Весенний труд
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Урок разработан по УМК "перспектива" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.vesenniy_trud_2_klass.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  плана - конспекта урока по предмету «Окружающий мир». 2класс.

УМК «Перспектива». Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 32(филиал)

г. Челябинска  Егорова Тамара Михайловна

Тема урока: «Весенний труд»

Цели урока:

  1. На примере материала урока рассмотреть особенности ценностно-смыслового потенциала ручного труда в природной и социальной сферах жизни, в единстве и взаимной связи человека и общества.
  2. Познакомить  с видами старинной женской и мужской  работы весной.
  3. Воспитывать уважение к труду и способствовать зарождению желания в душе ребёнка выполнять несложную ручную работу (самообслуживание, творческая поделка и т. д.)

Планируемые результаты: обучающиеся научатся различать особенности весеннего труда женщин и мужчин в старину, объяснять значение пословиц,

Проводить наблюдения за состоянием изменения природы, сопоставлять их результаты с ранее полученными данными о погоде  14 марта, ориентируясь на народные приметы. Аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, православный календарь.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  1. Наблюдения за погодой

-Какие изменения вы заметили в природе? Почему это произошло?

III.Самоопределение к деятельности

Прочитайте пословицу:

- Землю  солнце красит, а человека труд. (СЛАЙД1)

Сегодня тема урока «Весенний труд» (СЛАЙД1)

Цели урока прочитаем с доски(СЛАЙД2)

Планируемые результаты (СЛАЙД4)

IV.Работа по теме урока

  1. Беседа

- Ребята, вспомните, пожалуйста, каким народным праздником заканчивается зима? (СЛАЙД5)

- А какой главный  православный  праздник весны? (СЛАЙД6)

Знаете ли вы, что время между масленицей и Пасхой называется Пост?

Пост длится 7 недель.

-Что же происходило в жизни людей и в природе в это время?

2. Работа по учебнику.

А). Стр.94-95

-Чем занимались женщины в старину во время поста?

(Ткали холсты, шили, вышивали) (СЛАЙД7)

В конце XIX -  начале XX века одним из основных видов женского рукоделия было ткачество. (СЛАЙД8)

В разной степени мастерства ткачеством владела каждая женщина.

Справочный материал

   На Южном Урале в обиходе было два вида станка различных по конструкции (стан и кросна). Сразу после Масленицы, в начале Великого поста, кросна собирали и ставили в избе. Самым сложным процессом была «заправка» стана, т.е. правильное расположение нитей основы, начало работы. Для этого нужна была сноровка и опыт. Тонкие полотна, узорные, многоремизные, браные ткани сохранились до наших дней.

Девушек и девочек-подростков обучали ткачеству  матери и бабушки, начиная с холстов простого полотняного переплетения из толстых самопряденных ниток, постепенно усложняя задания, заставляя переделывать неудачные участки.

Часть холстов и полотен, предназначенных на шитье праздничной одежды, обрядовых полотенец и на продажу, уже зимой начинали белить, поскольку они имели сероватый или желтовато-бежевый оттенок. Отбеливали щелоком (настоем древесной золы), вымораживали - расстилали сбрызнутые водой холсты по снегу на два-три дня, позднее, с первыми весенними днями, расстилали холсты по зеленой травке, на солнышке.

Заканчивали тканьё перед Пасхой. Обычно в страстную неделю кросны разбирали, полотна скатывали в трубки, убирали в сундуки вместе с остатками пряжи. Весной и летом было не до льна.

И все-таки лён оставался с ней: в песне, в игре, в хороводе.

Девушки шили и вышивали себе приданое:

Полотенца (СЛАЙД10)

Скатерти (СЛАЙД11)

Нарядные рубашки (СЛАЙД11)

Ручное вязание

Башкирки Зауралья вязали из овечьей шерсти, овец в хозяйстве было много.

Шерсть хорошо поддавалась прядению, обладала большой теплоёмкостью.

Чулки, варежки, а позднее перчатки, носки шарфики умела вязать каждая женщина.

С начала XX века появились шали из овечьей шерсти. Позже их стали вязать из шерсти тонкорунных овец и пуховых коз. Именно с шалями связано распространение  в Зауралье узорного вязания на спицах с ажурным орнаментом. СЛАЙД12-14

А знаете ли вы….

     В женском Одигитриевском  монастыре (1849-1921год) юных послушниц

обучали многим видам рукоделия.

В1911 году в Челябинске в посёлке Порт-Артур (в наше время - территория Ленинского района) была открыта Рукодельная школа. Девушек и девочек бесплатно обучали «шитью, кройке и изящному рукоделию» (кружевоплетению и тамбурному вязанию).

   С конца XIX века в Челябинске существовала  одна женская гимназия. В 1914 году была открыта прогимназия. В программу обучения входило рукоделие СЛАЙД 15

Женский ручной труд развивал личностные качества: усидчивость, аккуратность, терпение.

 V. Физминутка

VI. Продолжение работы.

 Многие мужские работы были непосильны для женщин. Недаром в мужчинах всегда уважали силу, выносливость.

1).Прочитаем текст на стр.95

-Что узнали о мужской работе ?

а. Проверяли и отбирали зерно к севу

б. Готовили плуги и бороны

в. Чистили и прибирали подворье

г. Чинили то, что прохудилось и поломалось СЛАЙД16-20

2)  Загадки (стр. 95)

-Назовите,  одним словом эти  предметы?

- Инструментами работали мужчины.

3)  Выполнение задания №1 в рабочих тетрадях

4) Работа по учебнику. Стр.96-97. Прочитать текст. Рассказать о весеннем труде по плану:

1. Главная забота весной

2.В огородах

3. Домашние животные

4. В садах, парках, скверах

5) Стр. 97, «Подумаем!»

VII. Рефлексия

Что нового узнали на уроке?  О чём хотели бы узнать больше?

VIII. Домашнее задание: стр.95 «Страничка народного календаря», стр.97, Проверим себя, знать вывод. Рабочая  тетрадь: стр. 53,задание 4. Найти в семейном альбоме фотографию (как на стр.96)

IX. Вывод СЛАЙД16-21

Литература:

  1. http://www.opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog/folk/?id=2130
  2. https://chelyabinsk.74.ru/text/entertainment/372043640291328.html
  3. Народное искусство: сквозь века=Folk Art/ М –во культуры Челябинской обл.,  Обл. центр нар. творчества;[cjcn/ Е. А. Артюшкина]. –Челябинск: Аркаим, 2007- 164 с.: ил. –(Южно – Уральский эксклюзив).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День открытых дверей. ИЗО и худ. труд "Весеннее настроение"

Применение приема торцевания в коллективной работе на уроке для родителей и учеников....

Весна, весна на улице, весенние деньки! Весенних именинников поздравляем мы!

Как сплотить, сдружить первоклассников и их родителей? Традиционным стало праздновать дни р...

Весенний труд

Уход за кустарниками весной....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Весенний труд" 2 класс( УМК "Перспектива")

Конспект урока по окружающему миру  на тему: "Весенний труд"( УМК "Перспектива")...

"Весенний труд"

Технологическая карта урока "Весенний труд"В уроке используются наблюдение (циклическое, многоразовое), опыт (демонстрационный)...

Технологическая карта по окружающему миру.Тема "Весенний труд " УМК "Перспектива" (2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата: 03.05.2022Школа: МАОУ «Академический лицей №95»Класс: 2-3 Студент: Колдаева Ирина МатвеевнаГруппа: 42Учитель: Удачина И.В.Метод...