Весенний труд
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок разработан по УМК "перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка плана - конспекта урока по предмету «Окружающий мир». 2класс.
УМК «Перспектива». Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 32(филиал)
г. Челябинска Егорова Тамара Михайловна
Тема урока: «Весенний труд»
Цели урока:
- На примере материала урока рассмотреть особенности ценностно-смыслового потенциала ручного труда в природной и социальной сферах жизни, в единстве и взаимной связи человека и общества.
- Познакомить с видами старинной женской и мужской работы весной.
- Воспитывать уважение к труду и способствовать зарождению желания в душе ребёнка выполнять несложную ручную работу (самообслуживание, творческая поделка и т. д.)
Планируемые результаты: обучающиеся научатся различать особенности весеннего труда женщин и мужчин в старину, объяснять значение пословиц,
Проводить наблюдения за состоянием изменения природы, сопоставлять их результаты с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы. Аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, православный календарь.
Ход урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Наблюдения за погодой
-Какие изменения вы заметили в природе? Почему это произошло?
III.Самоопределение к деятельности
Прочитайте пословицу:
- Землю солнце красит, а человека труд. (СЛАЙД1)
Сегодня тема урока «Весенний труд» (СЛАЙД1)
Цели урока прочитаем с доски(СЛАЙД2)
Планируемые результаты (СЛАЙД4)
IV.Работа по теме урока
- Беседа
- Ребята, вспомните, пожалуйста, каким народным праздником заканчивается зима? (СЛАЙД5)
- А какой главный православный праздник весны? (СЛАЙД6)
Знаете ли вы, что время между масленицей и Пасхой называется Пост?
Пост длится 7 недель.
-Что же происходило в жизни людей и в природе в это время?
2. Работа по учебнику.
А). Стр.94-95
-Чем занимались женщины в старину во время поста?
(Ткали холсты, шили, вышивали) (СЛАЙД7)
В конце XIX - начале XX века одним из основных видов женского рукоделия было ткачество. (СЛАЙД8)
В разной степени мастерства ткачеством владела каждая женщина.
Справочный материал
На Южном Урале в обиходе было два вида станка различных по конструкции (стан и кросна). Сразу после Масленицы, в начале Великого поста, кросна собирали и ставили в избе. Самым сложным процессом была «заправка» стана, т.е. правильное расположение нитей основы, начало работы. Для этого нужна была сноровка и опыт. Тонкие полотна, узорные, многоремизные, браные ткани сохранились до наших дней.
Девушек и девочек-подростков обучали ткачеству матери и бабушки, начиная с холстов простого полотняного переплетения из толстых самопряденных ниток, постепенно усложняя задания, заставляя переделывать неудачные участки.
Часть холстов и полотен, предназначенных на шитье праздничной одежды, обрядовых полотенец и на продажу, уже зимой начинали белить, поскольку они имели сероватый или желтовато-бежевый оттенок. Отбеливали щелоком (настоем древесной золы), вымораживали - расстилали сбрызнутые водой холсты по снегу на два-три дня, позднее, с первыми весенними днями, расстилали холсты по зеленой травке, на солнышке.
Заканчивали тканьё перед Пасхой. Обычно в страстную неделю кросны разбирали, полотна скатывали в трубки, убирали в сундуки вместе с остатками пряжи. Весной и летом было не до льна.
И все-таки лён оставался с ней: в песне, в игре, в хороводе.
Девушки шили и вышивали себе приданое:
Полотенца (СЛАЙД10)
Скатерти (СЛАЙД11)
Нарядные рубашки (СЛАЙД11)
Ручное вязание
Башкирки Зауралья вязали из овечьей шерсти, овец в хозяйстве было много.
Шерсть хорошо поддавалась прядению, обладала большой теплоёмкостью.
Чулки, варежки, а позднее перчатки, носки шарфики умела вязать каждая женщина.
С начала XX века появились шали из овечьей шерсти. Позже их стали вязать из шерсти тонкорунных овец и пуховых коз. Именно с шалями связано распространение в Зауралье узорного вязания на спицах с ажурным орнаментом. СЛАЙД12-14
А знаете ли вы….
В женском Одигитриевском монастыре (1849-1921год) юных послушниц
обучали многим видам рукоделия.
В1911 году в Челябинске в посёлке Порт-Артур (в наше время - территория Ленинского района) была открыта Рукодельная школа. Девушек и девочек бесплатно обучали «шитью, кройке и изящному рукоделию» (кружевоплетению и тамбурному вязанию).
С конца XIX века в Челябинске существовала одна женская гимназия. В 1914 году была открыта прогимназия. В программу обучения входило рукоделие СЛАЙД 15
Женский ручной труд развивал личностные качества: усидчивость, аккуратность, терпение.
V. Физминутка
VI. Продолжение работы.
Многие мужские работы были непосильны для женщин. Недаром в мужчинах всегда уважали силу, выносливость.
1).Прочитаем текст на стр.95
-Что узнали о мужской работе ?
а. Проверяли и отбирали зерно к севу
б. Готовили плуги и бороны
в. Чистили и прибирали подворье
г. Чинили то, что прохудилось и поломалось СЛАЙД16-20
2) Загадки (стр. 95)
-Назовите, одним словом эти предметы?
- Инструментами работали мужчины.
3) Выполнение задания №1 в рабочих тетрадях
4) Работа по учебнику. Стр.96-97. Прочитать текст. Рассказать о весеннем труде по плану:
1. Главная забота весной
2.В огородах
3. Домашние животные
4. В садах, парках, скверах
5) Стр. 97, «Подумаем!»
VII. Рефлексия
Что нового узнали на уроке? О чём хотели бы узнать больше?
VIII. Домашнее задание: стр.95 «Страничка народного календаря», стр.97, Проверим себя, знать вывод. Рабочая тетрадь: стр. 53,задание 4. Найти в семейном альбоме фотографию (как на стр.96)
IX. Вывод СЛАЙД16-21
Литература:
- http://www.opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog/folk/?id=2130
- https://chelyabinsk.74.ru/text/entertainment/372043640291328.html
- Народное искусство: сквозь века=Folk Art/ М –во культуры Челябинской обл., Обл. центр нар. творчества;[cjcn/ Е. А. Артюшкина]. –Челябинск: Аркаим, 2007- 164 с.: ил. –(Южно – Уральский эксклюзив).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День открытых дверей. ИЗО и худ. труд "Весеннее настроение"
Применение приема торцевания в коллективной работе на уроке для родителей и учеников....
Весенний труд
Уход за кустарниками весной....
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Весенний труд" 2 класс( УМК "Перспектива")
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Весенний труд"( УМК "Перспектива")...

"Весенний труд"
Технологическая карта урока "Весенний труд"В уроке используются наблюдение (циклическое, многоразовое), опыт (демонстрационный)...

Технологическая карта по окружающему миру.Тема "Весенний труд " УМК "Перспектива" (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата: 03.05.2022Школа: МАОУ «Академический лицей №95»Класс: 2-3 Студент: Колдаева Ирина МатвеевнаГруппа: 42Учитель: Удачина И.В.Метод...
Технологическая карта урока труда «Конструирование из бумаги. Весенний букет» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся практических умений выполнения изделий в технике конструирование, в процессе изготовления весеннего букета.Дидактические задачи урока:1. Формировать умение изгот...