Конспект урока по окружающему миру "Мастера печатных дел"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Загретдинова Диляра Гайфитдиновна

Конспект урока по окружающему миру "Мастера печатных дел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mastera_pechatnykh_del_2.docx36.99 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

 государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Окружающий мир

  Выполнила студентка 46 группа

                                                                                                                                       Загретдинова Диляра

                                                                                                                                                                            Проверил:

                                                                                                                                                                        Отметка:_______________

                                                                                                                              Дата:

Челябинск, 2018

Предмет: окружающий мир

Класс: 4 «Г»

Тема: «Мастера печатных дел»

Цель деятельности учителя: Знакомство  с историей возникновения первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • cформировать представление учащихся о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатании;
  • воспитывать любовь и уважение к истории;

Личностные:

  • Развивать навык сотрудничества со сверстниками при работе;
  • Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память, стимулировать интерес к предмету.
  •  Воспитывать культуру поведения на уроке, самоконтроль, самооценку;

Тип урока: комбинированный.

Понятия: книгопечатание, первопечатник.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник «Окружающий мир» 4 класс 2 часть УМК «Школа России».

Этап урока

Время

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап самооп-ределения к деятель-ности

1 мин.

Приветствие.

-Здравствуйте ребята.

Встало солнышко давно, 
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс, 
Окружающий мир у нас!(Слайд)

Проверьте свое рабочее место. Все ли готово к уроку?


Подготовиться к уроку. Настроиться на работу.

Регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Проверка домашнего задания.

3 мин.

Организация проверки знаний домашнего материала.

-Ребята, какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Иван 3).

Давайте проверим ваши знания по пройденной теме.

Ваша задача, ответить на вопросы. (на слайде)

  1. Назовите годы правления Ивана Третьего. (1462-1505).
  2. Как назывался орган государственной власти, помогающий Ивану третьему управлять государством? (Боярская Дума).
  3. Из какого материала перестроили Кремль?  (Кирпич).
  4. Как выглядел герб России при Иване Третьем? (Двуглавый орёл, всадник с копьём)

Отвечать на вопросы  домашнего задания.

Коммуникативные – общение и взаимодействие с учителем и одноклассникам.

Актуали-зация знаний и мотивация

Практический метод – игра. Словесный метод - объяснение.

Подведение к определению тему урока.

-Молодцы ребята.

Ребята, а что бы определить, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке, вам нужно отгадать небольшую загадку.

Хоть не шляпа, а с полями.

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком (книга).

Определить тему урока.

Регулятивные – понимать и принимать тему урока.

Постановка учебной задачи

Наглядный метод-демонстрация

Словесный метод – диалог.

 2 мин

Подведение к формулированию цели урока

-Верно, ребята, сегодня  на уроке мы будем говорить о книгах, а именно о первых печатных книгах.

Тема нашего урока: «Мастера печатных дел».

Давайте сформулируем цель урока (Знакомство  с историей возникновения первой печатной книги на Руси, книгопечатанья)

Объяснение нового материала

-Ребята, у каждого из вас в портфеле находятся несколько книг. В XVI в. в России такое количество книг, которое имеет каждый из вас, было только у богатых людей государства. Как вы думаете, почему?

Потому, что каждая из них писалась годами от одного до семи лет и поэтому стоила очень дорого. Сегодня на уроке так же  мы познакомимся с жизнью Ивана Федорова, благодаря которому книги в России стали доступны всем людям.

Формулировать цель занятия.

Слушать новый материал.

Регулятивные – понимать и принимать тему урока.

Познавательные – выполнять действия деления.

Коммуникативные – высказывать свое мнение.

Регулятивная – волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Решение частных задач

Словесный метод – диалог.

Динамическая пауза

Практический метод - упражнение.

Практический метод – упражнение

15 мин.

Организация поискового чтения по учёбнику.

Откройте учебник на странице 82, прочтём по цепочке. Найдите ответы на вопросы:

  • Кто был первым книгопечатником на Руси?
  • Где открылась первая типография?

Продолжаем чтение материала на странице 83-84 по цепочке.

Организация парной работы.

- А сейчас давайте откроем рабочую тетрадь на странице 28 и посмотрим на задание номер 2. Давайте прочтём, что же нам нужно будет сделать. Можете приступать к выполнению работы в парах.

- Давайте проверим, что у нас получилось.

Проведение динамической паузы

А сейчас давайте немного разомнёмся.

Организация работы с текстом учебника.

- Переходим к странице 84-85. Прочтём данный материал по абзацам.

Организация решения частной задачи.

-Ребята, все поняли, о чем говорится в этом тексте? А это мы сейчас и проверим,  снова открываем рабочую тетрадь на странице 29 и обратимся к заданию 3. Давайте прочтём, что нам нужно будет сделать.

Ребята, всем понятно, что нужно сделать в этом задании? Можете приступать.

-Ребята, давайте посмотрим, какая же пословица у нас получилась? (Слово- ветер, а письмо- век). А кто может мне объяснить значение этой пословицы?

Организация игры  «Найди слово»

-А сейчас давайте посмотрим на слайд. Сейчас мы поиграем в игру «Найди и прочитай слова», читать можно по горизонтали и вертикали, сверху вниз, снизу вверх, слева направо и справа налево, вам нужно будет, взять листочки, которые лежат у вас на партах, подписать в правом верхнем углу свою фамилию и имя. Далее нужно будет выписать все слова, которые вы найдёте здесь, но только, что бы они подходили к нашей теме. (На слайде).

П

И

О

М

Н

К

А

Е

Б

У

К

В

А

П

Р

М

О

Н

А

Х

О

О

А

И

В

А

Н

С

А

К

Н

И

Г

А

Т

Г

Р

О

З

О

Т

О

П

Е

Ч

А

Т

Ь

Л

Печать, буква, Иван, перо, Апостол, книга.

Читать текст учебника.

Отвечать на вопросы.

Читать текст учебника.

Выполнять работу в парах.

Выполнять физ.упражнения

Читать текст.

Выбирать фамилии, составлять и объяснять пословицу.

Решать задачу исторической игры.

Познавательные –использование операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Коммуникативные – умение работать в паре 

Коммуникативные:

Умение работать в коллективе.

Регулятивные – контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные – письменное высказывание своего мнения, построение высказывания с точностью и полнотой.

Включение в систему знаний

Словесный метод - диалог

4 мин.

Организация усвоения новых знаний
-А теперь
 переворачиваем листочки, сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были на сегодняшним уроке, выполним небольшой тест по новой теме. (На слайде)
Тест по теме " Мастера печатных дел"

1.Какой царь приказал основать в Москве типографию?

□ 1) Иван III                                 □ 3) Ярослав Мудрый

□ 2) Иван Калита                         □ 4) Иван Грозный

2.Как звали мастера, создавшего в Москве первую типографию?

□ 1) Кирилл                                 □ 3) Иван Фёдоров

□ 2) Мефодий                              □ 4) монах Нестор

 

3. Как знание грамоты помогало беднякам?

□  1) их принимали на службу к царю

□  2) они служили переписчиками книг

□  3) они писали за плату документы

□  4) им платили жалованье

4. По какому учебнику учился читать М.В. Ломоносов?

□  1) по «Грамматике» Мелетия Смотрицкого

□  2) по «Русской азбуке» Василия Бурцова .

□  3) по «Букварю» Кариона Истомина

□  4) по «Апостолу»

5. Для чего нужна была грамота простым людям?

□ 1) писать письма                             □ 3) заниматься ремеслом

□ 2) читать книги                               □ 4) торговать

Отвечать на вопросы теста.

Личностные: умение самостоятельно делать выбор

Итог урока

Домашнее

задание

Рефлексия деятель-ности

Словесный метод – беседа

3 мин.

Подведение итогов рока

Ребята, мы сегодня на уроке очень хорошо поработали, давайте подведём итоги.

- Давайте вспомним тему нашего урока.

- Что обозначает слово первопечатник?
- В связи, с чем появилось это слово?
- Когда появилось это слово?

Записываем домашнее задание:  учебник страница 82-86. Так же у вас будет творческое задание, давайте прочитаем его на странице 86 в рубрике задание для домашней работы под цифрой 2. (Внимательно рассмотрите иллюстрации. Попробуй познакомить первоклассников с одной из букв так, как это сделал бы  автор букваря 17 века).  

Оцените свою работу на уроке. (На слайде):

  • Свой работой на уроке я (доволен\не доволен)
  • Урок для меня показался (длинным\коротким)
  • Материал урока мне был (понятен\ не понятен, полезен\бесполезен)

Спасибо за урок. До свидания!

Отвечать на вопросы.

Записывать домашнее задание.

Выполнить рефлексию

Регулятивные – самостоятельно давать оценку окружающему и своим поступкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Мастера печатных дел. Роль книгопечатания"

Конспект к курсу Окружающий мир, УМК "Школа России", 4 класс...

Мастера печатных дел, 4класс, конспект урока по окружающему миру.

Урок "открытия" новых знаний. Программа "Школа России"....

Конспект урока по окружающему миру "Мастера печатных дел"

Конспект урока по окружающему миру "Мастера печатных дел" 4 класс УМК "Школа России"...

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Мастера печатных дел»

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Мастера печатных дел»...

Конспект урока по окружающему миру по теме: «Мастера печатных дел» 4 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатанья.Планируемые результаты:Предметные:Знать понятия: книгопечатание, первопечатники. Каково ...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме: "Мастера печатных дел".

На уроке окружающего мира знакомятся с биографией Ивана Грозного, его участии в организации и развитии книгопечатания на Руси. Использованы технологии целеполагания, сотрудничества, здоровьесбе...