Тема: “Океан, которого нет на карте и глобусе”
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Михайлова Елена Викторовна

Урок «открытия» нового знания.

Необходимое оборудование: 

  • ЭФУ "Окружающий мир", 3 класс по УМК "Перспективная начальная школа";
  • компьютер учителя;
  • гаджеты  школьников, с программой чтения QR кода.

​ЭОР и сетевые сервисы: Linoit.com.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihaylovae.v.docx35.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: “Океан, которого нет на карте и глобусе”

Задачи урока:

-формирование знаний учащихся о воздушном океане Земли – атмосфере, с помощью опытов показать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и в воде;

-развитие познавательного интереса с помощью поиска дополнительной информации в литературных источниках и справочниках.

-формирование умения работать в паре и группе, соблюдать правила поведения при проведении опытов.

Оборудование и наглядные пособия: 

Образовательные ресурсы: 

Для опытов:  мелкие кусочки бумаги, кусочки кирпича, сухари,  мел,  стаканы с  водой, тарелки, ложечки, номер группы.

Учебные пособия:  О.Н.Федотова, Е.В.Трафимова, С.А.Трофимов, Л.А.Царёва «Окружающий мир», часть I; тетради для самостоятельной работы № 1 О.Н.Федотова, Е.В.Трафимова, С.А.Трофимов, Л.А.Царёва «Окружающий мир»,  ЭФУ (электронная формы учебника), телефоны.

 Наглядные материалы: Модель Земли – глобус.

Ожидаемые результаты.

познакомятся с воздушным океаном Земли, со свойствами  воздуха;

научатся исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; показать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твёрдых телах и воде.

 Предметные: расширение у обучающихся представлений о воздушном океане Земли – атмосфере.

     Личностные: формирование положительного отношения и интереса к изучению окружающего мира, к предметно-исследовательской деятельности, понимания причин собственной успешности (не успешности), чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе, в паре.

     Метапредметные  универсальные учебные действия. 

     Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; учиться  планировать  учебную деятельность на уроке, выполнять учебные действия в устной и письменной речи и во внутреннем плане.  

     Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи; добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем источниках информации, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

     Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, воспринимать другие мнения и позицию.

     Технологии:  технология развития критического мышления,  ИКТ.

     Оборудование:

  • Компьютер, медиапроектор, интерактивная доска., электронный учебник и тетрадь.
  • Раздаточный материал: карточки для заполнения ответов групп. 

Форма проведения     - урок

Участники – учащиеся 3 класса (ПНШ)

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.2мин

Отправляемся, друзья,

Мы в далекие края.

В царство Зевса - великана,

Узнать все тайны океана.

- Ребята, а о каком  «океане»  идет речь? Кто такой Зевс? (в древнегреческой мифологии это бог неба, грома и молний)

Через нос проходит в грудь

и обратный держит путь. 
Oн невидимый, и все же,

без него мы жить не можем.

- Как вы  думаете,  о каком океане идет речь?                                                           

  1. Определение темы урока. Постановка целей и задач.2мин

– Кто сможет назвать тему урока?

- О чем мы будем говорить?

Откройте оглавление, прочитайте тему урока.

- найдите страницы параграфа.

-Проведем небольшую игру. Ставьте +, если согласны и можете сказать «да», и -, если не согласны- «нет».

1. воздух защищает землю

2.воздух вокруг нас

3.в некоторых предметах есть воздух

4. в воде есть воздух

5.воздух это смесь газов.

6.воздух нужно охранять.

-Везде ли вы были уверены, какой знак поставить? Если был сомнения, какие вопросы  будем изучать  на уроке?

         -Какие цели поставите перед собой на уроке?

Узнать …

 - Что такое воздух?

- Как обнаружить воздух?

- Какие свойства есть у воздуха?

Самооценка в листах «ответ устно»

  1. Работа с новым материалом. 15мин

Посмотрите на 1 слайд.

-Вспомните, как выглядит Земля на фотоснимках, сделанных из космоса.

 - Если посмотреть на нашу планету из космоса, то увидим, что на земле больше воды, чем суши.

-6 огромных океанов омывают нашу сушу.

Кроме  Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого, Южного океанов, есть на  свете, еще один океан –  самый большой из всех.

Дном этого воздушного «океана» является Земля.

  1.  Работа с учебником.

Учебник, стр.96-97. Электронный учебник.

-Давайте прочитаем первый абзац и первое предложение 2-  ого. Что интересного узнали из этой информации.

-А какое новое слово вы увидели?

-А где мы можем узнать его значение? (я открываю электронный словарь)

Работа со словарем

-Прочитайте пояснение.

-Молодцы! Мы живем на самом дне воздушного океана. Этот океан окружает весь Земной шар, у него нет берегов, а дно этого океана вся поверхность Земли, её равнины, горы, пустыни, моря. Этот океан называется атмосферным воздухом.

- Зачем нам нужен воздух? Наша атмосфера напоминает самый обычный бутерброд или не самый обычный. Толщина этого бутерброда составляет 200 км. В нем есть несколько слоёв.

-А из каких слоёв состоит наша атмосфера, вы узнаете из фильма (включаю фильм из электронного учебника, по ходу вывешиваю названия слоёв)

- А какое значение для нашей планеты имеет атмосфера? Вы определите самостоятельно.

 Работа с qr кодами (выборочно).  Сделать вывод: 

-Какое значение для Земли имеет атмосфера?

Распечатать, если нет кодов.

1 группа

7 слайд.1.Оказывается, воздушная оболочка – это удивительная голубая рубашка. В такой рубашке наша планета не перегревается от солнечного жара днем и не стынет от космического холода ночью. Кроме того, атмосфера, словно бронежилет, защищает Землю от космических снарядов- метеоритов. Воздушный океан защищает все живое от космических лучей - невидимок – ультрафиолета. И еще одну работу выполняет атмосфера – следит за климатом на планете: облачностью, дождем, ветром. Если бы не атмосфера – Земля была бы голой пустыней.

2группа.

8 слайд.2.На пути Земли в космическом пространстве встречается немало мелких камней и огромных каменных глыб, которые движутся вокруг Солнца. Свернуть с дороги и избежать столкновения невозможно. Когда метеоры (так называют небольшие камни) пролетают вблизи Земли, некоторые из них влетают в земную атмосферу со скоростью от 30 до 200 тысяч км в час.

3группа.

8слайд.3.Давайте потрем ладони друг о дружку.( физминутка) Что вы почувствовали? Они разогрелись? Если потереть руку о ковёр, то она тоже разогреется. Это результат трения. То же происходит с камнями во время полёта в атмосфере. Они так сильно разогреваются, что сгорают в атмосфере, не достигнув поверхности Земли.

4группа.

8 слайд.4.Однако, некоторым наиболее крупным из небесных камней удаётся пробить «броню» Земли и достичь её поверхности. Камни, упавшие на Землю называют метеоритами. Если бы воздушной оболочки у Земли не было, небесные камни сыпались бы сплошным дождём.

5группа.

9 слайд.5.У Меркурия и Луны нет Атмосферы, оттого там резкие перепады жары и холода. Днём на Меркурии поверхность раскаляется до +420 градусов С, с приходом ночи охлаждается до -180 градусов С.

6группа.

10 слайд.6.Поверхность Луны, освещённая Солнцем, нагревается до +130 градусов С, а ночью остывает до -180 градусов С.

 Самооценка в листах «Выступление у доски»

Работа с учебником.

-А теперь давайте подтвердим  сказанное и узнаем ещё много интересного   об атмосфере, прочитав материал учебника .97 (читают самостоятельно)

- Что узнали?

-С чем сравнили атмосферу? (толстое одеяло)

-Какое значение для Земли имеет атмосфера?

Делаем вывод:

1. Защищает от метеоритов.

2. Предохраняет от перегрева и от морозов.

3. Защищает от губительных солнечных лучей.

4. Следит за климатом на планете.

- Так какой воздух? воздух бесцветный и прозрачный. Воздух вокруг нас.

-Тем не менее, можно привести много доказательств, что вокруг тебя … воздух!

Мы с вами сейчас это и попробуем доказать. Сначала отдохнем.

Физминутка

  1. Проведение опытов. 10 мин

Памятка:

  1. Прочитать задание.
  2. Выполнить опыт
  3. Записать вывод
  4. Выбрать выступающего
  5. Рассказать всему классу.

Ты не видишь воздух, потому что воздух бесцветен и прозрачен.

Опыт:

Помахать листом бумаги над кусочками газеты.

- Что вы наблюдаете?

Ты не видишь воздух, потому что воздух бесцветен и прозрачен.

Опыт:

Опусти в стакан с водой комочек почвы, сухаря, мела

- Что вы наблюдаете?

Ты не видишь воздух, потому что воздух бесцветен и прозрачен.

Опыт:

Налей в стакан холодную воду, поставь его в теплое место и дай воде нагреться.

- Что вы наблюдаете?

Вывод:

- Что произойдет?- Почему?

Запиши.

Вывод:

- Что ты наблюдаешь?  Откуда  появились пузырьки?

Запиши.

Вывод:

- Откуда они взялись? Запиши.

Прошу Вас вспомнить правила работы в группе. Изучите задание и выполните!

1 опыт.(1 и 4 группы) Ты не видишь воздух, потому что воздух бесцветен и прозрачен.

1. Взмахни листом над разбросанными на столе кусочками бумаги.

 - Что произойдет?- Почему? Запиши.

Вывод: …


2 опыт. (2 и 5 группы) Ты не видишь воздух, потому что воздух бесцветен и прозрачен.

Опустить в стакан с водой комочек кирпича, сухаря, мела.
- Что ты наблюдаешь?  Откуда  появились пузырьки? Запиши.

Вывод: …

3 опыт. (3 и 6 группы) Ты не видишь воздух, потому что воздух бесцветен и прозрачен.

Надо налить в стакан холодную воду, поставить его в теплое место и дать воде нагреться.
- Что вы наблюдаете?
- Через некоторое время в воде и на стенках стакана появятся пузырьки воздуха.
- Откуда они взялись? Запиши.

Вывод: …

-Молодцы!

6.Работа в тетрадях на печатной основе. 3 мин

Когда другие группы выступают, записываем вывод в тетрадь.

Каждый представитель рассказывает вывод

Один выступающий у доски и в рабочей тетради электр.

Каждая группа показывает результат в электронной тетради.

Самооценка работы в группах.

-Так какие выводы мы можем сделать?

-Вернемся к нашим вопросам в начале урока, когда мы узнавали, что будем изучать на уроке.

1.воздух защищает землю

2.воздух вокруг нас

3.в некоторых предметах есть воздух

4. в воде есть воздух

5.воздух это смесь газов.

6.воздух нужно охранять.

  -Что-то еще есть непонятное? Да! Узнаем на следующих уроках.

6.Подведение итогов.5 мин

Вывод.

-Если воздух прозрачен и бесцветен, невидим, то откуда мы знаем, что он существует?

Тест. На полях тетради.2мин

1. Как называется воздушная оболочка Земли?

 а) атмосфера;        б) гидросфера;         в) литосфера.

2.Какое значение для Земли имеет атмосфера

А) защищает от камней и метеоритов,

Б) защищает живые существа от вредных действий излучений Солнца

В) никакого значения не имеет

3.       Какой цвет у воздуха:

 а) воздух бесцветный;      б) голубой;    в) белый.

Проверим ответы: а, а, б, а.

Самооценка в листах.

7.Оценка уч-ся учителем.

Интересные факты о воздухе вы можете прочитать  на нашей доске объявлений.

Воздух один из самых интересных и интригующих элементов Земли. Ученые не перестают его изучать и собирать наиболее интересные факты о воздухе.

1.Человеку в день необходимо примерно 20 килограмм воздуха. Такой объем воздуха человек получает при 22 тысячах вздохов в день. Интересно, что четверть всего получаемого воздуха используется человеческим мозгом

2. Воздух является составом газообразного вещества, однако может стать жидким. Такое возможно только при условии, если его температура будет около -140 градусов. Поэтому ученые утверждают, что существуют планеты, на которых присутствует жидкий воздух.

3.

4. На большой высоте люди испытывают кислородное голодание, что приводит к ощущению невесомости, потери контроля, головным болям и т.д. К примеру, на вершине Эвереста человек получает всего 30% кислорода.

5. Более 20% от всего вдыхаемого людьми воздуха вырабатывают леса. Большая часть этих лесов располагается в Амазонии, вдоль реки Амазонка. Именно поэтому очень важно сохранять леса, ведь они являются легкими планеты.

6.Своего рода живыми сигнализаторами опасного уровня загрязнения воздуха являются арктические птицы пингвины. В условиях сильно загрязненного воздуха они начинают тяжело дышать. Поэтому в зоопарках во время смога этих птиц обычно уводят в помещения со специальной системой фильтрации воздуха.

7. .

8.

9. Без еды человек может прожить  8 недель, без воды 3-5 дней, без воздуха – две-три минуты!

8. Рефлексия. Linoit.com 3мин

9.Домашнее задание. 1 мин.

1.Стр.96-99 пересказ, отвечать на вопросы.

2. Подумать на тему охрана воздуха. От чего его нужно защищать.

Нарисовать рисунок на тему «Охрана воздуха».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме “Океан, которого нет на карте и глобусе” 3 класс по УМК "ПНШ"

Разработка урока с использованием исследовательской деятельности....

“Океан, которого нет на карте и глобусе” 3 класс по УМК "ПНШ"

Презентация к уроку по теме "Океан,которого нет на карте"...

“Океан, которого нет на карте и глобусе” 3 класс по УМК "ПНШ"

Презентация к уроку по теме "Океан,которого нет на карте"...

Тема: “Океан, которого нет на карте и глобусе”

Тема: “Океан, которого нет на карте и глобусе”...

Тестовая работа по теме "Океан, которого нет на карте и глобусе"

Перспективная начальная школа, проверочная работа по окружающему миру (3 класс)...

“Океан, которого нет на карте и глобусе”

Урок по программе ПНШ из раздела "Воздух и его свойства"...

презентация к уроку Океан, которого нет на карте и глобусе

Авторская презентация составлена к уроку по теме Океан, которого нет на карте и глобусе....