Проверка домашнего задания.
| 3 мин. | Организация проверки знаний домашнего материала. -Ребята, какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Иван 3). Давайте проверим ваши знания по пройденной теме. Ваша задача, ответить на вопросы. (на слайде) - Назовите годы правления Ивана Третьего. (1462-1505).
- Как назывался орган государственной власти, помогающий Ивану третьему управлять государством? (Боярская Дума).
- Из какого материала перестроили Кремль? (Кирпич).
- Как выглядел герб России при Иване Третьем? (Двуглавый орёл, всадник с копьём)
|
Отвечать на вопросы домашнего задания.
| Коммуникативные – общение и взаимодействие с учителем и одноклассникам. |
Актуали-зация знаний и мотивация Практический метод – игра. Словесный метод - объяснение. |
| Подведение к определению тему урока. -Молодцы ребята. Ребята, а что бы определить, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке, вам нужно отгадать небольшую загадку. Хоть не шляпа, а с полями. Не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами Всем понятным языком (книга).
|
Определить тему урока. | Регулятивные – понимать и принимать тему урока.
|
Постановка учебной задачи Наглядный метод-демонстрация Словесный метод – диалог. | 2 мин | Подведение к формулированию цели урока -Верно, ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о книгах, а именно о первых печатных книгах. Тема нашего урока: «Мастера печатных дел». Давайте сформулируем цель урока (Знакомство с историей возникновения первой печатной книги на Руси, книгопечатанья) Объяснение нового материала -Ребята, у каждого из вас в портфеле находятся несколько книг. В XVI в. в России такое количество книг, которое имеет каждый из вас, было только у богатых людей государства. Как вы думаете, почему? Потому, что каждая из них писалась годами от одного до семи лет и поэтому стоила очень дорого. Сегодня на уроке так же мы познакомимся с жизнью Ивана Федорова, благодаря которому книги в России стали доступны всем людям. |
Формулировать цель занятия.
Слушать новый материал. | Регулятивные – понимать и принимать тему урока. Познавательные – выполнять действия деления. Коммуникативные – высказывать свое мнение. Регулятивная – волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
Решение частных задач Словесный метод – диалог.
Динамическая пауза
Практический метод - упражнение.
Практический метод – упражнение
| 15 мин. | Организация поискового чтения по учёбнику. Откройте учебник на странице 82, прочтём по цепочке. Найдите ответы на вопросы: - Кто был первым книгопечатником на Руси?
- Где открылась первая типография?
Продолжаем чтение материала на странице 83-84 по цепочке. Организация парной работы. - А сейчас давайте откроем рабочую тетрадь на странице 28 и посмотрим на задание номер 2. Давайте прочтём, что же нам нужно будет сделать. Можете приступать к выполнению работы в парах. - Давайте проверим, что у нас получилось.
Проведение динамической паузы А сейчас давайте немного разомнёмся.
Организация работы с текстом учебника. - Переходим к странице 84-85. Прочтём данный материал по абзацам. Организация решения частной задачи. -Ребята, все поняли, о чем говорится в этом тексте? А это мы сейчас и проверим, снова открываем рабочую тетрадь на странице 29 и обратимся к заданию 3. Давайте прочтём, что нам нужно будет сделать. Ребята, всем понятно, что нужно сделать в этом задании? Можете приступать. -Ребята, давайте посмотрим, какая же пословица у нас получилась? (Слово- ветер, а письмо- век). А кто может мне объяснить значение этой пословицы? Организация игры «Найди слово» -А сейчас давайте посмотрим на слайд. Сейчас мы поиграем в игру «Найди и прочитай слова», читать можно по горизонтали и вертикали, сверху вниз, снизу вверх, слева направо и справа налево, вам нужно будет, взять листочки, которые лежат у вас на партах, подписать в правом верхнем углу свою фамилию и имя. Далее нужно будет выписать все слова, которые вы найдёте здесь, но только, что бы они подходили к нашей теме. (На слайде). П | И | О | М | Н | К | А | Е | Б | У | К | В | А | П | Р | М | О | Н | А | Х | О | О | А | И | В | А | Н | С | А | К | Н | И | Г | А | Т | Г | Р | О | З | О | Т | О | П | Е | Ч | А | Т | Ь | Л |
Печать, буква, Иван, перо, Апостол, книга. |
Читать текст учебника.
Отвечать на вопросы.
Читать текст учебника.
Выполнять работу в парах.
Выполнять физ.упражнения
Читать текст.
Выбирать фамилии, составлять и объяснять пословицу.
Решать задачу исторической игры.
|
Познавательные –использование операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Коммуникативные – умение работать в паре
Коммуникативные: Умение работать в коллективе.
Регулятивные – контроль, оценка, коррекция.
Коммуникативные – письменное высказывание своего мнения, построение высказывания с точностью и полнотой.
|
Включение в систему знаний Словесный метод - диалог | 4 мин. | Организация усвоения новых знаний -А теперь переворачиваем листочки, сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были на сегодняшним уроке, выполним небольшой тест по новой теме. (На слайде) Тест по теме " Мастера печатных дел" 1.Какой царь приказал основать в Москве типографию? □ 1) Иван III □ 3) Ярослав Мудрый □ 2) Иван Калита □ 4) Иван Грозный
2.Как звали мастера, создавшего в Москве первую типографию? □ 1) Кирилл □ 3) Иван Фёдоров □ 2) Мефодий □ 4) монах Нестор 3. Как знание грамоты помогало беднякам? □ 1) их принимали на службу к царю □ 2) они служили переписчиками книг □ 3) они писали за плату документы □ 4) им платили жалованье
4. По какому учебнику учился читать М.В. Ломоносов? □ 1) по «Грамматике» Мелетия Смотрицкого □ 2) по «Русской азбуке» Василия Бурцова . □ 3) по «Букварю» Кариона Истомина □ 4) по «Апостолу»
5. Для чего нужна была грамота простым людям? □ 1) писать письма □ 3) заниматься ремеслом □ 2) читать книги □ 4) торговать |
Отвечать на вопросы теста.
| Личностные: умение самостоятельно делать выбор |
Итог урока
Домашнее задание
Рефлексия деятель-ности Словесный метод – беседа | 3 мин. | Подведение итогов рока Ребята, мы сегодня на уроке очень хорошо поработали, давайте подведём итоги. - Давайте вспомним тему нашего урока. - Что обозначает слово первопечатник? - В связи, с чем появилось это слово? - Когда появилось это слово? Записываем домашнее задание: учебник страница 82-86. Так же у вас будет творческое задание, давайте прочитаем его на странице 86 в рубрике задание для домашней работы под цифрой 2. (Внимательно рассмотрите иллюстрации. Попробуй познакомить первоклассников с одной из букв так, как это сделал бы автор букваря 17 века).
Оцените свою работу на уроке. (На слайде): - Свой работой на уроке я (доволен\не доволен)
- Урок для меня показался (длинным\коротким)
- Материал урока мне был (понятен\ не понятен, полезен\бесполезен)
Спасибо за урок. До свидания! |
Отвечать на вопросы.
Записывать домашнее задание.
Выполнить рефлексию | Регулятивные – самостоятельно давать оценку окружающему и своим поступкам. |