Сборник конспектов по окружающему миру
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

Аврамчук Инесса Сергеевна

Сборник конспектов и презентаций по окружающему миру УМК "Школа России" 1класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа:87                                                                                                                                              учитель:Сапожникова Н.В

Класс: 1 «в»                                                                                                                                          студентка: Аврамчук И.С

Дата:01.03                                                                                                                                                                                

Тема: Почему Солнце светит днём, А звёзды - ночью?

Тип урока: УОНЗ

Цели: Познакомить и дать представление о звёздах, Солнце и созвездиях

Планируемые результаты: 

Личностные: развивать интелектуальны  и ппрактические умения детей; развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деятельности, развивать речь, внимание, память, логическое мышление;

Предметные:  Дать понимание, что звёзды огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от земли, что Солнце – ближайшая к земле звезда.

Оборудование: учебник А.А. Плешаков  «Окружающий мир», 2 часть стр. 32-33, Рабочая тетрадь стр.21-22, презентация, раздаточный материал.

Этапы, методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Словесный: Приветствуют учителя

2 мин.

На уроке наши глаза внимательно

Смотрят и все … (видят).

Уши внимательно слушают

И всё …(слышат).

Голова хорошо … (думает).

Приветствовать учителя.

Проверить готовность к уроку.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: Ответы на вопросы, фронтальный опрос

Наглядный: Работа с презентацией

5 мин.

- Я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь на них ответить:

- Человек, который изучает звезды и другие небесные тела? (астроном)

- Птица, которая живет в теплых странах и не умеет летать? (страус)

- часть велосипеда, на р начинается, 4 буквы? (рама)

- Животные, которые вымерли очень-очень давно? (динозавры)

- Время года, которое наступает после осени? (зима)

- Основная работа этого человека-печь хлеб? (пекарь)

- В нее одевались первобытные люди? (шкура)

- Вот мы с вами и повторили то, что изучали ранее.

- А мы переходим к следующему разделу.

- Прочитайте на странице 31 название следующего раздела (Почему и зачем?).

Отвечать на вопросы, анализировать, вспомнить изученное.

                                           

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Постановка учебной задачи

Поисковый: определить тему

 

Словесный: Обоснование

Подводящий диалог

2 мин.

- Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

- Ребята, Муравьишка приготовил для вас новый вопрос.

- Давайте прочитаем его(тема).

- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

(о солнце и звездах)

- Прочитайте, на странице 32, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

Формулировать свои мысли, высказывать свое мнение.

Отвечать на вопросы.

Отгадать тему и цели урока

Регулятивные: определять, формулировать цель деятельности на уроке.

4. Решение учебной задачи или открытие нового знания

Словесный: диалог

10 мин

- Прочитайте: «Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью?» Кто может ответить на этот вопрос?

Что такое Солнце?

Эл. Приложение (демонстрация, фрагмент о Солнце)

(Солнце - огромный пылающий шар. Температура на солнце 20 млн.гр. Солнце - шар великан, в 109 раз больше Земли. Наша планета в сравнении с солнцем, как горошина рядом с футбольным мячом. Но нам оно кажется маленьким кружком, потому что находится от Земли на очень большом расстоянии: 150 млн.км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают нашу планету. А Земля вращается вокруг солнца, подставляя ему то один, то другой бок. Каким боком к солнцу повернётся, там и день, на обратной стороне Земли - ночь.

Отвечать на вопросы.

Работать по учебнику

Слушать.

Анализировать, обобщать.

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

5. Первичное закрепление

Словесный:

Отвечать на вопросы

Практический:

проект

10 мин

Вывод: Значит, солнце не просто светит днём, оно-то и создает нам день. Когда солнце освещает Землю, начинается день, а на обратной стороне Земли наступает ночь.

- Без Солнца не было бы жизни на Земле. Оно согревает и освещает Землю. Это поняли еще древние люди и поклонялись  Солнцу  как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам.

- На стр. 21 в тетради даны две рамочки. В них нарисуйте весёлое и грустное солнышко. Расскажите, зависит ли ваше настроение от того, солнечный день или пасмурный.

Что такое звёзды?

Загадка: Рассыпалось к ночи зерно.

Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)

- В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. Кто знает, что такое звезды? (Ответы детей, чтение хорошо читающим учеником текста учебника на с. 32)

-Днем  не заметен слабый блеск других далеких звезд. И только  ночью  когда  Солнца  нет,  они видны.

 - На стр. 32 учебника рассмотрите звезды и прочитайте их названия: Регул, Сириус, Солнце, Альдебаран. На ночном небе звезды мерцают разными цветами: голубым, белым, желтым, красным. Белые и голубые звезды – очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звёзды холоднее белых. Они примерно такие же, как наше Солнце. Звёзды красноватого цвета холоднее Солнца. По своим размерам звезды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.

-Закрепление пройденного (Тетрадь, задание 1 на с.21).

Созвездие Льва

-Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена. Отгадайте, о каком созвездии идет речь:

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы).

- Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд.

Миф о созвездии Льва:

Возле древнего греческого города Немен свирепствовал лев. Герой Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. В честь этого льва и названо одно из созвездий.)

Самая большая звезда этого созвездия Регул, что значит «Царь».

Отвечать на вопросы.

Слушать

Обобщить, вспомнить.

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Физ. минутка.

1 мин.

Видеоролик

Повторять движения.

6. Самостоятельная работа с самоконтролем

Практический:

самостоятельное выполнение

5 мин.

- выполните задание №3 на с.22 тетради.

Выполнить задание

Познавательные: проводить сравнение, классификацию.

7. Включение в систему знаний, повторение

Практический:

вспоминание изученного

5 мин.

Игра «Подскажи словечко»

- Солнце – огромный пылающий … (шар).

- Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда).

- Оно создает нам … (день).

- По размерам Солнце … (больше) Земли.

- Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … (далеко от Земли).

- Звезды – огромные пылающие … (шары).

- Звезды отличаются друг от друга по … (цвету) и по … (размеру).

- Звезд на небе очень много, и люди объединили их в … (созвездия).

- На небе можно увидеть большой ковш – это созвездие … (Большая Медведица).

Ответить на вопросы. Обосновать.

Познавательные: строят речевое высказывание

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

8. Рефлексия деятельности

Словесный: подводят итоги, вспоминают, анализируют

2 мин.

- Скоро прозвенит звонок,

Подведем скорей итог. Закончи предложение: Я узнал …Я понял …Мне было интересно …Мне было трудно …Спасибо всем за работу!

Подводить итоги. Оценивать свою работу на уроке.

Личностные: устанавливать связь между целью уч. деят. и ее мотивом.



Предварительный просмотр:

Школа:87                                                                                                                                              учитель:Сапожникова Н.В

Класс: 1 «в»                                                                                                                                          студентка: Аврамчук И.С

Дата:13.03                                                                                                                                              

Тема: Почему идет дождь и дует ветер?


Тип урока
: открытие нового знания.

Цели урока: - объяснить причины возникновения природных явлений.

Планируемые результаты:

Предметные:

- расширить и уточнить представление детей о дожде и ветре; уметь различать их разновидности;
- объяснить причины возникновения природных явлений;

- раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека;

Личностные:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.

Оборудование: учебник А.А. Плешаков  «Окружающий мир», 2 часть стр. 32-33, Рабочая тетрадь стр.21-22, презентация, раздаточный материал.

Этапы, методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Словесный: Приветствуют учителя

2 мин.

На уроке наши глаза внимательно

Смотрят и все … (видят).

Уши внимательно слушают

И всё …(слышат).

Голова хорошо … (думает).

Приветствовать учителя.

Проверить готовность к уроку.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: Ответы на вопросы, фронтальный опрос

Наглядный: Работа с презентацией

5 мин.

- - О чём пойдёт речь сегодня на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Он пришёл, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

На крыльце потанцевал.

Побродил по крыше вволю

И ушёл по лужам в поле. ( Дождь)

-А почему идёт дождь?   (Ответы детей.)

Носится, свищет,

Мечется, рыщет,

Где пробежит – листик дрожит.

Где пронесётся – дерево гнётся. (Ветер)

- Что вы знаете о ветре?(Ответы детей.)

- Предположите, о чём сегодня пойдёт на уроке. ( О дожде и ветре)

-Прочитайте тему урока на с. 36 учебника.(Почему идёт дождь и дует ветер?)

- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

Отвечать на вопросы, анализировать, вспомнить изученное.

                                           

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Постановка учебной задачи

Поисковый: определить тему

 

Словесный: Обоснование

Подводящий диалог

2 мин.

- Звучит стихотворение

Мокнет дождик, мокнет птичка,

Мокнет в поле электричка,

Мокнут ветки и соседки:

Не успели до беседки.

Мокнут зонтики и шляпы,

Мокнут чьи-то мамы, папы.

Мокнут лавочки, ограды.

Лишь лягушки очень рады:

Скачут, в лужах пляшут

И зелёным флагом машут (слайд 4)

-Какое у вас возникло настроение при чтении стихотворения?

-А какое у вас бывает настроение во время летнего дождя?

2. –А какую пользу приносит дождь?

-Откуда берётся дождь? 

Формулировать свои мысли, высказывать свое мнение.

Отвечать на вопросы.

Отгадать тему и цели урока

Регулятивные: определять, формулировать цель деятельности на уроке.

4. Решение учебной задачи или открытие нового знания

Словесный: диалог

10 мин

-На Земле очень много водоёмов: ручейки и реки, пруды и реки, моря и океаны. Солнце нагревает поверхность водоёмов. Вода испаряется. Она превращается в прозрачный пар и поднимается кверху, туда, куда увлекает её за собой тёплые потоки воздуха, потому что тёплый воздух легче холодного, он всегда стремиться умчаться вверх.

Пар тёплый, а когда он прикасается к холодному воздуху, то превращается в крохотные капельки воды. Их очень много и очень лёгкие, они образуют облако.

Постепенно капелек становится всё больше. В верхней части облака они превращаются в льдинки (там очень холодно), растут, тяжелеют. Облако превращается в тучу.

Отвечать на вопросы.

Работать по учебнику

Слушать.

Анализировать, обобщать.

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

5. Первичное закрепление

Словесный:

Отвечать на вопросы

Практический:

проект

10 мин

Какие бывают дожди?

На доске карточки с надписями: ливень, ситничек, косохлёст

-Как вы думаете, о каких дождях идёт речь? ((дети выдвигают свои предположения. После каждого объяснения на доске появляется слайд с объяснением. (слайды 5 – 8)

Подвести детей к объяснению:

Ситничек – сито – однокоренные слова, косохлёст образовано из двух слов: косо, хлещет.

-Узнайте эти дожди на иллюстрациях. Соедините название дождей с их изображением. ( Приложение 2)

Отвечать на вопросы.

Слушать

Обобщить, вспомнить.

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Физ. минутка.

1 мин.

Видеоролик

Повторять движения.

6. Самостоятельная работа с самоконтролем

Практический:

самостоятельное выполнение

5 мин.

- выполните задание №1 на с.23 тетради.

Выполнить задание

Познавательные: проводить сравнение, классификацию.

7. Включение в систему знаний, повторение

Практический:

вспоминание изученного

5 мин.

6. –Итак, вода, испаряясь из водоёмов, образует тучи. Но тогда дожди должны идти только над водоёмами: реками,озёрами, морями…Как же тучи оказываются над любыми участками суши? (гонит ветер)

-Можете ли вы сделать ветер? (если дети не догадаются, как это сделать, подсказать им, помахав веером или просто листом бумаги )

-Что такое «ветер?»

-Как же образуется ветер на Земле? Об этом мы увидим в фильме

После просмотра фильма задаю вопрос

-Какую работу выполняет ветер?

Ответить на вопросы. Обосновать.

Познавательные: строят речевое высказывание

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

8. Рефлексия деятельности

Словесный: подводят итоги, вспоминают, анализируют

2 мин.

- Скоро прозвенит звонок,

Подведем скорей итог. Закончи предложение: Я узнал …Я понял …Мне было интересно …Мне было трудно …Спасибо всем за работу!

Подводить итоги. Оценивать свою работу на уроке.

Личностные: устанавливать связь между целью уч. деят. и ее мотивом.



Предварительный просмотр:

Школа:87                                                                                                                                  учитель:Сапожникова Н.В

Класс: 1 «в»                                                                                                                              студент:Аврамчук И.С

Дата:15.03.18                                                                                                                            отметка:

Тема урока: «Почему  звенит  звонок?».

Цели деятельности учителя:формировать первоначальное представление о звуке, познакомить детей со строением

слухового аппарата, воспитывать бережное отношение к слуховому аппарату.

Планируемые результаты:

  • Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому  материалу по окружающему миру; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем, бережно относиться к природе.
  • Предметные: научатся объяснять причины возникновения звука.

Оборудование: «Окружающий мир», Плешаков, 1 класс; рабочая тетрадь; раздаточный материал; презентация.

Этап

Метод и приемы

Время

Содержание урока (деятельность учителя)

Деятельность учащихся

УУД

Актуализация знаний

Практический: тест

5 мин.

– Послушайте рассказ “Дождь”. На вопросы мальчика я прошу сначала ответить вас, а потом я зачитаю ответы мамы

Дождь.

Вася простудился. Он лежал и смотрел на дождь. Ему было видно только небо, полное дождя. Вася позвал из кухни маму.

– Мама! Откуда дождь падает?

– Ребята, как вы думаете, что ответила мама? (Ответы детей.)

– Из тучи, ты ведь сам знаешь.

– А куда? (Ответы детей.)

– На землю, Вася, на землю! Все падает на землю! – сказала мама.

– А откуда тучи? – не унимается Вася (Ответы детей.)

– Вода испаряется с земли!

– Значит, дождь идет сначала снизу вверх, а потом сверху вниз?

– Можно сказать и так.

– Мама, мама, отгадай загадку! – не может остановиться Вася, ведь ему так скучно лежать в комнате одному.

Без рук, без ног,

А ворота открывает. (Дети отгадывают.)

– Это ветер! – ответила мама.

Вдруг порыв сильного ветра открыл окно, в комнате стало холодно. Мама закрыла окно.

– А теперь ты, Васенька, ответь на мой вопрос: “Почему дует ветер?”

Вася это знал и с радостью рассказал маме.

– Ребята, какое объяснение услышала мама?

(Земля в разных местах от солнца нагревается по-разному. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче, чем холодный. Он поднимается вверх, а холодный воздух устремиться на место теплого. Так движется воздух и получается ветер.)

– А сейчас ответьте на вопросы: “Что такое туча?” (Темное, густое облако.)

– Из чего состоят тучи? (Из капелек воды.)

– Почему капельки воды падают на землю? (Они не могут долго держаться в небе, т.к. тяжелые, поэтому и падают на землю.)

– Итак, мы повторили и вспомнили ответы на вопросы “Почему идет дождь и дует ветер?”

Отвечают на вопросы.

Вспоминают материал прошлого урока.

К: высказывать собственную точку зрения.

П: строят речевое высказывание.

К: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

Мотивационный

Практический: выполнение заданий

Словесный: диалог

9 мин.

– Послушайте стихотворение и скажите, почему не слышна тишина в классе.

В нашем классе.
В нашем классе тишина
Почему-то не слышна:
То линейка упадет,
То резинка пропадет,
То Потапова под партой
Чей-то тапочек найдет.
Кто-то хрюкнет, кто-то гавкнет,
Кто-то скрипнет, кто-то чавкнет.
“Рты закрыли, сели ровно! –
Говорит Мария Львовна. –
Будем слушать тишину”.
Я чего-то как чихну!
Засмеялся Витька сзади.
“Тише, тише!” – шепчет Надя.
Ничего опять не вышло,
Тишины у нас не слышно.

– Так почему же не слышна тишина в классе? (Потому что кто-то роняет линейку, кто-то гавкает, кто-то хрюкает и скрипит.)

– Скажите одним словом, что это мы слышим в классе? (Звуки.)

– Итак, говорить мы будем сегодня о звуках.

– Окружающий нас мир наполнен разнообразными звуками. Звенит звонок, гудит автомобиль, лает собака.

– А сейчас давайте сядем тихо и послушаем, какие звуки мы услышим вокруг себя за 1 минуту? 

– Какие звуки вы услышали в классе, коридоре, на улице? 

- Прочитайте тему урока на с. 38 учебника.

- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопросы.

Слушают тишину.

Ставят цель урока.

П: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

П: строят рассуждения

К: высказывать собственную точку зрения.

Р: Постановка и

формулирование проблемы.

Изучение нового материала

Словесный: ответы на вопросы

Физкультминутка.

Словесный: беседа

20 мин.

- Какую роль играют звуки в нашей жизни?

– Отгадайте, когда можно услышать этот звук:

– А – а – а (когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло).
– Аа – ааа – ааа (
когда девочка укачивает куклу).
– Ох – ох 
(охают больные).
– Пи – пи – пи 
(пищит мышка).
– Уа – уа 
(плачет малыш).
– Ау – ау 
(кричат, когда заблудятся в лесу).
– Ха – ха – ха 
(смеются).
– Цып – цып – цып 
(подзывают цыплят).
– Но – но – но
 (подгоняют лошадь).

– А теперь отгадайте загадку. Мы слышим его когда начинается и заканчивается урок. (Школьный звонок.)

– Ребята, а Муравьишка уже приготовил новый вопрос: “Почему звенит звонок?” Давайте будем искать ответ и на этот вопрос Муравьишки.

- Рассмотрите рисунки на странице 38. Попробуем передать голосом звуки, которые издают предметы и живые существа на картинке. А чтобы в классе не было шумно и было всем все понятно, мы поиграем в игру. Я вызову кого – то из вас, скажу вам на ушко, какой рисунок вам нужно оживить голосом. А все остальные будут отгадывать что это.

(Учитель показывает колокольчик.)

– Звучит ли этот предмет сейчас? (Нет.)

– Что надо сделать, чтобы услышать звук? (Взять и потрясти.)

(Учитель демонстрирует.)

– Этот инструмент называется металлофон. А слышен ли звук от этого инструмента? (Нет.)

– Что надо сделать, чтобы от него мы услышали звук? (Ударить молоточком.)

(Учитель демонстрирует.)

– Почему эти предметы сначала молчали, а потом издали звук? (Мы потрясли колокольчик, постучали молоточком.)

– Предметы от наших действий начали мелко дрожать. Эта дрожь передается воздуху. Так рождается звук. Дрожание воздуха невидимой волной доходит до наших ушей. Уши улавливают эту волну, и мы слышим звук.

– Чего боятся уши? (Шума, резких, громких звуков.)

– Как надо относиться к ушам? (Бережно.)

– Как мы должны беречь уши? (Ответы детей.)

– Уши – это орган слуха. При помощи ушей мы слышим все звуки.

Чтобы сберечь органы слуха, необходимо:

  • Защищать уши от сильного шума.
  • Защищать уши от ветра.
  • Не ковырять в ушах.
  • Не сморкаться сильно.
  • Не допускать попадания воды в уши.
  • Если уши заболели обратиться к врачу.
  • Мыть уши каждый день.

- Ребята, вот мы с вами оказались в лесу. Отгадайте, что нас встречает:

Живет без тела,

Говорит без языка;

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо.)

- Как же образуется эхо?

- Проверьте свои предположения. Прочитайте текст на с. 88.

Если останется время!

- Рассмотрите на странице 39 Ушастика, которого нарисовал Муравьишка. Сочините о нем сказку.

Отгадывают звуки.

Отгадывают загадку.

Рассматривают рисунки.

Играют в игру.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

П: строят рассуждения

П: воспринимают учебный материал на слух

П: стоить речевое высказывание в устной форме

П: строят речевое высказывание.

К: высказывать собственную точку зрения.

П: воспринимают учебный материал на слух

П: стоить речевое высказывание в устной форме

К: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

Работа в рабочей тетради.

Практический:

работа в рабочей тетради.

5 мин.

№2,с.26

- Рассмотрите рисунок. Представьте себе, что вы находитесь в горах, где можно услышать эхо.

- Выполните задание.

- Что мы услышим, если крикнем рыбак? Машина?

Самостоятельно работают в рабочей тетради.

Выполняют задание в тетради.

К: контролировать действия партнера;

Осуществлять взаимопроверку.

Итог урока.

Рефлексия.

Практический: самоанализ

5 мин.

- Что узнали сегодня на уроке? Подведём итоги урока.

- Какая тема урока? (Почему звенит звонок)

- Как возникает звук и передается? (Звук возникает от дрожания предметов, а передаётся по воздуху волнами)

- Почему надо беречь уши? (уши – орган, помогающий улавливать звуки)

Отвечаю на вопросы.

К: уметь обмениваться мнениями; слушать  другого – ученика;

Р:осуществляютитоговыйконтроль



Предварительный просмотр:

Школа:87                                                                                                               учитель: Сапожникова Н.В

Класс:1в                                                                                                                  студент:Аврамчук И.С

Дата:21.03.18                                                                                                          отметка:

Тема: Почему мы любим кошек и собак?

Тип урока: УОНЗ

Цели: познакомить учащихся  с  разнообразием мира домашних животных; условиями жизни домашних животных (кошка, собака) и особенностями ухода за ними, с различными породами собак, кошек и их многообразием; воспитывать бережное отношение к кошкам и собакам, ответственность за наших четвероногих друзей.

Планируемые результаты:

Личностные: Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

Предметные: Научатся описывать своего домашнего питомца по плану; рассказывать об уходе за кошкой и собакой.

Оборудование: Учебник Окружающий мир 1 класс, 1 часть, «Школа России», презентация.

Этапы, методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Словесный: Приветствовать  учителя.

2 мин.

Здравствуйте, ребята! 

Приветствовать учителя. Слушать.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Наглядный: работа с презентацией

5 мин.

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?

- Отгадайте загадку.

Разноцветные ворота

На лугу построил кто – то.

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри!

Как ворота эти звать?

Можешь их нарисовать?

(Ответы детей)

Правильно ребята, это радуга.

- Какая фраза-подсказка помогает запомнить цвета радуги?

(произносим вместе)

- Кто назовет цвета радуги по порядку?

- А, как образуется радуга?

Проверим ваши знания по теме «Почему мы любим кошек и собак?»,

выполним тест на стр. 45.

- Ребята, Муравьишка  рад, что выполнили  задания.

Отвечать на вопросы.

Записатьв тетрадь.

Вспоминать изученное. Высказывать свое мнение.  

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Постановка учебной задачи

Практический: выполнение задания

2 мин.

 - Сегодня, самая Мудрая Черепаха принесла для нас загадки. Отгадайте их.

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он, мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится…

Угадали? Это … (Кот)

- Правильно! Молодцы!

Послушайте следующую загадку.

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком…

(Собака)

- Правильно! Молодцы!

- Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке? 

(О кошках и собаках)

Сегодня на уроке мы будем говорить о любимцах, живущих рядом с нами, о кошках и собаках.

- Откройте учебник на стр. 42, прочитайте тему урока.

Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

- Кто уже умеет ухаживать за кошками и собаками? 

Тема: Почему мы любим кошек и собак?

Цели: Научиться описывать своего домашнего питомца по плану; рассказывать об уходе за кошкой и собакой.

Слушать. Формулировать.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний

Регулятивные: определять, формулировать цель деятельности на уроке.

4. Решение учебной задачи или открытие нового знания

Практический:

Запись под диктовку.

15 мин

- Каких животных вы знаете?

- На какие две группы можно разделить животных? (Дикие и домашние)

- Чем отличаются домашние животные от диких?

- Все ли животные могут самостоятельно добывать пищу и строить себе жилища?

А кто им в этом приходит на помощь?

- Домашние животные не добывают пищу самостоятельно, условия для их жизни создает человек.

- Каких домашних животных вы знаете?

- У кого из вас есть кошка или собака?

- Расскажите о них. Для своего рассказа используйте план на стр. 42 учебника.

- Подумайте, почему же мы любим кошек и собак? 

КОШКА. Отгадайте загадку Муравьишки Вопросика.

Даже по железной крыше

Ходит тихо, тише мыши.

На охоту ночью выйдет

И, как днем, все видит.

Часто спит, а после сна

Умывается она?

- Что вы знаете о кошках? 

- Кошки, самые распространённые домашние животные. На свете живёт более 400  миллионов кошек. А приручили их 6 тысяч лет назад в Древнем Египте. Все они похожи друг на друга, хотя люди и вывели различные породы.

- Различают такие породы:

Персидская и ангорские кошки происходят из горных областей Ирана и Турции. У них длинная пушистая шерсть, потому что в горах холодные ночи и зимы. Персы терпеть не могут, когда их дразнят, тогда они пускают в ход когти.

Сибирские кошки – обладают длинной и водоотталкивающей шерстью. Кисточки предохраняют кончики ушей от обморожения, да и сами уши короткие, чтобы не отмёрзнуть. Такие кошки похожи на маленьких рысей.

Характер британцев подходит для большинства семей. Это дружелюбные, преданные кошки. Они спокойны и самостоятельны.

Русские голубые – это элегантные зеленоглазые кошки с серебристо-голубой плюшевой шёрсткой.

Сфинксы только кажутся голыми. Точнее будет сказать что они бесшерстные, потому что их кожа покрыта очень тонким слоем шерсти.

Тело на ощупь теплое и мягкое, напоминающее кожицу персика.

Шерсть сиамских кошек короткая, мягкая и блестящая. Окрашена неравномерно. Признак породы – тёмная "маска" на мордочке и голубые глаза. Сиамы — одни из самых добрых и преданных хозяину кошек, они прекрасно ладят с детьми.

По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана.

Отвечать на вопросы.

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

5. Первичное закрепление

Практический: фронтальная работа

5 мин

- Кто знает, сколько лет живет кошка? (Ответы детей)

Кошки живут примерно 20 лет.

- Какие породы кошек вы запомнили?

- А кошку какой породы вам захотелось завести у себя дома? Почему?

- Рассмотрите на стр. 42 рисунки. Расскажите, как правильно ухаживать за кошкой?

В домашней обстановке за кошкой надо ухаживать. В лоток для еды кладут корм и наливают воду. Туалетный лоток надо чистить каждый день. Кошку даже иногда купают со специальными зоо-шампунями. Шерстку надо расчесывать жесткой щеточкой. Чтобы когти у кошки оставались всегда острыми, но при этом зверь не портил мебель, в доме должна быть специальная дощечка – когтеточка. Кошка нуждается в ежедневном общении, играх, ласке. Чтобы кошка оставалась здоровой, ее систематически показывают ветеринару, делают прививки.

СОБАКА. Отгадайте следующую загадку Муравьишки Вопросика.

Белый хвост

Черный нос,

Наши тапочки унес

В уголок под кровать

И не хочет отдавать.

(Собака)

- Что вы знаете о собаках?

Собака – верный друг и помощник человека с давних времен. Она первой пришла к человеку из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень давно 15 тыс. лет назад.

Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрался ли враг. А собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию.

Особенно чутка она ночью, ведь далекие предки собак – волки.

Постепенно человек приучил собаку сторожить дом, она стала помогать на охоте отыскивать дичь и приносить ее хозяину. Собаки бывают разных пород.

– Какие породы собак вы знаете?

(Лайка, пудель, доберман, такса, пудель, боксер.)

Все породы собак делятся на три группы:

– служебные

– охотничьи

– декоративные.

 – Что вы знаете об охотничьих собаках?

Охотничьи собаки используются для различных видов охоты. Их общим признаком является охотничий инстинкт. К охотничьим породам собак относятся борзые, гончие, лайки, хаски, таксы. 

– Почему этих собак называют служебными?

Большинство служебных собак должны быть физически крепкими, здоровыми и выносливыми, обладать острым слухом и чутьем. Сторожевых собак применяют для защиты от нападения или для преследования и задержания людей, проникших на территорию охраняемого объекта. Их используют при проведении поисково-спасательных работ по ликвидации последствий катастроф, землетрясений, стихийных бедствий. К ним относятся немецкая, кавказская, среднеазиатская овчарки, ротвейлер, лабрадор.

– Что вы можете сказать о декоративных собаках?

Декоративных собак заводят для красоты. Для одинокого человека они могут быть единственным близким другом. К ним относят пуделей, пекинесов, чау-чау, йоршикский терьер.

- А как собака может служить человеку еще?

Есть собаки-поводыри, они помогают слепым людям передвигаться по улице. На севере используют собачьи упряжки как средство передвижения. Такие упряжки остаются важным видом транспорта.

Во время войны собаки доставляли важные сведения, выносили раненых с поля боя. Первыми в космосе побывали собаки – Белка и Стрелка. Все это было увековечено в памятниках собакам:

– памятник Белому Биму Черное Ухо (г. Воронеж)

– памятник преданности собаки (г. Тольятти)

– памятник собаке-космонавту (г. Ижевск)

– памятник служебным собакам МВД России (г. Новосибирск)

В наше время собаки выполняют много важных функций: служат в полиции (ищут наркотики и взрывчатку), охраняют границу России.

- Рассмотрите рисунки в учебнике на стр. 43.

- Расскажите, как нужно ухаживать за собаками? 

Часто при содержании собак их хозяева допускают ошибки. Запомните!

Собака нужен сбалансированный корм, сюда относятся мясо, кости, овсяные хлопья, овощи. Ни в коем случае нельзя давать собакам печенье и шоколад. Собак нельзя перекармливать. Они ежедневно нуждаются в движении. Домашних собачек требуется выгуливать несколько раз в день, по их требованию. Выгуливать собаку нужно в наморднике, с поводком.

Самопроверка.

Физ. минутка.

1 мин.

Оздоровительные физические упражнения.

Шли по крыше три кота.

Три кота Василия.

(ходьба на месте)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее.

(поднимание и опускание рук)

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз.

(приседания)

И сказали три кота:

- Красота! Красота!

(хлопки в ладоши)

Повторять движения.

6. Самостоятельная работа с самоконтролем

Словесный: беседа

Практический: Выполнение задания

5 мин.

Выполнение заданий в рабочей тетради (стр. 27)

- Рассмотри рисунок, кто из ребят правильно гуляет с собакой?

- Какое правило забыл один из мальчиков?

- Почему опасно гулять с собакой без поводка и намордника? Выполните задание.

Обосновать свое мнения.

Познавательные: проводить сравнение, классификацию.

7. Включение в систему знаний, повторение

Словесный: беседа

Работа в паре

5 мин.

- Рассмотрите на стр. 43 учебника предметы, необходимые для ухода за кошкой и собакой. А, что означает этот знак? (Работайте в паре, один будет рассказывать о предметах, необходимых для ухода за кошкой, другой – за собакой.)

- Подумайте и объясните, для чего  предназначены эти предметы?  - Прочитайте правило, выделенное черным шрифтом. Запомните его!

Закончить предложение.

8. Рефлексия деятельности

Словесный: подводить итоги, вспоминать, анализировать

2 мин.

- Оцените свои достижения на уроке. Нарисуйте в рабочей тетради смайлик.

Если вы все поняли по сегодняшней теме урока, то нарисуйте смайлик  с улыбкой. Если что – то у вас вызвало затруднение то смайлик без улыбки, а если вы многое не поняли, то нарисуйте грустный смайлик.

 - Послушайте стихотворение Г. Мельникова.

Все мяукал котенок

Во дворе под кустом,

Все хотелось котенку,

Чтоб позвал кто – то в дом.

Вдруг с куста одинокий

Прошуршал желтый лист –

Показалось котенку,

Что позвали: «кис – кис».

Замирая от счастья,

Он помчался на зов,

Только дверь оказалась

Заперта на засов.

 - О чем это стихотворение? (Ответы детей)

- Какое настроение передает нам это стихотворение? (Ответы детей)

- Чему учит это стихотворение?

Кошка и собака – живые существа, которые нуждаются в нашей заботе. Ухаживать за ними нужно так, чтобы обеспечить им хорошие условия жизни. Не забывайте кормить, поить своего маленького друга. Пусть не случится так, чтобы ваш друг потерял свой дом.

- Какие учебные задачи мы поставили перед собой в начале урока?

-Как вы думаете, мы выполнили все поставленные задачи?

- Почему же мы любим кошек и собак?

- Как нужно ухаживать за кошкой?

- Как нужно ухаживать за собакой?

Урок окончен.

Подводить итоги, формулировать свои мысли, отвечать на вопросы.

Оценивать свою работу на уроке, оценивать свои знания, приобретенные на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Сборник тестов по окружающему миру для 2 класса.

Материал представляет собой сборник тестов по всем темам , изучаемым на уроках окружающего мира во 2 классе....

Сборник тестов по окружающему миру 2 класс УМК «Школа России»

В сборнике представлены тематические задания, составленные в чётком соответствии с  содержанием учебника по окружающему миру для 2 класса. Автор А. А. Плешаков. М, ПросвещениеТесты разработаны...

Сборник тестов по окружающему миру. 3 класс.

Сборник тестов по окружающему миру. 3 класс....

Сборник заданий по окружающему миру (предметная область «Обществознание») в виде схем и таблиц.

Сборник по курсу истории в начальной школе в виде схем и таблиц. Содержание материала соответствует требованиям ФГОС НОО 2014 года, Примерной основной образовательной программы начального общего ...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...