ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учеников 3 «А» класса МБОУ «СОШ №42» ЭМР Саратовской области. Тема: Как трудились люди в старину. «Маленькие ремесленники».
проект по окружающему миру (3 класс) на тему
Проектная работа проводится в группах. Класс разделился на четыре творческие группы по желанию.
Четыре «ремесленные мастерские»:
- Гончарное мастерство.
- Лозоплетение.
- Рукоделие. (Ткачество, вышивание.)
- Искусство художественной обработки дерева.
Итог проектной работы- составление рекламного буклета:
- Вписать название ремесла.
- Указать материал изготовления.
- Название изделия.
- Иллюстрация с изображением предмета, изготовленного в мастерской.
Завершение проекта- презентация работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_narodnye_igrushki.doc | 38.5 КБ |
remeslo.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла.
Вначале кукла защищала от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы заменяла собой человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла своего хозяина.
Так ее и звали – оберег или берегиня. Если человек желал избавиться от какой либо напасти, он брал куколку- берегиню, трижды поворачивал ее против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».
Куклы были самые разные, но одно у них было общее: у славянских кукол не было лица! Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значитв нее не могли вселиться злые силы.
Известно, что платья для куклы шили со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет- цвет солнца, тепла, здоровья и радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм.
В старину слово «узор» обозначало «призор», то есть «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали знаки солнца, символы плодородия и вечно живой природы.
Мастерили на Руси кукол игровых и обрядовых. Игровые куклы предназначались для забавы детям. Чаще всего это были куклы- однодневки. Но даже современные психологи утверждают, что они были для ребенка прекрасным проводником во взрослую жизнь. Они учили детей фантазировать, общаться, договариваться между собой, находить общие решения, проявлять милосердие, тренировали внимание и память. Играя в куклы, дети примеряли на себя роли матерей и отцов. Перенимали и применяли бесценный опыт своих предков.
Куклы обрядовые должны были оберегать человека, его семью и хозяйство. Всем известна обрядовая кукла «Масленица». А разве огородная кукла- пугало не оберег? Оберег, да еще какой! Оберегает огородные посевы от птиц и скота. Для праздника «Ивана- купалы» мастерили куколку- купавку. Считалось, что она предсказывала судьбу девушек.
В каждом доме своими руками делали куклу- крупеничку. Она символизировала «плодородие», а значит, богатый урожай и достаток.
Много веков наши предки мастерили для своих детей деревянные игрушки: погремушки, дудочки, каталки, лошадки, дергунчики.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Уперается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Зарумянилась немножко
Это русская матрешка.
Сегодня мы расскажем о самой молодой русской народной игрушке. Матрешке всего чуть больше 100 лет. Однажды в подмосковной усадьбе Абрамцево к русским художникам попала японская деревянная игрушка кокэси – это фигурка японского мудреца по имени Фукурума. Фигурка была разъемной и состояла из 5 фигурок.
В 1898 году мастер Василий Звездочкин по эскизу художника Сергея Малютина выточил на токарном станке первую матрешку.
Почему ее так назвали? В конце 19 века самое популярное в России женское имя было Матрена , ласково – Матрешка. От латинского слова матрона, что означает «мать», «почтенная женщина».
Матрешка сразу полюбилась русскому народу. Ее изготовление переехало в Сергиев Посад, а затем разошлось по всей России. В каждой местности матрешку расписывали по своему, но необыкновенно красочно.
Где он краски брал, искусный мастер?
В нивах шумных, сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
За 100 лет матрешка стала самым популярным и желанным сувениром в мире.
В Москве, в Леонтьевском переулке, в доме №7 к столетию матрешки был открыт первый России музей матрешки. Есть там матрешка, которую создал Евгений Безруков, она состоит из 70 матрешек.
Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Вечера зимою длинные
И лепили их из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Первые игрушки были вылеплены из глины. Мы не знаем точно, когда это произошло, знаем только, что очень давно. Лепили наши предки глиняную посуду, а из остатков глины, вылепили игрушечную фигурку. Палочкой нарисовали глаза, нос, рот. По телу нарисовали украшения: полосочки и точки. Положили игрушку в огонь, глина затвердела, приобрела красноватый цвет. Этими игрушками стали играть дети.
Так возникло декоративное искусство.
А потом этих игрушек коснулись волшебные руки мастера-художника. И они заговорили. На особом языке- языке красоты.
Такие игрушки мастерили для детей по всей Руси. Но в каждой местности они имели свои отличительные особенности.
Например:
У Филимоновской игрушки- длинная шея, украшенная полосками, солнышками и елочками.
Абашевская (Пензинская) игрушка – одного цвета (красного, синего, зеленого, розового) Украшена позолотой.
Дымковская игрушка- украшена геометрическими узорами на белом фоне.
Кружочки, клеточки, полоски-
Простой, казалось бы , узор,
Но отвести не в силах взор.
Дымковская игрушка-свистулька, пожалуй самая любимая игрушка российских детишек. Называется она так потому, что родилась в слободе Дымково, недалеко от города Вятка. Существует легенда, как игрушка –свистулька спасла город и его жителей от врагов.
Послушайте:
Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи изыскали хитрость. Все жители города, даже малые дети, взяли по глиняной свистульке, и, подкравшись ночью к вражескому стану, подняли отчаянный свист. Так, наверное свистел сказочный Соловей- разбойник, от свиста которого шатались деревья и замертво падали кони. Враги решили, что их окружают подоспевшие горожанам на выручку дружины, и в страхе бежали.
С тех пор горожане отмечают праздник- свистунью. На котором можно купить понравившуюся вам свистульку.
Глиняная игрушка лепится на «глаз», без образца. И раскрашивается тоже без образца. Поэтому нет двух одинаковых игрушек. Каждая игрушка индивидуальна. Это придает ощущение праздничности, вызывает улыбку при общении с игрушкой.
Барашек- свисток, левый рог- завиток,
Правый рог- завиток, на груди- цветок.
Утка Марфутка бережком идет,
Уточек- марфуточек купаться ведет.
Индя- индя- индючок, ты похож на сундучок,
Сундучок не простой- красный, белый, золотой.
Бока крутые, рога золотые,
Копыта с оборкой, на спине – Егорка.
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учеников 3 «А» класса
МБОУ «СОШ №42»
ЭМР Саратовской области.
Начальная школа 21 века.
Окружающий мир.
Тема: Как трудились люди в старину.
«Маленькие ремесленники».
Цели и задачи урока:
- Формировать мировоззрения о тесной связи занятий людей в древности.
- Воспитывать интерес к истории, уважение к традициям русского народа.
- Учить изложению мыслей вслух перед аудиторией.
- Развивать любознательность, навыки исследовательской работы, мышление, речь.
- Учить слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Проектная работа проводится в группах. Класс разделился на четыре творческие группы по желанию.
Четыре «ремесленные мастерские»:
- Гончарное мастерство.
- Лозоплетение.
- Рукоделие. (Ткачество, вышивание.)
- Искусство художественной обработки дерева.
Итог проектной работы- составление рекламного буклета:
- Вписать название ремесла.
- Указать материал изготовления.
- Название изделия.
- Иллюстрация с изображением предмета, изготовленного в мастерской.
Завершение проекта- презентация работ.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шафнер
Наши предки всегда были неутомимыми тружениками. Всю свою жизнь они трудились. С уважением относились к своему труду и труду других людей.
Из простых материалов: дерева, металла, глины, лозы, ткани- руками ремесленников создавались произведения искусства.
Ремесленники- люди владеющие ремеслом.
- Что такое ремесло? (стр.110 Ремеслом- называют труд человека по производству предметов, необходимых для жизни: посуды, одежды, мебели.)
Стр.112 – таблица – ремесла России 17-18веков.
На Руси говорили:
БЕЗ РЕМЕСЛА - КАК БЕЗ РУК.
-Сегодня вы представляете четыре ремесленных мастерских.
-Представьтесь, пожалуйста.
-Что изготавливают в ваших мастерских? (Игрушки)
-Сегодня вы будете иметь возможность представить ваши мастерские.
А сейчас прочитаем в учебнике подтверждение о существовании ваших мастерских. (Стр.113)
Русская народная игрушка – является особым видом народного творчества. Традиционным, необходимым элементом воспитания ребенка. Потому, что через игру и игрушку ребенок познает мир и учится вести себя в обществе.
-Как вы думаете, когда в нашей стране появились детские игрушки? Проверим ваши предположения. (Стр.113)
-Глиняные игрушки представляет вам гончарная мастерская.
1. Презентация глиняной игрушки. Буклет устанавливается в книжку- раскладушку.
- В мастерской лозоплетения плели лапти, корзины, хлебницы. Всякое ремесло дело сложное. И учиться начинали с ранних лет.
2. Презентация игрушки-панушки. Буклет устанавливается в книжку- раскладушку.
- Трудятся рукодельницы в своей мастерской. И девочки тут же, помощницы. А в свободное время мастерят кукол для младших сестренок.
3. Презентация кукол-оберегов. Буклет устанавливается в книжку- раскладушку.
-А вот и мастерская обработки дерева.
4.Презентация русской матрешки. Буклет устанавливается в книжку- раскладушку.
Перед учениками книжка-раскладушка.
- Вот они- русские народные игрушки, согретые теплом рук мастера и маленького ремесленника. Издавна дарят они людям любовь и доброту. Сотни лет живут они с нами но и теперь они понятны любому ребенку.
-Как вы думаете, какие чувства испытывали мастера, которые изготавливали игрушки?
-А какие чувства испытывали дети, получавшие такие игрушки?
-Вот почему предки наши говорили: ГДЕ ТРУД, ТАМ И СЧАСТЬЕ.
Нашу книжку- раскладушку мы выставим для ребят нашей школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа ученика 4 класса "Минералы Земли"
Проектная работа ученика 4 класса "Минералы Земли"....
проектная работа ученика 2 класса по английскому языку по теме "мое любимое животное". Рассказ ученика 2 класса о любимом животном, сопровождаемый подборкой ярких иллюстраций. Каждый слад комментируется учащимся на английском языке.
проектная работа ученика 2 класса по теме "Мое любимое животное"....
Проектная работа учеников 3 класса
Творческая работа учеников 3 класса. Цитаты о русском языке, загадки, пословицы, сочинение....
Проектная работа ученика
Проектная работа Тема: « Что за зверь, скажите братцы,может сам в себя забраться? Откуда ты -Черепаха Черри…»...
Проектная работа ученика Шевченко Андрея по теме «Ремёсла и промыслы Кубани»
Презентация к уроку кубановедения по теме «Ремёсла и промыслы Кубани». Увлекательное путешествие по Кубани....
Проектная работа Ученика 3 класса Баусова Вадима
Мобильные телефоны прочно вошли в жизнь современных школьников. Для многих это не только средство общения, но, и средство развлечения и получения информации....
Проектная работа Ученика 3 класса Баусова Вадима
Мобильные телефоны прочно вошли в жизнь современных школьников. Для многих это не только средство общения, но, и средство развлечения и получения информации....