Земли имеет атмосфера?
Делаем вывод:
1. Защищает от метеоритов.
2. Предохраняет от перегрева и от морозов.
3. Защищает от губительных солнечных лучей.
4. Следит за климатом на планете.
- Так какой воздух? воздух бесцветный и прозрачный. Воздух вокруг нас.
-Тем не менее, можно привести много доказательств, что вокруг тебя … воздух!
Мы с вами сейчас это и попробуем доказать. Сначала отдохнем.
Физминутка
- Проведение опытов. 10 мин
Памятка:
- Прочитать задание.
- Выполнить опыт
- Записать вывод
- Выбрать выступающего
- Рассказать всему классу.
Ты не видишь воздух, потому что воздух бесцветен и прозрачен. Опыт: Помахать листом бумаги над кусочками газеты. - Что вы наблюдаете? | Ты не видишь воздух, потому что воздух бесцветен и прозрачен. Опыт: Опусти в стакан с водой комочек почвы, сухаря, мела - Что вы наблюдаете? | Ты не видишь воздух, потому что воздух бесцветен и прозрачен. Опыт: Налей в стакан холодную воду, поставь его в теплое место и дай воде нагреться. - Что вы наблюдаете? |
Вывод: - Что произойдет?- Почему? Запиши. | Вывод: - Что ты наблюдаешь? Откуда появились пузырьки? Запиши. | Вывод: - Откуда они взялись? Запиши. |
Прошу Вас вспомнить правила работы в группе. Изучите задание и выполните!
1 опыт.(1 и 4 группы) Ты не видишь воздух, потому что воздух бесцветен и прозрачен.
1. Взмахни листом над разбросанными на столе кусочками бумаги.
- Что произойдет?- Почему? Запиши.
Вывод: …
2 опыт. (2 и 5 группы) Ты не видишь воздух, потому что воздух бесцветен и прозрачен.
Опустить в стакан с водой комочек кирпича, сухаря, мела.
- Что ты наблюдаешь? Откуда появились пузырьки? Запиши.
Вывод: …
3 опыт. (3 и 6 группы) Ты не видишь воздух, потому что воздух бесцветен и прозрачен.
Надо налить в стакан холодную воду, поставить его в теплое место и дать воде нагреться.
- Что вы наблюдаете?
- Через некоторое время в воде и на стенках стакана появятся пузырьки воздуха.
- Откуда они взялись? Запиши.
Вывод: …
-Молодцы!
6.Работа в тетрадях на печатной основе. 3 мин
Когда другие группы выступают, записываем вывод в тетрадь.
Каждый представитель рассказывает вывод
Один выступающий у доски и в рабочей тетради электр.
Каждая группа показывает результат в электронной тетради.
Самооценка работы в группах.
-Так какие выводы мы можем сделать?
-Вернемся к нашим вопросам в начале урока, когда мы узнавали, что будем изучать на уроке.
1.воздух защищает землю
2.воздух вокруг нас
3.в некоторых предметах есть воздух
4. в воде есть воздух
5.воздух это смесь газов.
6.воздух нужно охранять.
-Что-то еще есть непонятное? Да! Узнаем на следующих уроках.
6.Подведение итогов.5 мин
Вывод.
-Если воздух прозрачен и бесцветен, невидим, то откуда мы знаем, что он существует?
Тест. На полях тетради.2мин
1. Как называется воздушная оболочка Земли?
а) атмосфера; б) гидросфера; в) литосфера.
2.Какое значение для Земли имеет атмосфера
А) защищает от камней и метеоритов,
Б) защищает живые существа от вредных действий излучений Солнца
В) никакого значения не имеет
3. Какой цвет у воздуха:
а) воздух бесцветный; б) голубой; в) белый.
Проверим ответы: а, а, б, а.
Самооценка в листах.
7.Оценка уч-ся учителем.
Интересные факты о воздухе вы можете прочитать на нашей доске объявлений.
Воздух один из самых интересных и интригующих элементов Земли. Ученые не перестают его изучать и собирать наиболее интересные факты о воздухе.
1.Человеку в день необходимо примерно 20 килограмм воздуха. Такой объем воздуха человек получает при 22 тысячах вздохов в день. Интересно, что четверть всего получаемого воздуха используется человеческим мозгом
2. Воздух является составом газообразного вещества, однако может стать жидким. Такое возможно только при условии, если его температура будет около -140 градусов. Поэтому ученые утверждают, что существуют планеты, на которых присутствует жидкий воздух.
3.
4. На большой высоте люди испытывают кислородное голодание, что приводит к ощущению невесомости, потери контроля, головным болям и т.д. К примеру, на вершине Эвереста человек получает всего 30% кислорода.
5. Более 20% от всего вдыхаемого людьми воздуха вырабатывают леса. Большая часть этих лесов располагается в Амазонии, вдоль реки Амазонка. Именно поэтому очень важно сохранять леса, ведь они являются легкими планеты.
6.Своего рода живыми сигнализаторами опасного уровня загрязнения воздуха являются арктические птицы пингвины. В условиях сильно загрязненного воздуха они начинают тяжело дышать. Поэтому в зоопарках во время смога этих птиц обычно уводят в помещения со специальной системой фильтрации воздуха.
7. .
8.
9. Без еды человек может прожить 8 недель, без воды 3-5 дней, без воздуха – две-три минуты!
8. Рефлексия. Linoit.com 3мин
9.Домашнее задание. 1 мин.
1.Стр.96-99 пересказ, отвечать на вопросы.
2. Подумать на тему охрана воздуха. От чего его нужно защищать.
Нарисовать рисунок на тему «Охрана воздуха».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме “Океан, которого нет на карте и глобусе” 3 класс по УМК "ПНШ"
Разработка урока с использованием исследовательской деятельности....
“Океан, которого нет на карте и глобусе” 3 класс по УМК "ПНШ"
Презентация к уроку по теме "Океан,которого нет на карте"...
“Океан, которого нет на карте и глобусе” 3 класс по УМК "ПНШ"
Презентация к уроку по теме "Океан,которого нет на карте"...
Тема: “Океан, которого нет на карте и глобусе”
Тема: “Океан, которого нет на карте и глобусе”...
Тестовая работа по теме "Океан, которого нет на карте и глобусе"
Перспективная начальная школа, проверочная работа по окружающему миру (3 класс)...
“Океан, которого нет на карте и глобусе”
Урок по программе ПНШ из раздела "Воздух и его свойства"...
презентация к уроку Океан, которого нет на карте и глобусе
Авторская презентация составлена к уроку по теме Океан, которого нет на карте и глобусе....