Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Луг-царство цветов и насекомых"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема «Луг – царство цветов и насекомых»
Цель: познакомиться с природным сообществом -луг.
Задачи:
Формировать УУД:
- ЛичностныеУУД:
проявлять интерес к изучению темы, к бережному отношению к природе.
- Регулятивные УУД:
выполнять взаимопроверку, взаимооценку и самооценку учебного задания;
выполнять учебное действие в соответствии с планом;
соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
- Коммуникативные УУД:
адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению;
формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;
адекватно использовать речевые средства для представления результата.
- Познавательные УУД:
различать природные сообщества и обосновывать своё мнение;
определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать своё мнение;
определять участников круговорота веществ в природном сообществе и обосновывать своё мнение;
находить взаимосвязь живого и неживого в природных сообществах и обосновывать своё мнение.
Ход урока:
I.Мотивирование к учебной деятельности.
Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие учащихся.
Встали, ребята.
Создадим хорошее настроение. Повернулись к гостям, улыбнулись им.
Улыбнитесь друг к другу, садитесь.
Руки на месте?
На месте!
Ноги?
На месте!
Локти?
У края!
Спина?
Прямая!
Нас ждет сегодня дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся, ребята,
Скорей за работу!
II. Самоопределение к деятельности.
-На прошлом уроке, мы с вами побывали в лесу.
Вспомните из каких ярусов состоит лес. Верхний ярус? (сосны, ели)
Второй ярус? (рябина. Черемуха)
Третий ярус? (кустарники)
Четвертый ярус? (травянистые растения)
И нижний ярус? (мхи, лишайники)
- А теперь давайте выйдем из лесного царства.
Послушайте стихотворение Валентина Берестова и скажите, где же оказались? (Звучит музыка «Вальс цветов») СЛАЙД 1
На меня ползет козявка,
Будто я какая травка,
И садится мотылек,
Будто я какой цветок.
И кузнечики по майке
Скачут, будто по лужайке,
И шмели ко мне летят,
Будто мед найти хотят.
-Где же оказались мы выйдя из леса …? (На лугу) СЛАЙД 2
- А что такое луг? (участок, покрытый травянистой растительностью и обитающими там животными)
-Так какая же тема урока будет?
- «Луг – царство цветов и насекомых»
СЛАЙД 3
- А какие цели поставим перед собой? Познакомиться с различными растениями и животными)
-Но, у нас с вами необычный урок, а урок – путешествие.
-Во время путешествия, мы с вами поговорим о луге, как о природном сообществе.
III. Изучение нового материала.
-И прежде, чем отправиться в наше путешествие, нам необходимо ответить на вопрос:
-Что мы возьмем в путешествие?
- Будем работать в группах. Предлагаю вам взять конверты под номером 1, которые лежат на ваших партах.
-В них находятся картинки с изображением разных предметов.
-Ваша задача, отобрать те предметы, которые необходимы для похода на луг.
и объяснить, почему вы взяли именно эти предметы.
-Что же мы возьмем с вами из одежды?
Одежда: головной убор – защита от солнца;
комбинезон – защита от насекомых.
Обувь: сапоги – защита от высокой травы, насекомых, змей.
- Отправляемся в путешествие.
- Первая станция на нашем пути «Загадочно - познавательная». СЛАЙД 4
-А кого же не хватает на нашем лугу? (Насекомых, животных)
-Правильно.
-Наша с вами задача заселить луг его обитателями. В конверте под №2 находятся обитатели луга. Откройте конверт, разложите перед собой рисунки и слушайте загадки.
1.Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
Ответ: ромашка СЛАЙД 6
Ромашка – однолетнее травянистое растение, может достигать в высоту 40 см. Существуют лечебные и декоративные разновидности ромашек. Опыляется осами, реже пчёлами.
2. Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
Ответ (Колокольчик) СЛАЙД 7
Колокольчик - многолетнее травянистое растение. Насчитывается более 300 разновидностей этого растения. В настоящее время некоторые виды растения стоят под угрозой исчезновения из-за сборов для букетов в коммерческих целях. Опыляются цветки чаще всего пчелами и шмелями...
3. Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитай-ка: долек сколько?
Восемь, десять, двадцать, тридцать.
Тут легко со счета сбиться.
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть?
Ответ: тысячелистник СЛАЙД 8
Тысячелистник обыкновенный представляет собой многолетнее, невысокое, душистое растение. Тысячелистник обладает антибактериальным и противовоспалительным свойствами.
4. Словно синий огонёк
Кто-то вдруг во ржи зажёг.
Яркий полевой цветок.
Что же это?
Ответ: василёк. СЛАЙД 9
Это растение высотой не больше 60 см с ветвистым и прямым стеблем. Также используется в медицине.
5. Знаю точно, всем знакомо,
Среди зелени травы
Есть одно из насекомых –
Ноги выше головы!
Ответ: кузнечик. СЛАЙД 10
А вы знаете, что у кузнечика «ушки» находятся на передних лапках. А на задних есть зазубринки, на крыльях – зацепочки. Музыка получается от трения ноги о крыло.
6. Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями
А не птица
Ответ: жук. СЛАЙД 11
Жук приносит пользу, перерабатывая отмершую траву, листья, опыляет растения.
7. На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
Ответ: бабочки. СЛАЙД 12
Бабочка - это насекомое с двумя парами крыльев разнообразной окраски, покрытых микроскопическими чешуйками. Крылышки у бабочек очень нежные, легко повреждаются. Они не могут жить после того как побывают в руках человека. Бабочки приносят пользу растениям: переносят пыльцу с цветка на цветок.
8. Что за странная картинка?
Вот пушистая травинка
Плавно по листку ползет.
Все жует, жует, жует.
Не жучок, не птица.
Это
Ответ: гусеница. СЛАЙД 13
Не уничтожайте гусениц. Большинство гусениц никакого ущерба человеку не приносят.
9. Целый день она летает,
Мне спокойно жить мешает,
Прожужжала возле уха
И на стол уселась …
Ответ: муха. СЛАЙД 14
Мухи – род насекомых, включающий более 1000 видов. Мухи – существа очень теплолюбивые и не могут переносить минусовые температуры.
10. Пролетела мимо уха
Вроде муха, но не муха
Эта муха не жужжала
У нее, ребята, жало
Коль ужалит, будет «ай»
Кто же это отгадай!
- Муха с жалом? – Чудеса!
Знают все это –
Ответ: оса СЛАЙД 15
Оса – это насекомое. Острое жало с ядом позволяет осам успешно обороняться от хищников и защищать свои гнезда. В отличие от пчел, осы не теряют жало во время укола, а также активно используют челюстной аппарат, чтобы кусать нападающего.
11. На лугу Она живёт,
И всё время спать зовёт!
— Пить — пирю, спать пора!
Так до самого утра!
Кто такую птичку знает?
Кто загадку отгадает?
Ответ: перепёлка. СЛАЙД 16
Перепелка, самая маленькая из всех наших куриных птиц, напоминает миниатюрную коротконогую курочку.
Это чисто наземная птица, великолепно бегающая. Летает перепелка неважно: взлетает с особым характерным дрожащим свистом и, пролетев немного, спешит поскорей опуститься на землю.
12.Та птичка хвостиком трясет
И на земле жучков клюет
Живет она, где есть вода,
Её узнаешь без труда!
Ответ: трясогузка. СЛАЙД 17
Трясогузки — небольшие стройные певчие птицы, довольно высокие на ногах, с постоянно подергивающимся длинным хвостом. Тонкий прямой клюв выдает их пристрастие к насекомым.
13. По пригорочку бежит,
Хвостиком - рулём рулит.
Схватишь хвостик, только - ах!-
Убежала!...Хвост в руках.
Ответ: ящерица. СЛАЙД 18
Ящерицы принадлежат к классу пресмыкающиеся и делятся на двадцать семейств. Застигнутая врасплох ящерица легко отбрасывает конечную часть хвоста, которая продолжает еще несколько минут дергаться, и таким образом сбивает с толку врага, который не успевает проследить за улизнувшей добычей.
14. В бородавках вся спина,
Пучеглазые глаза,
Человеку не опасна,
Но полезная такая …
Ответ: жаба СЛАЙД 19
Жабы относятся к бесхвостым земноводным. От лягушек они отличаются прежде всего бугристой кожей. Она уничтожает множество вредных насекомых, улиток и других мелких животных, поэтому жаб нужно беречь.
15.
Домик мой уютный – норка,
Здесь сложила зерна горкой.
В шубке серой меховой,
Хвостик тонкий озорной.
На головке крошки-ушки,
Многие зовут Норушкой.
Поскребусь, пока ты спишь,
Ведь, недаром, же я –
Ответ: мышь. СЛАЙД 20
Полевая мышь - мелкий зверек длиной 10-12,5 см. Живет на лугах, полях. Активны полевые мыши в ночные часы, а день проводят в просто устроенных норках, расположенных неглубоко в почве. В ней мыши отдыхают днем, а ночью под покровом темноты разыскивают корм: семена диких и культурных растений, насекомых.
-Вот мы с вами и узнали, кто же обитает на наших лугах, т.е. познакомились с жителями луга.
-Ребята , ответьте мне на вопрос:
-Как должны жить обитатели луга между собой? (Должны дружить и жить сообща)
-Если они живут сообща, что они образуют в природе? ( Природное сообщество) СЛАЙД 21
-Вот, мы с вами выяснили, что луг - это природное сообщество, в котором «всё связано со всем». Нет лишних. Все друг другу нужны. Все живут сообща.
-М с вами хорошо поработали, давайте немного отдохнем.
-Для этого мы остановимся на станции «Отдыха».
Физкультминутка СЛАЙД 22
-После отдыха мы с вами отправляемся на следующую станцию «Сказочная».
-Мы с вами сказали, что каждый житель луга играет свою определенную роль.
-Послушайте сказку «Полезная гусеница» и ответьте на вопрос:
-Чем полезна гусеница для луга? СЛАЙД 23
На одном лугу, где трава закрывала луч солнца, жили насекомые. На этом лугу жила и гусеница. Все ее называли врединой, так как она ела листья растений. Когда она их ела, она даже не догадывалась какое это растение и не сидят ли на нем жучки. Однажды она ела стебелек. Цветок вскоре упал, из нее вылетели красивые крылатые бабочки-крапивницы. Когда они увидели гусеницу, одна из них вскрикнула: - Фу, какая уродина, недотепа! И у тебя нет ни стыда, ни совести. - Да, - соглашались другие, - Лучше было и без тебя. Гусеница обиделась. И так каждый день: жучки прыгали по ее спинке, бабочки уродиной обзывались. На собраниях выталкивали с места. Вдруг цветочки на лугу стали погибать. Вину всю на гусеницу взвалили. И позволили ей только на краю луга питаться, где нет цветов. Но все же цветы погибали. А гусеница бродит по краю луга и видит: на нее синица летит – съесть хочет. А гусеница со всех ног на луг. Набрела она на то место, где сорняки растут. Но насекомые нашли гусеницу. Увидели сорняки, и даже ахнули от удивления. И признались гусенице, что не правы были. Но вот другая беда: как и куда все эти сорняки убрать? А гусеница тем временем столько сорняков наелась, что даже не одной не оставила. И куколкой сделалась. И скоро бабочкой «Махаоном» стала. А ее дети продолжи ее доброе дело: спасали поле от сорняков. СЛАЙД 26-27
-Итак, чем же полезна гусеница для луга? ( Она спасала поле от сорняков)
-А зачем нам спасать поле от сорняков, пусть растут. (Тогда погибают цветы)
-А зачем нужны цветы ? (Чтобы их нектаром питались насекомые) СЛАЙД 27
-А зачем нужны насекомые? (Ими питаются птицы) СЛАЙД 28
-Правильно. СЛАЙД 29
-Надо бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам, насекомым. Они поддерживают экологическое равновесие луга.
- Давайте попробуем с вами составить 2-3 цепи питания, которые могут сложиться на лугу.
-На столах у вас конверты под номером 3.
-Посмотрите, что в этих конвертах? (Растение, насекомые и животные, одним словом обитатели луга)
-Вот попробуйте составить цепь питания, а потом мы сверим с доской.
(составляют)
- Какие цепи питания получились? (называют) СЛАЙД 30-32
-Итак, мы хорошо поработали и можем отправиться на следующую станцию «Верю - не верю».
-Давайте с вами поиграем в игру «Верите ли вы?» СЛАЙД 33
-Если верите, палец вверх, если-нет, то вниз.
-Верите ли вы, что цветы являются домом для насекомых? (Да) (Насекомые забираются в цветки, чтобы переночевать там и укрыться от непогоды и холода)
-Верите ли вы, что нельзя весной поджигать сухую траву на лугах? (Да, в огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнёзда птиц)
-Верите ли вы, что чем больше траву вытаптываешь, тем больше она растет? (Нет, не верим: вытаптывая траву, мы вытаптываем корни)
-Вот мы с вами прогулялись по лугу и надеюсь, многое узнали.
Разворачивайтесь ко мне лицом. У каждого на столе находится лист с вопросами. Ответьте пожалуйста на них. (отмечают)
Что же у вас получилось?
Первый вопрос читает…..(проверяют все подряд)
1. Живые организмы луга образуют … природное сообщество.
2. Главные растения на лугу:
А) мхи б) травы в) кустарники г) деревья
3. Отметь лишнюю птицу, которая не живёт на лугу.
А) коростель Б) перепел В) клёст Г) трясогузка
4. Отметь лишнего зверя, который не живёт на лугу.
А) крот Б) кабан В) полёвка Г) ящерица
5. Отметь насекомых – санитаров луга.
А) жук-навозник Б) шмель В) голубянка Г) жук-могильщик
6. Насекомое луга, у которого «ушки» находятся на передних лапках- это
А) шмель Б) пчела В) кузнечик Г) бабочка
7. Кто из жителей луга, побывав в руках человека погибает?
А) шмель Б) пчела В) кузнечик Г) бабочка
8. Животное луга, относящееся к классу пресмыкающихся
А) крот Б) кабан В) полёвка Г) ящерица
Кто выполнил верно, поставьте себе 5. У кого 1 ошибка- поставьте 4.
-Давайте подведем итог. Что вы узнали нового? (луг- это природное сообщество, в котором «всё связано со всем», каждый житель луга играет свою определенную роль, и приносит свою пользу, поэтому они должны жить сообща.)
-И главное надо помнить, что человек должен оберегать природу.
-Наше путешествие я хочу закончить небольшим стихотворением СЛАЙД 34
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а речкам течь.
Ты на свете самый главный.
Значит должен всех беречь!
-Вам понравилось наше путешествие? , мне тоже понравилось как вы сегодня работали.
-Кому было трудно?
-Запишите д/з: выяснить какие еще животные и растения обитают на лугу, подготовить о них сообщение.
-Спасибо, за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 2 класс "Группы животных. Моллюски, насекомые, паукообразные".
Урок окружающего мира 2 класс (система Л.В.Занкова) построен в соответствии с требованиями ФГОС ООН, основан на системно деятельностном подходе. Основная цель урока: создать условия для усвоения...
Урок окружающего мира 1 класс УМК Планета знаний "Насекомые, рыбы, птицы, звери"
Данный урок был проведен на межрегиональном семинаре педагогов-психологов и заместителей директоров по начальному образованию « Психологическое сопровождение реализации ФГОС в начальной школе»...
конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Насекомые,птицы, рыбы, звери"
Урок окружающего мира в 1 классе по программе "планета знаний"...
УМК "Планета знаний", урок окружающего мира, 2 класс, Тема «Свет и цвет. Значение света и цвета в природе и в жизни человека»
На основе деятельностного подхода дети изучают тему "Свет и цвет"...
"НАСЕКОМЫЕ" К УРОКУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС ПО ПРОГРАММЕ ПНШ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "НАСЕКОМЫЕ" К УРОКУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС ПО ПРОГРАММЕ ПНШ...
Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...
Конспект урока окружающего мира 1 класс. Тема: "Насекомые и их отличительные признаки". Система «Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова»
Конспект урока окружающего мира 1 класс. Тема: "Насекомые и их отличительные признаки". «Система Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова»...